Административная контрольная работа по обществознанию за I полугодие 2021-2022 учебного года 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Административная контрольная работа по обществознанию за I полугодие 2021-2022 учебного года 8 класс (в формате ОГЭ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44
Административная
контрольная работа
по обществознанию
за I полугодие
2021-2022 учебного года
8 класс
Работу подготовила
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 44
Иргалиева О.В.
Г. Сургут
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Назначение административной контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков за I полугодие 2021-2022 уч. г. среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание».
Задания для контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «Обществознание» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по обществознанию за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания административной контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 8 классе, включают в себя материал содержательных линий «Общество», «Человек», «Духовная сфера жизни общества».
Первая часть работы, задания 1-20, включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности задания №№ 3, 6, 9, 11, 17, 20, в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание первой части оценивается 1 баллом.
Вторая часть административной контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
- выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;
- проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;
- установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;
- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;
- расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической последовательности.
Правильно выполненные задания 21, 22, 23 и 25 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание 24 оценивается 1 баллом.
Третья часть работы состоит из 3 заданий к тексту. В первом задании требуется составить план текста, выделив и озаглавив его основные смысловые части. Второе и третье задания – вопросы по содержанию текста. Задания 26.1., 26.2, 26.3. оцениваются по 2 балла за каждое. Общее количество баллов за всю работу – 35.
Критерии оценивания:
- на оценку «2» - от 0 до 17 баллов;
- на оценку «3» - от 18 до 22 баллов;
- на оценку «4» - от 23 до 29 баллов;
- на оценку «5» - от 30 до 35 баллов.
1 вариант
Административная контрольная работа по обществознанию за I полугодие 2021-2022 учебного года
8 класс
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать 1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы 3) социальную организацию страны 4) часть материального мира 2. В широком смысле слова под обществом надо понимать 1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города 3) учеников средней школы № 4 4) совокупность форм объединения людей 3. Верны ли следующие суждения об обществе? А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Человека от животного отличает 1) наличие мозга 2) наличие инстинктов 3) развитая кисть руки 4) способность мыслить 5. Что свойственно человеку и животному? 1) целенаправленная деятельность 2) наличие инстинктов и рефлексов 3) наличие развитого мозга 4) членораздельная речь 6. Верны ли следующие суждения о природе? А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека. Б. Природа – это мир, созданный человеком. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества? 1) выплата пенсий 2) выставка картин 3) съезд партии 4) продажа акций завода | 8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между 1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса 2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын 3) молодым человеком и инвалидом в метро 4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером 9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб-ления. Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.? 1) индустриальному 2) традиционному 3) постиндустриальному 4) информационному 11. Верны ли следующие суждения о типах общества? А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства. Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества? 1) миграция 2) глобализация 3) милитаризация 4) деградация |
13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества? 1) переход к постиндустриальному обществу 2) развитие массовой культуры 3) исчезновение биологических видов 4) глобализация мировой экономики 14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как 1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность 15. Анастасия с отличием окончила школу, успешно сдала экзамены и учится на первом курсе медицинского института. На какой ступени образования находится в данный момент Анастасия? 1) начальное профессиональное образование 2) высшее профессиональное образование 3) общее основное образование 4) среднее общее образование 16. К объектам материальной культуры относятся 1) нормы поведения 2) книги 3) церемонии 4) традиции | 17. Верны ли следующие суждения о морали? А. Моральные нормы возникли с появлением государства. Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 18. К социальным потребностям относится потребность человека в: 1) общении 2) отдыхе 3) питании 4) красоте 19. Категории «добро» и «зло» относятся к 1) искусству 2) морали 3) образованию 4) религии А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни. Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
21. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возможность выбора профиля обучения 2) соблюдение правил поведения 3) возможность поступления в вуз 4) получение общего образования |
|
22. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОТНОШЕНИЯ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВА |
А) поставщика сырья и производителя товара | 1) экономическая |
Б) избирателя и кандидата в депутата | 2) политическая |
В) лидера парламентской фракции и члена партии | |
Г) покупателя и продавца |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
23. В стране А было проведено социологическое исследование среди молодёжи о мотивах получения высшего образования. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Около трети опрошенной молодёжи считает, что оставаться без образования в современном обществе неприлично.
2) Образование позволяет жить не работая, по мнению четверти опрошенных.
3) Большинство выпускников продолжают учёбу в высших учебных заведениях по желанию родителей.
4) Половина старшеклассников поступает в высшие учебные заведения, чтобы в будущем иметь высокий доход.
5) Самый распространённый среди молодёжи мотив поступления в вуз – получение профессиональных знаний.
24. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне.
25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал ожиданий. (Б) Многие известные ученые не приняли в нем участие. (В) Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
26.
Прочитайте текст и выполните задания |
Культура как сфера духовного производства
В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.
26.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
26.2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
26.3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
1 вариант
Ответы на задания контрольной работы
по обществознанию 8 класс
№ задания | Ответ |
1 | 1 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 4 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 4 |
12 | 2 |
13 | 3 |
14 | 4 |
15 | 2 |
16 | 2 |
17 | 2 |
18 | 1 |
19 | 2 |
20 | 4 |
№ задания | Ответ |
21 | 2413 |
22 | 1221 |
23 | 145 |
24 | 4 |
25 | Пояснение. Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие. Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Ответ: 212. |
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены две смысловые части текста | 2 |
Выделена одна смысловая часть текста | 1 |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.1. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие функции культуры в обществе:
| |
Названы две функции культуры в обществе | 2 |
Названа одна функция культуры в обществе | 1 |
Функции культуры в обществе не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.2. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть отмечены следующие составляющие:
| |
Названы три составляющих духовного производства | 2 |
Названы две составляющих духовного производства | 1 |
Названа одна составляющая духовного производства или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.3. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе приведены примеры: 1) тематика, стиль и содержание транслируемых теле-радиопередач оказывают влияние на слушателей и зрителей, формируют их вкус; 2) с помощью телевидения зрители могут познакомиться с произведениями искусства, которые находятся на большом отдалении от них (например, в других странах). | |
Приведены два примера влияния СМИ на распространение культурных ценностей | 2 |
Приведён один пример влияния СМИ на распространение культурных ценностей | 1 |
Примеры влияния СМИ на распространение культурных ценностей не приведены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2 вариант
Административная контрольная работа по обществознанию
за I полугодие 2021-2022 учебного года
8 класс
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать 1) политическую организацию данной страны 2) социальную организацию данной страны 3) танцевальный коллектив 4) часть материального мира 2. В широком смысле под обществом надо понимать 1) всё человечество 2) рабовладельческое общество 3) спортивный коллектив 4) население страны 3. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия. Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Человека от животного отличает 1) наличие инстинктов 2) наличие сознания 3) способность к воспроизводству 4) приспособляемость к окружающим условиям 5. Что свойственно и человеку и животному? 1) наличие инстинктов и рефлексов 2) целенаправленная деятельность 3) наличие членораздельной речи 4) способность к коллективной деятельности 6. Верны ли следующие суждения о природе? А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество. Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества? 1) предвыборная компания 2) создание произведений искусства 3) научное открытие 4) создание материальных благ 14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как 1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность 15. Истинным можно считать знание, которое 1) наиболее полно соответствует окружающему миру 2) является результатом научного эксперимента 3) требует доказательств 4) признано властями данного государства 16. К объектам материальной культуры относятся 1) орудия труда 2) нормы поведения 3) церемонии 4) традиции 17. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ? А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования. Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | 8. К политической сфере общества относятся отношения между 1) инспектором ГИБДД и водителем 2) кандидатом в депутаты и его избирателями 3) тренером и его командой 4) продавцом и покупателем в магазине 9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука систематизирует знания об окружающем мире. Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Проявление неуважения сына к отцу иллюстрирует нарушение норм 1) эстетических 2) моральных 3) правовых 4) корпоративных 11. Верны ли суждения о типах общества? А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство. Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества? 1) индустриализация 2) деградация 3) милитаризация 4) глобализация 13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности? 1) повышение роли образования в жизни человека 2) усовершенствование технологии 3) увеличение продолжительности жизни человека 4) распространение алкоголизма и наркомании 18. Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью 1) науки 2) искусства 3) морали 4) образования 19. Нормы морали в отличие от норм права 1) регулируются государством 2) касаются только определённой группы людей 3) регулируют поведение всех людей 4) изменяются в связи со сменой правительства 20. Верны ли следующие суждения о личности? А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения. Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
21. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возможность выбора профиля обучения
2) соблюдение правил поведения
3) возможность поступления в вуз
4) получение общего образования
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) заполнение налоговой декларации | 1) политическая |
Б) выборы депутатов Государственной Думы | 2) экономическая |
В) создание политической партии | |
Г) введение налога на добавленную стоимость |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
23. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Историко-краеведческие музеи посещают более половины опрошенных граждан.
2) Бывает в художественных музеях каждый четвертый опрошенный.
3) Дома-музеи известных людей интересны такому же числу опрошенных, как и тематические музеи.
4) Музеи природы интересны меньшему числу опрошенных, чем художественные музеи.
5) Вообще не посещают музеи небольшое число опрошенных.
24. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.
25. Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.
1) начальное общее образование
2) высшее образование
3) среднее общее образование
4) основное общее образование
5) дошкольное образование
26
Прочитайте текст и выполните задания |
Религия и культура
Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от нас определенного поведения. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Дары приносились или как жертва в ознаменование уже полученного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы - самоотречения, молитвы и добрых дел.
Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.
Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразительного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.
По материалам сайта . Internet-school. ru
26.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
26.2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
26.3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
2 вариант
Ответы на задания контрольной работы
по обществознанию 8 класс
№ задания | Ответ |
1 | 3 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 4 |
8 | 2 |
9 | 3 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 4 |
13 | 4 |
14 | 4 |
15 | 1 |
16 | 1 |
17 | 2 |
18 | 1 |
19 | 3 |
20 | 2 |
№ задания | Ответ |
21 | 2413 |
22 | 2112 |
23 | 245 |
4 | 5 |
5 | 51432 |
26.
26.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены три смысловые части текста | 2 |
Выделены одна - две смысловые части текста | 1 |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие черты:
2) осуществление обрядов и ритуалов поклонения богам. | |
Названы две характерных черты религии | 2 |
Названа одна характерная черта религии | 1 |
Характерные черты религии не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы:
| |
Названы два способа | 2 |
Назван один способ | 1 |
Способы не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3 вариант
Итоговая контрольная работа по обществознанию
за I полугодие 2021-2022 учебного года
8 класс
1. В узком смысле слова под обществом следует понимать 1) территорию, имеющую определённые границы 2) социальную организацию страны 3) объединение любителей старинных книг 4) политическую организацию государства 2. В широком смысле под обществом надо понимать 1) сотрудников одной фирмы 2) первобытное общество 3) учащихся одной школы 4) всё население планеты Земля 3. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом. Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Человека от животного отличает 1) физическая активность 2) наличие инстинктов 3) развитая речь 4) наличие разнообразных ощущений А5. Что свойственно и человеку и животному? 1) приспособление к природным условиям 2) целенаправленная деятельность 3) способность создавать орудия труда 4) развитая членораздельная речь 6. Верны ли следующие суждения о природе? А. Исторически природа «старше» общества. Б. Природа является единственным творцом культуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения? 1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной 8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества? 1) производителя товара и его покупателя 2) учителя и ученика 3) глав соседних государств 4) правонарушителя и адвоката 9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом. Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество? 1) индустриальному 2) традиционному 3) информационному 4) постиндустриальному | 11. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом. Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции 1) милитаризации современного мира 2) деградации современного общества 3) глобализации современного общества 4) дезинтеграции современного мира 13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества? 1) рост народонаселения планеты 2) кризис перепроизводства 3) научно-технический прогресс 4) переход к постиндустриальному обществу 14. Какой признак характеризует человека как личность? 1) активная жизненная позиция 2) физическое и психическое здоровье 3) свойства темперамента 4) особенности внешности 15. То из перечисленного является частью духовной сферы общества? 1)Государство 2)Мораль 3)Закон 4)Армия 16. К объектам нематериальной культуры можно отнести 1) язык 2) жилые дома 3) кинофильм 4) орудия труда 17. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки. Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия. 1) верно только А 2) верно только Б 3) веры оба суждения 4) оба суждения неверны 18. Быть личностью – значит:
19. Выражение «муки совести» относится к области 1) религии 2) морали 3) праву 4) науке 20. Верны ли следующие суждения о самообразовании: А) основной источник самообразования – чтение, изучение литературы; Б) самообразование заканчивается с завершением обучения в школе? 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
21. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) господство религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) съёмки нового телесериала | 1) социальная |
Б) открытие приюта для бездомных | 2) духовная |
В) научное открытие | |
Г) выплата пенсий |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
23. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Очень хорошая | 4,8 |
Скорее хорошая | 28,1 |
Скорее плохая | 37,1 |
Очень плохая | 28 |
Затрудняюсь ответить | 2,2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
24. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.
25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. (Б) К сожалению, с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается её отрицательное воздействие на природные процессы. (В) Человеку стоит серьёзно задуматься о том, как сберечь условия для своего существования.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
26
Прочитайте текст и выполните задания |
Социальный статус
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.
По материалам сайта: http://www.anriintern.com
26.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
26.2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
26.3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
3 вариант
Ответы на задания контрольной работы
по обществознанию 8 класс
№ задания | Ответ |
1 | 3 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 3 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 2 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 3 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 2 |
16 | 1 |
17 | 4 |
18 | 4 |
19 | 2 |
20 | 1 |
№ задания | Ответ |
21 | 1324 |
22 | 2121 |
23 | 13 |
24 | 2 |
25 | 122 |
26.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены три смысловые части текста | 2 |
Выделены одна - две смысловые части текста | 1 |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе дано определение: «социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей». Приведены примеры:
| |
Дано определение, приведены два примера | 2 |
Дано определение и приведён один пример | 1 |
Определение не дано, примеры не приведены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
26.3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть отмечено, что это «совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком», назван главный статус и неглавные. | |
Дано понятие, назван главный статус и неглавные | 2 |
Дано понятие, назван главный или неглавные статусы | 1 |
Понятие не дано, главный статус и неглавные не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Список литературы:
1. Баранов П. А. Полный справочник для подготовки к ГИА. – М.: Астрель, 2012.
2. Боголюбов Л. Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
3. Калачёва Е. Н. Обществознание. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Мето-дическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2010.
4. Кишенкова О. В. Сборник тестовых заданий для подготовки к ГИА по обществознанию. – М.: Экзамен, 2012.
Интернет ресурсы:
- сайт Федерального института педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
- сайт Решу ОГЭ - https://soc-oge.sdamgia.ru/
Предварительный просмотр:
Поэлементный анализ административной контрольной работы по обществознанию 8 ___ класс ( уч. г.) Учитель: Иргалиева Оксана Викторовна
№ п/п | Ф.И. ученика | Оценка за I четверть | 1. узкое значение понятие "общество". Выбор ответа | 2. Широкое значение понятие "общество".Выбор ответа | 3. Общество и человек: анализ суждений | 4. Биологическое и социальное в человеке.Выбор ответа | 5.Биологическое и социальное в человеке.Выбор ответа | 6. Общество и человек:Анализ суждений | 7. Сферы жизни общества.Выбор ответа | 8.Сферы жизни общества.Выбор ответа | 9. Сфера духовной культуры:Анализ суждений | 10.Общество и человек.Выбор ответа | 11. Общество и человек: Анализ суждений | 12. Общество и человек.Выбор ответа | 13. Общество и человек.Выбор ответа | 14. Биологическое и социальное в человеке.Выбор ответа | 15. Сфера духовной культуры.Выбор ответа | 16. Сфера духовной культуры.Выбор ответа | 17.Сфера духовной культуры: Анализ суждений | 18. Биологическое и социальное в человеке.Выбор ответа | 19. Сфера духовной культуры.Выбор ответа | 20. Общество и человек: Анализ суждений | 21. Задание на сравнение | 22. Задание на установление соответствия | 23. Задание на выбор верных позиций из списка | 24. Общество и человек:нахождение характеристики выпадающей и | 25. Задание на установление соответствия | 26 1 Анализ источников | 26 2 Анализ источников | 26 3 Анализ источников | Количество верных ответов | Процент выполнения работы | Оценка |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во неверных ответов |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Процент неверных ответов |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
В среднем: |
|
№ | Тип задания (профиль) | Не справились | Справились | % учащихся справившихся с заданием |
1 | Узкое значение понятие "Общество". Выбор ответа | |||
2 | Широкое значение понятие "Общество". Выбор ответа | |||
3 | Общество и человек: анализ суждений | |||
4 | Биологическое и социальное в человеке. Выбор ответа | |||
5 | Биологическое и социальное в человеке. Выбор ответа | |||
6 | Общество и человек: Анализ суждений | |||
7 | Сферы жизни общества. Выбор ответа | |||
8 | Сферы жизни общества .Выбор ответа | |||
9 | Сфера духовной культуры: Анализ суждений | |||
10 | Общество и человек. Выбор ответа | |||
11 | Общество и человек: Анализ суждений | |||
12 | Общество и человек. Выбор ответа | |||
13 | Общество и человек. Выбор ответа | |||
14 | Биологическое и социальное в человеке. Выбор ответа | |||
15 | Сфера духовной культуры. Выбор ответа | |||
16 | Сфера духовной культуры. Выбор ответа | |||
17 | Сфера духовной культуры: Анализ суждений | |||
18 | Биологическое и социальное в человеке. Выбор ответа | |||
19 | Сфера духовной культуры. Выбор ответа | |||
20 | Общество и человек: Анализ суждений | |||
21 | Задание на сравнение | |||
22 | Задание на установление соответствия | |||
23 | Задание на выбор верных позиций из списка | |||
24 | Общество и человек: нахождение характеристики выпадающей из ряда | |||
25 | Задание на установление соответствия | |||
26.1 | Анализ источников | |||
26.2 | Анализ источников | |||
26.3 | Анализ источников |
Типичные ошибки:
1.
2.
3.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...
Контрольный срез по обществознанию за 1 четверть lдля учащихся 11 класса 2015-2016 учебного года
Размещаю методическую разработку, рубежную работу по обществознанию для 11 класса. Буду очень рада, если материал кому-нибудь будет полезен!...
Рабочая программа по обществознанию с УУД для 2016-2017 учебного года
Рабочая программа для 6 класса по обществознанию с УУД на 2016-2017 учебный год...
школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года
Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществозн...
Об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской оласти от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Реализация проекта по внедрение тем по основам финансовой грамотности в курс «Обществознания» в 2018-2019 учебном году
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными прил...