«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»
статья
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился термин – метапредметный подход. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Доклад на тему
«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»
Выступила: учитель высшей категории
истории и обществознания
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Бодрая Е.А.
п.Рыздвяный, 2023 г.
Содержание
Введение
I Особенности метапредметного подхода как основополагающего в системе новых Федеральных образовательных стандартов.
1. интеграция содержания образования.
2. виды специальной деятельности по построению учебного познания.
3. метапредметные результаты.
II Элементы метапредметности на уроках истории и обществознания
Заключение
Введение
Тема моего доклада «Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания».
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился термин – метапредметный подход. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
I. Особенности метапредметного подхода как основополагающего в системе новых Федеральных образовательных стандартов.
1. Интеграция содержания образования.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, организацию и регуляцию любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
2. Виды специальной деятельности по построению учебного познания.
В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности.
3. Метапредметные результаты.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.
К основные понятиям метапредметной деятельности относятся:
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
Так как же, наиболее эффективно и оптимально использовать элементы метапредметного подхода на уроках истории и обществознания?
II Элементы метапредметности на уроках истории и обществознания
Проблемно-модульная технология и метапредметные проблемные задачи.
Для достижения метапредметных результатов необходимо использование технологий развивающего обучения. К таковым относится проблемное обучение - способ организации деятельности учащихся, который основан на получении знаний путем решения теоретических и практических проблем. Учитель не дает знания в готовом виде, а ставит перед учениками проблемные метапредметные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения.
I. Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.
Например, в 6 классе на уроке истории России задание: Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев. Почему?
Почему князь Владимир выбрал именно православное христианство из многих других религий? Как вы думаете, почему?»
II. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся
В 5 классе при изучении темы Искусство Древнего Египта, задается проблемная задача: как строили египетские пирамиды?
В 5 классе на уроке истории при изучении темы Древнее Двуречье. Работа с текстом. Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
(Ответы: писали на глиняных табличках, существовали школы, люди учились грамоте, писали клинописью)
III. Ситуация конфликта создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями
В 6 классе при рассмотрении проблемы задается ученикам следующий вопрос: Почему столкновение русского и монгольского войск на р. Угре называется не сражение, а стояние?
IV. Ситуация выбора предполагаем анализ различных точек зрения и их защита наиболее убедительной, на их взгляд, точки зрения.
На уроке История России 6 класс: задание для учащихся «Рассмотрим теории происхождения Древнерусского гос-ва»
С какой точкой зрения вы согласны? Приведите аргументы в обоснование вашей позиции.
Или «Рассмотрим теории происхождения человека»
С какой точкой зрения вы согласны? Приведите аргументы в обоснование вашей позиции.
В метапредметных заданиях важным признаком является не только его проблемный характер, но особенность содержательной стороны задания, предполагающий выход за рамки предмета (но не уход от него). Поэтому при изучении разных событий на уроках истории часто использую репродукции картин, связанных с ними. При изучении темы «Реформы Ивана IV» можно предложить семиклассникам рассмотреть картину В. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», и с помощью портрета определить черты характера Ивана IV?
К уроку по теме «Отечественная война 1812 года» можно использовать произведение И. Прянишникова «В 1812 году», Какая судьба постигла наполеоновскую армию в России?
Таким образом, при реализации метапредметного подхода необходимо организовывать учебный процесс, целью которого является достижение учащимися универсальных способов деятельности, в том числе действия постановки и решения проблем.
Еще один элемент метапредметного подхода – исследовательская деятельность. Под моим руководством учащимися школы ведется поисково-исследовательская работа, результаты которой уже неоднократно были представлены на конференциях различного уровня и оценены дипломами, грамотами и сертификатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания
В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...
"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"
Метапредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...
Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"
Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"...
Метапредметный подход в преподавании Истории и обществознания
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире....
"Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"
Выступление учителя истории и обществознания Лузяниной М.В....
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания ...