проект "Правовая грамотность несовершеннолетних"
проект по обществознанию (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Проект работы по профилактике правонарушений и повышения правовой грамотности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект работы34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Джогинская средняя общеобразовательная школа

Паспорт проекта

Тема: Правовая грамотность

Авторы:

Елтратов Михаил Петрович

Гаева Светлана Алексеевна

Руководитель:

Елтратов Михаил Петрович

2018г.

Содержание

1. Аннотация, актуальность………………………………………………...….3

2. Целевое назначение и задачи проекта...........................................................5

3. Описание деятельности по реализации проекта .........................................6

4. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………..….10

5. Ожидаемые результаты……………………………………………….……11

Приложения……………………………………………………………………12

Учащиеся, оказавшись в различных правовых ситуациях, неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно, выбирают неадекватный вариант поведения. Дети с противоправным поведением не обладают высоким уровнем правовой культуры. Их правовая безграмотность является одним из источников бед. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Поэтому прививать правовые знания ребенку необходимо с детства. Правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания учащихся нашей школы, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры обучающихся. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих изменений.

Развитие правового государства и формирование гражданского общества требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие ценности и принципы жизни, как приоритет человека, его права и свобода, обеспечение надежной защищенности интересов.

Формирование человека начинается с раннего детства, так как именно в детстве закладываются основы знаний, норм морали, убеждений, привычек, потребностей личности. В современном мире серьезно обостряются проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. К сожалению преступность «молодеет», так как несформированная правовая культура, а зачастую незнание закона – основная причина правонарушений.

Изучение проблем правонарушений должно начинаться именно с преступности несовершеннолетних, поскольку она по этическим причинам имеет чрезвычайно важное значение для любого общества, не только для нашего. Можно сказать, что состояние преступности несовершеннолетних определяет нравственный уровень и облик общества. Преступность несовершеннолетних, ее динамика и структура едва ли не в определяющей степени характеризуют уровень развития общества, его нравственности и социальной зрелости. И, конечно, влияют на социальную, экономическую и политическую обстановку в стране.

Только изучение прав в совокупности с обязанностями и ответственностью каждого несовершеннолетнего гражданина создаёт возможность для формирования правовой личности в правовом государстве.

Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей школы.

Объект, основные целевые группы, на которых направлен проект: правовое образование и правовое воспитание учащихся, родителей.

Предмет: процесс формирования правовой культуры учащихся.

Сроки реализации проекта: 2018-2021гг.

  1. Целевое назначение и задачи

Целевая аудитория данного проекта – учащиеся школы.

Цель проекта: повышение уровня правовой культуры среди учащихся, формирование правовых знаний, вовлечение учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации. А также формирование у учащихся чувства гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Задачи:

1. Выявить уровень правовой компетентности учащихся 7-10 классов.

2. Вовлечь учащихся «группы риска» в деятельность, направленную на повышение правовой грамотности

3. Разработать буклеты, информационные листовки и провести лекции для формирования правовой грамотности.

4. формировать правовую культуру учащихся и родителей, расширять знания о нормах, правилах, законах, регулирующих и нормирующих социальное поведение подростков.

3. Описание деятельности по реализации проекта

Одним из эффективных методов ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является формирование законопослушного поведения, правовая этика и повышение правовой грамотности у подростков.

Наша деятельность так же направлена на взаимодействие со учащимися, имеющие отклонения в поведении, в процессе реализации проекта по определению уровня правовой грамотности и как итог - восполнение пробелов в знаниях несовершеннолетних о своих правах и обязанностях.

Социальный проект «Правовая грамотность» будет реализовываться в МКОУ Джогинская СОШ с сентября 2018 года, главная идея проекта – наставничество членов Школьного Парламента над учащимися, имеющих отклонения в поведении. Работа группы наставников заключается в ежедневном контроле поведения учащихся, организация досуга, привлечении ко всем мероприятиям школьного объединения, результатом станет снижение нарушений среди учащихся. Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как родительские собрания, классные часы, круглые столы с приглашением специалистов правоохранительных органов. Родители учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них решающими будут являться индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, рекомендации правовой культуры. Задача нашего проекта познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Ознакомление родителей с правовыми документами на родительских собраниях, на праздниках, на совместных мероприятиях с детьми путем размещения информации на стендах. А для знакомства детей с их правами будут проводиться ролевые, дидактические игры, праздники, беседы, правовая игра «Правовое колесо» по станциям. Среди учащихся будет проведено анкетирование на определение правовой грамотности. Создание воспитывающей правовой среды обеспечит целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. Для формирования правовых взглядов, понятий, личности, метод правотворчества (самостоятельного составления правовых документов, гражданско-правового договора, искового заявления

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

I этап. Подготовительный (2018-2019 учебный год)

Сроки

Ответственные

Результат

Проведение собрания членов Школьного Парламента ( ШП) для обсуждения деталей проекта

Сентябрь 2018 год

ШП

Протокол собрания

Информационная поддержка проекта. Размещение информации о работе проекта на сайте школы

Октябрь 2018 год

Социальный педагог, педагог-психолог

Информация на сайте

Проведение собрание среди учащихся 7-10 классов. для знакомства и обсуждения предстоящей работы в рамках реализации проекта

Ноябрь 2018 год

ШП, руководитель проекта

Протокол собрания

4

Вовлечение учащихся всех во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций) .

Ноябрь 2018 год

Социальный педагог, ШП, классные руководители

Занятость учащихся

5.

Ознакомление с этапами проекта и планом работы на учебный год

Декабрь 2018 год

ШП

Календарный план

6.

Тестирование учащихся на определение правовой грамотности

.

Декабрь 2018 год

руководитель проекта, классные руководители

Выявление уровня знаний по правовой грамотности.

Мероприятия

II этап. Реализация (2018-2019 учебный год)

Сроки

ответственный

Результат

Изучение: - Закона РФ «Об образовании»;

- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от год;

- Уголовный кодекс РФ; - Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми)

-Закона ИО от N 7-ОЗ "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области".

Январь- апрель 2019 год

Социальный педагог, инспектор ОДН, руководитель проекта, классные руководители

Повышение уровня правовой грамотности.

2.

Повторное анкетирование учащихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы»

Апрель 2019 год

руководитель проекта, классные руководители

определение динамики уровня знаний по правовой грамотности.

3.

Помощь в проведении тематических классных часов правовой направленности:

- «Я – гражданин России»;

- «Закон и подросток»;

- «Закон о наркотиках»;

- «Мои права – мои обязанности»

Февраль – апрель 2019 год

классные руководители

Повышение правовой грамотности

4.

Организация и проведение конкурса буклетов по правовой тематике.

Март- апрель 2019г.

Руководитель проекта

Организация выставки, распространение

5.

Оформление в коридоре школы информационно-познавательными плакатами

Март 2019 .

ШП, социальный педагог

Получение информации

6.

Круглый стол по правовому воспитанию:

«Час правовых вопросов» с учащимися «группы риска»

Май

2019 г.

Администрация школы, зам. директора по УВР, инспектор ОДН

Повышение правовой грамотности

Мероприятия III Этап. Итоговый (2019-2020 учебный год)

сроки

Ответственные

Результат

Индивидуально-профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании педагоги

Сентябрь 2019 год

Зам. директора по УВР, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог

Профилактика безнадзорности и правонарушений токсикомании педагоги

Оформление тематических стендов:

- «Подросток вышел на улицу»;

- «Молодежный экстремизм:

Ноябрь2019- март 2020 г

ШП, социальный педагог, учащиеся 7-10 кл.

формирование правовой грамотности

Восполнение пробелов о правах и обязанностях несовершеннолетних; формирование осознания о необходимости жить в правовом поле.

Час правовой культуры: «Проступок, правонарушение, преступление»

Март 2020 г.

Инспектор ОДН, социальный педагог

Профилактика правонарушений

Повторное анкетирование учащихся на определение уровня правовой грамотности

апрель 2020 г.

руководитель проекта, классные руководители

Обобщение полученных знаний учащимися, определение динамики уровня знаний по правовой грамотности

Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчета о проделанной работе

Май 2020 г.

Совет старшеклассников, социальные педагоги

Анализ работы

4. Ресурсное обеспечение проекта

1. Информационные ресурсы: информация, полученная участниками проекта в ходе исследования и бесед, тестирование, Интернет - ресурсы.

2. Кадровые ресурсы: педагоги и учащиеся, социальный педагог.

3. Материально – технические ресурсы: кабинет с медиапроектором, видеоролики по соответствующей тематике, листовки, буклеты, материал для проведения ликбеза (лекционный материал и презентация), бланк тестового задания, доступ к сети интернет в домашних условиях.

Определение ресурсов для реализации проекта необходимо для того, чтобы участники проекта:

- знали, где и как самостоятельно искать необходимую для решения возникших проблем информацию;

- умели определять потенциальный источник информации (СМИ, законодательные акты, работник администрации и т.п.);

- самостоятельно работали с источниками правовой информации;

- могли получать консультации специалистов (например, с помощью сети Интернет, юриста);

- повышали уровень правовой грамотности и правосознания.

5. Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта возможно:

- снижение количества учащихся, совершивших правонарушения;

- формирование правового самосознания учащихся и родителей; ;
Считаем, что проведенные мероприятия являются необходимыми в расширении информированности учащихся в области правовых знаний.

Данная работа будет являться вкладом в решение проблемы по защите прав детей и привлечению должного внимания взрослых к детским проблемам.

Ожидаемые результаты:

  • Качественные знания несовершеннолетними своих прав и обязанностей;
  • Правомерное поведение несовершеннолетних;
  • Уважительное отношение к закону и правам окружающих;
  • Самостоятельная подготовка и проведение тематических внеклассных мероприятий, при помощи классного руководителя, подбора дополнительной информации из СМИ и сети интернет, а так же руководствуясь действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, позволит повысить уровень правовой грамотности несовершеннолетних.

Перспективы развития проекта: Данный проект актуален и применим в любой школе, так как можно получить реальные положительные результаты по профилактике правонарушений.

Приложение 1

Год рождения__________

Инструкция

Предлагаем ответить на ряд вопросов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа. Промежуточных ответов «не знаю» старайтесь избегать.

Цель анкетирования: выявление уровня правовой грамотности.

1. Является ли Конституция РФ главным документом нашей страны?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

2. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как Вы оцениваете свой собственный уровень правовой грамотности?

Хороший

Слабый

Недостаточный

4. Знакомы ли Вы с Конвенцией ООН «О правах человека»?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Пользуетесь ли вы информацией, которая вывешивается на информационных стендах в колледже?

а) да;

б) нет;

в) практически не пользуюсь.

6. Знаете ли Вы куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?

а) если да, то куда_____________________________;

б) не знаю.

7. Подлежит ли наказанию распитие спиртных напитков или появление в общественном месте в нетрезвом виде?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Является ли алкогольное опьянение смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления?

а) нет;

б) да;

в) не знаю.

9. Верно ли, что допрос несовершеннолетнего должен проходить в присутствии взрослого представителя?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Верно ли, что все люди имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

11. Является ли чистосердечное признание в совершенном преступлении смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за содеянное?

а) да;

б) нет,

в) не знаю.

12. Верно ли, что продажа алкогольных напитков, пива и табачных изделий несовершеннолетним в РФ запрещена?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

13. Грозит ли наказание несовершеннолетнему, которого задержали в 22 часа 15 минут без сопровождения взрослых?

а) да;

б) нет,

в) не знаю.

14. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?

а) нет;

б) да;

в) не знаю.

15. Привлекаются ли к административной ответственности лица, управляющие транспортным средством без прав?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

16. Привлекаются ли к ответственности лица за изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств, психотропных веществ с целью сбыта или без нее?

а) да;

б) нет;

в) не

17. Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?»

а) часто;

б) никогда;

в) иногда.

18. Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?

а) возможно;

б) никогда;

в) затрудняюсь ответить.

19. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) родители;

б) государство;

в) президент.

20. Какие основные права человека, гарантированные Конституцией Вы знаете, перечислите:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних

Социально-педагогическое сопровождение  обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  в Отделе участковых уполномоченных ...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...