Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 1)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
1. Человек и общество
1.Общество как форма жизнедеятельности людей.
Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность. Существует понятие общество в широком и узком смысле.
В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Под обществом в узком смысле понимается:
-Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
-Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
-Население страны, государства (российское общество)
Различают следующие типы обществ:
- Традиционное (аграрное): преобладает сельское хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности
- Индустриальное: массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность
- Постиндустриальное (информационное): Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства
Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.
Главные проблемы:
1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.
2. Демографическая;
3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;
4. Проблема ресурсов;
5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.
2. Взаимодействие общества и природы.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом, взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
В структуре общества 4 сферы (подсистемы):
1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.
2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.
3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.
4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
4. Биологическое и социальное в человеке.
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Основные отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их;
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Духовные (вера, творчество)
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
5. Личность, особенности подросткового возраста.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).
Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы.
Особенности подросткового возраста:
-Психологические изменения
-Физиологические изменения
-Развитие мышления
-Формирование самосознания
-Формирование мировоззрения
-Полярность мнений и поведения
-Чувство взрослости
6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Структура деятельности включает в себя:
Мотив——цель—— средства——действия——результат + Объект +Субъект
Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность
Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.
Цель – осознанный образ ожидаемого результата.
Результат – это конечный продукт деятельности.
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
7. Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение.
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
-Наличие общей цели;
-Совместная деятельность;
-Личное взаимодействие членов группы;
-Длительность существования;
-Добровольный характер
-Определённый эмоциональный фон.
Различают следующие типы малых групп:
-Условные (нет постоянных контактов)
-Реальные (постоянные контакты)
-Естественные (складываются сами по себе)
-Формальные (официальные)
-Неформальные (неофициальные)
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Межличностные отношения бывают формальные (переговоры о приеме на работу, беседа директора с родителями ученика, отношения между должностными лицами в служебное время и т.д.) и неформальные (вечеринка друзей, поездка с приятелями на пикник, знакомство с соседом и т.д.).
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.
8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
- Неумение контролировать эмоции
- Негативные чувства (зависть, корысть)
- Невоспитанность
- Различные ценностные ориентации
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски". Часть 1
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски"...
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски". Часть 2
Опорный конспект по теме "Тип Моллюски"...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 2)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 3)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 4)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 5)
Опорный конспект...
Опорный конспект для подготовки к ОГЭ (часть 6)
Опорный конспект...