Разработка урока обществознания "Поход пятиклассника в магазин"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Разработка урока для обучающихся 5 класса по обществознанию на формирование основ финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по обществознанию (финансовая грамотность) | 85.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Поход пятиклассника в магазин: Я – грамотный покупатель»
Разработчик проекта:
Артамонова Н. В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | 3 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ…………………………. | 4 |
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ………….. | 5 |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ…………….. | 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. | 8 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ.. | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Главная цель методической разработки – проект учебного занятия. Форма проведения занятия – урок с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся.
Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (ассортимент, покупатель, товар, деньги, потребление) – необходимы каждому человеку, так как все мы постоянно выступаем в роли потребителей. Как потребители мы вступаем в отношения с другими людьми. А любые отношения предполагают взаимные права и обязанности.
Для того чтобы стать грамотным покупателем, необходимо узнать:
- где получить информацию;
- какие права есть у покупателя;
- как сделать правильный выбор и принять верное решение о покупке;
- как изучать, сравнивать и анализировать информацию о продуктах;
- какое значение имеет каждое решение покупателя;
- как вести переговоры, составлять жалобы и решать проблемы.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, в рамках уроков обществознания в разделах «право» и «экономика», на классных часах. В результате у школьников формируются умения грамотного поведения при покупке товаров и услуг.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Характеристика условий реализации проекта
- Объект:
Место: п.г.т Пограничный
Название образовательной организации:
МБОУ «ПОГРАНИЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»
- Участники проекта: Педагоги:
Артамонова Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания
Учащиеся: 5 класс
- Название предмета: Обществознание (школьный компонент)
- Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
- Вид деятельности учащихся: урок.
- Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1.
- Тип занятия: усвоение новых знаний.
- Формы проведения: Познавательная игра «Я – грамотный покупатель».
- Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
- Учебно-методическое обеспечение.
- Учебник “Обществознание 5 класс” под ред. Л.Н. Боголюбова 2015 год Тема «Семейное хозяйство. Учимся вести семейное хозяйство.
2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Цель занятия:
- сформировать умение грамотного поведения в различных ситуациях в области защиты своих прав как потребителя.
Задачи:
- познакомить с общими правами потребителя
- практическое применение навыков грамотного поведения покупателя.
Предметные образовательные результаты:
- владение основными понятиями, имеющими отношение к поведению потребителя.
Метапредметные образовательные результаты:
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- воспитание рационального отношения к покупкам,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- развивать умение работать в группе,
- выработка навыков культурного общения.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Описание учебного процесса
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
1. Организационный момент (2 мин) | Формирование групп, объяснение правил | Формирование групп. |
2.Мотивация (3 мин) | Учитель демонстрирует видеоролик и задает вопросы по теме урока, направляет обсуждение учащихся | Учащиеся участвуют в обсуждении вариантов ответа на поставленные вопросы. Учатся выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
3.Изучение нового материала (23 мин) | Учитель в ходе беседы знакомит с основными понятиями урока. Учитель ставит проблемный вопрос Учитель задает практико-ориентированные задания. | Учащиеся участвуют в обсуждении темы урока, выдвигают версии цели урока. Учащиеся знакомятся с понятиями «покупатель», «ассортимент», «товар», «деньги» Учащиеся участвуют в обсуждении вариантов ответа на поставленный проблемный вопрос. Учащиеся выполняют задания на соответствие терминов, обсуждают проблемную ситуацию и предлагают решения. Участвуют в мозговом штурме «Права потребителя». |
4. Практическая деятельность (12 мин) | Учитель выдвигает проблему и предлагает учащимся наметить пути решения | Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию и предлагают решения. Составляют памятки «Я - грамотный покупатель». Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя. |
5. Подведение итогов урока. Закрепление (5 мин) | Учитель проводит рефлексию и совместно с учащимися подводит итог урока | Определяют самую активную команду. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия. Рефлексия. |
3 МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
I.Организационный момент | Словесные | Вводная беседа. Объяснение правил игры. |
II. Обсуждение базовых понятий | Словесный, наглядный, игра | Обсуждение в группах, постановка проблемы. Запись терминов в тетрадь |
III. Изучение нового материала | Словесный, наглядный Работа в группах Мозговой штурм | Обсуждение в группах, разработка вариантов решения, записи в тетради. Запись в тетрадь прав потребителя. |
IV. Практическая деятельность | Словесный, наглядный, игровое и практическое моделирование | Устные ответы, анализ предложенных вариантов, составление памятки «Я- грамотный покупатель». |
V. Рефлексия. Подведение итогов | Словесные | Выбор лучшего проекта памятки. Фишбоун |
Перечень методик (технологий, методических приемов) на уроке
- работа в группах;
- игровое и практическое моделирование;
- работа с понятием;
- мозговой штурм;
- фишбоун.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
- Что уже знали?
- Что нового узнали?
- Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
- Что бы еще хотели узнать?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное занятие, по изучению нового материала по теме Поход пятиклассника в магазин: Я - грамотный Покупатель» позволяет выяснить уровень овладения навыками работы с основными понятиями и категориями по финансовой грамотности как потребитель, продукт, стоимость, качество.
Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся школьного возраста. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок. Школьники в жизни смогут грамотно разбираться в качестве продукта и быть информированными на потребительском рынке. В процессе занятия шло развитие самостоятельности и личной ответственности за свои покупки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
3.Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
4.Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
5.Липсиц И. Экономика без тайн.- М.: 1993
6.Липсиц И, Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. Вита
7.Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений// под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015.
Интернет-ресурсы
1.https://www.youtube.com/watch?v=v4_RJD9bUNI - ютуб
2.http://fmc.hse.ru/ – сайт центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
4.http://vashifinancy.ru/ – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Сценарий занятия на тему:
«Поход пятиклассника в магазин: Я – грамотный покупатель»
Цель занятия:
- сформировать умение грамотного поведения в различных ситуациях в области защиты своих прав как потребителя.
Задачи:
- познакомить с общими правами потребителя
- практическое применение навыков грамотного поведения покупателя.
Предметные образовательные результаты:
- владение основными понятиями, имеющими отношение к поведению потребителя.
Метапредметные образовательные результаты:
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- воспитание рационального отношения к покупкам,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- развивать умение работать в группе,
- выработка навыков культурного общения.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Класс: 5 класс
Форма проведения: урок
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Методы: практический, словесный, наглядный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Формирование команд из числа учащихся. За каждый правильный ответ команда получает жетоны, а в конце урока мы выделим лучшую команду.
2. Мотивация Демонстрация видеоролика из мультфильма.
https://www.youtube.com/watch?v=v4_RJD9bUNI
Ребята, перед вами известный герой мультфильма «Простоквашино» Дядя Федор.
Дядя Федор, как и все дети, выполняет домашние поручения. Скажите, вы выполняете какие-нибудь задания, которые дают вам ваши родители по дому? Какие?
Вот и Дядю Федора родители попросили сходить в магазин за покупками. Когда родители проверили, как Дядя Федор выполнил их просьбу, они увидели, что он принес домой просроченные консервы, яблочный компот вместо ананасового, молоко с карамельным вкусом, вместо обычного, а также чипсы и жвачку.
- Как вы думаете, почему Дядя Федор всё выполнил неправильно? (ответы)
- Ребята, поднимите руки те, кто ходит в магазин за покупками?
- Кем вы являетесь, когда совершаете покупки? (покупатель)
- А с вами не случались похожие ситуации? (ответы)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о покупателях)
3. Изучение нового материала.
- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему научиться? (научиться правильно делать покупки)
Правильно. На сегодняшнем уроке мы должны помочь Дяде Федору правильно делать покупки, и научиться этому самим, то есть быть грамотными покупателями.
- Попробуйте сами сформулировать тему урока. (ответы) Учитель помогает наводящими вопросами.
Записываем тему урока: «Поход пятиклассника в магазин: Я – грамотный покупатель»
Работа с терминами.
Каждый день мы выступаем в роли покупателя.
- А кто такой покупатель? (Покупа́тель — человек, который покупает товары и услуги за деньги)
Прежде, чем помогать Дяде Федору, мы должны определиться с терминами нашего урока.
Проблемный вопрос: Какими качествами должен обладать грамотный покупатель? Что можно сделать, чтобы стать более грамотным и более ответственным покупателем?
Сегодня на уроке вы будете работать в командах. Ваша команда должна подумать и посоветовать другим, как стать более грамотными покупателями, как поступить в определённой ситуации. Будьте готовы поделиться своими советами с классом.
Задание 1. (Приложение 2)
На листах А4 отдельно записаны термины и определения, группы должны найти к термину соответствующее определение.
Термины: ассортимент, покупатель, товар, деньги, потребление
Определения:
- Подбор товаров одного вида по различным сортам, наименованиям.
- Продукт, произведённый для продажи.
- Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.
- Использование продукта в процессе удовлетворения потребностей
- Человек, который покупает товары и услуги за деньги.
Записываем термины в тетрадь.
Задание 2. « Помоги Дяде Федору» На столе товары: консервы, сок, молоко, яйца, жевательная резинка, чипсы и т.д. (учитель вызывает желающего, который будет совершать покупки)
Дядю Федора родители попросили сходить в магазин за покупками: купить консервы, ананасовый сок, молоко для каши, а также яйца для яичницы. Когда родители проверили, как Дядя Федор выполнил их просьбу, они увидели, что он принес домой просроченные консервы, яблочный компот вместо ананасового, молоко с карамельным вкусом, вместо обычного, а также чипсы и жвачку.
- Какие ошибки совершил Дядя Федор? (купил просроченные консервы, яблочный компот вместо анансового, молоко с карамельным вкусом, вместо обычного)
- Что он забыл купить? (яйца)
- Что вы посоветуете Дяде Федору, чтобы он больше не совершал таких ошибок? (составить список товаров, которые нужно купить; смотреть срок годности товара)
- Что такое информация о товаре? (название, срок годности, срок хранения, состав, условия хранения)
- Где мы её можем найти?
Задание 3. «Права потребителя»
Все покупатели имеют права. Мозговой штурм «Права потребителя».
Каждая группа называет одно право потребителя
Учитель записывает на доске
Учащиеся записывают в тетрадь
У каждого потребителя есть права:
1. На покупку качественного товара.
2. На полную и правдивую информацию о товаре.
3. На замену некачественного товара.
4. На возмещение ущерба, вызванного покупкой некачественного товара.
5. На защиту прав и интересов в суде.
Наше государство правовое, а это значит, защищает права человека. Права гражданина РФ записаны в Конституции РФ. Права потребителя государство тоже защищает и прописаны они в «Законе о защите прав потребителей». И права, которые мы сформулировали, есть в «Законе о защите прав потребителей».
4.Практическая деятельность
Задание 4.
Родители попросили Дядю Федора вернуться в магазин и заменить некачественные (просроченные) консервы. Дайте совет, как он должен действовать в этой ситуации? (прийти в магазин, предъявить некачественный товар, чек и попросить о замене товара на качественный)
Задание 5. (Приложение 3)
Определи порядок покупки товара, составь ключевое слово.
П – Заранее подумай, что бы ты хотел купить.
У – Спроси продавца о качестве товара, о сроках гарантии.
О – Рассмотри товар на витрине, обрати внимание на стоимость.
К – Возьми чек, проверь по нему сдачу.
К – Обратись к продавцу с просьбой показать товар.
И – Положи чек на хранение.
П – Оплати покупку.
(получится слово «покупки»)
Задание 6.Составьте памятку «Я – грамотный покупатель» (Приложение 4)
На этом этапе учащимся предлагается составить памятку для Покупателя. Необходимо соединить цитаты по смыслу.
Перед походом в магазин составьте | на голодный желудок. |
В магазине строго следуйте | (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей. |
Не ходите в магазин | вашему списку |
Не берите с собой лишнее | и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках. |
«Оптом – дешевле» | список необходимых товаров и продуктов |
Не переплачивать за рекламу | деньги |
Вы составили замечательные памятки, в которых прописаны ваши права.
5.Итоги урока. Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
– Где могут пригодиться полученные знания?
Давайте посчитаем жетоны и посмотрим, какая команда сегодня работала лучше остальных.
Рефлексия (Фишбоун) (Приложение 5)
Я знал
Я узнал
Приложение 2.
Задание: Найдите к термину соответствующее определение.
Термины: Ассортимент, покупатель, товар, деньги, потребление
Определения:
- Подбор товаров одного вида по различным сортам, наименованиям.
- Продукт, произведённый для продажи.
- Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.
- Использование продукта в процессе удовлетворения потребностей
- Человек, который покупает товары и услуги за деньги.
Приложение 3.
Задание 5: Определи порядок покупки товара, составь ключевое слово.
П – Заранее подумай, что бы ты хотел купить.
У – Спроси продавца о качестве товара, о сроках гарантии.
О – Рассмотри товар на витрине, обрати внимание на стоимость.
К – Возьми чек, проверь по нему сдачу.
К – Обратись к продавцу с просьбой показать товар.
И – Положи чек на хранение.
П – Оплати покупку.
Приложение 4.
Задание 6: Составьте памятку «Я – грамотный покупатель».
Необходимо соединить цитаты по смыслу.
Перед походом в магазин составьте | на голодный желудок. |
В магазине строго следуйте | (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей. |
Не ходите в магазин | вашему списку |
Не берите с собой лишние | и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках. |
«Оптом – дешевле» | список необходимых товаров и продуктов |
Не переплачивать за рекламу | деньги |
Приложение 5.
Я знал
Я узнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок + презентация "В какой магазин вы пойдёте?" 6класс.
Показать насколько широко применяется понятие процента, и умение считать проценты - это полезно!...
Конспект урока по теме "Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров".
Закрепить у учащихся знания о том, какие отделы могут быть в продовольственном магазине, какова стоимость отдельных товаров, каковы правила покупки; формировать умения подбирать продукты к завтр...
Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Мы играем в магазин"
Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Мы играем в магазин"...
Методическая разработка урока по английскому языку по теме "Магазины.Покупки"
Составлен по УМК Кузовлев...
Разработка урока по английскому " Магазин " 3 класс.
Разработка урока по английскому " Магазин " 3 класс....
Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С
Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...
Разработка урока при обучении детей-инофонов "В овощном магазине"
Урок, направленный на введение в активный словарь учащихся-инофонов лексику по теме «Овощной магазин»...