Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 4)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Опорный конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_sfera.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

4. Социальная сфера.

1. Социальная структура общества

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое.

В состав социальной структуры общества входят: социальные общности, слои, группы, социальные институты.

Социальные группы – группы  людей, объединенные по какому-либо признаку

Признаки:

численность: малые, средние, большие группы. Малые группы – небольшое число людей (от 2 до 30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

демографический: мужчины, женщины, девушки, юноши, пенсионеры и т.д.

поселенческий критерий: москвичи, жители деревни

религиозный: католики, православные, мусульмане

этнический: русские, англичане

профессиональный: врачи, учителя

Социальный институт – форма организации людей, регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.

Выделяют следующие социальные статусы:

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.

Социальная мобильность – переход индивида или группы из одной позиции  в другую.

Виды социальной мобильности:

Социальная мобильность: горизонтальная – без изменения статуса и вертикальная – переход из одного статуса по социальной лестнице в другой. Вертикальная мобильность  может быть нисходящей и восходящей.

Различают также индивидуальную и групповую мобильность.

2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья является социальным институтом и малой группой.

Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская (демократическая).

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи).

Многопоколенная семья – семья, где все родственники проживают вместе.

Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.

Функции семьи: репродуктивная; социализации, психологическая, воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; статусная.

Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.

Причины увеличения различий между поколениями:                                                                                        1) обновление социальной среды обитания человека;                                                                                        2) возрастание социальной мобильности  всех видов;                                                                                 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.

Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.

3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

Социальные роли подростка: ребёнок; учащийся; гражданин; читатель; юноша и девушка; друзья;

член спортивной секции;

для подростков и взрослых – читатель, покупатель, гражданин  и т.д.

4. Социальные ценности и нормы.

Социальные нормы – правила социального поведения.

Социальные нормы: нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы, этикет.

Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. Это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны  общественными идеалами. Социальные ценности – здоровье, благополучие, семья и др.

5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Девиантное (отклоняющееся поведение) поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятых норм в обществе. Может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы).

Последствия наркомании и алкоголизма:

1) физическое истощение организма, разрушение личности, смерть;                                                                     2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей;                                                                                        3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества;                                                                      4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления).

Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение    правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни.

Значение здорового образа жизни: сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости, сохранение социальной активности.

6. Социальный конфликт и пути его решения.

Социальный конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами в обществе.

Причины социальных конфликтов:

1) социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;                                                                          2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;                                                                                                                                                     3) религиозные различия;                                                                                                                                4) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; применение силы, власти, закона.

Стадии социального конфликта:

Предконфликтная – период, в течение          которого накапливаются противоречия;

Конфликтная – столкновение  противоборстующих сторон;

Послеконфликтная – период, в течение которого принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта.

Конфликт -  это закономерное явление, может иметь  прогрессивное значение.

Значение конфликтов в развитии общества:

Позитивное:

1) разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации;                                                         2) снятие социальной напряжённости;                                                                                                              3) стимулирование социальных изменений;                                                                                                       4) усиление групповой сплочённости и др.

Негативное:

1) создание стрессовых ситуаций;                                                                                                                  2) дезорганизация социальной жизни;                                                                                                                 3) внутригрупповое напряжение;                                                                                                                    4) разрушение социальной системы и др.

7. Межнациональные отношения.

Виды этнических общностей (этнос – народ): род; племя; народность; нация.

Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народность – объединение людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

Основные тенденции в развитии межнациональных отношений

1. Интернациональная – интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок.

2. Национальная – стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру.

Основы межнационального сотрудничества – принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций.

Несоблюдение основ межнационального сотрудничества приводит к межнациональным конфликтам.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до войн.

Причины межнациональных конфликтов.

- Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

- Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

- Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

- Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

- Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

- Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.).

- Религиозные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, существования различий в уровне религиозности населения.

- Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Пути разрешения межнациональных проблем:

- признание межнациональных проблем и решение их методами разумной национальной политики;

- осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений;

- использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации;

- организация эффективных международных организаций для мирного разрешения                    межнациональных проблем и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Тип Моллюски". Часть 1

Опорный конспект по теме "Тип Моллюски"...

Опорный конспект по теме "Тип Моллюски". Часть 2

Опорный конспект по теме "Тип Моллюски"...