Материалы для сдающих ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8, 9 класс)

Севек Лада Салимовна

Тут есть всякие полезности;)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как подготовить школьников к ОГЭ по обществознанию

Слайд 2

Что нужно знать выпускнику ОГЭ по обществознанию содержит много практических моментов, так как объем теоретического содержания курса невелик. Задания проверяют, может ли выпускник использовать обществоведческие знания, чтобы анализировать и оценивать факты и процессы. Чтобы подготовиться к экзамену, надо разобрать кодификатор, спецификацию и демоверсию экзаменационной работы. Найти их можно на сайте fipi.ru.

Слайд 3

Что нужно знать выпускнику Выпускникам удобно пользоваться кодификатором, чтобы отслеживать степень готовности по темам. Напротив каждой пройденной и отработанной дома темы, которая отражена в кодификаторе, ученик ставит плюс. Так можно легко отследить, над какими темами нужно работать.

Слайд 4

Какие приемы работы использовать при подготовке 1. Смысловое чтение Задания второй части связаны с анализом текстового фрагмента. Чтобы выполнить их, школьники должны обладать навыком смыслового чтения. К сведению Тексты, которые включены в КИМ: адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей выпускников основной школы; тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его; имеют четкую структуру; содержательно завершены; поднимают социально значимую проблему или содержат потенциально полезную, интересную для выпускника информацию об отдельных социальных объектах, процессах; содержат доступно изложенную авторскую точку зрения.

Слайд 5

Какие приемы работы использовать при подготовке Выпускник должен дать оценку информации, откликнуться на содержание текста. Для этого он должен уметь: различать типы содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; выделять основную идею, тему и ее составляющие; воспринимать культурный смысл информации

Слайд 6

Какие приемы работы использовать при подготовке 2. Самостоятельная работа с текстом На экзамене школьникам предстоит остаться с текстом один на один, поэтому они должны уметь работать с ним без помощи педагога. Примеры форм самостоятельной работы с текстом 1. Постановка вопросов к текстам в парах: вопрос – ответ. 2. Выделение «ключевых рядов» (ключевые слова) по проблеме в тексте. 3. Составление конкретизирующих таблиц типа:

Слайд 7

Какие приемы работы использовать при подготовке Основные идеи, мотивы Факты 1. а) б) в) 2. а) б) в) 3. а) б) в)

Слайд 8

Какие приемы работы использовать при подготовке 3. Чтение с остановками Важно не путать этот прием с чтением вслух. Школьники не просто читают текст вслух, но и делают по ходу чтения остановки, чтобы задать вопросы или обсудить важный момент в тексте. 4. «Ромашка Блума» Работа с информацией требует развитого умения задавать вопросы. Чтобы выпускники лучше смогли разобраться в ситуации, используйте прием «ромашка Блума». Шесть лепестков «ромашки» – шесть типов вопросов, которые школьники должны уметь задавать к тексту и друг другу.

Слайд 9

Какие приемы работы использовать при подготовке 5. План текста В задании 21 нужно составить план текста. Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста. Основную идею каждого фрагмента выпускник должен кратко сформулировать после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста.

Слайд 10

Какие приемы работы использовать при подготовке План может быть простым, то есть включать названия значимых частей текста или сложным – включать наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт сделает вывод о том, выделены или нет основные смысловые фрагменты текста. Чтобы школьникам было проще готовить план текста, используйте памятку и карточки-подсказки

Слайд 11

Памятка «Типы плана текста»

Слайд 12

Карточка-подсказка «Как составить простой план текста»

Слайд 13

Карточка-подсказка «Как составить сложный план текста»

Слайд 14

Карточка-подсказка «Как составить тезисный план текста»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 задание – задача на финансовую грамотность 2 балла

Слайд 2

Особенности выполнения задания Всегда задача на финансовую грамотность Практическая направленность Обычно 2 вопроса, ответ на каждый – 1 балл Всего 2 балла

Слайд 3

№6 (1) Со­вер­шен­но­лет­не­му Ро­ма­ну Р. при­шло SMS-со­об­ще­ние от не­из­вест­но­го або­нен­та: «Ува­жа­е­мый кли­ент! Ваша карта за­бло­ки­ро­ва­на, была по­пыт­ка не­санк­ци­о­ни­ро­ван­но­го сня­тия денег. Для воз­об­нов­ле­ния поль­зо­ва­ния счётом со­об­щи­те по те­ле­фо­ну *** дан­ные по Вашей карте: № и PIN-код. В бли­жай­шее время во­прос будет решён. Банк Д.». В чём со­сто­ит опас­ность дан­ной си­ту­а­ции для лич­ных фи­нан­сов Ро­ма­на Р.? Как ему пра­виль­но по­сту­пить в дан­ной си­ту­а­ции? Ответ за­пи­ши­те на блан­ке от­ве­тов № 2, ука­зав номер за­да­ния.

Слайд 4

Ответ №6 (1) 1) Скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта Романа Р. все деньги. 2) Ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.

Слайд 5

№6 (2) Совершеннолетняя Анна Ивановна решила завести кредитную карту. В какую организацию ей следует обратиться для оформления кредитной карты? На какие условия оформления кредитной карты следует обратить внимание Анне Ивановне, чтобы выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Укажите не менее двух условий. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 6

Ответ №6 (2) 1) Необходимо обратиться в коммерческий банк. 2) Условия, например: а) допустимый кредитный лимит; б) процент по кредиту; в) возможность получать бонусы за покупки по карте; г) наличие беспроцентного срока использования кредитных средств и т.д.

Слайд 7

№6 (3) 14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 8

Ответ №6 (3) 1. Преимущества, например: а) возможность совершать покупки дистанционно; б) безопасное хранение денег, которые невозможно потерять; в) возможность пополнять баланс карты удаленно, например когда родителей нет рядом и др. 2. Совет, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код посторонним людям; не хранить PIN-код вместе с картой, а запомнить его, либо записать и хранить в надежном месте.

Слайд 9

№6 (4) Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 10

Ответ №6 (4) 1. Скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы. 2. Ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети; позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении.

Слайд 11

№6 (5) Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна , наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн. рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны .? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 12

Ответ №: (5) 1. Скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги. По ссылке она попадет на сайт-клон, где введет данные своего аккаунта, они останутся у мошенников, которые воспользуются ими в корыстных целях. 2. Ни в коем случае не по ссылке; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.

Слайд 13

№6 (6) Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 14

Ответ №6(6) 1. Скорее всего Екатерина Александровна стала жертвой мошенников, передав информацию о своем банковском счёте/карте и PIN-код к нему третьим лицам, которые воспользовались ею в корыстных целях. 2. Екатерина Александровне следует обратиться на «горячую линию» для клиентов банка и/или в службу безопасности банка для блокировки данной транзакции и карточки в целом.

Слайд 15

№6 (7) Ученик десятого класса Никита С. оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг. В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите С. при пользовании интернет-банкингом? Укажите одно любое правило. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 16

Интернет-банкинг – это дистанционный доступ к своему банковскому счету. В основном пользоваться данным сервисом могут владельцы пластиковых карт, кредитных или дебетовых. Онлайн-система интернет банкинг позволяет пользователям совершать множество расчетных операций не выходя из дома. Это помогает клиенту значительно сэкономить свое время, а банки избавить от бесконечных очередей.

Слайд 17

Ответ №6 (7) 1. Удобство, например: можно в любой момент посмотреть сколько денежных средств находится на банковском счету; можно сделать перевод владельцу другой карты или получить перевод от него; можно легко и быстро оплатить коммунальные услуги или совершить иные платежи. 2. Правило безопасности, например: ни в коем случае не сообщать пароль от интернет-банкинга третьим лицам.

Слайд 18

№6 (8) 15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 19

Ответ №6 (8) 1. По достижению 14−летнего возраста. 2. Необходимо выбрать вариант депозита (вклада) с наибольшим процентом; следует выбирать банк с хорошей репутацией, который существует продолжительное время на рынке банковских услуг и т.д.

Слайд 20

№6 (9) 16−летний Кирилл Б. летом устроился работать курьером. Заработную плату он получал на дебетовую карту. Однажды, возвращаясь домой, он обнаружил пропажу карты. Как следует поступить Кириллу, чтобы восстановить доступ к денежным средствам? Какие правила следует соблюдать Кириллу для безопасного использования дебетовой карты? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 21

Ответ №6 (9) 1. Кириллу необходимо обратиться на «горячую линию» в банк, потребовать заблокировать карту (или выполнить это самостоятельно через интернет−банкинг), после чего обратиться в отделение банка за перевыпуском карты. 2. Ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код третьим лицам; не хранить PIN-код вместе с картой.

Слайд 22

№6 (10) Совершеннолетнему Вадиму досталось в наследство крупная сумма денег. Он решил ее инвестировать и получать пассивный доход. Предложите один любой вариант, куда он может вложить деньги. Объясните, почему неэффективно хранить крупную сумму денег дома, не инвестируя ее куда-либо. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 23

Ответ №6 (10) 1. Варианты инвестиций: — вложиться в ценные бумаги (например, акции); — приобрести недвижимость и сдавать ее в аренду; — сделать вклад в банк и др. 2. Хранение денег дома приведет к их обесцениванию из-за инфляции; хранение денег дома может привести к их утрате в результате кражи или ограбления.

Слайд 24

№6 (11) Совершеннолетней Антонине Арсеньевне досталась в наследство крупная сумма денег. Её брат, работающий брокером, посоветовал открыть индивидуальный инвестиционный счет и вложиться в ценные бумаги. Какие ценные бумаги Вы знаете? Укажите любые два примера ценных бумаг. Укажите одно имущественное право, которое дает своему владельцу любая из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 25

Ценные бумаги - документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Слайд 26

Виды ценных бумаг Акция Банковский сертификат, банковская сберегательная книжка Вексель Депозитный сертификат Имущественные права, которые дает ценная бумага Получение дивидендов Регулирует порядок возврата вкладчику размещенных денежных средств и выплаты с процентами, строго оговоренными в договоре между банком и вкладчиком Получение расчета или платежа устанавливает факт внесения в банк определенного денежного вклада юридическим лицом и регулирует процесс возвращения банком депозита с начислениями по нему

Слайд 27

Виды ценных бумаг Облигация Чек Имущественные права, которые дает ценная бумага Закрепляет за владельцем возможность получения ежегодного дохода или имущества, эквивалентного стоимости дохода Свидетельствует о поручении уплаты указанной суммы банком чекодателю за продажу активов в четко обозначенные сроки

Слайд 28

Ответ №6 (11) 1. Примеры ценных бумаг: — акции; — облигации; — векселя и др. 2. Например, акции дают право получать дивиденды.

Слайд 29

№6 (12) Совершеннолетней Анне Ф. пришло СМС−сообщение со следующим текстом: Поздравляем! Вы выиграли новый автомобиль BMW, для получения приза свяжитесь с нами по номеру ***. Позвонив по телефону, Анна узнала, что ей необходимо уплатить небольшую сумму в качестве таможенной пошлины за растаможивание автомобиля и получила номер карты, на которую нужна перевести сумму. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анны Ф.? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 30

Ответ №6 (12) 1. Скорее всего это мошенники, которые планировали получить денежные средства и скрыться, не предоставив Анне обещанного автомобиля. 2. Ни в коем случае не звонить по неизвестному номеру указанному в подобных СМС−сообщениях, не перечислять деньги на карты злоумышленников; сообщить в полицию о попытке мошенничества.

Слайд 31

№6 (13) Петр учится в 10-ом классе. Он хочет купить новый смартфон определенной модели и марки, но у него не хватает накопленных денег. Тогда он начинает искать данную модель смартфона в интернете. На одном из сайтов Петр нашел данную модель со стоимостью в три раза ниже, чем в магазине. Единственным условиям, которое насторожило Петра было требование внести 100% предоплаты на электронный кошелек. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Петра? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 32

Ответ №6 (13) 1. Скорее всего это мошенники, о чем свидетельствует необъяснимо низкая цена; после внесения предоплаты смартфон либо не придет к получателю, либо придет его некачественная подделка, а деньги обратно будет не получить, так как магазин исчезнет. 2. Ни в коем случае не покупать в интернет−магазинах с подозрительно низкими ценами, пользоваться услугами проверенных фирм.

Слайд 33

№ 6 (14) У совершеннолетнего Василия сломался автомобиль. В автосервисе сообщили, что ремонт обойдется в 55 тысяч рублей. У Василия таких денег не было и он принял решение взять кредит в банке. Укажите два любых правила, которым следует придерживаться Василию при выборе кредитной организации. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 34

Ответ №6 (14) 1. Внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия скрытых платежей. 2. Выбрать наиболее низкую процентную ставку по кредиту (в год, а не в день). + 3. Обращаться в банк, а не в микрофинансовые организации и др.

Слайд 35

№ 6 (15) Листая ленту в социальной сети Аркадий увидел просьбу о помощи ребенку, которому требуется срочная операция, иначе он умрет. В обращении был указан номер карты, на которую можно перечислить материальную помощь. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Аркадия? Как ему правильно поступить в данной ситуации, если он хочет знаться благотворительностью? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Слайд 36

Ответ №6 (15) 1. Скорее всего это мошенники, которые используя ненастоящие фотографии и данные пытаются выманить у сердобольных граждан денежные средства. 2. Необходимо обратиться в известный благотворительный фонд, которому можно доверять; можно попытаться связаться с семьей данного ребенка и посетив ее выяснить, на самом деле им требуется помощь или это обман.

Слайд 37

№6 (16) Мо­ло­дой че­ло­век Марк ра­бо­та­ет охран­ни­ком в ма­га­зи­не. Из своей за­ра­бот­ной платы он от­кла­ды­ва­ет каж­дый месяц по 10 тыс. руб. на об­ра­зо­ва­ние. Сбе­ре­же­ния Фёдор хра­нит дома. За год он сумел на­ко­пить 120 тыс. руб. За это же время, как по­ка­за­ла офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка, цены вы­рос­ли на 10%. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ное эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние? Что не­об­хо­ди­мо сде­лать Марку, что бы его на­коп­ле­ния не обес­це­ни­ва­лись?

Слайд 38

Ответ №6 (16) 1. Инфляция. 2. Марк может сделать вклад в банк под процент больший, чем прогнозируемый уровень роста цен.

Слайд 39

№6 (17) Лидия Ивановна оказалась в сложной жизненной ситуации: её отец попал в аварию и срочно понадобились деньги на операцию. В банке ей предложили кредит под 15% годовых, при условии если она предоставит определенный список документов. Напротив банка располагался Кредитный союз «Выручаю», где ей предложили необходимую сумму под 1,5% в день при условии предоставления одного только паспорта и в этот же день. Какое предложение следует принять Лидии Ивановне? Ответ обоснуйте.

Слайд 40

Ответ №6 (17) 1. Лидии Ивановне следует подготовить пакет документов и получить кредит в банке. 2. Так как ставка по кредиту в банке в несколько раз ниже, чем в кредитном союзе, следовательно Лидии Ивановне выгоднее и безопаснее выполнить требования банка и получить у него кредит.

Слайд 41

№ 6 (18) 1. Сидору стоит разместить деньги в банке под процент. 2. Обоснование: вклад в банке застрахован, следовательно даже в случае банкротства банка, деньги Сидор сохранит; проценты по вкладу защитят деньги от обесценивания; вариант предложенный Арнольдом содержит признаки финансовой пирамиды, участие в которой может лишить Сидора денег.

Слайд 42

№6 (19) По­ли­на Д. со­би­ра­лась снять на­лич­ные день­ги с карты в бан­ко­ма­те. В какой-то мо­мент она об­ра­ти­ла вни­ма­ние, что мо­ло­дой че­ло­век, ко­то­рый стоял в оче­ре­ди за ней, по­до­шел очень близ­ко и вни­ма­тель­но сле­дит за тем, что она будет на­би­рать при сня­тии денег. В чём со­сто­ит опас­ность дан­ной си­ту­а­ции для лич­ных фи­нан­сов По­ли­ны Д.? Как ей пра­виль­но по­сту­пить в дан­ной си­ту­а­ции?

Слайд 43

Ответ №6 (19) 1. Скорее всего это мошенник, который планирует получить конфиденциальную информацию о PIN−коде ее карточки и впоследствии украсть или отнять карту и снять с нее деньги. 2. Прикрыть второй рукой клавиатуру, на которой вводится PIN− код, чтобы не было видно цифр; вытащить карту, не вводя PIN−код и дождаться, когда молодой человек уйдет.

Слайд 44

№6 (20) Совершеннолетнему Оскару пришло SMS-сообщение с короткого номера: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, перезвоните по телефону *** . Для оперативности приготовьте Ваши паспортные данные и следующие данные по Вашей карте: № и PIN-код. Наш оператор решит данную проблему после вашей идентификации». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Оскара? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Слайд 45

Ответ №6 (20) 1. Скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги. 2. Ни в коем случае не перезванивать и не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм выполнения 12 задания по обществознанию ОГЭ

Слайд 2

В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Слайд 4

Налоги – обязательные безвозмездные платежи граждан в пользу государства Виды налогов: Прямые (налог на имущество, подоходный налог 13%, налог на наследство) 2) Косвенные (Акциз- табачные и алкогольные изделия, таможенные пошлины и др.)

Слайд 5

В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Слайд 6

Пояснение. а) Большая часть граждан обоих государств считает, что они платят налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия (так как многие гражданине рано или поздно выйдут на пенсию или могут оказаться в ситуации, когда им потребуется выплата государственного пособия).

Слайд 7

В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Слайд 8

Пояснение. б) В три раза больше граждан государства Z, чем государства Y не планирует платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании (так как в государстве Z больший уровень коррупции среди государственных служащих и ниже уровень медицины, образования).



Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК

ОБЩЕСТВО

Человек – биосоциальное существо

  • Биологическое – природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом
  • Социальное – свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе

Индивид – отдельно взятый представитель рода человеческого

Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека

Личность – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством

Личность – человек с учетом его социально значимых качеств

Структура личности:

  • Социальный статус – положение (место) человека в обществе
  • Социальная роль – поведение человека в соответствии с его статусом
  • Направленность – всё то, что определяет вектор развития личности: ценности, идеалы…

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение человека в обществе

Виды социальных статусов:

Приписанный (предписанный, врожденный) – раса, национальность, пол, возраст

Достигаемый (приобретенный) – образование, профессия, семейное положение (супруг: муж, жена; родитель: мать, отец)

Престиж – общественная оценка социального статуса человека

Авторитет – общественная оценка личных качеств человека

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Виды социальных ролей

Окружающая среда состоит из природы и культуры

Природа – естественная среда обитания

Культура – искусственная среда обитания

Отличия человека от животных:

  • Мышление и речь
  • Способность изготавливать орудия труда и использовать их (то есть способность преобразовывать природу)
  • Целенаправленная творческая деятельность (включает целеполагание – способность самому себе ставить цель)

Факторы формирования личности:

  • Родители (гены), Социальное окружение, Самовоспитание (сила воли – напряжение усилий в преодолении препятствий)

Способность – индивидуальные особенности личности, умение делать что-либо лучше других

Талант – высокая степень развития способностей

Гениальность – наивысшая степень развития таланта, связана с созданием чего-то уникального

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающего мира

Структура деятельности:

  • Субъект – кто осуществляет
  • Объект – на что направленна
  • Мотив – побудительная причина
  • Цель – осознанный образ конечного результата
  • Средства и методы – то с помощью чего или как осуществляется
  • Результат – конечный итог

Виды деятельности:

  • Игровая, Учебная, Трудовая, Общение

Творчество – вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Механизмы творческой деятельности:

  • Комбинирование
  • Воображение – способность создавать новые образы
  • Фантазия – особенно сильное и яркое воображение, создающее необычные образы
  • Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

ПОТРЕБНОСТИ – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования

Виды потребностей (Потребности по Абрахаму Маслоу):

  • Первичные (врожденные)

- Физиологические (пища),  Экзистенциональные (безопасн)

  • Вторичные (приобретенные)

Социальные (общение), Престижные (уважение), Духовные (самореализация)

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления личности

Агенты социализации – факторы, помогающие становлению личности: семья, друзья, школа, армия, церковь, СМИ…

Общество:

  • Широкий смысл – часть материального мира, оторванная от природы, но тесно с ней связанная, включает в себя все формы объединения людей и способы их взаимодействия
  • Узкий смысл – определенная группа людей, объединенная общими целями, интересами и совместной деятельностью
  • Как система – динамическая саморазвивающаяся система

Типы обществ:

  1. По наличию письменности
  • Дописьменные
  • Письменные
  1. По способу производства
  • Архаическое, древнейшее

(общество охотников и собирателей)

  • Аграрное (традиционное, доиндустриальное) – господство с/х, сословия, церковь, армия, ручной труд, Древний мир, Средние века, сословия, монархия
  • Индустриальное – преобладает не с/х, а промышленное производство, ведущая роль – корпораций, научные достижения, урбанизация, классы, массовая (популярная культура), республика
  • Постиндустриальное (Информационное) – ориентир – не количество, а качество, автоматизация и компьютеризация производства, профессиональная дифференциация общества, НТП, информационные технологии, производство научных знаний, сфера услуг преобладает над с/х и промышленностью
  1. По общественно-экономическим формациям
  • Первобытность
  • Рабовладение
  • Феодализм
  • Капитализм
  • Коммунизм

Общественные отношения

  • Материальные
  • Духовные (идеальные)

Основные принципы системы

Подсистемы общества (Сферы жизни общества):

  • Политическая (власть, государство, партии, парламент, президент…)
  • Экономическая (промышленность, с/х, транспорт, услуги…)
  • Социальная (слои, классы, нации, национальные отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга; семья, семейно-бытовые отношения…)
  • Духовная (культура, наука, образование, религия, искусство, учреждения: научные, культурные, религиозные…)

Модели развития общества

  • Социальная статика
  • Социальная динамика

- Циклическая

- Линейная (прогресс, регресс)

- Спираль

Формы социального прогресса

  • Реформа – постепенные преобразования, затрагивают конкретную сферу общества, инициатива сверху от власти
  • Революция – радикальные преобразования, затрагивают все сферы общества, инициатива снизу от народа

Основные институты общества

  • Экономические институты

  (деньги, обмен, собственность…)

  • Политические институты

   (власть, партия, суд, армия…)

  • Социальные институты

   (семья, брак, материнство…)

  • Институты духовной области

   (религия, образование, СМИ…)

Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, требуют для своего решения объединенных усилий всех стран

Глобальные проблемы человечества:

  • Политического и соц-экономич

(ядерная война, слабораз стр-ны)

  • Социального характера

(демографич, межнац, урбаниза)

  • Смешанного характера

(терроризм, аварии, стихии…)

  • Природно-экономического хар

(экологич, энергетич, продовол)

  • Научного характера (космос)

Глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов

ДУХОВНАЯ СФЕРА

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Духовная сфера жизни (система) общества – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей

КУЛЬТУРА

Материальная культура и Духовная культура

Формы культуры:

  • Элитарная (Высокая)
  • Народная
  • Массовая (Популярная)
  • Универсальная

Разновидности культуры:

  • Доминирующая, Субкультура, Контркультура

НАУКА – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём, цель науки – открытие объективных законов и постижение истины.

Уровни научного познания

  • Эмпирический
  • Теоретический

ИСТИНА – знание, соответствующее действительности

МЫШЛЕНИЕ – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

Методы научного познания

(наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция)

Важнейшие социальные науки

(история, культурология, политология, правоведение, социология, философия, экономика, этика, эстетика)

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества

Система образования в РФ (виды образования):

  • Дошкольное – ясли, детский сад
  • Начальное общее – 1-4 класс
  • Основное общее – 5-9 класс
  • Среднее общее – 10-11 класс
  • Начальное профессиональное – училище
  • Среднее профессиональное – техникум, проф. колледж, проф. лицей
  • Высшее профессиональное – институт, университет, академия

Формы образования: очная, заочная, семейная, самообразование…

Тенденции в развитии образования

Непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости

РЕЛИГИЯ – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия

Ранние формы религии:

  • Фетишизм, Магия, Анимизм, Шаманство, Спиритизм, Тотемизм

Религии в современном мире:

  • Родоплеменные, Национальные, Мировые

Мировые религии: Буддизм, Христианство , Ислам

Светское государство – нет государственной (обязательной) религии

Свобода совести – право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом

ИСКУССТВО

Виды искусства: музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура, театр, балет, фотоискусство…

МОРАЛЬ – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости

ЭТИКА – наука о морали

Золотое правило морали (категорический императив) – «Поступай с другими так, как хочешь чтобы с тобой поступали…»

Жизненные ценности и ориентиры – ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для собственной жизни и отношений с другими людьми

Гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность к Отечеству

Гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать

Патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов

Долг – определенные объективные обязанности

Ответственность – объективная необходимость выполнять обязанности

Совесть – внутренний самоконтроль того, как мы выполняем свой моральный долг

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности

Социальная структура – совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между социальными группами

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения

СТРАТА – реальный социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком

Критерии социал-й стратификации

  • Доход, Власть, Образование, Престиж

Исторические типы стратификации

  • Рабства, Кастовая, Сословная, Классовая

Маргиналы – люди, находящиеся на границах разных социальных слоёв

Люмпены (Пауперы) – социальное дно общества (наркоманы, бомжи)

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой

Виды социальной мобильности:

  • Вертикальная – движение по ступеням социальной лестницы (пример: был учителем, стал директором)
  • Горизонтальная – изменения социального положения в пределах одной страты (пример:был учителем одной школы, перешел в другую

Каналы социальной мобильности (Социальные лифты):

  • Образование, Брак, Армия, Церковь, СМИ, Партия

Социальная группа

Многообразие социальных групп:

Большие – трудовой коллектив, жители города

Малые – семья, класс, спортивная секция

Глобальные - народность

Первичные – семья, коллеги по работе, друзья

Вторичные – политическая партия, профсоюз

Формальные – официальные

Неформальные – неофициальные

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

Виды этнических общностей:

  • Род, Племя
  • Народность
  • Нация – все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий
  • Национальность – этническая общность, общая культурная идентичность: язык, традиции

МЕЖНАЦИОН-ЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Локальные – затрагивают отдельные стороны общественной жизни

Масштабные – охватывают всё общество

Глобальные – в них втянуты большинство государств мира

Субъекты, предмет, причина, повод, стадии, виды, пути выхода

Социальный контроль – механизм регулирования общественных отношений с помощью: социальных норм и социальных санкций

СЕМЬЯ – союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака

Брак – союз мужчины и женщины, с целью создания семьи, заключенный по закону и порождающий взаимные права и обязанности супругов

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИ (девиантное в широком смысле) – поведение, которое не согласуется с социальными нормами

Девиантное   поведение (узкий смысл) – отклоняющееся поведение, которое не влечет уголовную ответственность

Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, которое влечет за собой уголовную ответственность, то есть это – серьезное правонарушение – преступление

Виды девиантного поведения:

Негативные – скандал, коррупция, алкоголизм, терроризм, вандализм…

Нейтральные – чудачество, эксцентризм, несоблюдение традиций…

Позитивные – инициатива, талант, героизм, самопожертвование…

Социальные санкции (позитивные, негативные) – любая реакция на отклоняющееся поведение

ПОЛИТИКА

КОНСТИТУЦИЯ

ВЛАСТЬ – способность одной стороны влиять на поведение другой стороны

Политическая власть

Государственная власть

Теория разделения властей

  • Законодательная
  • Исполнительная
  • Судебная

ГОСУДАРСТВО – форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом

Теории происхождения государств

  • Теологическая, Патриархальная, Договорная, Классовая, Теория насилия, Биологическая, Психологическая, Ирригационная

Признаки государства:

  • Ограниченная территория
  • Суверенитет
  • Гражданство (подданство) – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, предполагающая права, обязанности и ответственность
  • Политическая деятельность
  • Публичная власть
  • Аппарат управления
  • Легальное принуждение
  • Налоги и сборы
  • Система права,законодательство
  • Нормирование жизни общества

Функции государства

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ:

Форма правления:

  • Монархия
  • Республика

Форма государственно-территориального устройства:

  • Унитарное
  • Федерация
  • Конфедерация

Политический режим:

  • Авторитаризм
  • Тоталитаризм
  • Демократия – политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии политических решений и выбирать своих представителей в органы власти

Признаки демократии

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

Структура гражданского общества

Функции гражданского общества

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Признаки (принципы) Правового государства:

  • Разделение властей
  • Верховенство права
  • Незыблемость прав и свобод человека

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ – организация, объединяющая наиболее активную часть определённых социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы

Признаки политической партии:

  • Наличие идеологии
  • Нацеленность на завоевание и осуществление власти
  • Наличие организации (руководящие органы, членство, устав, сеть местных организаций)
  • Программа партии

Виды политических партий

Функции политической партии

СМИ (Средства массовой информации) – организации, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации для широкой общественности по каналам печати, радио, телевидения и т.д.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

Государственное устройство РФ

Федеральное собрание - парламент (законодательный орган власти)

Совет Федерации – верхняя палата парламента

Государственная Дума – нижняя палата парламента

Правительство РФ – высший орган исполнительной власти

Судебная власть – вся судебная система государства

Президент – глава государства

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы гос строя, организация гос власти, отношения государства и гражданина

Виды конституций

  • Писаная
  • Неписаная
  • Реальная
  • Фиктивная
  • Народно-суверенная (договорная)
  • Октроированная (дарована народу главой государства)

Функции конституции

  • Политическая
  • Правовая
  • Гуманистическая
  • Учредительная
  • Мировоззренческая

12 декабря 1993 – приняли Конституцию РФ

25 декабря 1993 – вступила в силу

Особенности Конституции РФ

  • Принимается народом
  • Учредительный характер
  • Высшая юридическая сила
  • Всеохватывающий характер
  • Основа для всех иных источников права
  • Особый порядок охраны
  • Особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Структура Конституции РФ (9 глав, 137 статей):

  1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  2. Права и свободы человека и гражданина (17 - 64)
  3. Федеративное устройство (65-79)
  4. Президент РФ (80 - 93)
  5. Федеральное собрание (94-109)
  6. Правительство РФ (110 -117)
  7. Судебная власть (118 - 129)
  8. Местное самоуправление (130-133)
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (134-137)

Принципы конституционного строя России:

  • Суверенитет народа
  • Федерализм
  • Республиканская форма правления
  • Разделение властей
  • Правовое государство
  • Признание человека, его прав высшей ценностью
  • Демократическое государство
  • Социальное государство (его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)
  • Светское государство (нет государственной, то есть обязательной для всех религии)
  • Идеологический и политический плюрализм
  • Многообразие и равноправие форм собственности

РЕФЕРЕНДУМ – всенародное голосование по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни

ВЫБОРЫ – процедура избрания кого-либо путём голосования

Избирательная система

Избирательный процесс

Избирательная кампания

Типы избирательных систем:

  • Мажоритарная
  • Пропорциональная
  • Смешанная

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА

  • Система хозяйствования, состоящая из материального производства, нематериального производства и сферы услуг
  • Наука, которая изучает, как удовлетворить потребности общества в условиях ограниченности ресурсов

Экономическая деятельность:

  • Производство – процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей
  • Распределение
  • Обмен
  • Потребление

Главная цель экономики – удовлетворить потребности общества

Основная проблема экономики – ограниченность ресурсов

Ресурсы – вспомогательные средства

Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества

Главные вопросы экономики:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

Потребности – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей, общества в целом

Блага – всё, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей

Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах

Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве

ТОВАР – продукт труда, произведённый для продажи

Конкурентоспособность товара – способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных

Признаки товара:

  • Потребительская стоимость – способность быть полезным людям
  • Меновая стоимость – способность обмениваться на другие товары

Услуга – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом

Экономическая теория:

  • Микроэкономика
  • Макроэкономика
  • Мировая экономика

Факторы производства – основные ресурсы, используемые в процессе производства

ФАКТОРЫ  ПРОИЗВОДСТВА (и их факторные доходы):

  • Труд – физические и умственные способности работников (зарплата)
  • Земля – природные ресурсы, используемые в производстве (рента)
  • Капитал – произведенные человеком средства производства (%)
  • Предпринимательство –  (прибыль)
  • Информация – знания, используемые при производстве (прибыль)

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров

Интенсивность труда

Производительность труда – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов

Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА:

  • Внедрение новой техники и новых технологий
  • Экономическое расходование ресурсов
  • Повышение квалификации работников
  • Разделение труда

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики

  • Традиционная экономика – экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов
  • Командная экономика – экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, как организатором хозяйственной деятельности общества
  • Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании
  • Смешанная экономика – современное хозяйство, в котором активную роль в решении основных экономических вопросов играют как рынок, так и государство

СПРОС – желание потребителя купить конкретный товар, подкреплённое способностью оплатить покупку

Величина спроса

Цена

Цена спроса

Закон спроса – чем ниже цена на товар, тем выше спрос

Равновесная цена – цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи на рынке

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание и возможность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном  месте

Величина предложения

Цена предложения

Закон предложения – чем выше цена на товар, тем выше предложение

Конкуренция – соперничество  между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке

Конкуренция – главный механизм рыночной экономики

Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю

ДЕНЬГИ – всеобщий  эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться

Функции денег:

  • Мера стоимости – счётная единица, цена товара
  • Средство обращения – используются в качестве посредника в обращении товаров, за деньги можно купить товары и услуги
  • Средство платежа – деньги, которые взяли как кредит, то есть надо будет заплатить в будущем за что-либо
  • Средство накопления – деньги, временно не участвующие в обороте (сбережения)
  • Мировые деньги – всеобщее платёжное средство, резервные валюты: американские доллары, евро, английский фунт, швейцарский франк, японская йена

Валюта – денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны

БАНК – денежно-кредитная организация, регулирующая  платёжный оборот в наличной и безналичной форме; финансовая организация, которая привлекает денежные средства и выдаёт деньги в виде кредитов

Банковская система:

  1. Центральный банк
  2. Коммерческие банки
  • Универсальные
  • Специализированные

- Инвестиционные

- Ипотечные

- Сберегательные

- Инновационные

  1. Кредитно-финансовые организации

Эмиссия – выпуск бумажных денег

Кредит- предоставление денег или товаров в долг на определенный срок, с уплатой процентов и на условиях возвратности

Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли

Предприниматели

  1. Физическое  лицо
  2. Юридическое лицо
  • Коммерческие
  • Некоммерческие

Виды предпринимательства

Индивидуальное частное предприятие – предприятие, Фьючерс

СТРАХОВАНИЕ – экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путём выплаты страховых сумм

СУБСИДИЯ – помощь в денежной или натуральной форме, предоставляемая государством гражданам и хозяйственным организациям, местным органам власти, другим государствам

РЫНОК ТРУДА

Рабочая сила

Формы хозяйства:

  • Натуральное хозяйство
  • Товарное хозяйство

Отрасль экономики – совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило доход

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА

ЗАРАБОТНАЯ  ПЛАТА

МРОТ – минимальный размер оплаты труда – законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда наёмного работника

Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека

Потребительская корзина – перечень (набор) товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения пот ребностей человека или семьи

Формы заработной платы

  • Повременная, Сдельная, Смешанная

Виды заработной платны

  • Номинальная, Реальная

Трудоспособные граждане

Занятые, Безработные

Доходы граждан:

  • Заработная плата
  • Государственные выплаты
  • Доход от собственности
  • Доход от предпринимательской деятельности
  • Наследство

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление

Экономические меры социальной поддержки населения:

  • Социальные выплаты – пенсия, больничные, пособия, стипендии
  • Социальное обслуживание – на дому или в спецучреждениях

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу

Виды безработицы:

  • Структурная
  • Фрикционная
  • Циклическая

Естественный уровень безработицы

Формы безработицы:

  • Открытая, Скрытая, Текучая, Застойная, Сезонная

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы и стабильного заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска работы и готовы приступить к ней

Уровень общей безработицы

Последствия безработицы

Борьба гос-ва с безработицей

ИНФЛЯЦИЯ – процесс обесценивания денег, который проявляется в форме роста цен на товары и услуги

Причины инфляции

Типы инфляции

  • Инфляция спроса
  • Инфляция предложения (издержек)

Денежная масса

Виды инфляции

  • Открытая
  • Скрытая
  • Умеренная (ползучая)
  • Галопирующая
  • Гиперинфляция
  • Сбалансированная
  • Несбалансированная
  • Прогнозируемая
  • Непрогнозируемая

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Цели экономического роста

Показатели экономического роста

  • Валовый продукт
  • Валовый национальный продукт
  • Валовый внутренний продукт

- Номинальный

- Реальный

  • Национальный доход

Экономический рост

  • Экстенсивный путь
  • Интенсивный путь

Экономическое развитие

СОБСТВЕННОСТЬ – принадлежность материальных ценностей, денежных средств определенным лицам, а также юридическое право на такую принадлежность, то есть право на: владение, пользование и распоряжение объектом собственности

Формы собственности:

  • Частная
  • Государственная
  • Муниципальная

Собственность общественных организаций

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГИ – обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества и иных получателей дохода

Элементы налога (субъект, объект, источник, ставка)

Системы налогообложения :

  • Пропорциональный налог (%)
  • Регрессивный налог (Д↓Н↑)
  • Прогрессивный налог (Д↑Н↑)

Виды налогов:

  • Прямые – налагаемые непосредственно на потребителей, взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере
  • Косвенные – налагаемые на продажу товаров и услуг, по отношению к доходу

Подоходный налог – обязательный платёж, взимаемый государством с доходов физических и юридических лиц

Совокупность налогов в РФ

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период

Источники государственного бюджета:

  • Налоги
  • Государственные займы
  • Эмиссия денег
  • Займы у международных организаций

Дефицит государственного бюджета – превышение государственных расходов страны над государственными доходами

Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам

  • Внутренний долг
  • Внешний долг

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Мировое хозяйство – взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам

Международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны обмениваются

Международная торговля – совокупность торговых связей и внешнеторговых отношений между торгующими друг с другом государствами

Международная торговля:

  • Экспорт
  • Импорт

Внешнеторговая политика – государственная политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредствам налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт

Разновидности внешнеторговой политики:

Протекционизм – покровительство

Фритредерство -

Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг

Внешнеторговый оборот – объем внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении

ПОТРЕБИТЕЛЬ

Специализация – это сосредоточение деятельности  на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции

ПРАВО

ПРАВО

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ-общепринятые в обществе правила поведения

Формы социальных норм: Дозволение, Предписание, Запрет

Классификация социальных норм: моральные, религиозные, правовые…

Функции социальных норм

ПРАВО – совокупность всех  принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций

Норма права

Признаки правовой нормы:

  • Общеобязательные
  • Обеспеченны силой государства
  • Закреплены в нормативно-правовых актах

Структура нормы права

  • Гипотеза
  • Диспозиция
  • Санкция

Виды правовых норм

Источники (формы) права

  • Правовой обычай
  • Судебный (юридический) прецедент
  • Правовая доктрина
  • Священные книги
  • Нормативно-правовой акт
  • Нормативный правовой договор
  • Международно-правовые акты

Нормативно-правовой акт

Признаки нормативного акта

Виды нормативных актов:

  • Конституция
  • Законы
  • Подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, Приказы Министерств)

Система нормативных актов РФ

  • Законы – нормативные акты, принятые высшим законодательным органом государственной власти и регулирующие наиболее важные общественные отношения
  • Подзаконные акты

Система права:

  • Отрасль права
  • Подотрасль права
  • Институт права
  • Норма права

Основные отрасли российского права:

  • Конституционное (государственное)
  • Административное
  • Семейное
  • Финансовое
  • Трудовое
  • Гражданское
  • Гражданско-процессуальное
  • Уголовное
  • Уголовно-процессуальное

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Стадии законотворческого процесса:

  • Законодательная инициатива
  • Обсуждение законопроекта
  • Принятие законопроекта
  • Утверждение законопроекта
  • Промульгация

Принципы законотворчества

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Правонарушение

Признаки правонарушения

Юридический состав правонарушения

Виды правонарушений:

  • Преступление - виновно совершённое общественное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ по угрозой наказания
  • Проступок – виновное, общественно опасное, противоправное деяние, от преступления отличается меньшей степенью общественной опасности

Принципы юридической ответственности:

  • Законность
  • Справедливость
  • Неотвратимость наступления
  • Целесообразность
  • Индивидуализация наказания
  • Ответственность за вину
  • Недопустимость удвоения ответственности

Функции юридической ответственности

  • Карательная
  • Превентивная
  • Воспитательная
  • Правовосстановительная

(компенсационная)

  • Организующая (регулятивная)

Виды юридической ответственности

  • Материальная
  • Дисциплинарная
  • Гражданско-правовая
  • Административная
  • Уголовная

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

ВЫБОРЫ В РОССИИ

  • Президент РФ
  • Государственная Дума
  • Представительные органы субъектов
  • Высшие должностные лица субъектов РФ
  • Представительные органы местного самоуправления

Ответственность за нарушение законов о выборах в РФ

  • Гражданско-правовая
  • Административная
  • Уголовная

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО – отрасль права, представляющая совокупность норм, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения

Субъекты гражданского права:

  • Физические лица
  • Юридические лица
  • Публично-правовые образования

Признаки юридического лица:

  • Организационное единство
  • Имущественная обособленность
  • Самостоятельная имущественная ответственность
  • Участие в гражданском обороте от своего имени

Классификация юридических лиц:

  • Коммерческая организация
  • Некоммерческая организация

Организационно-правовая форма юридических лиц:

  • Полное товарищество
  • Товарищество на вере
  • Общество с ограниченной ответственностью
  • Акционерное общество
  • Фермерское хозяйство
  • Хозяйственное партнерство
  • Производственный кооператив (артель)
  • Государственное и муниципальное унитарное предприятие

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ – способность иметь права и обязанности

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности

Уровни дееспособности:

  • Полностью недееспособные (6-14 лет)
  • Полностью недееспособные по состоянию здоровья
  • Частично дееспособные (14-18 лет)
  • Ограниченно-дееспособные
  • Полностью дееспособные  (с 18 лет, брак до 18 лет и эмансипация)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • Физические лица
  • Юридические лица

Виды гражданских прав:

  • Имущественные права
  • Неимущественные (личные права)

ПРАВО

ПРАВО

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Трудовые отношения

Работник

Работодатель

Трудовой договор (контракт)

Обязанности работодателя

Обязанности работника

Необходимые условия ТД

Дополнительные условия ТД

Профессия

Специальность

Квалификация

Условия заключения ТД

Порядок заключения ТД

Документы для работодателя

Прекращение трудового догов

  • Общие основания
  • По инициативе работодателя
  • По инициативе работника

Коллективный договор

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО – отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих условия и порядок вступления в брак, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи

Условия заключения брака:

  • Взаимное добровольное согласие
  • Отсутствие других браков
  • Отсутствие близкого родства
  • Дееспособность
  • Достижение брачного возраста (18 лет)

Основания для прекращения брака (в ЗАГСе, в Суде)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Административный проступок

Виды административных правонарушений

Административная ответственность

Признаки административной ответственности

Участники производства по делу об админ-ом правонарушении

Стадии производства по АП

Административное наказание

Виды административного наказания

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Окружающая среда

Природная среда

Искусственная среда

Экология

Экологические права граждан

Способы защиты права на БОК

Экологическое нормирование

Нормативы качества

Экологические обязанности граждан

Презумпция невиновности – юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (в суде)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение

Виды юридической ответственности:

  • Материальная - с 18 лет
  • Дисциплинарная – с 16 лет
  • Гражданско-правовая – с 18 лет
  • Административная – с 16 лет
  • Уголовная – с 16 лет, по ряду преступлений с 14 лет

ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (Международный билль о правах человека)

Система международной защиты прав человека

  • ООН – 1945
  • Совет Европы – 1950
  • ОБСЕ – 1994

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – совокупность международных норм, регулирующих правила ведения войны

Сущность МГП

Принципы МГП

Источники МГП:

  • 4 Женевские конвенции 1949
  • Дополнительные протоколы 1977

СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ

Трудовой спор

Виды трудовых споров

Гражданско-правовой спор

Семейно-правовой спор

Международный спор

Порядок разрешения спора

Формы разрешения спора

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Гражданское судопроизводство

Стадии (этапы) ГП

Исполнительный лист

Судебный приказ

Принципы гражданского процесса

Участники гражданского процесса

Стороны гражданского процесса

УГОЛОВНОЕ ПРАВО – отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих, какие деяния являются преступлениями и какие наказания устанавливаются за совершение этих деяний

Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания

Вымогательство – требование передачи чужого   имущества под угрозой применения насилия над потерпевшим или над его близкими, а также под другими угрозами

Грабёж – открытое хищение чужого имущества

Кража – тайное хищение чужого имущества

Гражданство – взаимные права и обязанности человека и государства

Права человека и гражданина:

  • Гражданские (личные) права
  • Политические права
  • Экономические права
  • Социальные права
  • Культурные права

Обязанности гражданина РФ:

  • Соблюдать законы
  • Защита Отечества
  • Уплата налогов и сборов
  • Беречь природу
  • Забота о памятниках культуры
  • Забота о детях и родителях
  • Получение основного общего образования

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Этапы воинской обязанности

Альтернативная гражданская служба

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Налогоплательщик

Права налогоплательщика

Обязанности налогоплательщика

Налоговая декларация

Налоговая обязанность

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности:

Пеня, Залог имущества, Поручительство, Приостановление операций, Арест имущества

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Суд, Прокуратура, Органы юстиции, Органы внутренних дел, Органы безопасности, Органы государственной охраны, Налоговые органы, Таможенные органы

Нотариат – система органов, на которые возложено совершение нотариальных действий:

Удостоверение сделок

Оформление наследственных прав

Юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения

Адвокатура – объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8класс.

тестовые задания к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8 класс...

материалы школьного этапа олимпиады по обществознанию

представлены разработанные мною материалы школьного этапа олмпиады по обществознанию (2011-2012 учебный год)...

материалы для переводного экзамена по обществознанию, 10 класс, профильная группа

материалы содержат: 4 варианта тестов, части А,Б,С, ключи к заданиям, критерии оценивания, шкалу перевода баллов в оценки, бланки для заполнения...

материалы для переводного экзамена по обществознанию, 10 класс, профильная группа

материалы содержат: тесты части А,В,С, ключи к заданиям, критерии оценивания и шкалу перевода баллов в оценку, бланки для выполнения заданий...

Учебно-методические материалы к урокам истории и обществознания

Подборка учебно-методических материалов, в помощь ученикам для подготовки к урокам истории и обществознания....

Памятка для учащихся сдающих ОГЭ по обществознанию

ИНФОРМАЦИЯ УЧАЩИМСЯ9 КЛАССА ПРИ СДАЧЕ ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ...

Модуль "Человек. Общество". Для сдающих ЕГЭ по обществознанию

Задания части 2 по выполнению ЕГЭ, Модуль "Человек. Общество"....