Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. ФИПИ 2024 год
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Базарова Лхамажап Содбоевна

Задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ из открытого банка заданий. Задания подобраны по темам: политология, экономика, право, человек и общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание ЕГЭ по обществу Человек

21. Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.

На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.

Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.

Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В.А. Куренной)

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры воздействия науки на любые три социальных института. (Сначала называйте социальный институт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

1.7 Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

1.12 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Автор характеризует современную науку как «мировоззренческого монополиста». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента, подтверждающих это мнение автора. Какие аргументы опровергают это мнение? (Приведите два подобных аргумента.)

КЭС:

1.12 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Прочитайте текст и выполните задания.

Общение

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие  людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. В повседневной жизни человек учится общению с детства,  овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти  своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров.

(В.Г. Крысько)

 

 

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информацией) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Общество как динамическая система».

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость деятельности социальных институтов для сохранения стабильности и интеграции общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие социальные институты в Российской Федерации претерпевают, на Ваш взгляд, наибольшие изменения в современный период? (Назовите любые три таких социальных института в Российской Федерации.)

3) Для каждого из указанных в пункте 2 социальных институтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему эффективность его деятельности в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать пояснение о эффективности его деятельности.)

КЭС:

1.6 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. 

20. Прочитайте текст и выполните задания.

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д.С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т.д. и т.п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т.д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(В.Ж. Келле)

 

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите характеристики следующих функций культуры: 1) функции социализации: 2) познавательной функции;
3) досуговой функции. (Сначала указывайте функцию, затем 
– приводите её характеристику.)

КЭС:

1.10 Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества

Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Приведите по одному примеру произведений народной, массовой и элитарной культуры. В каждом случае поясните, почему это произведение относится к данному виду культуры. (Сначала называйте вид культуры, затем приводите соответствующий пример и пояснение.)

КЭС:

1.10 Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Биосоциальная сущность человека».

 

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. 

КЭС:

1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Обоснуйте роль деятельности в формировании личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Какие формы (виды) деятельности выделяют учёные? (Назовите любые три формы (вида) деятельности по одному любому критерию.) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждой из этих форм (видов) деятельности на личность (всего три примера.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и раскрывать влияние данной формы/вида на личность.)

КЭС:

1.3 Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

Прочитайте текст и выполните задания.

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. <…>

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.

Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.

В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.

Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.

(П. Штомпка)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какая историческая тенденция, свойственная современной эпохе, описана в тексте? Что, по мнению автора, составляет её сущность? Какие два типа наднациональных единиц различного масштаба называет автор?

КЭС:

1.9 Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл характеристики «культура». Какие формы политических образований, в разные эпохи составлявших общество, перечислены в тексте? (Укажите любые три формы.) Какой экономический признак позволяет автору говорить о каждой из них как об изолированной единице?

КЭС:

1.6 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Автор выделяет общие тенденции развития современного общества в различных сферах. Назовите и проиллюстрируйте собственными примерами любые три тенденции, упомянутые в тексте. (В каждом случае сначала укажите сферу, тенденцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

1.6 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества

Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Автор утверждает, что «местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится "универсальной", распространяясь по всем странам и континентам». Приведите три аргумента, позволяющих сделать вывод о том, что национальные государства пытаются противостоять этому процессу. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

КЭС:

1.10 Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества

Прочитайте текст и выполните задания.

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.

На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.

Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.

Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В.А. Куренной)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какие задачи науки упомянуты в тексте? (Назовите любые две задачи.) Что, по мнению автора, представляет собой научная картина мира? На какую особенность специфического языка науки указал автор?

КЭС:

1.12 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, как обеспечивается достоверность научного знания. Какая опасность, по мнению автора, может возникнуть в процессе интерпретации научного знания? Какое последствие возросшей специализации в науке отмечено в тексте?

19.Дайте развернутый ответ.

В государстве Z развито промышленное и сельскохозяйственное производство, большинство производственных процессов механизированы, ускоренно развиваются наука и техника, средства коммуникации, растёт урбанизация. В экономике преобладает государственная собственность на средства производства, директивно определяются объёмы и ассортимент производимой продукции, а также цены на товары и услуги. Всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Государство установило всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни и частной жизнью граждан; права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но не соблюдаются. В государстве принята официальная идеология, плюрализм устранён.

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z – президентская республика?

КЭС:

1.8 Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе

2.3 Типы экономических систем

4.3 Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства

Дайте развернутый ответ.

Назовите любые три потребности человека и на конкретных примерах покажите, как каждую из них человек удовлетворяет в процессе экономической деятельности.

КЭС:

1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы

Правительство государства Z активно сотрудничает с соседними государствами по вопросу унификации национальных систем образования, реализации единых учебных программ, взаимного признания государствами документов об образовании.

Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека.

Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Приведите собственное объяснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции (кроме функции социального лифта) выполняет образование? (Назовите любые две функции.)

КЭС:

1.13 Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования

3.4 Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном российском обществе

Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

КЭС:

1.14 Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести

Назовите любые три критерия оценки социального прогресса. Приведите примеры, иллюстрирующие ограниченность применения каждого из них.

КЭС:

1.9 Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Прочитайте текст и выполните задания.

Глобализация мирового хозяйства – относительно новое понятие, введённое в широкий научный оборот в конце 1980-х – начале 1990-х гг. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения конкретного, специфического явления в современной экономике – объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний.

Поскольку процессы глобализации имеют комплексный характер, затрагивают как экономику, так и другие сферы жизни общества, глобализация становится предметом исследования не только экономической науки, но и других общественных наук: философии, социологии, политологии, культурологии, истории, правоведения.

К факторам глобализации можно отнести развёртывающиеся и набирающие силу в рамках мировой экономики процессы… транснационализации хозяйственной жизни – роста и развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп.

Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция – не только на национальных рынках, но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции – снижение издержек, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг – становятся «мотором» глобализации.

Глобализация экономической деятельности разворачивается одновременно в двух плоскостях. На макроуровне, что проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений во всех их формах. На микроуровне глобализация означает в первую очередь изменение стратегии поведения и деятельности компаний – субъектов рынка, прежде всего транснациональных корпораций. Международные экономические связи превращаются в важнейшую форму самого существования всех составных частей мирового хозяйства; ни одно, даже самое мощное, государство не может теперь развиваться в режиме абсолютной самодостаточности, без тесного взаимодействия с внешней средой.

(М.Н. Осьмова, А.В. Бойченко)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами утверждение авторов о том, что процессы глобализации имеют комплексный характер и затрагивают разные сферы общественной жизни.

КЭС:

1.9 Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

2.18 Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации

Прочитайте текст и выполните задания.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость трудовой деятельности для благополучия как отдельной личности, так и общества в целом. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какова возможная мотивация трудовой деятельности работника?
(Укажите любые три мотива.)

3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждого из указанных в пункте 2 мотивов на результативность трудовой деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

1.3 Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему,
из которых два или более детализированы в подпунктах. 
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

 

КЭС:

1.3 Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

Прочитайте текст и выполните задания.

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д.С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т.д. и т.п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т.д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(В.Ж. Келле)

 

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какие феномены культуры называет автор? (Назовите любые три из них). Привлекая обществоведческие знания и факты социальной жизни, дайте характеристику любого из этих феноменов. Какие три внешние причины существования структурных различий в культуре называет автор?

 

КЭС:

1.10 Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества

  

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Какая характеристика человека как субъекта культуры приведена в тексте? Какой принцип, по мнению Д.С. Лихачева, должен лежать в основе анализа культуры? Почему, по мнению автора, не следует игнорировать грани между различными составляющими культуры?



Предварительный просмотр:

11. Выберите один или несколько правильных ответов.

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

undefined

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Доля тех, кто отметил, что государство в полной мере выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z больше, чем в стране Y.

 2) 

Равные доли опрошенных жителей страны Z отметили, что государство в полной мере выполняет и совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами.

 3) 

В стране Y доля отметивших, что государство по большей части не выполняет свои обязанности перед гражданами, больше доли отметивших, что государство в полной мере выполняет свои обязанности.

 4) 

Доля тех, кто отметил, что государство совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z меньше, чем в стране Y.

 5) 

Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что государство в равной мере выполняет и не выполняет свои обязанности перед гражданами.

КЭС:

4.10 Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации

 

 Установите соответствие и впишите ответ.

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы
в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

А) 

арендная плата за помещение

Б) 

выплаты на застрахованное имущество

В) 

плата за потреблённую воду

Г) 

транспортные расходы

Д) 

сдельная оплата труда наёмных работников

   

1) 

постоянные

2) 

переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

КЭС:

2.8 Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические цели фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль. Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы

 Выберите один или несколько правильных ответов.

undefined

На рисунке отражено изменение предложения женских кожаных сумок на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)

 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 1) 

уменьшение стоимости кожи, используемой в производстве сумок

 2) 

увеличение количества продавцов женских кожаных сумок

 3) 

появление моды на сумки из ткани

 4) 

внедрение новых, высокопроизводительных технологий изготовления женских кожаных сумок

 5) 

подорожание аксессуаров, используемых в производстве кожаных сумок

КЭС:

2.5 Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации

 Установите соответствие и впишите ответ.

Установите соответствие между ситуациями и основаниями прекращения (расторжения) трудового договора в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

  

СИТУАЦИИ

 

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ (РАСТОРЖЕНИЯ) ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) 

Руслан В. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии
с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.

Б) 

Сергей К. неоднократно не исполнял
трудовые обязанности без уважительных причин, имел несколько дисциплинарных взысканий.

В) 

Егор Т. за совершённое преступление был приговорён судом к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Г) 

Василий П. женился и переехал
в город, где живёт его жена.

Д) 

По истечении срока трудового договора Марат Г. не был переизбран на должность заведующего кафедрой литературы.

   

1) 

инициатива работодателя

2) 

инициатива работника

3) 

обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

КЭС:

5.10 Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации

 

 Установите соответствие и впишите ответ.

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) 

осуществление мер по борьбе
с преступностью

Б) 

разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

В) 

принятие федеральных законов

Г) 

обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов

Д) 

обеспечение исполнения федерального бюджета

   

1) 

Конституционный Суд Российской Федерации

2) 

Правительство Российской Федерации

3) 

Государственная Дума

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

КЭС:

4.6 Субъекты государственной власти в Российской Федерации

Дайте развернутый ответ.

undefined

На графике изображено изменение ситуации на рынке туристических путёвок по стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике
P – цена услуги; Q – количество услуги.)

 

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях государство введёт более серьёзные требования
к организации перевозки туристов автобусным и железнодорожным транспортом?

КЭС:

2.5 Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации

Установите соответствие и впишите ответ.

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) 

установление обязательных правил поведения для всего населения государства

Б) 

регулирование общественных отношений исключительно в соответствии
с нравственными представлениями

В) 

установление государством
в официальных юридических актах

Г) 

формальная определённость

Д) 

многократное применение

   

1) 

только правовые нормы

2) 

только моральные нормы

3) 

и правовые, и моральные нормы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

КЭС:

5.1 Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Понятие, структура и виды правовых норм

Дайте развернутый ответ.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя российского государства, права и свободы человека и гражданина.

На основе положений Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик российского государства: 1) демократическое государство; 2) государство с республиканской формой правления; 3) социальное государство.

(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

КЭС:

5.4 Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды

5.6 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения

Выберите один или несколько правильных ответов.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопрос: «Как Вы думаете, почему люди занимаются предпринимательством?» (можно было выбрать не более двух ответов). Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

undefined

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы зарабатывать деньги, больше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, работать на себя.

 2) 

Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, работать на себя, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предрасположенности к риску.

 3) 

Доля тех, кто отмечает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, работать на себя, среди получивших высшее образование меньше, чем среди получивших среднее образование.

 4) 

Одинаковые доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.

 5) 

Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, замыслы, среди получивших среднее образование меньше, чем среди получивших высшее образование.

КЭС:

2.8 Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические цели фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль. Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы

  Выберите один или несколько правильных ответов.

undefined

На рисунке отражено изменение спроса на жилые помещения в многоквартирных домах на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1. (P – цена; Q – количество.)

 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

повышение процентов по ипотечным кредитам

 2) 

сокращение субсидий для строительных фирм

 3) 

внедрение новых автоматизированных строительных технологий

 4) 

стремление горожан жить в многоквартирных домах

 5) 

сокращение доходов населения

КЭС:

2.5 Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации

Впишите правильный ответ.

Ниже приведён перечень функций. Все они, за исключением двух, относятся к функциям центрального банка.

1) эмиссия денег; 2) лицензирование финансовых организаций; 3) установление ключевой ставки; 4) принятие государственного бюджета; 5) кредитование домохозяйств; 6) проведение расчётов правительства.

Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

 

 

 



Предварительный просмотр:

Задания ЕГЭ по политологии. Тема: Государство

13. Прочитайте текст и выполните задания.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

 

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

КЭС:

4.3 Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». В какой ситуации, по мнению автора, право превалирует над государством? Как, по его мнению, в нормальном государстве решается вопрос об отмене или изменении правовых норм?

КЭС:

4.3 Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства

Прочитайте текст и выполните задания.

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.

Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.

Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…

Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.

(Т. Карл, Ф. Шмиттер)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Что, по мнению авторов, характеризует современную политическую демократию как систему управления? Какой ключевой элемент демократии назван в тексте? Как авторы объясняют некоторую непредсказуемость демократического режима?

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Что авторы называют «электорализмом»? Какие составные части демократической практики в период между выборами названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая партия».

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

На примере любых трёх высших органов (должностей) государственной власти РФ проиллюстрируйте легитимные способы прихода к власти. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Правительство Российской Федерации».

 Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Обоснуйте необходимость разделения власти в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере? (Назовите любые три таких полномочия.) Приведите три примера, иллюстрирующих реализацию каждого из них на практике. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

4.6 Субъекты государственной власти в Российской Федерации

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правительство Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

КЭС:

4.6 Субъекты государственной власти в Российской Федерации

Прочитайте текст и выполните задания.

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.

Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий – несовершеннолетние и т.д.). Если речь идёт о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии. Важным условием развития демократии является наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.

Важнейшим показателем демократии является эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению.

Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Тоталитаризм – такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.

 (Д.А. Лубнин)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какие два основных способа обеспечения гарантированности прав и свобод отмечены в тексте? Что, по мнению автора, предполагает признак равноправия применительно к политическому режиму? Как автор характеризует суть тоталитарного режима?

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политический режим». В чём, по мнению автора, проявляется плюрализм? Какие причины сохранения авторитарных политических режимов перечислены в тексте? (Укажите любые три причины.)

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

В качестве одного из признаков недемократических режимов автор называет то, что «политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений». Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих негативные последствия подобной тенденции в обществе. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы политического участия граждан в условиях демократии. (В каждом случае сначала назовите форму политического участия, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

4.8 Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс. Формы участия граждан в политике

Прочитайте текст и выполните задания.

Роль гражданского общества определяется его пониманием в качестве альтернативной государству структуры, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов. Система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов, и политические партии занимают в этой системе важное место.

Сферу действия субъектов гражданского общества условно можно разделить на две части: экономическую и политическую. Институты, которые действуют преимущественно в экономической сфере общества, будут осуществлять свою деятельность на основе частного права. Напротив, те институты, чья деятельность связана с политической сферой, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования.

Смысл и содержание деятельности политических партий состоят в том, чтобы аккумулировать однонаправленные интересы большой группы субъектов, сходных по своим политическим взглядам, и трансформировать эти интересы в систему публичной власти. Этот институт по своей природе призван представлять и отстаивать в политической жизни страны интересы различных социальных слоёв, а также обеспечивать контроль социума за деятельностью государства.

Партии можно охарактеризовать как базовый элемент механизма воспроизводства политической власти. Именно возможность получать, удерживать и реализовывать власть кардинально отличает политическую партию от всех остальных общественных объединений, от иных институтов гражданского общества. <…>

Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования различных институтов непосредственной демократии. Партия стремится получить власть, но должна делать это строго в легальных формах. Партия, использующая в своей деятельности нелегальные формы, должна быть запрещена.

Политическая партия, получившая власть, превращается в один из институтов публичной власти, в звено государственного механизма. В итоге на всё время нахождения у власти такая партия перестаёт быть институтом гражданского общества, так как меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер деятельности.

(По А.Д. Калмыковой)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

На какие две части можно разделить сферу действия субъектов гражданского общества? В каком случае партия перестаёт быть институтом гражданского общества? (Ответы на оба вопроса даются только с опорой на текст.) Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «демократия».

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

4.9 Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Какое понимание гражданского общества приведено в тексте? Какое принципиальное отличие политических партий от других институтов гражданского общества отмечает автор? В чём, по мнению автора, заключается смысл и содержание деятельности политических партий?

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Прочитайте текст и выполните задания.

Сегодняшние тенденции в мире свидетельствуют, что роль страны, её суверенитет и место в современной системе координат определяются несколькими ключевыми факторами. ˂…˃ Остановлюсь на них несколько подробнее. Первый фактор – это благополучие и достаток человека, возможности для раскрытия его талантов. Второй фактор – это восприимчивость общества и государства к бурным технологическим изменениям. И наконец, третий фактор – это свобода для предпринимательской инициативы.

Начну с первого направления. Сегодня объём ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в России составляет около 30 тысяч долларов. На этом же уровне находятся сегодня и показатели стран Южной и Восточной Европы. Наша задача в ближайшие годы не только войти в «пятёрку» крупнейших экономик мира, в конечном счёте это не самоцель, а только средство, нам нужно выйти и закрепиться на среднеевропейском уровне по всем основным параметрам, отражающим качество жизни и благополучие людей. Исходя из этого, мы сформировали и национальные цели по росту экономики и доходов граждан, сокращению бедности, увеличению продолжительности жизни, по развитию образования и здравоохранения, сбережению окружающей среды. На решение этих задач направлены национальные проекты, которые мы реализуем.

Второе направление – это форсированное технологическое развитие. Возможности здесь поистине колоссальные. Наша задача – быть среди первых, кто использует эти технологии, конвертирует их в настоящий прорыв. Так, по оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие дополнительный рост мирового ВВП за счёт внедрения искусственного интеллекта составит 1,2 процента ежегодно. Это вдвое превышает то воздействие, которое оказал глобальный рост информационных технологий в начале XXI столетия. ˂...˃ Как и другие ведущие страны мира, Россия подготовила национальную стратегию развития технологий в области искусственного интеллекта. ˂…˃ А детальный, пошаговый план действий интегрирован в национальную программу «Цифровая экономика»…

Третий фактор конкурентоспособности страны, который был обозначен выше, – это благоприятная деловая среда. Последовательно ведём и будем продолжать эту работу. Сегодня по целому ряду сервисов для бизнеса, по качеству наиболее востребованных административных процедур мы сравнялись или даже в некоторых случаях опережаем страны с сильными и давними предпринимательскими традициями.

(По В.В. Путину)

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суверенитет государства». Какие показатели, отражающие качество жизни, названы в тексте? (Назовите любые три показателя.) Как автор оценивает позиции страны в сфере создания благоприятной среды для бизнеса?

11. Прочитайте текст и выполните задания.

С XVII века сторонники демократии всячески подчёркивали связь демократии и свободы. Исходя из этого, демократия есть средство достижения свободы...

Как сторонники, так и противники демократии уже давно признали, что она связана со свободой так, как никакой другой политический режим. Раз некоторые права, свободы и возможности являются неотъемлемой частью самого демократического процесса, становится очевидно, что, пока этот процесс продолжается, обязательно должны существовать такие права, свободы и возможности, включая свободу выражения мнений, право на политическую организацию, оппозицию, честные и свободные выборы и т. д. Следовательно, в демократической системе минимальный диапазон политической свободы, по сути, включает в себя достаточно широкий перечень важнейших прав. Однако эти фундаментальные политические права не существуют изолированно. Политическая культура призвана поддержать демократический порядок... Она стремится подчеркнуть ценность личных прав, свобод и возможностей. Демократический процесс осенён ореолом личной свободы не только в идеале, но и в нынешней практике. Безоговорочно необходимые для демократического процесса права вкупе с соответствующей политической культурой и с расширенной сферой личной свободы, предполагаемой данным процессом, создают условия, в силу которых демократия оказывается предрасположенной обеспечивать более широкий простор для личной свободы в сравнении с любым другим политическим режимом.

Демократия связана со свободой ещё одним образом. Она распространяет до максимально вероятных границ возможность для индивидов жить по избранным ими самими законам. Сущность аргументации может быть суммарно выражена так: желаемая цель – править самому, исполнять законы, которые сам выбрал, быть самоопределяемым. Люди не могут достичь эту цель в одиночестве. Чтобы достойно существовать, им требуется создать вместе с другими совместное сообщество. Однако жизнь сообща друг с другом обязательно предполагает, что люди должны время от времени подчиняться коллективным решениям, которые обязательны для всех членов ассоциации. В таком случае проблема состоит в обнаружении того, каким образом члены сообщества могут принимать решения, обязательные для всех, и продолжать сами управлять собой. Так как демократия максимизирует возможности самоопределения членов ассоциации, то это есть лучшее решение.

(По Р. Далю)

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политический режим». Для чего, по мнению автора, люди создают совместные сообщества? Что, по его мнению, обязательно предполагает «жизнь сообща друг с другом»?

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что политическая культура призвана поддерживать демократический порядок. (Объяснение и каждый пример должны быть сформулированы развёрнуто.)

 

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Прочитайте текст и выполните задания.

Важнейшим свойством и признаком всякого федеративного государства является разделение власти между федерацией и её субъектами, существование наряду с государственной властью федерального уровня также уровня государственной власти субъектов федерации. Единая государственная власть, носителем которой является весь народ, в федеративном государстве делится по вертикали между двумя разноуровневыми системами органов государственной власти. <…>

Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти (федеральном и субъектов) своих институтов, правового обеспечения их деятельности, а также определённых финансовых средств, необходимых для осуществления стоящих перед ними задач.

При этом важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, некоего их баланса, обеспечивающего должное качество управления общественными процессами.

Наличие дисбаланса между уровнями государственной власти всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведёт к излишней централизации, игнорированию интересов субъектов федерации. Ответной реакцией на унитаризацию федерации всегда является рост протестных настроений, сепаратистских стремлений не только региональных политических элит, но и значительной части населения регионов. Дисбаланс же в пользу субъектов федерации ведёт к неизбежному ослаблению единства государства, игнорированию общенациональных интересов региональными элитами, стремлению регионов к обретению суверенитета.

Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве реализуется лишь в том случае, если оно соответствующим образом обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, наличием реального разграничения их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями. <…>

Политические реалии свидетельствуют о наличии таких сфер, где требуются сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определённых социально значимых функций. Для этих целей используются различные модели «кооперативного» федерализма.

 (По К.Б. Толкачёву)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

В каком случае реализуется разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве? К каким негативным последствиям может привести значительное усиление функций федеральной власти? (Ответы на оба вопроса даются только с опорой на текст.) Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

КЭС:

4.5 Федеративное устройство Российской Федерации

 

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Какое важнейшее свойство (признак) федеративного государства названо в тексте? Что автор считает важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами? Для каких целей, по мнению автора, используются различные модели «кооперативного» федерализма?

КЭС:

4.3 Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства

4.5 Федеративное устройство Российской Федерации

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три полномочия представительного и законодательного органа Российской Федерации. (В каждом случае сначала назовите полномочие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

4.5 Федеративное устройство Российской Федерации

Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, назовите три принципа федерализма в Российской Федерации и охарактеризуйте каждый из них. (Каждая характеристика должна быть сформулирована как распространённое предложение.)

 

КЭС:

4.5 Федеративное устройство Российской Федерации

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Демократия как форма политической организации общества».

 

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

 

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Обоснуйте значимость демократических ценностей для формирования гражданского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие организации и движения в Российской Федерации относят к институтам гражданского общества? (Назовите любые три таких института из разных сфер общественной жизни.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность, связанную с защитой конкретных интересов граждан. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

Прочитайте текст и выполните задания.

Политическая культура – один из основных элементов духовного потенциала общества. Она определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели, оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина и во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается в ходе приобщения к политической культуре общества и проверяется ими на протяжении всей жизни. <…>

Познавательные элементы отражают знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции её изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Обобщённым критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность.

Поведенческие элементы представляют собой различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и её индивидуальное поведение. <…> Воздействовать на политику рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Выделяются две формы такого «права на участие во власти»: референдум (единовременное непосредственное политическое волеизъявление граждан) и голосование (периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, одновременно являющийся актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений).

Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей либо (реже) их поддержку в противовес иным политическим силам.

(По В.В. Тихоновой)

 

 Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, приведите три собственных аргумента, подтверждающих необходимость развития политической культуры населения для построения демократического правового государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

КЭС:

4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество

4.8 Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс. Формы участия граждан в политике

Прочитайте текст и выполните задания.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политическая система общества».

 

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Обоснуйте центральную роль государства как института политической системы общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Какие функции выполняет государство? (Назовите любые три функции.) Реализацию каждой из них в Российской Федерации проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

тестовые задания для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию расчитаны на среднего обучающегося и не вызывают трудностей у более подготовленных детей....

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработка навыка решения задания С7. Презентация

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработка навыка решения задания С7....

Тематические тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Помогает самостоятельно и под руководством учителя подготовиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы....

Тематические тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Помогает самостоятельно и под руководством учителя подготовиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы....

Тематические тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Помогает самостоятельно и под руководством учителя подготовиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы....

Задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Задания сформированы и Открытого банка заданий ФИПИ...