исследовательская работа по истории
проект по истории (10 класс)
данную работу выполнила ученица 10 класса.тема пректа " Церковь в период революции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВЫДРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" МО "КАБАНСКИЙ РАЙОН" РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Проектная работа:
«От антирелигиозной политики в период 1917-1922 годы до современного состояния религии в Бурятии»
Работу выполнила:
Ученица 10 класса
Лазарева Анастасия
Руководитель:
Учитель истории
Василькова Оксана Сергеевна
Содержание:
1. Введение
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Заключение
5. Литература
I.Введение
Актуальность. На протяжении всей истории России религия и религиозные институты являлись важнейшими элементами общественно-политической жизни государства.
Большая часть населения страны к 1917 году было верующим и Бурятия в этом отношении не являлась исключением. На территории республики были представлены основные религиозные конфессии (православие, буддизм, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм), которые являлись особенностями региона.
Октябрьская революция 1917 г. вызвала глобальные изменения в общественно-политическом устройстве страны, что сказалось на взаимоотношениях государства и религиозных конфессий. Политика Советской власти по отношению к религиозным конфессиям привела к тому, что к 1940 году на территории Бурятии не осталось ни одного действующего здания культа, а духовенство и верующие подверглись гонениям и многочисленным репрессиям. В этой связи актуальность исследования не вызывает сомнений. Начавшийся процесс религиозного возрождения требует переосмысления взаимоотношений Советской власти и религии. Особенно это касается национального субъекта Российской Федерации, каковым является Республика Бурятия. Традиционная веротерпимость населения вступила в острое противоречие с политикой Советской власти. В этой связи тема исследования приобретает и социальную значимость.
Цель работы: изучить религиозную политику СССР 1927-1922 годы в Бурятии до ????
Задачи исследования:
- Рассмотреть взаимоотношения религиозных конфессий и государства в Бурятии, в период революции и гражданской войны в 1917-1922 годы.
- Изучить современное состояние взаимоотношения религиозных конфессий и государства в Бурятии
Методы исследования:
Методы исследования:
1.теоретический анализ и обобщение научной литературы, материалов сети Internet, периодических изданий об истории религиозной политики на территории Бурятии.
II.Теоретическая часть
2.1. Взаимоотношения религиозных конфессий и государства в Бурятии, в период революции и гражданской войны в 1917-1922 годы. Революционные потрясения 1917 года и приход к власти большевиков привели к кардинальной трансформации положения всех религиозных институтов. Законодательный массив, принятый в первые годы советской власти, был направлен на ограничение прав церкви. Декрет о земле, принятый 26 октября (8 ноября) 1917 года, ликвидировал экономические привилегии церкви. 11 (24) декабря 1917 года был издан декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения, то есть церковь лишалась всех академий, семинарий и епархиальных училищ, а следовательно, и всего связанного с ним имущества. Уже через несколько месяцев это решение, дойдя до администрации духовных школ, вызвало у духовенства бурю возмущения.
Основополагающие положения декрета об отделении церкви от государства вошли в Конституцию РСФСР, принятую в июле 1918 года.
При этом государство ещё не запрещало религиозную пропаганду, вместе с тем служители культа были лишены избирательных прав. Период 1917-1922 годы в истории Бурятии характеризовался перманентной сменой власти и
политических режимов, постоянным административно-территориальными
трансформациями, что, естественно, сказывалось на положении религиозных институтов. Практическая реализация законодательных актов советской власти по отношению к религиозным конфессиям на территории Бурятии началась с образованием Бурят-Монгольских автономных областей в составе ДВР и РСФСР.
На территории Бурятии были представлены все основные религиозные конфессии, не считая сект, обществ и групп верующих различного толка.
Самой крупной и многочисленной конфессией было православие. Православные приходы Бурятии входили в состав Иркутской и Забайкальской епархий. По епархиям православные приходы делились на благочиннические округа во главе с благочинными. Православные приходы Бурятии были объединены в Верхнеудинское, Джидинское, Мысовское, Троицкосавское благочиния Забайкальской епархии, благочиние Тункинских миссионерских церквей, православные приходы Боханского, Аларского, Эхирит-Булагатского аймаков относились к Иркутской епархии.
Следующей по числу верующих была буддийская конфессия. Распределение дацанов по республике было неравномерным.
На восточную её часть приходилось 38 дацанов, а на западную – 6, то есть основная масса дацанов была сосредоточена в восточных аймаках, наиболее крупным среди которых были Агинский, Анинский, Цугольский, Ацагатский, Цолгинский, Гусиноозёрский и другие.
Конфессиональной группой, делившейся на два основные направления – признающих необходимость духовенства (поповщина) и отрицающих необходимость духовенства (беспоповщина), были старообрядческие общины. Религиозной жизнью старообрядцев руководили уставщики и начётчики. Приходы входили в состав Иркутской и Амурской и всего Дальнего Востока старообрядческой епархии епископом которой был рукоположен о. Иосиф.
Центры мусульманского, иудейского и римско-католического вероисповедания располагались в местах компактного проживания евреев, татар и поляков. Крупным религиозным центром был Верхнеудинск, где имелись имелись синагога, мечеть и костёл.
На территории Бурятии репрессивные меры коснулись священнослужителей, относящихся враждебно к советской власти, после отступления войск А.В. Колчака и атамана Г.М. Семёнова. Продвижение партизанских отрядов по территории Забайкалья было отмечено репрессивными мерами по отношению к духовенству. Это стало причиной эмиграции в Китай и Монголию многих священников, выражавших лояльность по отношению к белым правительствам.
В середине 1921 года в Чите был образован Центральный дальневосточный комитет по оказанию помощи голодающим Советской России, в подчинении которого находились Амурский, Бурят-Монгольский, Забайкальский, Приамурский,
Прибайкальский комитеты общественных организаций.В комитеты входили представители религиозных конфессий, Бурят-Монгольский комитет Помгола – уполномоченный от буддийского духовенства, а в состав аймачных комитетов – представители дацанов, по одному от каждого. В Троицкосавский уездный комитет Помгола от Троицкой Покровской общины был избран уполномоченный прихожанин А.М. Виноградов, от Успенкой кладбищенской церкви – протоиерей И. Казаков, от мусульманского общества – Сеймбурханов, от еврейской общины – Наговский. В Прибайкальский губернский комитет входили от еврейской общины – Д.Я. Столпер, православного духовенства – Тарасов, мусульманского общества – Еникеев.
Деятельность священнослужителей, особенно буддийского духовенства, направленная на помощь голодающим, была отмечена государственными органами. 23 августа 1922 года президиумом ЦДВК была выражена глубокая благодарность от имени голодающих русских, татар, калмыков и других народностей ширетуй-ламе Цугольского дацана Б. Николаеву, ширетуй-ламе Агинского дацана В. Жамцарано, ламам Цугольского дацана Ж. Лютнёву и Д. Данзанову.
Обновленческое движение. Политическая и общественная роль буддийской церкви в Бурятии в первой четверти XX века определённым образом связана с национальным буржуазно-демократическим движением. В своём социально-экономическом развитии Бурятия полностью не прошла ни феодализма, ни капитализма.В её истории эти стадии были совмещены: капитализм начал развиваться тогда, когда феодализм ещё не сложился как формация. Совмещение различных формаций сказалось на идейной жизни бурятского общества. Здесь имели своих сторонников и пролетарское движение, которое боролось за победу социалистической революции,
и партии, деятельность которых в конечном итоге должна была утвердить победу буржуазной демократии, расчистить путь для свободного развития капитализма. Были также представители монархических партий, защищающие царизм и незыблемость сословных привилегий полуфеодальной знати бурятских ведомств.
Идеологи бурятского обновленчества пытались пропагандировать среди верующих Бурятии следующие идеи: буддизм – не религия, а этико-философское учение, Будда – не бог, а гениальный человек, учёный и мыслитель, буддизм не противоречит науке, материализму, коммунизму и марксизму, буддизм – это эмпирическая этика, рациональное мышление, а не обрядовое поклонение богам, в буддизме нет никакого пессимизма – это оптимистическое учение, занятое улучшением реальной жизни на земле. Но основная масса духовенства и верующих не восприняла идей модернизированной религии, не захотела возвращаться к истокам аскетичного древнеиндийского «чистого буддизма».
Практически же обновленческое движение свелось к признанию церковью Советской власти и попытке провести реформу быта буддийского духовенства. После Октябрьской революции обновленческое движение стало распространяться в Калмыкии, а затем в Туве.
В 1922 году на первом съезде буддистов-бурят монгольских автономных областей ДВР и РСФСР был организован Центральный духовный совет (ЦДС) буддистов, на который были возложены функции верховного органа, осуществляющего руководство деятельностью всех советских буддистов. В 30-е годы в результате репрессий ЦДС прекратил свою деятельность, а в 1946-м вместо него было создано Центральное духовное управление буддистов.
Обновленцы ставили вопрос о преобразовании церкви в духовную общину единоверцев, поклонников учения Будды. Консерваторы выступали за сохранение ламаистской церкви в той форме, в которой она сложилась в России, считая неконструктивной всякую критику образа жизни служителей культа.
Обновленцы искали компромисс с позицией советской власти, выдвинув на этой основе ряд идей реформаторского характера, основанных на приспособлении буддизма к социализму, сохранении религии в качестве необходимого элемента в обществе. В условиях 20-х годов это было единственно возможная тактика выживания.
Власть использовала любые методы борьбы с религией не считаясь с чувствами верующих. В условиях, когда был поставлен вопрос о существовании не только дацанов, но и самой религии, тактика обновленчества стала изживать себя.
Спасская церковь.Разделение в 1922-1923 годах некогда единой Спасской общины привело к острому противостоянию на целые 10 лет между староцерковцами и обновленцами. В самом центре этого конфликта стала сама Спасская церковь, как место отправления религиозного культа, борьба за обладание её зданием. Староцерковцам противостояли не только обновленцы, но более всего подпиравшие их местные партийно-советские власти, органы НКВД и ОГПУ.
Власти республики, нацеленные на закрытие всех молитвенных зданий, в апреле 1935 г. создали Комиссию по проверке выполнения договора с религиозными общинами Кладбищенской и Спасской церквей, оценке культового имущества из драгоценных металлов, определению требуемого ремонта храмов. В конце апреля – мае 1936 г. события вокруг Спасской церкви начинают развиваться стремительно. Проследим хронологически этот процесс.
27 апреля – специальная техническая комиссия с участием представителя общины верующих составила Акт осмотра здания Спасской церкви, зафиксировав опасность обвала храма.
3 мая – Президиум Улан-Удэнского Городского Совета рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года и инструкцией Постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов от 16 января 1931 года «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» и в соответствии с заключением специальной технической комиссии от 27 апреля 1936 года, постановил:
1. Здание Спасской церкви, расположенное в городе Улан-Удэ по Калининской улице, как угрожающее обвалом для дальнейшего устройства в нем богослужений и собраний верующих, закрыть.
2. Заключенный с верующими договор о предоставлении в их пользование указанного здания – расторгнуть, а само здание обратить к ликвидации.
3. Настоящее Постановление представить на утверждение Президиума ЦИКа БМ АССР. Подписали: Председатель Городского Совета Буянтуев и Секретарь Медведев.
10 мая – Президиум ЦИК БМ АССР принял Постановление № 267 о закрытии Спасской православной церкви в г. Улан-Удэ по Калининской улице ввиду ветхости здания. Подписали постановление Председатель ЦИКа БМАССР Дампилон и и.о. Секретарь ЦИКа Эрдыниев.
11 мая и 14 мая – Комиссия, образованная для ликвидации молитвенного здания Спасской церкви, приняла от верующих и передала культовое имущество: предметы из серебра – в распоряжение Госбанка; предметы исторической, художественной и музейной ценности – в распоряжение Наркомпроса; предметы, имеющие специальное значение при отправлении культа, – в распоряжение верующих для переноса их в другое молитвенное здание; обиходные предметы – в распоряжение Горфо.
14 мая – Президиум Улан-Удэнского Городского Совета принял Постановление № 62 от 14 мая 1936 года, в котором:
1. Утвердил Протокол заседания ликвидационной Комиссии от 14 мая 1936 г. и Акты от 11 и 14 мая 1936 г. о приёме и передаче культового имущества.
2. Материалы о выявленной ликвидационной Комиссией недостаче культового имущества передал Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов.
3. Посчитал ликвидацию молитвенного здания Спасской церкви законченной и распустил ликвидационную Комиссию.
4. Решил снести молитвенное здание в соответствии с заключением технической комиссии от 27 апреля 1936 года в виду его ветхости и нецелесообразности производства капитального ремонта.
5. Просил Совнарком обязать Наркомхоз возложить работы по сносу молитвенного здания на Строительное Управление Наркомхоза БМ АССР, компенсировав стоимость этих работ строительными материалами, полученными в результате сноса здания.
6. Копию Постановления вместе с материалами ликвидационной комиссии направил в Комиссию по рассмотрению религиозных вопросов при ЦИК БМ АССР.
Подписи под Постановлением поставили Председатель Городского Совета Буянтуев и Секретарь Медведев.
Оставшись без молитвенного здания, религиозная община Спасской церкви ходатайствовала перед Городским Советом о разрешении совершать богослужения вТроицком Храме. 29 мая Улан-Удэнский Городской Совет Р. К. и К. Д. удовлетворил ходатайство Церковного Совета Спасской религиозной общины, установив поочередное использование Троицкого
Храма для совершения богослужения обществами верующих обновленческой и староцерковной ориентации.Троицкая община верующих староцерковной направленности оспаривала это постановление, и Городской Совет был вынужден в 1936 г. принять ещё два решения в поддержку Спасской религиозной обновленческой общины: первое – в июле, о разделе перегородкой Троицкого храма на две части [10, л. 58]; второе – в сентябре, о расторжении договора с Троицкой общиной и заключении договоров на пользование Троицким храмом с Троицкой и Спасской общинами. Спасской общине верующих передавался в пользование Иннокентьевский придел Троицкого Храма. В октябре 1936 г., после протеста прокурора, Городской Совет: отменил все ранее принятые решения, разрешающие религиозной общине Спасской церкви использовать Троицкий Храм для совершения богослужений; оставил в силе договор о предоставлении всего здания Троицкой церкви в пользование Троицкой религиозной общины староцерковной направленности.
2.2. Современная религиозная ситуация в Республике Бурятия
Согласно результатам исследования, уровень образования, материального достатка, возраст и социальный статус респондентов не оказывают существенного влияния на отношение к религии.
По мнению жителей Бурятии, буряты должны быть буддистами, а русские — православными. При этом православие в Бурятии исповедуется людьми, относящими себя к армянам, полякам, венграм, украинцам, эвенкам, татарам, корейцам; старообрядчество исповедуют «семейские», указавшие, что не являются русскими; католицизм — поляками и литовцами; буддизм — эвенками, сойотами, калмыками, китайцами; ислам — азербайджанцами, киргизами, узбеками, татарами, дагестанцами; шаманизм — эвенками, сойотами, метисами; язычество — эвенками. Самыми многочисленными группами по конфессиональной принадлежности являются православные и буддисты.
Православие
В марте 1994 г., по указу Преосвященного Вадима, епископа Иркутского и Читинского, было образовано Бурятское благочиние в административных границах республики.
Знаменательным событием для Бурятии стало решение Священного Синода РПЦ от 10 октября 2009 г. о выделении из состава Читинской епархии самостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии (Московский Патриархат).
Епископом новой епархии стал епископ Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарской епархии.
Древлеправославие
В Забайкалье старообрядцы селились крупными обособленными группами, преимущественно в сельской местности, и получили этноним «семейские». Исторически староверы не были объединены церковно-религиозным институтом. Эта разъединенность сохраняется и выражается в формировании самостоятельных митрополий. В городе Улан-Удэ сегодня древлеправославие канонически и административно представлено двумя направлениями:
1. Русская Православная старообрядческая Церковь — старообрядцы, приемлющие священство белокриницкой иерархии — белокриницкое согласие. Старообрядцы белокриницкого согласия в городе Улан-Удэ официально представлены зарегистрированным приходом Верхнеудинской старообрядческой общины.
9 августа 2015 г. состоялось освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы Верхнеудинской старообрядческой общины г. Улан-Удэ.
2. Русская Древлеправославная церковь — старообрядцы-поповцы, которые не приняли в 1846 г. белокриницкую иерархию и 4 ноября 1923 г. создали свою иерархию в России. С 2000 года в г. Улан-Удэ находится резиденция Сибирской епархии. Сибирская митрополия РДЦ, организованная в декабре 2015 года, включает в себя приходские общины, расположенные на территории Сибири, Восточного Казахстана, Забайкалья и Дальнего Востока. Стараниями митрополита Сергия (Попкова) в годы его служения в Бурятии открылось и ныне строится порядка 25 приходов Русской Древлеправославной Церкви, которые окормляют 10 священников.
Общероссийскую известность приобрел городской старообрядческий информационный центр «Общество культуры семейских Республики Бурятия», издающий с 2007 г. газету «Истоки Руси» и активно участвующий в общественно-религиозной жизни города.
При поддержке Правительства Республики, научного сообщества в г. Улан-Удэ, в 2007 и 2015 гг. был проведен международный форум «Встреча старообрядцев мира: путь Аввакума».
Буддизм
Республика Бурятия является одним из центров буддизма в России. Новый период в истории буддизма России начинается с 1990 года. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Тыве и Калмыкии (на первоначальном этапе в Калмыкии и Тыве служили бурятские священнослужители). 28 апреля 1995 года XXIV Пандито Хамбо Ламой Центрального Духовного Управления буддистов РФ (ЦДУБ РФ прошел перерегистрацию в 1992 году) был избран Дамба Аюшеев, который возглавляет Сангху до настоящего времени.
Одно из самых посещаемых мест в Бурятии — дворец на территории Иволгинского дацана, в котором находится одна из святынь буддийского мира — тело XII Пандито Хамбо Ламы Д. Д. Итэгилова.
Ислам
В г. Улан-Удэ проживает около 10 тысяч человек этнических мусульман (без учета рабочих-мигрантов). Местная религиозная организация мусульман г. Улан-Удэ, входящая по территориальному признаку в состав Духовного управления мусульман Азиатской части России (г. Москва), была зарегистрирована Министерством Юстиции РБ в июле 2004 года.
В августе 2007 года, по решению КУИ г. Улан-Удэ для строительства мечети мусульманской общине был выделен земельный участок в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. В том же году на собственные средства мусульман города было начато ее строительство. К настоящему моменту строительство мечети в г. Улан-Удэ практически завершено, и она функционирует в обычном режиме. Мечеть представляет ислам суннитского толка, тогда как у немногочисленной общины мусульман-шиитов (в основном выходцы из Азербайджана) своей мечети нет.
Иудаизм
Первым иудейским молитвенным домом на территории города была синагога, построенная в 1883 г. 22 ноября 1999 г. была зарегистрирована религиозная организация хасидов — Хабад Федерации еврейских общин России.
В 2003 г. община прошла перерегистрацию, получив статус местной иудейской религиозной организации «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России». Местная иудейская религиозная организации (МИРО) «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» относится к хасидскому направлению.
Католицизм
Католическая община в Бурятии начала складываться в XIX в. из сосланных на поселение участников польских восстаний, а также квалифицированных рабочих, прибывших из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. 31 августа 1999 г. в г. Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход «Святейшего Сердца Иисуса Христа», который входит в структуру централизованной религиозной организации Римско-католической епархии Святого Иосифа в г. Иркутске, и, начиная с 2002 года, началось строительство католического храма.
Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около 100 человек, это представители разных национальностей: немцы, поляки, литовцы, армяне, русские, буряты разных возрастных и социальных групп. Настоятелем храма является Адам Романюк.
Практическая часть
1. Нашла официальные сайты религиозных конфессий .
- http://tr-uud.cerkov.ru/main-page/1013-2
- https://rpsc.ru
- https://pravoslavnaya-buryatiya.ru/2021/08/31/na-meste-razrushennoj-spasskoj-czerkvi-byl-sovershen-moleben
- https://ivolgdatsan.ru
- https://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=10476
- https://feor.ru/administrative-units/ulan-ude
- http://tararuev.ru/2020/07/30/evrei-buryatia
По данным официальных документов составила таблицу, где отразила современное состояние
Данные на 1922 г.
Вероисповедание | Религиозные объединения | Здания культа | Верующие | Служители культа |
Православное | 211 | 154 | 83234 | 42 |
Буддийское | 46 | 46 | 59873 | 35 |
Старообрядческое | 81 | 81 | 34957 | 56 |
Иудейское | 7 | 7 | 20563 | 24 |
Магометанское | 6 | 5 | 15987 | 18 |
Евангелие | 5 | 5 | 15934 | 16 |
Римско-катол. | 1 | 1 | 6345 | 8 |
Итого | 357 | 299 | 236893 | 199 |
- Жителей в Бурятии 975 247 чел. (2023 г.), на одного служителя приходится ?? жителей Бурятии,
- Самыми многочисленными являются три вероисповедания:
- Самым малочисленным является …..
5.Заключение
1.Несмотря на практически полное уничтожение церковь возрождается и тд и активна в общественной жизни республики …….
2. Миссия Церкви в современном мире заключается в свидетельстве того, что нравственные принципы, духовные ориентиры, которыми живут верующие, являются надежной основой для эффективного решения наболевших проблем современности.
https://ruvera.ru/news/religia_buryatiya
Сайты
- http://tr-uud.cerkov.ru/main-page/1013-2
- https://rpsc.ru
- https://pravoslavnaya-buryatiya.ru/2021/08/31/na-meste-razrushennoj-spasskoj-czerkvi-byl-sovershen-moleben
- https://ivolgdatsan.ru
- https://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=10476
- https://feor.ru/administrative-units/ulan-ude
- http://tararuev.ru/2020/07/30/evrei-buryatia
Литература
Л. Г. Орлов «Верхнеудинская спасская церковь 1696-1930».
Б. С. Базаров, Л. В. Курас, Ю. П. Шугдуров «История Бурятии».
П. Т. Хаптаев «Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Бурятии».
Интернет-ресурсы:
http://russ03.ru›ustanovlena-data-vzryiva-pervogo…xrama…
ru.wikipedia.org›Спасская церковь (Турунтаево)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно исследовательские работы по истории Методические рекомендыции
Подготовка научно исследовательской работы: Методические указания по написанию исследовательских работ. Методические указания рекомендуют комплекс вопросов, связанных с выполнением, подго...
"Исследовательская работа по истории.История бумажных денег"г во времена Екатерины II
Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...
исследовательская работа по истории
Материал предназначен для краеведческой конференции....
Из опыта исследовательской работы по истории
Занимаясь исследовательской работой по истории своей семьи учащиеся открывают новые неизвестные страницы ее прошлого и через это глубже усваивают историю своего Отечества. По исследованиям моих у...
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»
Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...
Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»
Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...