Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»
статья по обществознанию
Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_podhod_v_prepodavanii_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №28»
«Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания
Лузянина М.В.
Курск 2016
Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал об ученике: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Еще в XIX веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными (Рассыпные учебники – форма учебного пособия, пытавшаяся соединить основы знания с их практическим применением). В 1930 г., как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 г. метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
Сегодня мы вновь говорим о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий.
ФГОС ООО определяют в требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов группу метапредметных образовательных результатов.
Концепция ФГОС ООО метапредметные результаты обозначает как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике.
Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Достижение личностных и метапредметных результатов невозможно без межпредметной интеграции.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями при изучении истории и обществознания происходит в контексте разных учебных предметов:
История - обществознание - русский язык – литература:
- Новые понятия (этимология);
- Анализ исторических документов, фрагментов из художественных произведений;
- Развитие речи;
- Составление сложного плана, сравнительная характеристика, эссе
История – география:
- Влияние географического положения на историю общества, государства;
- Использование картографического материала
История - обществознание – информатика:
- Использование ИКТ технологии;
- Использование Интернет-ресурсов при создании проектов
История - обществознание – математика:
- Построение и анализ графиков, диаграмм;
- Решение задач по экономике
История - обществознание - биология – экология:
- Биологическое и социальное в человеке;
- Глобальные проблемы современности
История - литература - музыка - изобразительное искусство:
- Культура России (на разных этапах)
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Мы с вами немного остановимся на структуре урока по ФГОС.
Это:
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Для более эффективной подготовки уроков и для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в сответствии с ФГОС целесообразно использовать технологическую карту урока. Технологическая карта урока представляет собой новейшую и современную форму планирования урочной деятельности учителя в соотвествии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта - обощенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирование, средство представления индивидуальных методов работы. Сегодня, понятие "технологическая карта" постепенно заменяет устаревшее "конспект урока" или "план урока". Использование технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и универсальных учебных действий, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку по ФГОС.
Важнейшая задача технологической карты – отразить так называемый деятельностный подход в обучении. Согласно ФГОС, главной задачей учителя являеся организация на уроках с помощью современных образовательных технологий и ИКТ такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам выявить и развить свои способности. Именно поэтому, при разработке технологической карты урока, основной акцент делается на том, какая деятельность организуется на каждом этапе урока.
Грамотно составленная технологическая карта должна предусматривать следующие возможности: 1. тщательного планирования каждого этапа деятельности; 2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; 3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности; 4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Структура технологической карты должна следовать структуре урока по ФГОС.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Требования к современному уроку вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Какие формы и методы позволяют формировать Универсальные учебные действия обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Существует огромное количество педагогических технологий.
Я хочу остановиться на одной из них - это Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Идея развития технологии критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Тем не менее, в последнее время все больше педагогов-практиков пользуются названной технологией, успешно применяя ее в процессе обучения тому или иному учебному предмету. Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:
- повысить эффективность восприятия информации;
- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- уметь критически мыслить;
- уметь ответственно относиться к собственному образованию;
- уметь работать в сотрудничестве с другими;
- стать человеком, который познает что-то новое и учится в течение всей жизни.
Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:
- умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
- становится источником ценной профессиональной информации для других учителей.
В технологии критического мышления выделяют три этапа или стадии:
- Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
- Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
- Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
На каждом из этапов мною используются определенные методы и приёмы. Это примерная схема. Данные приемы могут использоваться на разных этапах урока в зависимости от содержания и сценария урока.
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
|
|
|
Рассмотрим несколько примеров использования приёмов технологии критического мышления.
Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.
Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".
Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"
- Объявляется тема урока.
- Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
- Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
- На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Нюансы использования приема "Верно — Не верно"
- Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.
- Прием "Верно — Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого восприятия.
- Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.
Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
- отрабатывает умение формулировать вопросы;
- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
- умения погружаться в текст;
- способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
- навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения
«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:
- На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
- На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
- В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.
Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет)
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Схемы Фишбоун дают возможность:
-организовать работу участников в парах или группах;
-развивать критическое мышление;
-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
-ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять».
Правила написания синквейна:
1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
На начальном этапе работа может быть коллективной, потом в паре и затем индивидуальной. Учащиеся расширяют словарный запас, учатся составлять словосочетания, строить предложения. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Учащиеся очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы, и они могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.
Работа над синквейном — это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.
Смысл синквейна можно изобразить рисунком.
Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события из изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Также синквейн — это отличный контролёр. Ведь никто не сможет передать суть предлагаемой темы, если перед этим не был прочитан необходимый текст, выучены новые слова и т.д.
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Традиционно для работы с классом использую таблицы хронологические (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение материала). Это не потеряло своей актуальности и с введением ФГОС. Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которая получила название«Знаю, хочу узнать, узнал». До знакомства с текстом (модулем в целом) учащиеся самостоятельно или в группе заполняете первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». По ходу знакомства с текстом, новым материалом заполняется графа «Узнал». Далее подведение итогов, сопоставление содержания граф
Но какие бы приема мы не использовали на уроке самое главное, чтобы они служили повышению познавательного интереса учащихся, повышали стремление узнавать и углублять свои знания, формировали творческую активную личность, повышали самооценку.
Писатель Клод Руа писал:
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания
В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...
"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"
Метапредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...
Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"
Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"...
Метапредметный подход в преподавании Истории и обществознания
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире....
"Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"
Выступление учителя истории и обществознания Лузяниной М.В....
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания ...
«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился термин – метапредметный подход. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения об...