"Гражданин и государство"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Утверждена приказом МБОУ «СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов» от _______ №___ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Гражданин и государство»
для 10 класса на 2022-2027 годы
Составитель:
Л.А.Пешкова учитель обществознания,
права, экономики
г. Великий Устюг
Пояснительная записка
Поскольку изучение вопросов права для 10 класса, с одной стороны, вызывает у учащихся повышенный интерес, а с другой стороны, предусматривает рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках факультативного курса является целесообразным.
Курс «Гражданин и государство» построен таким образом, чтобы помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления.
Цели курса:
1.Формирование правосознания и правовой культуры, социально – правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
2.Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека;
3.Освоение системы знаний о праве как науки; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями
4.Овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний, для решения практических задач в социально- правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального обучения;
5.Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Задачи курса:
- Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы
- Приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем.
- Формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях.
- Обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками правоохранительных органов).
- Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Объем часов составляет 68 при 34 — часовой учебной неделе
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями о системе права своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат правового знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний в правовом пространстве отдельных личностей и общества в целом.
Календарно — тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | Правовая база «Консультант+» |
2 | Гражданин и государство | 2 | ||
3 | Дебаты «Лучше молчать, нежели лгать» | 2 | Групповая | Единый реестр «ЦОР» |
4 | Дебаты «Лучше молчать, нежели лгать» | 2 | ||
5 | Право на образование | 2 | Парная (работа с текстом) | «РЭШ» |
6 | Мои права и обязанности в школе | 2 | ||
7 | Семейное право | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | ЭОР «Аудиоучебник» |
8 | Семейное право | 2 | ||
9 | Я и семья | 2 | ||
10 | Трудовое право | 2 | Работа в паре (работа с источником) | Правовая база «Консультант+» |
11 | Трудовое право | 2 | ||
12 | Трудовое право | 2 | ||
13 | Трудовое право несовершеннолетних | 2 | ||
14 | Предпринимательство и бизнес: сравнительная характеристика | 2 | Решение задач | |
15 | Права потребителя в РФ и за рубежом | 2 | Решение задач | |
16 | Права потребителя в РФ и за рубежом | 2 | Решение задач | |
17 | Жилищные права граждан, Жилищный фонд | 2 | Работа в паре (работа с источником) | |
18 | Жилищные права граждан, Жилищный фонд | 2 | ||
19 | Уголовное право и уголовный закон | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | Правовая база «Консультант+» |
20 | Уголовное право и уголовный закон | 2 | ||
21 | Молодежь и правонарушения | 2 | Решение задач | |
22 | Молодежь и правонарушения | 2 | ||
23 | Дебаты на тему «Как не стать жертвой преступления?» | 2 | Групповая | |
24 | Дебаты на тему «Как не стать жертвой преступления?» | 2 | ||
25 | Дебаты на тему «Скажи наркотикам «-Нет!» | 2 | ||
26 | Дебаты на тему «Скажи наркотикам «-Нет!» | 2 | ||
27 | Избирательное право и избирательный процесс | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | Тренажер «Облако знаний» |
28 | Избирательное право и избирательный процесс | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | |
29 | Формы участия граждан у управлении государством | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | |
30 | Формы участия граждан у управлении государством | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | |
31 | Управление на местах | 2 | Индивидуальная (работа с источниками) | Правовая база «Консультант+» |
32 | Деловая игра «Я - избиратель» | 2 | Групповая | |
33 | Деловая игра «Я - избиратель» | 2 | ||
34 | Д еловая игра «Я - избиратель» | 2 |
Литература
Никитин, А. Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2018.
Никитин, А. Ф., Суворова, Н Г., Тюляева, Т. И. Право и политика: методическое пособие. -М: Просвещение, 2001.
Конституция Российской Федерации.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2017.
Комментарий к Трудовому кодексу РФ. - М., 2019.
Комментарий к уголовному кодексу РФ. - М, 2019.
Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М., 2018.
Федеральный Закон РФ «Об образовании». - М: Ось-89, 2019.
Задачник по обществознанию / А. И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2019
Источники
1.Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).
2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г.)
3. Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).
4.Конституция РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания 8 кл с ипользованием интерактивной доски "Гражданин и государство" (Боголюбов Л.Н.)
Урок с использованием интерактивной доски SmartBoard. Прилагается тест Excel....
Тематические задачи по теме "Гражданин и государство".
Тематические задачи используются для контроля знаний по теме "Гражданин и государство"...
Гражданин и государство.
8 класс...
Парламентский урок: "Гражданин. Общество. Государство".
Цель : формирование гражданской позиции, повышение правовой культуры.Задачи:-Обобщение и систематизация полученных знаний из курса обществознания;-Закрепление знаний о государственных симв...
Рачительный гражданин – богатое государство
Очень важно уже в школе учить детей азам экономической грамотности и экономической культуры, важнейшими качествами которой являются: формирование у учащихся экономического мышления и воспитание качест...
Контрольная работа по теме "Гражданин и государство" 9 класс
Контрольная работа по теме "Гражанин и государство" 9 класс. (Боголюбов) Задания составлены в формате ОГЭ в двух вариантах....
КОС_9 класс. Тема: Политика, Гражданин и государство
КОС_9 класс. Тема: Политика, Гражданин и государство...