План конспект урока : Мораль и брак.
план-конспект урока по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Кадиров Ринат  Монирович

Идеалы традиционной семьи всегда лежат в основе духовного процветания страны. Это необратимо ведет к экономическому, культурному процветанию. И, наоборот, утрата норм и традиций ведет к застою во всех сферах жизни общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_moral_i_brak._n.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Мораль и брак.

Урок обществознания в 11 классе.      

Разработал учитель истории и обществознания Кадиров Р.М.

Урок изучения нового материала и его первичного закрепления

( урок личностно-ориентированного обучения).

Цель: определить социальные и нравственные аспекты семьи и брака

Задачи урока:

1. Создать условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитание и развитие индивидуальных особенностей учащихся.

2. Вызвать интерес к занятию, придать ему эмоциональную окраску, основываясь на личных переживаниях учащихся их чувствах, моральных качествах.

3. Развить у учащихся потребность в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.

4. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать, аргументировать ее.

5. Развивать ценностное отношение учащихся к другим людям и их чувства, акцентировать внимание на гуманистические ценности.

6. Разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи).

7. Выяснить условия для заключения и расторжения брака.

Оборудование:

  • учебники;
  • тетради;
  • перечень определений по теме;
  • карточки с проблемными заданиями для групп
  • мультимедийный проектор с презентацией к уроку

Словарь урока:

  • Мораль
  • Любовь
  • Семья
  • Семейный долг
  • Брак

Этапы

урока

Действия учителя

Содержание

Действия учащихся

Организационный момент

Мотивация

Сообщение темы и цели урока.

Изучение нового материала.

закрепление

закрепление

Обучающиеся должны понимать, что такое:

Семья.

Брак.

Мораль

Обучающиеся должны уметь:

Объяснять назначение семьи.

Раскрывать правовые основы семейно –брачных отношений.

Аргументировать свои ответы.

Высказывать свою точку зрения.

Подведение итогов урока

Рефлексия

- Что дал вам сегодняшний урок?

-Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

Объяснение и запись домашнего задания.

Опрос дом. работы

1. Создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

2. Вызвать интерес к занятию, придать ему эмоциональную окраску, основываясь на личных переживаниях учащихся, их чувствах, моральных качествах.

Рассказ учителя

На доске пишется тема и план урока.

Объяснение нового материала,

Диалог с учащимися.

Учитель открывает слова-ответы по ходу выполнения задания.

Тенденции развития духовной жизни в современной России.

  1. Как сегодня развивается духовная сторона жизни в РФ?
  2. Как отражается западные ценности в духовном мире России?
  3.  Какова роль СМИ в развитии духовной культуры народов России?
  4. Как отражаются современные духовные ценности в семейных традициях?

А теперь ответим на некоторые вопросы чтобы определится сегодняшней темой:

  1. Основанная на браке или кровном родстве  группа  людей,  члены   которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью – это семья.
  2. От древнерусского «брачити», что означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое» - брак.
  3. Набор определенных установок и спосбов поведения, которых придерживается человек, общество – это мораль.

 м

 о

 б

 р

 а

 к

 а

 л

 с

 е

 м

 ь

 

Урок я хочу начать с просмотра известного вам мультфильма Просмотр сюжета «Сказка о царе Салтане»

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек)?

Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.

- Какие чувства вызвала этот отрывок из мультфильма?

- Какие человеческие качества проявились в ней?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- К какой сфере общества относятся эти явления?

 - Эти человеческие качества мы называем нравственными категориями. А нравственность и мораль относятся к понятиям духовной сферы, без которых нельзя построить крепкую семью.

Тема сегодняшнего урока

«Мораль и брак»

План урока:

  1. Тенденции развития семьи в современности.
  2. Функции семьи.
  3. Проблемы семейных отношений. Причины семейного неблагополучия
  4. Семья и государство

Мы рассматриваем на уроке  главные вопросы темы:

  1. Является ли любовь основной ценностью современной семьи?
  2. В чем состоят наиболее острые проблемы современной семьи?
  3. Что служит основой взаимосвязи любви и морали?
  4. Что служит моральной основой брака?
  5. Каковы обязанности членов семьи?

Продолжим развивать умение систематизировать знание виде опорного конспекта, научимся определять нравственные категории на основе художественных источников, попробуем оценить самих себя с точки зрения нравственности.

1. Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве  группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

        Беседа с классом. Что такое любовь?

Участвуя в жизни друг друга, супруги генерируют связующую силу, которая становится поддержкой их любви. Без этого любовь не может долго жить. Любовь – это самоотдача. И потому она так сложна. Дети учатся в семье любви, любви бескорыстной на примере собственных родителей.

Но сегодня существует несколько иные формы брачных отношений:

Гражда́нский бра́к — официальный брачный союз, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), в отличие от церковного брака. Часто гражданским браком ошибочно называют сожительство.

Факти́ческий брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, «неформальный брак», часто ошибочно называемый «гражданским» — отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке.

Фиктивный брак — это юридическое оформление брака без намерения создать семью, но с иными целями, например, получение гражданства, льгот от государственных или муниципальных служб.

Хотя все отношения от нас требуют мужественности и женственности.

Мужественность - совокупность качеств мужчины. Это способность устойчиво переносить в опасных ситуациях длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа. Внутреннюю основу мужеству могут составить: идейная убежденность, высокие нравственные принципы, а также тренированность, уверенность и высокая самооценка, умение владеть собой в любой обстановке. Синонимы - смелость, храбрость и отвага. Умение защитить семью, слабого.

Женственность - эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, честное проявление чувств, несмотря на общественное мнение, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину;

Мужем и женою могут быть только мужчина и женщина. Это закон гармонии – один из основных законов, на котором зиждется вся Вселенная. Обойти этот закон – все равно что попытаться преодолеть всемирный закон тяготения и спрыгнуть с крыши многоэтажного дома

Физическая близость имеет смысл, когда приносит удовольствие супругам, и когда приносит радость душе, и когда она дает жизнь, и когда продолжает человеческий род. Мужчина и женщина вместе в ответе за плоды своей любви. Невозможно сказать, что секс был ради любви, а за ребенка я не в ответе. Идеал любви возникает тогда, когда супруги вместе дают рождение новой жизни и берут за нее полную ответственность. Сексуальные отношения – не просто физические отношения. В них участвует душа человека, его совесть, его ценности.

      Чтобы любовь мужчины и женщины состоялась, в ней (если, конечно, речь не идет лишь о влюбленности) должны соединиться все типы любви. Здесь мужчина любит женщину и как муж, как отец (когда ей требуется его поддержка и руководство), как сын (когда она заботится о нем), как старший брат (когда он защищает ее), и как младший брат (когда она помогает ему в чем-то). То же самое касается женщины. Получается, что супруги – не только любовники. Они и родители, и брат, и сестра, и дети. Утрачивая эти роли в супружеской любви, муж и жена приходят к кризису любви.

2. вопрос. Функции семьи. Дети называют качества родительской любви. Забота, ласка, понимание. Любящие своих детей родители учат их, как говорят, «уму разуму».

Проверим ваши данные с теми, которые выведены на слайде. Что вы упустили? Что надо добавить? Родительская любовь имеет огромное значение для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Мать, как выразитель любви, нежности и заботы, должна стать для сына эталоном объекта любви. Он стремится быть похожим на отца и в юношеском возрасте будет искать спутницу жизни, похожую на мать. Роль воспитателя девочки обычно берет на себя мать, а отец балует. Тем не менее отец остается в семье хозяином. В воображении девочки  стереотип отца будет преобладать при выборе спутника жизни. Итак, семья – это школа любви. Родители могут научить любить. Сила благополучной семьи однозначна перед всеми информационными потоками, какими бы они ни были.

Любя братьев и сестер в своей семье, ребенок учится дружить и, что еще важнее, строить гармоничные отношения с противоположным полом. Это своеобразная подготовка к браку. Известно, если мальчик воспитывался в благополучной семье, еще лучше - вместе с сестрой, близкой по возрасту - чуть моложе или чуть старше, то практически наверняка в браке он будет счастлив. Детство – время общения на основе любви, это обучения умению любить и напитываться любовью родителей. В этом возрасте ребенок учится главному условию сохранения семьи: любви и миру. Не получив любви родителей, ребенку не научиться любить, не вырасти в любви. Глядя на вас, будущих родителей, ваш будущий ребенок научится если не любить, то, по крайней мере, терпеть.

Приведем один пример. Однажды в Сухумском заповеднике был проведен эксперимент: детеныш обезьянки после рождения был оторван от мамы и помещен в отдельную клетку. Там были созданы комфортные условия: мягкая кукла – грелка, молоко, с  обезьянкой общались операторы, она видела через стеклянную стенку жизнь других обезьяньих семей, но она не пережила детства при маме. В итоге, обезьянка не смогла, повзрослев, вступить в нормальные отношения с самцом; первому своему детенышу оторвала голову, потому что он доставил ей дискомфорт и страдания при родах; детенышей отгоняла от себя, не кормила молоком, не знала, как прижать к груди. А когда ее запустили в стаю, потребовалось семь поколений для восстановления материнского отношения в ее роду. Чему учится ребенок в отношениях с родителями? Отношения между родителями – это своеобразный учебник любви.

В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребенка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любя собственных детей. Люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведение. Умение различать хорошие и плохие качества и ценности родителей и перенять хорошие, но не умножать плохие очень важно не только для семьи, но и для общества в целом. Можно еще раз утверждать, что семья есть школа любви.

3. Проблемы семейных отношений. Причины семейного неблагополучия

Продолжаем разбирать значение нравственных ценностей в семейной жизни. Вы будете выполнять практическую работу.

4. Семья и государство

Не секрет, что ценности традиционного брака и семьи на сегодняшний день не слишком популярны в обществе. Это привело к развалу института семьи, снижению популярности брака. Сейчас повсюду рекламируются идеи нетрадиционных взаимоотношений между людьми, которые не способствуют развитию стабильной, социально значимой семьи, являющейся ячейкой общества.

Идеалы традиционной семьи всегда лежат в основе духовного процветания страны. Это необратимо ведет к экономическому, культурному процветанию. И, наоборот, утрата норм и традиций ведет к застою во всех сферах жизни общества.

Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей». Цели и задачи семейной политики - поддержка многодетных семей, материнский капитал, жилищная политика, приоритетные национальные проекты.

1.Содействие укреплению семьи - приоритетное направление любого государства.

2. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной.

3. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

4. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие"благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

8 июля 2008 года впервые Россия праздновала День семьи, любви и верности.  Как уже было сказано, по православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских, которых принято считать покровителями семьи.

Мне хочется, чтобы этот урок вам запомнился, ведь впереди у вас вся жизнь. Я надеюсь на то, что ваши семьи будут счастливы, вы найдёте человека, близкого вам.

Заключительное слово учителя. Итоги, анализ действий учащихся.

Дома я вам предлагаю выполнить такое задание:

1. Написать эссе на любую тему из предложенных (темы записаны на доске, учитель зачитывает их:

  1.  «По плодам их, узнаете их» («Евангелие»);
  2. «Поступай так, как будто ты слышишь божий зов» (Н.А. Бердяев);
  3.  «Любить все человечество гораздо легче, чем одного человека» (афоризм);
  4.  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Толстой

ответы учащихся

Решение кроссворда

Учащиеся смотрят, анализируют

Учащиеся отвечают:

жестокость мужа, милосердие, непонимание, предательство, добро, зло.

Учащиеся по ходу объяснения составляют структурно-логическую схему в тетради.

.

Учащиеся на карточках выполняют аналогичное задание самостоятельно, затем проверяют с доски.

учащиеся дают собственное определение, работают со словарем.

учащиеся объясняют, какие нравственные категории нашли в текстах, доказывают свой выбор

учащиеся распределяют категории на «+»  и  «-» (один на доске, остальные в тетрадях)

учащиеся выполняют задание на листочках

Работаем по группам.

учащиеся говорят, что себя всегда оценивать сложнее,  чем  других.

учащиеся записывают домашнее задание.

Дети высказывают свое мнение, а учитель обобщает их ответы

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА - В XVI веке российский писатель и публицист Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»,  изложил историю их романтичной любви. История рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях. По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока"Правовые основы брака"

Урок по обществознанию в 9 классе по теме « Правовые основы брака  и семьи»   Цель урока:  1.Показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений. 2.Уяснить влияние семьи ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...