Образовательный проект "Развитие финансовой грамотности обучающихся на основе применения активных методов обучения"
проект по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Богачёв Владислав Романович

В рамках работы над проектом требуется исследовать уровень развития и проявления финансовой грамотности у обучающихся 5-9 классов, выявить основные компоненты финансовой грамотности, в которых у школьников возникают трудности, определить условия организации учебно-воспитательного процесса, при которых будет активно развиваться  финансовая грамотность обучающихся.

Если в рамках урочной и внеурочной деятельности, систематически использовать активные методы обучения, то это будет способствовать созданию благоприятных условий для развития финансовой и правовой грамотности обучающихся.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию, когда они вырастают.

На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt._bogachev_v.r.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №3 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

(МБОУ СОШУИП №3)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

АВТОР:

БОГАЧЁВ ВЛАДИСЛАВ РОМАНОВИЧ,

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ,

 ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЛАБЫТНАГИ, 2021

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

3

1.

Разработка образовательного продукта в рамках реализации проекта……...

11

2.

Этапы реализации проекта……………………………………………………...

14

3.

План мероприятий проекта……………………………………………………..

15

4.

Ожидаемые результаты реализации проекта …………………………………

18

5.

Показатели критерии оценки эффективности проекта……………………….

18

6.

Возможные риски реализации проекта………………………………………..

19

7.

Перспективы реализации проекта……………………………………………...

20

Заключение……………………………………………………………………….

20

Список использованной литературы……………………………………….......

21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно в подростковом возрасте, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

В рамках европейской модели классификации навыков, компетенций и профессий (ESCO) финансовая грамотность наряду с математической, естественно-научной, культурной, ИКТ-грамотностью входит в перечень базовых навыков для решения повседневных задач. Это обусловило включение заданий по исследованию финансовой грамотности школьников в оценочные процедуры ЕСОКО (единая система оценки качества образования).

ЕСОКО является многоуровневой системой и оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. К системообразующим процедурам относятся международные (PISA, PIRLS, TIMSS, ICILS и пр.) и отечественные (государственная итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах (ОГЭ, ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО)) исследования.

Исследование финансовой грамотности школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования выявило низкую финансовая грамотность практически на всех уровнях образования (начальное, основное общее образование, среднее образование).

Исследование PISA по финансовой грамотности школьников проводилось трижды: в 2012, 2015 и 2018 гг. По результатам исследования Россия заняла  в 2012 году 10-е место,  в 2015 году - 4-е место среди 15 стран-участниц. Лидерами по результатам 2015 г. по финансовой грамотности являются Китай, Бельгия, Канада.

Разумеется, школьники становятся взрослыми, и эта проблема недостаточно сформированной финансовой грамотности плавно переходит и другие возрастные категории граждан России. Это проявляется в росте числа неплательщиков по взятым потребительским кредитам и ипотекам, в росте задолженностей по кредитным картам из-за их неграмотного использования, в росте числа обманутых потребителей при совершении онлайн покупок, в росте числа неплательщиков налогов, в росте числа неплательщиков по потребительским и ипотечным кредитам.  Зачастую потребитель или становится жертвой мошенников или, в результате, сложившихся обстоятельств, сам становится незаконопослушным гражданином, так как не в состоянии платить по кредитам или другим, совершённым им сделкам. И в первом и во втором случае, далеко не лишней будет правовая поддержка.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. No2039-р была принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы.

В рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» были определены 9 предметных областей финансовой грамотности, подлежащих изучению на уровне школы:

  • доходы и расходы,
  • финансовое планирование,
  • личные сбережения,
  • кредитование,
  • инвестирование,
  • страхование,
  • риски и финансовая безопасность,
  • защита прав потребителей,
  • общие знания экономики и азы финансовой арифметики.

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с ранних лет его жизни. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому будущее поколение достойно того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни, и как их правильно защитить, если возникнет такая необходимость! 

Новизна проекта

На данный момент разработаны и программы, и учебники по финансовой грамотности, включённые в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также и методические пособия, выпущенные издательствами, включенными в перечень допущенных для публикации учебной литературы. В данных учебно-методических комплексах содержание образования представлено сухим академичным языком с изобилием научной терминологии, а вот практико-ориентированных заданий для обучающихся, направленных на решение жизненных проблем и возникающих ситуаций, очень мало, а по некоторым темам они и вовсе отсутствуют.

С точки зрения экономики, позиции банков, налоговых служб, страховых компаний, финансовых бирж, информация изложена достаточно полно, а вот другая сторона, в частности, как эти же структуры используют обычных потребителей для извлечения собственной выгоды – нигде не отражена.

Новизна исследовательского проекта заключается в разработке методических материалов с использованием инновационных технологий, которые помогут дать обучающимся знания о мире финансов и экономики. Использование опыта возможно как в условиях конкретной Образовательной организации, так и в других образовательных организациях города или посредством сетевого взаимодействия, так как проект предполагает охват всех участников образовательного процесса и может использоваться во всех возможных формах взаимодействия как в урочное, так и во внеурочное время. Внедрение и реализация данного направления в МБОУ СОШУИП №3 подтверждает важность обучения учащихся финансовой грамотности.

Управленческая проблема 

                В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. В этой связи подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития государства. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

                Учащиеся – это группа, которая станет экономически активной и столкнется с проблемой принятия собственных решений в финансовой области. Учащиеся - восприимчивая аудитория к формированию ценностных установок, развитию финансового планирования, рациональному поведению. Через аудиторию учащихся возможен прямой доступ к каналу воздействия на взрослое население – родителей.

                Выделенное количество учебного времени недостаточно для привития у обучающихся стойкого интереса к изучению экономики и финансовой грамотности. При 5- дневной учебной неделе в Учебным плане МБОУ СОШУИП №3 на изучение экономики и финансовой грамотности в 5, 6, 7 классах выделено только 0,5 часа, при этом учебный материал согласно авторской программе и учебному пособию предполагает 1 час в неделю. Сокращение учебного времени связано с тем, что остальные часы из части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений выделены на изучение предметов «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которые, в связи с изменением российского законодательства в сфере образования, включены в школьные программы для обязательного изучения. Уплотнение учебного материала, приводит к тому, что практически не остаётся времени на уроке для выполнения практических заданий, как академического (направлены на проверку усвоения теоретического материала), так и прикладного характера (направлены на проверку применения теоретических знаний на практике). Единственным выходом для развития финансовой грамотности является внеурочная деятельность. Но внеурочная деятельность  предполагает посещение занятий по интересам, следовательно содержание занятий, а также дидактический материал для их проведения, должны быть разработаны таким образом, чтобы могли максимально заинтересовать обучающихся.

                Необходимость разработки и апробации методического пособия, включающего в себя метапредметные задания трёх уровней, которые бы удовлетворяли требованиям ФГОС и были направлены на развитие универсальных учебных действий. Подобранные и разработанные задания должны  соотноситься с основными законами экономики, быть направлены на формирование и развитие финансовой грамотности обучающихся  и одновременно демонстрировать значимость полученных знаний в повседневной действительности.  

Исследовательская проблема 

Требуется исследовать уровень развития и сформированности финансовой грамотности, выявить основные аспекты компонентов формирования финансовой грамотности, в которых у обучающихся возникают трудности и определить условия организации образовательного процесса, при которых будет активно развиваться финансовая грамотность и экономическое и правовое мышление учащихся.

Стоит обратить внимание на то, что проект должен стать дополнительным стимулом для повышения своей финансовой и правовой компетентности: теперь есть очень четкий ответ на извечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?». Не лишним будет напомнить ученикам, что такие задачи будут встречаться в ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, это привлечет внимание тех, кто заранее замотивирован на успешную сдачу государственной аттестации.

 В контрольно-измерительных материалах (далее - КИМ) Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) по математике, единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) по обществознанию входят задания практически из всех указанных областей, где предлагается участникам проявить знания и умения рационального экономического поведения собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Анализ ЕГЭ по обществознанию как минимум за 5 последних лет показал очевидные проблемы в овладении знаниями, необходимыми для социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни». У обучающихся также вызвали сложности задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ, о функциях институтов банковской системы, экономических процессов (безработица, инфляция), что не содействует «оптимальному включению выпускников школ в экономическую жизнь страны».

Аналогичная ситуация наблюдается и с выполнением заданий, касающихся финансовой грамотности, на экзаменах ГИА в 9-х классах. Обучающиеся успешно справляются с заданиями базового уровня, где необходимо выбрать верное объяснение (от 80 – до 90 %), но с более сложными заданиями справляются менее 10 % обучающихся.

С заданием повышенной сложности ЕГЭ профильного уровня по математике (экономическая задача) справились с ним всего 1,8% участников.

                

                На уровне муниципального образования г. Лабытнанги:

                По результатам ЕГЭ по учебному предмету «Обществознание» в 2020 году с заданиями экономического содержания обучающиеся МО г. Лабытнанги справились в среднем на 59%. При этом смогли набрать максимальное количество баллов   только 9,6%.

На уровне МБОУ СОШУИП №3:

                По результатам ЕГЭ по учебному предмету «Обществознание» в 2020 году с заданиями экономического содержания обучающиеся МБОУ СОШ №3 справились лучше. В основном, это обучающиеся, у которых экономика преподавалась на профильном уровне. Среднее значение по выполнению заданий экономического содержания составило 70,8%. Полностью справились с этими заданиями 16,6 % выпускников 11 класса МБОУ СОШУИП №3. (См. данные таблицы 1)

                Таблица 1 - Сравнительная характеристика результатов выполнения заданий ЕГЭ экономического содержания по учебному предмету «Обществознание» в 2020 году

        

Российская Федерация

Муниципальное образование город Лабытнанги

МБОУ СОШУИП №3

Уровень  В

Уровень  В

Уровень  В

Обществознание (ЕГЭ 2020)

Среднее значение (%)

Max достигли (%)

Среднее значение (%)

Max достигли (%)

Среднее значение (%)

Max достигли  

(%)

63,2

11,4

59

9,6

70,8

16,6

        

                        

                На уровне муниципального образования г. Лабытнанги:

                По результатам ЕГЭ по учебному предмету «Математика» в 2020 году с заданиями экономического содержания базового уровня обучающиеся МО г. Лабытнанги справились весьма успешно. Максимальное количество баллов по этому заданию смогли набрать 96,29%.  К выполнению экономической задачи повышенного уровня сложности на уровне МО образования г. Лабытнанги приступили только 20,37 % обучающихся. Смогли выполнить задание полностью и набрать максимальное количество баллов (4 балла) только 9,25%.

                На уровне МБОУ СОШУИП №3:

                По результатам ЕГЭ по учебному предмету «Математика» с заданиями экономического содержания базового уровня справились все обучающиеся (100%). К выполнению экономической задачи повышенного уровня сложности на уровне МБОУ СОШУИП №3 приступили 16%. Однако, максимальных баллов не набрал ни один выпускник (1 балл  за экономическую задачу получили 25% выпускников, 2 балла - 50% выпускников; 3 балла – 25% выпускников; 4 балла – 0%). (См. данные таблицы 2)

                Таблица 2 - Сравнительная характеристика результатов выполнения заданий ЕГЭ экономического содержания по учебному предмету «Математика» (профильный уровень) в 2020 году

                

Российская Федерация

Муниципальное образование город Лабытнанги

МБОУ СОШУИП №3

Уровень сложности

Задание уровня В (1 балл)   ( %)

Задание уровня С (%)

Задание уровня В  (1 балл)   ( %)

Задание уровня С (%)

Задание уровня В (1 балл)   ( %)

Задание уровня С (%)

Количество набранных баллов за задание

1

0

1

2

3

4

1

0

1

2

3

4

1

0

1

2

3

4

Математика (ЕГЭ 2020

86

-

-

-

1,8

96,3

71,2

4,8

9,6

4,8

9,25

100

0

25

50

25

0

                

                На уровне муниципального образования г. Лабытнанги:

По результатам ОГЭ по учебному предмету «Математика» в 2020 году к выполнению с заданий экономического содержания приступили 87,2% выпускников.

11,8 % выпускников не приступили к выполнению заданий экономического содержания вовсе. Полностью справились с заданиями данного типа только 17,4 % выпускников. 44,2% выпускников справились с заданиями частично (на 1/3); 26,6 % выпускников справились с заданиями частично (на 2/3).

                На уровне МБОУ СОШУИП №3:

                По результатам ОГЭ по учебному предмету «Математика» в 2020 году к выполнению с заданий экономического содержания приступили 94,3% выпускников. 5,7% не приступили к выполнению этих заданий вовсе.

                Полностью справились с заданиями данного типа только 27, 3% выпускников. 26,1% выпускников справились с заданиями частично (на 1/3); 41% выпускников справились с заданиями частично (на 2/3). (См. данные таблицы 3)

                Таблица 3 - Сравнительная характеристика результатов выполнения заданий ОГЭ экономического содержания по учебному предмету «Математика» в 2019 году

        

Российская Федерация

Муниципальное образование город Лабытнанги

МБОУ СОШУИП №3

Уровень сложности

Уровень А, В

Уровень  А, В

Уровень  А, В

Математика (ОГЭ 2019)

Среднее значение (%)

Max достигли (%)

Не приступили (%)

Среднее значение (%)

Max достигли

(%)

Не приступили (%)

Среднее значение (%)

Max

достигли (%)

Не приступили (%)

56

12

8

58

17,4

11,8

62

27,3

5,7

На уровне муниципального образования г. Лабытнанги:

                По результатам ОГЭ по учебному предмету «Обществознание» в 2019 году (в 2002 году на уровне основного общего образования экзамены по предметам по выбору не проводились) к выполнению с заданий экономического содержания приступили 91,1% выпускников.

        8,9% выпускников не приступили к выполнению этих заданий вовсе.         Полностью справились с заданиями данного типа только 26,8 % выпускников; 17,4 % выпускников справились с заданиями частично (на 1/4); 32,7 % выпускников справились с заданиями частично (на 1/2); 14,2 % выпускников справились с заданиями частично (на 3/4).

                На уровне МБОУ СОШУИП №3:

                По результатам ОГЭ по учебному предмету «Обществознание» в 2019 году (в 2002 году на уровне основного общего образования экзамены по предметам по выбору не проводились) к выполнению с заданий экономического содержания приступили 98,4% выпускников.

                1,6% выпускников не приступили к выполнению этих заданий вовсе. Полностью справились с заданиями данного типа 33,9 % выпускников; 4,8 % выпускников справились с заданиями частично (на 1/4); 16,1 % выпускников справились с заданиями частично (на 1/2); 43,5 % выпускников справились с заданиями частично (на 3/4). (См. данные таблицы 4)

                Таблица 4 - Сравнительная характеристика результатов выполнения заданий ОГЭ экономического содержания по учебному предмету «Обществознание» в 2019 году

        

Российская Федерация

Муниципальное образование город Лабытнанги

МБОУ СОШУИП №3

Уровень сложности

Уровень А, В

Уровень  А, В

Уровень  А, В

Обществознание (ОГЭ 2019)

Среднее значение (%)

Max достигли (%)

Не приступили (%)

Среднее значение (%)

Max достигли

(%)

Не приступили (%)

Среднее значение (%)

Max

достигли (%)

Не приступили (%)

60,2

10,1

4

61,3

26,8

8,9

75,8

33,3

1,6

Вывод:

  1. Уровень финансовой и экономической грамотности обучающихся МБОУ СОШУИП №3 на базовом уровне несколько выше муниципальных показателей г. Лабытнанги и федеральных значений. Так как указанные значения относятся только к тем обучающимся, которые сдавали математику на профильном уровне и обществознание, как предмет по выбору, то показатель является относительным.
  2. Что касается количества обучающихся, достигших максимальных баллов за выполнение заданий экономического и финансового характера в рамках ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по математике и обществознанию, то этот показатель остаётся очень низким на всех уровнях (школа, муниципалитет, РФ).

Объект исследования: образовательный процесс развития финансовой и правовой грамотности обучающихся.

Предмет исследования: педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, при которых будет активно развиваться финансовая и правовая грамотность обучающихся

В рамках работы над проектом требуется исследовать уровень развития и проявления финансовой грамотности у обучающихся 5-9 классов, выявить основные компоненты финансовой грамотности, в которых у школьников возникают трудности, определить условия организации учебно-воспитательного процесса, при которых будет активно развиваться  финансовая грамотность обучающихся.

                Исследовательский вопрос / гипотеза

Если в рамках урочной и внеурочной деятельности, систематически использовать активные (имитационные и неимитационные) методы обучения, то это будет способствовать созданию благоприятных условий для развития финансовой и правовой грамотности обучающихся

Под имитационными методами обучения предполагаются экономические игры – тренажёры-симулятры, интерактивные практикумы-тренажеры имитационные задачи.

Под не имитационными методами я  предполагаю такие организационные формы работы, как деловые игры, квесты, турниры, круглые столы, форсайт-лаборатории.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию, когда они вырастают.

На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.

Цель: повышение доли обучающихся успешно справляющихся с заданиями по финансовой грамотности в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую, предметную и методическую литературу по теме исследования;
  • выявить условия, необходимые для формирования и развития финансовой и правовой грамотности у обучающихся;
  • провести оценку уровня финансовой грамотности  обучающихся, с целью создания условий для развития механизмов формирования финансовой грамотности обучающихся;
  • разработать и апробировать практические задания, направленные на  формирование  компетенций в сфере финансовой и правовой грамотности;
  • создать банк эффективных заданий  и информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
  • обобщить накопленный педагогический опыт  и оформить разработанные и апробированные практические задания в виде методического пособия;
  • провести комплексную оценку эффективности реализации проекта  посредством организации мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения обучающихся на уровне основного и среднего образования;
  • обобщить и  распространить педагогический опыт по развитию финансовой грамотности у обучающихся и защите их прав как потребителей финансовых услуг.
  • принять участие в реализации муниципального проекта по персонализации образовательных услуг среди обучающихся 9-11 классов «Образовательный консорциум».

Методы исследования

Теоретические:

- Изучение и анализ учебно – методической литературы по теме исследования;

- Рассмотрение основной нормативно- правовой документации по теме исследования;  

- Моделирование предметного элективного курса (или курса внеурочной деятельности) по финансовой грамотности;

Практические:

- Анализ уровня  сформированности финансовой грамотности школьников по результатам оценочных процедур единой системы оценки качества образования (результаты исследования PISA; анализ результатов выполнения заданий по финансовой грамотности и экономике в ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)

- Наблюдение;

- Изучение продуктов творческой деятельности школьников;

- Разработка  методического пособия;

- Эксперимент:

1. апробация (тестирование)  методического пособия по финансовой и правовой грамотности;

2. использование новых педагогических технологий активного обучения: имитационные задачи; деловые игры, интерактивные лабораторные практикумы-тренажеры, проектное обучение через выполнение творческих заданий, создание малых групп по проведению диспутов, дискуссий, имитации ситуаций, ситуационный анализ, кейс-методы, «мозговой штурм», уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-консультации, деловые игры, компьютерные технологии и т.д.

Материал исследования

Результаты мониторингов по исследованию финансовой грамотности школьников в рамках оценочных процедур ЕСОКО (ЕСОКО - единая многоуровневая система оценки качества образования, оценивающая предметные и метапредметные образовательные результаты. К системообразующим процедурам относятся международные (PISA, PIRLS, TIMSS, ICILS и пр.):

  • Результаты независимых отечественных оценочных процедур  (государственная итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах (ОГЭ, ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО)) по вопросам экономики и финансовой грамотности.
  • Научные исследования педагогов по данной теме.

  1. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для более наглядного представления системы формирования финансовой грамотности на уроках экономики и финансовой грамотности средствами игрового обучения имеет смысл представить данный процесс в виде трёх взаимосвязанных этапов:

I этап — вовлечение учащихся в игровой процесс, формирование базовых навыков в рамках каждой из категорий УУД, игра как приём закрепления изученного материала и применения полученных знаний (5-6 класс);

II этап — игра как способ получения новых знаний, формирования финансовых компетенций более высокого уровня (7-9 класс);

III этап-игра как средство совершенствования и диагностики сформированности умений (10-11 класс).

Методическое пособие предполагает два раздела: первый финансовый, второй правовой. Первый раздел предполагает задания, структурированные по трём уровням. Задания для каждого уровня располагаются по возрастанию сложности.

Задания первого уровня сложности, как правило, могут быть выполнены в несколько простых действий. Акцент в таких заданиях делается не на математический аппарат, а на иллюстрацию общего подхода к принятию финансово грамотного решения. Задания второго и третьего уровней сложности содержат дополнительные условия и ограничения.

Ряд заданий имеет недостаточно условий, их нужно найти для решения задания; другие задания могут содержать избыточный объём информации, которую в ходе решения следует найти и исключить из рассмотрения.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

        Наиболее эффективными для первого этапа являются задания занимательного характера, которые способны занять (в смысле заинтересовать) учащегося 5-6 классов. Задания занимательного характера выполняются фронтально, без принуждения. Принимая участие в коллективном решении ребуса, кроссворда, отвечая на вопросы викторины,  ученик не боится, что может получить «двойку» за неправильный ответ,  ему просто предоставлена  возможность проверить себя, попробовать свои силы, узнать новое.

На первом этапе перед учителем стоит задача развития элементарных универсальных учебных действий и навыков, лежащих в основе формирования финансовой грамотности.  К подобным навыкам, в первую очередь относятся умения извлекать информацию из разных видов источников, преобразовывать её в новую форму, ставить задачи по организации своей учебной деятельности на ближайший период.

У заданий, подобранных для первого этапа, будь они дидактическими или интерактивными, должны быть простые и понятные правила, достаточно высокая динамика игрового процесса, направленная на активизацию познавательного интереса учащихся, что в целом, будет способствовать более эффективному формированию универсальных учебных действий, и, как следствие – финансовой грамотности.

Цель занимательных заданий – дать материал для приятной умственной гимнастики, для тренировки сообразительности, находчивости, развития логического экономического мышления.

В качестве занимательных заданий подбираются не только экономические вопросы, но и задачи на засыпку, задачи, направленные на развитие логического мышления, ребусы, кроссворды, чайнворды, тесты, викторины. Ряд заданий подготавливают ум к более серьёзной работе, а именно нахождению и получению решений в современном мире. Занимательный материал является своеобразным мостиком, облегчающим переход к фундаментальным знаниям.

Как показывает практика большой популярностью пользуются игры-викторины. Дидактически данный вид игр имеет очень большой потенциал в плане формирования финансовой грамотности. Возможность использования в викторинах разнотипных заданий создаёт предпосылки для формирования как познавательных, так и коммуникативных универсальных учебных действий. Включение в игру заданий, предполагающих выход за пределы материалов учебника способствует активизации познавательного интереса учащихся, вызывает необходимость самостоятельно углублять знания по экономике и финансовой грамотности, что в свою очередь способствует совершенствованию регулятивных универсальных учебных действий. Большое разнообразие форм проведения игр-викторин даёт возможность решать самые разные дидактические задачи

Главная цель заданий для второго этапа — комплексное развитие универсальных учебных действий,  лежащих в основе формирования финансовой грамотности обучающихся 7-9 классов.

На данном этапе постепенно вводятся все более сложные виды заданий, ситуационных задач, дидактических или интерактивных деловых экономических  и финансовых игр. Необходимость выполнения заданий по определённому алгоритму в сочетании с тесным взаимодействием с другими участниками игрового процесса обеспечивают наиболее эффективное формирование финансово-экономической компетенции.

Овладеть финансовой грамотностью – это значит не только усвоить знания в виде закономерностей и терминов, но и научиться применять их на практике. Всякое применение общих положений финансовой грамотности для разрешения конкретного, практического вопроса есть решение задачи.

Умение решать ситуационные задачи делает знания по финансовой грамотности осмысленными, действенными и практически применимыми, а значит востребованными.

Задания, подобранные для второго этапа нацелены на формирование адекватных представлений об управлении личными финансами и развитие навыков ответственного, грамотного финансового поведения. Стержневым моментом освоения грамотного финансового поведения является необходимость принятия взвешенных решений в проблемной ситуации, в которой есть множество разных выборов. Это означает, что «знания вообще» важны не сами по себе (например, знания об устройстве семейного бюджета, о доходах и расходах, о вкладах, налогах, кредитах и т.п.), а важно умение принимать решение в разных проблемных ситуациях, связанных с управлением личными (семейными) финансами.

Наибольшее значение игры-квесты, ролевые и деловые игры приобретают на третьем этапе, где перед учителем стоит задача поддержания сформированных у учащихся 10-11 классов УУД в актуальном состоянии и их дальнейшее совершенствование. На этом этапе целесообразно применять сложные игры, требующие комплексного применения полученных знаний и навыков. Так же, на третьем этапе учащимся может быть предложено, самостоятельно, разработать и провести игру. Это способствует дальнейшему развитию УУД и повышению мотивации к самостоятельному изучению истории. Такая работа может быть реализована как в рамках проектной деятельности учащихся по предмету, так и во внеурочной работе в форме КТД.

Грамотное финансовое поведение у обучающихся формируется на основе усвоенного в процессе обучения способа грамотного финансового поведения (обоснованного выбора), основанного на последовательном выполнении действий по принятию решения. Поэтому к числу базовых принципов грамотного финансового поведения следует отнести:

а) реалистичную оценку своих финансовых возможностей и ограничений при принятии решений в финансовой сфере;

б) понимание необходимости выбора, невозможности удовлетворения всех потребностей и желаний;

в) наличие навыка рассмотрения альтернативных вариантов решения;

г) количественная (получаемая путем математических расчетов) оценка финансовых последствий принимаемых решений;

д) понимание личной ответственности за последствия (в том числе долгосрочные) принятого решения.

Наглядность результатов деловых игр обеспечивает создание ситуации успеха на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся на изучение экономики и финансовой грамотности. Применение современных информационно-коммуникативных и интернет-технологий способствует повышению эффективности дидактических игр подобного типа.

Ещё одной возможностью для развития финансовой грамотности является учебный индивидуальный проект, который, в соответствии с ФГОС СОО является обязательным на уровне среднего общего образования. Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации процесса обучения. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимой терминологии, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов.

Курс обучения, особенно, на уровне среднего общего образования, может быть построен так, что в его основе будет лежать проектная работа, то есть - строится как цепочка проектов, связанных между собой тематически и реализующих принцип преемственности и постепенного раскрытия и усложнения материала. Мини-проекты, разработанные обучающимися и интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса.

Участие в проекте всегда полезно для обучающихся. Оно позволяет не только сравнить результаты своей работы с работами других  обучающихся класса, параллели,  школы, но и проявить себя в деятельности, которая нравится и получается, либо преодолеть себя и научиться при помощи педагога или других участников проекта тому, что до этого вызывало трудности.

Таким образом, участие в реализации образовательного проекта можно рассматривать как средство развития познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации совместной деятельности ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как учителем, так и по желанию самих обучающихся.

Реализация проекта обеспечивает возможность сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того,  реализация проекта поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно — ориентированной педагогической системы.

                Возможными темами для ученических проектов:

  • Как можно использовать накопленные бонусы «Спасибо от сбербанка»
  • Возможные способы досрочного погашения потребительского кредита.
  • Особенности использования банковских кредитных пластиковых карт.
  • Управление финансовыми инструментами и всеми видами капиталов (в том числе и человеческим капиталом) для повышения финансовой грамотности.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Поисковый (2020 г)

  1. Изучить психолого-педагогическую, экономическую, правовую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить условия, необходимые для формирования и развития финансовой и правовой грамотности у обучающихся.
  3. Подобрать необходимое оборудование, методические материалы (наборы дидактических материалов – экономические и финансовые игры, онлайн – игры (финансовые стратегии, симуляторы, тренажёры).
  4. Подобрать методику для диагностики уровня сформированности финансовой грамотности обучающихся.

Подготовительный этап (2020- 2021 г)

  1. Сделать оценку уровня финансовой грамотности  обучающихся на основе анализа результатов исследования финансовой грамотности школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
  2. Провести тестирование обучающихся школы (5-9 классы) с целью выяснения уровня финансовой грамотности по методике https://vashifinancy.ru/  , разработанной по заказу Министерства финансов РФ в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО (http://www.centeroko.ru); http://finance.instrao.ru/fin/files/Обоснование.pdf ).
  3. Приобрести необходимое оборудование и методические материалы  (наборы дидактических материалов – экономические и финансовые игры, онлайн – игры (финансовые стратегии, симуляторы, тренажёры)), необходимое для реализации проекта.

Практический этап (2021-2020 гг)

  1. Разработать комплекты заданий и практических работ для обучающихся 5-9 классов различной методической направленности (занимательные задачи, практико-ориентированные задания, задания  высокого уровня сложности  для подготовки к олимпиадам).
  2. Апробировать разработанные для обучающихся 5-9 классов комплекты заданий и практических работ различной методической направленности.
  3. Апробировать приёмы обучения детей финансовой и правовой грамотности с использованием средств различной визуализации теоретического материала: интерактивных средств (экономические и финансовые игры, стратегии, симуляторы,  тренажёры),  сетевых экономических и финансовых проектов, дидактических материалов (инструктивные карточки для проведения практических работ, образцы банковских договоров, образцы графиков платежей по кредитам, заявлений в правоохранительные органы при выявления финансового нарушения или мошенничества).
  4. Доработать (при необходимости) подобранные и разработанные дидактические материалы с учётом выявленных в ходе апробации недостатков.
  5. Обобщить накопленный педагогический опыт в форме методического пособия  с подобранным и прошедшим апробацию дидактическим материалом, направленным на  формирование  компетенций в сфере финансовой и правовой грамотности.

Аналитический этап (2022-2023 г)

  1. Провести мониторинг уровня сформированности финансовой грамотности обучающихся на основе анализа реестров затруднений обучающихся по результатам независимых мониторингов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) и повторного тестирования обучающихся школы с целью выяснения динамики уровня сформированности финансовой грамотности по методике отобранной методике  https://vashifinancy.ru/  .
  1. Составить итоговый отчёт по результатам реализации проекта.

Презентационный этап (2022-2023 г)

  1. Обобщить опыт работы на заседании предметного методического объединения школы.
  2. Представить результаты педагогического проекта на институциональном уровне (заседание педагогического совета МБУ СОШУИП №3); на муниципальном уровне (в рамках работы методических сессий); на региональном уровне (в рамках работы регионального совещания и Арктического форума; в рамках курсов повышения квалификации).
  3. Разместить обобщённый педагогический опыт на персональном сайте. https://nsportal.ru/bogachyov-vladislav-romanovich
  4. Подготовить обобщённый педагогический опыт в форме методического пособия к публикации в средствах массовой информации регионального уровня (электронный журнал «Образование» и федерального уровня (журнал «Методист», предметные журналы).
  5. Принять участие в конкурсе  методических разработок с целью транслирования опыта на сайтах педагогических сообществ.

Контрольный этап (2022- 2023 г)

  1. Анализ результатов реализации проекта.
  2. Перевод проекта в рабочий режим.

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

Таблица 5 - План мероприятии по реализации проекта в МБОУ СОШУИП №3

№ п/п

Мероприятия

Сроки

I -этап Поисковый (2019-2020 г)

Задача 1. Изучить психолого-педагогическую, предметную и методическую литературу по теме исследования

Сентябрь-октябрь 2020 г

Задача 2. Выявить условия, необходимые для формирования и развития финансовой и правовой грамотности у обучающихся

- Разработка модели проекта по развитию финансовой грамотности школьников в урочной и внеурочной деятельности, а также в рамках дополнительного образования          

Сентябрь-октябрь 2020 г

 

Ноябрь 2020 г.  

II -этап  Подготовительный (2020- 2021 г)

Задача 3. Провести оценку уровня финансовой грамотности  обучающихся, с целью создания условий для развития механизмов формирования финансовой грамотности обучающихся

- анализ реестров затруднений обучающихся по результатам независимых мониторингов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)

- анализ результатов исследования школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования (PISA).

- анализ результатов тестирования обучающихся школы (5-9 классы) с целью выяснения уровня финансовой грамотности по методике https://vashifinancy.ru/

- оформление необходимых документов для приобретения отобранного оборудования и наборы дидактических материалов

Ноябрь-декабрь  2020 г

Ноябрь- декабрь   2020

Ноябрь- декабрь  2020

Ноябрь- декабрь 2020

Ноябрь, 2020

III – этап   Практический (2 п/г 2020-2021 гг; 2021-2022  гг)

Задача 4. Разработать и апробировать практические задания, направленные на  формирование  компетенций в сфере финансовой и правовой грамотности.

На протяжение всего этапа

Задача 5. Создать банк эффективных заданий  и информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.

- Использование приобретённого оборудования для обучение детей работе с интерактивными инструментами (онлайн экономические и финансовые игры, стратегии, симуляторы,  тренажёры), участие в сетевых финансовых и экономических проектах  (СберZ)

- Совершенствование методических приёмов и форм обучения финансовой грамотности с использованием средств интерактивных инструментов и раздаточных материалов.

- Инициирование и организация школьных команд для участия в интеллектуальных состязаниях и компетентностных олимпиадах по финансовой грамотности.

- Инициирование и поддержка обучающимися в разработке исследовательских и творческих проектов, направленных на повышение финансовой и правовой грамотности.

- Совершенствование методической базы  

На протяжении всего этапа

На протяжении всего этапа

Постоянно

Постоянно

На протяжении всего этапа

Задача 6. Обобщить накопленный педагогический опыт.

-  Оформить разработанные и апробированные практические задания в виде методического пособия.

2 полугодие 2021-2022 учебного года

IV – этап   Аналитический  (2022-2023 г)  

Задача 7. Провести комплексную оценку эффективности реализации проекта.

Организация и проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения обучающихся на уровне основного и среднего образования посредством:

- анализа реестров затруднений обучающихся по результатам независимых мониторингов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)

- анализа результатов исследования школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования (PISA) (в случае, если данный вид исследования будет организован)

- анализ результатов тестирования обучающихся школы (5-9 классы) с целью выяснения уровня финансовой грамотности по методике https://vashifinancy.ru/

- Составление итогового отчёта по результатам реализации проекта

1 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

V – этап   Презентационный (2022-2023 г)

Задача 8. Обобщить и  распространить педагогический опыт по развитию финансовой грамотности у обучающихся и защите их прав как потребителей финансовых услуг. 

- Представить опыт работы на заседании предметного методического объединения школы.

- Представить результаты педагогического проекта на институциональном уровне (заседание педагогического совета МБУ СОШУИП №3).

- Представить результаты педагогического проекта на муниципальном уровне (в рамках работы методических сессий муниципальной системы образования).

- Представить результаты педагогического проекта на региональном уровне (в рамках работы регионального совещания; в рамках работы Арктического форума; в рамках курсов повышения квалификации).

- Разместить обобщённый педагогический опыт на персональном сайте. https://nsportal.ru/bogachyov-vladislav-romanovich

-  Подготовить обобщённый педагогический опыт в форме методического пособия к публикации в средствах массовой информации регионального уровня (электронный журнал «Образование» и федерального уровня (журнал «Методист», предметные журналы).

-  Принять участие в конкурсе  методических разработок с целью транслирования опыта на сайтах педагогических сообществ.

- В случае востребованности образовательного продукта - распространение информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг в рамках реализации муниципального проекта по персонализации образовательных услуг среди обучающихся 9-11 классов «Образовательный консорциум»

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

2 полугодие 2022-2023 учебного года

Согласно сроков проведения конкурса

В перспективе – на 2023-2024 учебный год

VI – этап Контрольный (2022- 2023 г)

Составление итогового отчета о реализации проекта

Апрель-май 2023 г

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.        Повышение уровня финансовой грамотности по результатам в исследованиях школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования (PISA).

2.        Улучшение результатов ОГЭ, ЕГЭ  по математике, обществознанию в части вопросов по финансовой грамотности  2022, 2023 г.

3.        Улучшение результатов ВПР по математике, обществознанию в части вопросов по финансовой грамотности  2022, 2023 г.

4.        Банк методических разработок уроков, занятий внеурочной деятельности с использованием средств различного рода визуализации финансовых и экономических инструментов.

5.        Публикация образовательного продукта (разработанного методического пособия по финансовой грамотности).

6.        Повышение сетевого взаимодействия школ города, в рамках реализации муниципального проекта по персонализации образовательных услуг среди обучающихся 9-11 классов «Образовательный консорциум».

7.        Создание методической базы, направленной на развитие финансовой грамотности школьников.  

  1. ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Таблица 6 - Показатели и критерии эффективности реализации образовательного проекта 

Критерии

Показатели

Повышение показателей уровня сформированности финансовой грамотности.

Положительная динамика доли учащихся с высоким показателем уровня развития  финансовой грамотности по результатам методики, разработанной по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» http://finance.instrao.ru/fin/files/Обоснование.pdf

Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО (http://www.centeroko.ru )

Улучшение результатов ВПР по математике и обществознанию в части вопросов по финансовой грамотности 2022 г., 2023 г.

Положительная динамика доли учащихся успешно справившихся         с заданиями по финансовой грамотности в рамках Всероссийской проверочной работы.

Улучшение результатов государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) по математике и обществознанию в части вопросов по финансовой грамотности 2022 г., 2023 г.

Положительная динамика доли учащихся успешно справившихся         с заданиями по финансовой грамотности  в рамках государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).

Повышение мотивации детей к обучению

Положительная динамика процентной доли обучающихся, принимающих участие в  интеллектуальных конкурсах и компетентностных олимпиадах по финансовой грамотности разного уровня.

Усиление сетевого взаимодействия школ города

Участие в реализации муниципального проекта по персонализации образовательных услуг среди обучающихся 9-11 классов «Образовательный консорциум».

Рост востребованности посещения сетевого элективного курса «Основы финансовой грамотности» среди обучающихся, получающих среднее общее образование

  1. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Риск представляет собой возможность того, что какое-либо событие произойдет и негативно скажется на достижении цели. Таким образом, риск несет в себе неопределенность. Управление рисками предполагает выявление, анализ и принятие мер по их минимизации. Практика управления рисками использует множество инструментов и методов.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.

Таблица 7 - План мер по минерализации рисков при внедрении и апробации образовательно проекта 

Риски

Меры для их минимизации

Управленческие риски

Отсутствие согласованности администрации школы по вопросам принятия решений в части реализации проекта.

Пример:

- не включение в Учебный план предмета «Финансовая грамотность», «Экономика»;

- не включение в План внеурочной деятельности курсов, направленных на развитие финансовой грамотности

Предпрофильная и профильная ориентация обучающихся в рамках классных часов, уроков технологии.

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся по предпрофильной и профильной ориентации обучающихся

Согласованность действий администрации школы по вопросам принятия решений в части реализации проекта.

Нехватка времени на

разработку заданий  и инструментов

Перераспределение времени, расстановка приоритетов, привлечение обучающихся к разработке заданий на соревновательной основе.

Недостаточный уровень профильной предметной подготовки для обеспечения реализации проекта в рабочем режиме другими педагогическими работниками

Запрос на организацию курсов повышения квалификации по финансовой грамотности.

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

  1. Расширение материально-технической базы школы за счёт использования нового оборудования, приобретённого в рамках гранта.
  2. Использование разработанного методического пособия в рамках урочной и внеурочной деятельности школы.
  3. Использование методического пособия в рамках реализации сетевого муниципального инновационного проекта «Создание системы персонализации образовательных услуг для обучающихся 9-11 классов в условиях образовательного консорциума».
  4. Диссеминация педагогического опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов самих граждан. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо начинать со школьной скамьи.

Проект не ставит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика, задача минимум – способствовать развитию его финансовой и правовой грамотности. В общенаучном понимании, финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

В основе проекта по формированию финансовой и правой грамотности будут положены основы умелого управления денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам формирует и нравственный аспект.

Проблема развития финансовой грамотности гиперактуальна, она требует от педагогов модернизации методик преподавания, в частности максимального использования практико-ориентированных заданий и ситуационных задач.

Предлагаемый проект вполне может стать «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования как на уровне основного общего образования, так и на уровне среднего общего образования.

А самое важное: предполагаемый результат - повышение уровня познавательной активности обучающихся  качества знаний учащихся при изучении таких учебных предметов как Финансовая грамотность, Экономика, Право, Математика, Обществознание. Реализация проекта, направлена  формирование и использование различных компетентностей как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Результатом данной работы всегда является конечный продукт.

Создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у обучающихся. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать их коммуникативные качества. Стремление учеников к финансовой независимости способствует повышению мотивации к образовательному процессу и самосовершенствованию.

Рассматривая возможности интеграции проекта в процесс обучения, можно выделить три основных подхода.

Проект может:

  • служить альтернативным способом организации учебного курса,
  • интегрироваться в традиционную систему обучения,
  • использоваться как одна из форм внеклассной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алифанова Е. Н., Анализ методических подходов к разработке индикаторов финансовой грамотности населения // Финансы и кредит. — 2013. — № 12. — С. 18-26 : табл. — (Финансовая система).
  2. Горяев А., Финансовая грамота : спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. — Москва : Юнайтед Пресс, 2012. — 121 с. ; 29 см. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 2335855-КХ.
  3. Глухих Н., Дети и финансы: что родители должны знать про карманные деньги // Консультант. — 2012. — № 17. — С. 88-92. — (Личные деньги).
  4. Патрикова Т., Как развивать предпринимательскую компетентность школьников : сценарий квеста // Справочник заместителя директора школы. — 2017. — № 1. — С. 58-69: табл. — (Образовательная деятельность).
  5. Рутковская Е. Л., Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 36-45 : табл. — (Дидактика и методика).
  6. Рыбакова Т. А., Рациональное распределение бюджета // Беспризорник. — 2017. — № 3. — С. 19-22 : фот. — (Клуб специалистов).
  7. Сакович Ю. В., Нюансы семейной финансовой азбуки: тренинг для детей и родителей : в помощь преподавателям факультативных курсов по изучению основ экономики и предпринимательства // Народная асвета. — 2015. — № 3. — С. 13-15. — (Бизнес-инкубатор).
  8. Снурницына Ю., Ценностные ориентиры предметного направления "Финансоваяграмотность" в современном учебно-воспитательном процессе школы // Учитель. — 2014. — № 1. — С. 21-26. — (Проблемы обучения).
  9. Холяпина В. Е., Искусство считать деньги. Как повысить финансовую грамотность // Библиотечное дело. — 2012. — № 20. — С. 12-14. — (Библиотека и общество).
  10. Шигалева Л. М., Семейный бюджет: совпадают ли наши желания с нашими возможностями // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — . // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — . // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — . // Экономика вшколе. — 2010. — N 1/2. — . // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — С. 94-101.// Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — С. 94-101. // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — С. 94-101. // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — С. 94-101. — (Ученые-учителям). — (Ученые-учителям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся».

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллект...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Отчёт по реализации образовательного проекта "Развитие финансовой грамотности обучающихся на основе применения активных методов обучения" за 2020-2021 учебный год

Отчёт по реализации образовательного проекта "Развитие финансовой грамотности обучающихся на основе применения активных методов обучения"  за 2020-2021 учебный год.Исследовав общие учеб...

ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ» В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

Финансовая грамотность связана с различными демографическими и социоэкономическими факторами, такими как уровень образования родителей, уровень дохода на членов семьи или владение определенным имущест...

ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ» В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ

В рамках реализации проекта систематически, по мере изучения конкретных тем, осуществлялась диагностика уровня развития и сформированности финансовой грамотности у обучающихся 6-7-8, 10-11 классов по ...