Организационный момент
Мотивация
Сообщение темы и цели урока.
Изучение нового материала.
закрепление
закрепление
Обучающиеся должны понимать, что такое: Семья. Брак. Мораль
Обучающиеся должны уметь: Объяснять назначение семьи. Раскрывать правовые основы семейно –брачных отношений. Аргументировать свои ответы. Высказывать свою точку зрения.
Подведение итогов урока
Рефлексия - Что дал вам сегодняшний урок? -Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?
Объяснение и запись домашнего задания.
|
Опрос дом. работы
1. Создать условия для проявления познавательной активности учащихся. 2. Вызвать интерес к занятию, придать ему эмоциональную окраску, основываясь на личных переживаниях учащихся, их чувствах, моральных качествах.
Рассказ учителя
На доске пишется тема и план урока.
Объяснение нового материала,
Диалог с учащимися.
Учитель открывает слова-ответы по ходу выполнения задания.
|
Тенденции развития духовной жизни в современной России. - Как сегодня развивается духовная сторона жизни в РФ?
- Как отражается западные ценности в духовном мире России?
- Какова роль СМИ в развитии духовной культуры народов России?
- Как отражаются современные духовные ценности в семейных традициях?
А теперь ответим на некоторые вопросы чтобы определится сегодняшней темой: - Основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью – это семья.
- От древнерусского «брачити», что означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое» - брак.
- Набор определенных установок и спосбов поведения, которых придерживается человек, общество – это мораль.
Урок я хочу начать с просмотра известного вам мультфильма Просмотр сюжета «Сказка о царе Салтане»
Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек)? Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
- Какие чувства вызвала этот отрывок из мультфильма? - Какие человеческие качества проявились в ней? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - К какой сфере общества относятся эти явления?
- Эти человеческие качества мы называем нравственными категориями. А нравственность и мораль относятся к понятиям духовной сферы, без которых нельзя построить крепкую семью.
Тема сегодняшнего урока «Мораль и брак» План урока: - Тенденции развития семьи в современности.
- Функции семьи.
- Проблемы семейных отношений. Причины семейного неблагополучия
- Семья и государство
Мы рассматриваем на уроке главные вопросы темы: - Является ли любовь основной ценностью современной семьи?
- В чем состоят наиболее острые проблемы современной семьи?
- Что служит основой взаимосвязи любви и морали?
- Что служит моральной основой брака?
- Каковы обязанности членов семьи?
Продолжим развивать умение систематизировать знание виде опорного конспекта, научимся определять нравственные категории на основе художественных источников, попробуем оценить самих себя с точки зрения нравственности.
1. Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья? Семья - основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Беседа с классом. Что такое любовь? Участвуя в жизни друг друга, супруги генерируют связующую силу, которая становится поддержкой их любви. Без этого любовь не может долго жить. Любовь – это самоотдача. И потому она так сложна. Дети учатся в семье любви, любви бескорыстной на примере собственных родителей.
Но сегодня существует несколько иные формы брачных отношений: Гражда́нский бра́к — официальный брачный союз, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), в отличие от церковного брака. Часто гражданским браком ошибочно называют сожительство. Факти́ческий брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, «неформальный брак», часто ошибочно называемый «гражданским» — отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Фиктивный брак — это юридическое оформление брака без намерения создать семью, но с иными целями, например, получение гражданства, льгот от государственных или муниципальных служб. Хотя все отношения от нас требуют мужественности и женственности. Мужественность - совокупность качеств мужчины. Это способность устойчиво переносить в опасных ситуациях длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа. Внутреннюю основу мужеству могут составить: идейная убежденность, высокие нравственные принципы, а также тренированность, уверенность и высокая самооценка, умение владеть собой в любой обстановке. Синонимы - смелость, храбрость и отвага. Умение защитить семью, слабого. Женственность - эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, честное проявление чувств, несмотря на общественное мнение, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину; Мужем и женою могут быть только мужчина и женщина. Это закон гармонии – один из основных законов, на котором зиждется вся Вселенная. Обойти этот закон – все равно что попытаться преодолеть всемирный закон тяготения и спрыгнуть с крыши многоэтажного дома Физическая близость имеет смысл, когда приносит удовольствие супругам, и когда приносит радость душе, и когда она дает жизнь, и когда продолжает человеческий род. Мужчина и женщина вместе в ответе за плоды своей любви. Невозможно сказать, что секс был ради любви, а за ребенка я не в ответе. Идеал любви возникает тогда, когда супруги вместе дают рождение новой жизни и берут за нее полную ответственность. Сексуальные отношения – не просто физические отношения. В них участвует душа человека, его совесть, его ценности. Чтобы любовь мужчины и женщины состоялась, в ней (если, конечно, речь не идет лишь о влюбленности) должны соединиться все типы любви. Здесь мужчина любит женщину и как муж, как отец (когда ей требуется его поддержка и руководство), как сын (когда она заботится о нем), как старший брат (когда он защищает ее), и как младший брат (когда она помогает ему в чем-то). То же самое касается женщины. Получается, что супруги – не только любовники. Они и родители, и брат, и сестра, и дети. Утрачивая эти роли в супружеской любви, муж и жена приходят к кризису любви.
2. вопрос. Функции семьи. Дети называют качества родительской любви. Забота, ласка, понимание. Любящие своих детей родители учат их, как говорят, «уму разуму».
Проверим ваши данные с теми, которые выведены на слайде. Что вы упустили? Что надо добавить? Родительская любовь имеет огромное значение для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Мать, как выразитель любви, нежности и заботы, должна стать для сына эталоном объекта любви. Он стремится быть похожим на отца и в юношеском возрасте будет искать спутницу жизни, похожую на мать. Роль воспитателя девочки обычно берет на себя мать, а отец балует. Тем не менее отец остается в семье хозяином. В воображении девочки стереотип отца будет преобладать при выборе спутника жизни. Итак, семья – это школа любви. Родители могут научить любить. Сила благополучной семьи однозначна перед всеми информационными потоками, какими бы они ни были.
Любя братьев и сестер в своей семье, ребенок учится дружить и, что еще важнее, строить гармоничные отношения с противоположным полом. Это своеобразная подготовка к браку. Известно, если мальчик воспитывался в благополучной семье, еще лучше - вместе с сестрой, близкой по возрасту - чуть моложе или чуть старше, то практически наверняка в браке он будет счастлив. Детство – время общения на основе любви, это обучения умению любить и напитываться любовью родителей. В этом возрасте ребенок учится главному условию сохранения семьи: любви и миру. Не получив любви родителей, ребенку не научиться любить, не вырасти в любви. Глядя на вас, будущих родителей, ваш будущий ребенок научится если не любить, то, по крайней мере, терпеть. Приведем один пример. Однажды в Сухумском заповеднике был проведен эксперимент: детеныш обезьянки после рождения был оторван от мамы и помещен в отдельную клетку. Там были созданы комфортные условия: мягкая кукла – грелка, молоко, с обезьянкой общались операторы, она видела через стеклянную стенку жизнь других обезьяньих семей, но она не пережила детства при маме. В итоге, обезьянка не смогла, повзрослев, вступить в нормальные отношения с самцом; первому своему детенышу оторвала голову, потому что он доставил ей дискомфорт и страдания при родах; детенышей отгоняла от себя, не кормила молоком, не знала, как прижать к груди. А когда ее запустили в стаю, потребовалось семь поколений для восстановления материнского отношения в ее роду. Чему учится ребенок в отношениях с родителями? Отношения между родителями – это своеобразный учебник любви.
В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребенка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любя собственных детей. Люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведение. Умение различать хорошие и плохие качества и ценности родителей и перенять хорошие, но не умножать плохие очень важно не только для семьи, но и для общества в целом. Можно еще раз утверждать, что семья есть школа любви.
3. Проблемы семейных отношений. Причины семейного неблагополучия Продолжаем разбирать значение нравственных ценностей в семейной жизни. Вы будете выполнять практическую работу.
4. Семья и государство Не секрет, что ценности традиционного брака и семьи на сегодняшний день не слишком популярны в обществе. Это привело к развалу института семьи, снижению популярности брака. Сейчас повсюду рекламируются идеи нетрадиционных взаимоотношений между людьми, которые не способствуют развитию стабильной, социально значимой семьи, являющейся ячейкой общества. Идеалы традиционной семьи всегда лежат в основе духовного процветания страны. Это необратимо ведет к экономическому, культурному процветанию. И, наоборот, утрата норм и традиций ведет к застою во всех сферах жизни общества. Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей». Цели и задачи семейной политики - поддержка многодетных семей, материнский капитал, жилищная политика, приоритетные национальные проекты. 1.Содействие укреплению семьи - приоритетное направление любого государства. 2. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной. 3. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 4. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие"благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".
8 июля 2008 года впервые Россия праздновала День семьи, любви и верности. Как уже было сказано, по православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских, которых принято считать покровителями семьи.
Мне хочется, чтобы этот урок вам запомнился, ведь впереди у вас вся жизнь. Я надеюсь на то, что ваши семьи будут счастливы, вы найдёте человека, близкого вам. Заключительное слово учителя. Итоги, анализ действий учащихся.
Дома я вам предлагаю выполнить такое задание: 1. Написать эссе на любую тему из предложенных (темы записаны на доске, учитель зачитывает их: - «По плодам их, узнаете их» («Евангелие»);
- «Поступай так, как будто ты слышишь божий зов» (Н.А. Бердяев);
- «Любить все человечество гораздо легче, чем одного человека» (афоризм);
- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Толстой
|
ответы учащихся
Решение кроссворда
Учащиеся смотрят, анализируют
Учащиеся отвечают: жестокость мужа, милосердие, непонимание, предательство, добро, зло.
Учащиеся по ходу объяснения составляют структурно-логическую схему в тетради.
.
Учащиеся на карточках выполняют аналогичное задание самостоятельно, затем проверяют с доски.
учащиеся дают собственное определение, работают со словарем.
учащиеся объясняют, какие нравственные категории нашли в текстах, доказывают свой выбор
учащиеся распределяют категории на «+» и «-» (один на доске, остальные в тетрадях)
учащиеся выполняют задание на листочках
Работаем по группам.
учащиеся говорят, что себя всегда оценивать сложнее, чем других.
учащиеся записывают домашнее задание.
Дети высказывают свое мнение, а учитель обобщает их ответы
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА - В XVI веке российский писатель и публицист Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», изложил историю их романтичной любви. История рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях. По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
|