проект "Правовая грамотность несовершеннолетних"
проект по обществознанию (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Проект работы по профилактике правонарушений и повышения правовой грамотности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект работы | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Джогинская средняя общеобразовательная школа
Паспорт проекта
Тема: Правовая грамотность
Авторы:
Елтратов Михаил Петрович
Гаева Светлана Алексеевна
Руководитель:
Елтратов Михаил Петрович
2018г.
Содержание
1. Аннотация, актуальность………………………………………………...….3
2. Целевое назначение и задачи проекта...........................................................5
3. Описание деятельности по реализации проекта .........................................6
4. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………..….10
5. Ожидаемые результаты……………………………………………….……11
Приложения……………………………………………………………………12
Учащиеся, оказавшись в различных правовых ситуациях, неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно, выбирают неадекватный вариант поведения. Дети с противоправным поведением не обладают высоким уровнем правовой культуры. Их правовая безграмотность является одним из источников бед. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Поэтому прививать правовые знания ребенку необходимо с детства. Правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания учащихся нашей школы, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры обучающихся. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих изменений.
Развитие правового государства и формирование гражданского общества требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие ценности и принципы жизни, как приоритет человека, его права и свобода, обеспечение надежной защищенности интересов.
Формирование человека начинается с раннего детства, так как именно в детстве закладываются основы знаний, норм морали, убеждений, привычек, потребностей личности. В современном мире серьезно обостряются проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. К сожалению преступность «молодеет», так как несформированная правовая культура, а зачастую незнание закона – основная причина правонарушений.
Изучение проблем правонарушений должно начинаться именно с преступности несовершеннолетних, поскольку она по этическим причинам имеет чрезвычайно важное значение для любого общества, не только для нашего. Можно сказать, что состояние преступности несовершеннолетних определяет нравственный уровень и облик общества. Преступность несовершеннолетних, ее динамика и структура едва ли не в определяющей степени характеризуют уровень развития общества, его нравственности и социальной зрелости. И, конечно, влияют на социальную, экономическую и политическую обстановку в стране.
Только изучение прав в совокупности с обязанностями и ответственностью каждого несовершеннолетнего гражданина создаёт возможность для формирования правовой личности в правовом государстве.
Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей школы.
Объект, основные целевые группы, на которых направлен проект: правовое образование и правовое воспитание учащихся, родителей.
Предмет: процесс формирования правовой культуры учащихся.
Сроки реализации проекта: 2018-2021гг.
- Целевое назначение и задачи
Целевая аудитория данного проекта – учащиеся школы.
Цель проекта: повышение уровня правовой культуры среди учащихся, формирование правовых знаний, вовлечение учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации. А также формирование у учащихся чувства гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Задачи:
1. Выявить уровень правовой компетентности учащихся 7-10 классов.
2. Вовлечь учащихся «группы риска» в деятельность, направленную на повышение правовой грамотности
3. Разработать буклеты, информационные листовки и провести лекции для формирования правовой грамотности.
4. формировать правовую культуру учащихся и родителей, расширять знания о нормах, правилах, законах, регулирующих и нормирующих социальное поведение подростков.
3. Описание деятельности по реализации проекта
Одним из эффективных методов ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является формирование законопослушного поведения, правовая этика и повышение правовой грамотности у подростков.
Наша деятельность так же направлена на взаимодействие со учащимися, имеющие отклонения в поведении, в процессе реализации проекта по определению уровня правовой грамотности и как итог - восполнение пробелов в знаниях несовершеннолетних о своих правах и обязанностях.
Социальный проект «Правовая грамотность» будет реализовываться в МКОУ Джогинская СОШ с сентября 2018 года, главная идея проекта – наставничество членов Школьного Парламента над учащимися, имеющих отклонения в поведении. Работа группы наставников заключается в ежедневном контроле поведения учащихся, организация досуга, привлечении ко всем мероприятиям школьного объединения, результатом станет снижение нарушений среди учащихся. Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как родительские собрания, классные часы, круглые столы с приглашением специалистов правоохранительных органов. Родители учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них решающими будут являться индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, рекомендации правовой культуры. Задача нашего проекта познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Ознакомление родителей с правовыми документами на родительских собраниях, на праздниках, на совместных мероприятиях с детьми путем размещения информации на стендах. А для знакомства детей с их правами будут проводиться ролевые, дидактические игры, праздники, беседы, правовая игра «Правовое колесо» по станциям. Среди учащихся будет проведено анкетирование на определение правовой грамотности. Создание воспитывающей правовой среды обеспечит целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. Для формирования правовых взглядов, понятий, личности, метод правотворчества (самостоятельного составления правовых документов, гражданско-правового договора, искового заявления
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия I этап. Подготовительный (2018-2019 учебный год) | Сроки | Ответственные | Результат |
Проведение собрания членов Школьного Парламента ( ШП) для обсуждения деталей проекта | Сентябрь 2018 год | ШП | Протокол собрания | |
Информационная поддержка проекта. Размещение информации о работе проекта на сайте школы | Октябрь 2018 год | Социальный педагог, педагог-психолог | Информация на сайте | |
Проведение собрание среди учащихся 7-10 классов. для знакомства и обсуждения предстоящей работы в рамках реализации проекта | Ноябрь 2018 год | ШП, руководитель проекта | Протокол собрания | |
4 | Вовлечение учащихся всех во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций) . | Ноябрь 2018 год | Социальный педагог, ШП, классные руководители | Занятость учащихся |
5. | Ознакомление с этапами проекта и планом работы на учебный год | Декабрь 2018 год | ШП | Календарный план |
6. | Тестирование учащихся на определение правовой грамотности . | Декабрь 2018 год | руководитель проекта, классные руководители | Выявление уровня знаний по правовой грамотности. |
Мероприятия II этап. Реализация (2018-2019 учебный год) | Сроки | ответственный | Результат | |
Изучение: - Закона РФ «Об образовании»; - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от год; - Уголовный кодекс РФ; - Конвенция ООН «О правах ребенка»; - Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми) -Закона ИО от N 7-ОЗ "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области". | Январь- апрель 2019 год | Социальный педагог, инспектор ОДН, руководитель проекта, классные руководители | Повышение уровня правовой грамотности. | |
2. | Повторное анкетирование учащихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы» | Апрель 2019 год | руководитель проекта, классные руководители | определение динамики уровня знаний по правовой грамотности. |
3. | Помощь в проведении тематических классных часов правовой направленности: - «Я – гражданин России»; - «Закон и подросток»; - «Закон о наркотиках»; - «Мои права – мои обязанности» | Февраль – апрель 2019 год | классные руководители | Повышение правовой грамотности |
4. | Организация и проведение конкурса буклетов по правовой тематике. | Март- апрель 2019г. | Руководитель проекта | Организация выставки, распространение |
5. | Оформление в коридоре школы информационно-познавательными плакатами | Март 2019 . | ШП, социальный педагог | Получение информации |
6. | Круглый стол по правовому воспитанию: «Час правовых вопросов» с учащимися «группы риска» | Май 2019 г. | Администрация школы, зам. директора по УВР, инспектор ОДН | Повышение правовой грамотности |
Мероприятия III Этап. Итоговый (2019-2020 учебный год) | сроки | Ответственные | Результат | |
Индивидуально-профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании педагоги | Сентябрь 2019 год | Зам. директора по УВР, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог | Профилактика безнадзорности и правонарушений токсикомании педагоги | |
Оформление тематических стендов: - «Подросток вышел на улицу»; - «Молодежный экстремизм: | Ноябрь2019- март 2020 г | ШП, социальный педагог, учащиеся 7-10 кл. | формирование правовой грамотности Восполнение пробелов о правах и обязанностях несовершеннолетних; формирование осознания о необходимости жить в правовом поле. | |
Час правовой культуры: «Проступок, правонарушение, преступление» | Март 2020 г. | Инспектор ОДН, социальный педагог | Профилактика правонарушений | |
Повторное анкетирование учащихся на определение уровня правовой грамотности | апрель 2020 г. | руководитель проекта, классные руководители | Обобщение полученных знаний учащимися, определение динамики уровня знаний по правовой грамотности | |
Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчета о проделанной работе | Май 2020 г. | Совет старшеклассников, социальные педагоги | Анализ работы |
4. Ресурсное обеспечение проекта
1. Информационные ресурсы: информация, полученная участниками проекта в ходе исследования и бесед, тестирование, Интернет - ресурсы.
2. Кадровые ресурсы: педагоги и учащиеся, социальный педагог.
3. Материально – технические ресурсы: кабинет с медиапроектором, видеоролики по соответствующей тематике, листовки, буклеты, материал для проведения ликбеза (лекционный материал и презентация), бланк тестового задания, доступ к сети интернет в домашних условиях.
Определение ресурсов для реализации проекта необходимо для того, чтобы участники проекта:
- знали, где и как самостоятельно искать необходимую для решения возникших проблем информацию;
- умели определять потенциальный источник информации (СМИ, законодательные акты, работник администрации и т.п.);
- самостоятельно работали с источниками правовой информации;
- могли получать консультации специалистов (например, с помощью сети Интернет, юриста);
- повышали уровень правовой грамотности и правосознания.
5. Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта возможно:
- снижение количества учащихся, совершивших правонарушения;
- формирование правового самосознания учащихся и родителей; ;
Считаем, что проведенные мероприятия являются необходимыми в расширении информированности учащихся в области правовых знаний.
Данная работа будет являться вкладом в решение проблемы по защите прав детей и привлечению должного внимания взрослых к детским проблемам.
Ожидаемые результаты:
- Качественные знания несовершеннолетними своих прав и обязанностей;
- Правомерное поведение несовершеннолетних;
- Уважительное отношение к закону и правам окружающих;
- Самостоятельная подготовка и проведение тематических внеклассных мероприятий, при помощи классного руководителя, подбора дополнительной информации из СМИ и сети интернет, а так же руководствуясь действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, позволит повысить уровень правовой грамотности несовершеннолетних.
Перспективы развития проекта: Данный проект актуален и применим в любой школе, так как можно получить реальные положительные результаты по профилактике правонарушений.
Приложение 1
Год рождения__________
Инструкция
Предлагаем ответить на ряд вопросов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа. Промежуточных ответов «не знаю» старайтесь избегать.
Цель анкетирования: выявление уровня правовой грамотности.
1. Является ли Конституция РФ главным документом нашей страны?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
2. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как Вы оцениваете свой собственный уровень правовой грамотности?
Хороший
Слабый
Недостаточный
4. Знакомы ли Вы с Конвенцией ООН «О правах человека»?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Пользуетесь ли вы информацией, которая вывешивается на информационных стендах в колледже?
а) да;
б) нет;
в) практически не пользуюсь.
6. Знаете ли Вы куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?
а) если да, то куда_____________________________;
б) не знаю.
7. Подлежит ли наказанию распитие спиртных напитков или появление в общественном месте в нетрезвом виде?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
8. Является ли алкогольное опьянение смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления?
а) нет;
б) да;
в) не знаю.
9. Верно ли, что допрос несовершеннолетнего должен проходить в присутствии взрослого представителя?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Верно ли, что все люди имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
11. Является ли чистосердечное признание в совершенном преступлении смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за содеянное?
а) да;
б) нет,
в) не знаю.
12. Верно ли, что продажа алкогольных напитков, пива и табачных изделий несовершеннолетним в РФ запрещена?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
13. Грозит ли наказание несовершеннолетнему, которого задержали в 22 часа 15 минут без сопровождения взрослых?
а) да;
б) нет,
в) не знаю.
14. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
а) нет;
б) да;
в) не знаю.
15. Привлекаются ли к административной ответственности лица, управляющие транспортным средством без прав?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
16. Привлекаются ли к ответственности лица за изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств, психотропных веществ с целью сбыта или без нее?
а) да;
б) нет;
в) не
17. Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?»
а) часто;
б) никогда;
в) иногда.
18. Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?
а) возможно;
б) никогда;
в) затрудняюсь ответить.
19. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) родители;
б) государство;
в) президент.
20. Какие основные права человека, гарантированные Конституцией Вы знаете, перечислите:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...
ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА
Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных ...
Информационная безопасность несовершеннолетних в сети Интернет. Родительское собрание. Памятка для родителей об информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет
Профилактика противоправных действий относительно несовершеннолетних в сети Интернет....
Выступление "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
В статье представлен материал по профилактике самовольных уходов....
Презентация "Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями"
В данной презентации даются основные понятия системы профилактики, правовая основа деятельности органов и учреждений системы профилактики...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...