Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 4)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
4. Социальная сфера.
1. Социальная структура общества
Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое.
В состав социальной структуры общества входят: социальные общности, слои, группы, социальные институты.
Социальные группы – группы людей, объединенные по какому-либо признаку
Признаки:
численность: малые, средние, большие группы. Малые группы – небольшое число людей (от 2 до 30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.
демографический: мужчины, женщины, девушки, юноши, пенсионеры и т.д.
поселенческий критерий: москвичи, жители деревни
религиозный: католики, православные, мусульмане
этнический: русские, англичане
профессиональный: врачи, учителя
Социальный институт – форма организации людей, регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.
Выделяют следующие социальные статусы:
Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство
Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.
Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.
Социальная мобильность – переход индивида или группы из одной позиции в другую.
Виды социальной мобильности:
Социальная мобильность: горизонтальная – без изменения статуса и вертикальная – переход из одного статуса по социальной лестнице в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.
Различают также индивидуальную и групповую мобильность.
2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья является социальным институтом и малой группой.
Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская (демократическая).
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи).
Многопоколенная семья – семья, где все родственники проживают вместе.
Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.
Функции семьи: репродуктивная; социализации, психологическая, воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; статусная.
Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.
Причины увеличения различий между поколениями: 1) обновление социальной среды обитания человека; 2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.
Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.
3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Социальные роли подростка: ребёнок; учащийся; гражданин; читатель; юноша и девушка; друзья;
член спортивной секции;
для подростков и взрослых – читатель, покупатель, гражданин и т.д.
4. Социальные ценности и нормы.
Социальные нормы – правила социального поведения.
Социальные нормы: нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы, этикет.
Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.
Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. Это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны общественными идеалами. Социальные ценности – здоровье, благополучие, семья и др.
5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Девиантное (отклоняющееся поведение) поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятых норм в обществе. Может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы).
Последствия наркомании и алкоголизма:
1) физическое истощение организма, разрушение личности, смерть; 2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества; 4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления).
Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни.
Значение здорового образа жизни: сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости, сохранение социальной активности.
6. Социальный конфликт и пути его решения.
Социальный конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами в обществе.
Причины социальных конфликтов:
1) социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; 2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; 3) религиозные различия; 4) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; применение силы, власти, закона.
Стадии социального конфликта:
Предконфликтная – период, в течение которого накапливаются противоречия;
Конфликтная – столкновение противоборстующих сторон;
Послеконфликтная – период, в течение которого принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта.
Конфликт - это закономерное явление, может иметь прогрессивное значение.
Значение конфликтов в развитии общества:
Позитивное:
1) разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации; 2) снятие социальной напряжённости; 3) стимулирование социальных изменений; 4) усиление групповой сплочённости и др.
Негативное:
1) создание стрессовых ситуаций; 2) дезорганизация социальной жизни; 3) внутригрупповое напряжение; 4) разрушение социальной системы и др.
7. Межнациональные отношения.
Виды этнических общностей (этнос – народ): род; племя; народность; нация.
Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народность – объединение людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.
Основные тенденции в развитии межнациональных отношений
1. Интернациональная – интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок.
2. Национальная – стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру.
Основы межнационального сотрудничества – принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций.
Несоблюдение основ межнационального сотрудничества приводит к межнациональным конфликтам.
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до войн.
Причины межнациональных конфликтов.
- Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
- Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
- Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
- Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
- Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
- Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.).
- Религиозные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, существования различий в уровне религиозности населения.
- Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Пути разрешения межнациональных проблем:
- признание межнациональных проблем и решение их методами разумной национальной политики;
- осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений;
- использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации;
- организация эффективных международных организаций для мирного разрешения межнациональных проблем и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски". Часть 1
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски"...
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски". Часть 2
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски"...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 1)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 2)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 3)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 5)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 6)
Опорный конспект...