ОГЭ, ЕГЭ 2024 по обществознанию, блок "Экономика"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Железнова Ирина Викторовна

Презентация к практикуму по теме "ГИА 2024 по обществознанию. Блок "Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_2023_tezisy_avtosohranennyy.docx782.48 КБ

Предварительный просмотр:

Чем нам может быть полезен сайт ФИПИ

Проекты КИМ ОГЭ и ЕГЭ 2024го года (до 30 сентября шло общественное обсуждение проектов)

На сайте ФИПИ опубликованы проекты!!!!! документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ 2024 года.

Как обычно, ждем до середины ноября, когда проекты перейдут в официальные КИМы этого года.

  • Навигатор подготовки ( Содержит МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ (для ОГЭ 2020, для ЕГЭ 2023 года – пользоваться можно)
  • Методическая копилка

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ

К сожалению, пока модель 20го года, но пользоваться можно. Надеемся, что будет обновлен (в ноябре, декабре)
I. 
Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (ОГЭ 2020 г. можно пользоваться, ЕГЭ 2023 можно пользоваться)
Учителя, ведущие подготовку к ОГЭ по опыту знают, что большинство сдающих ОГЭ ( в отличие от ЕГЭ) не пользуются услугами репетиторов. Поэтому для 9классников важен процесс самоподготовки. (Здесь может помочь навигатор)

II. Подготовка по темам (блоки старые, задания есть, ответов к ним нет – в этом сложность – надо делать под контролем учителя!)

Начнем с ОГЭ 2024

Изменений в структуре КИМ нет. По прежнему 24 задания, 20 заданий в первой части и 4 во второй.

Рассмотрим возможные предметные задания из курса «Экономика».

Задания по курсу «Экономика», которые есть в каждом варианте ОГЭ:

Задания 7 – 9  – это обычные тестовые задания с одним правильным ответом. Оцениваются 1 баллом. № 7,8 – базовый уровень сложности, 9 – повышенный. (Примеры заданий в Презентации)

Задание 6 в каждом варианте проверяет знание основ финансовой грамотности. (2 балла, базовый уровень) (Хотя официально такой дисциплины нет в школьной программе, но уровень считается базовым).

(Примеры заданий в Презентации)

Возможные задания с различным содержанием в разных вариантах (в том числе, по курсу «Экономика»)

Задание 1.

Повышенный уровень сложности, 2 балла. Проверяет умение знать/понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества ( в том числе, экономической).

Одно из самых сложных заданий в ОГЭ.

(В данном типе задания проверяется два вида умения, которые потом будут полезны при сдаче ЕГЭ. Это умение выбирать нужные понятия из ряда и умение раскрывать смысл понятия – задания 25 и 29.2 в ЕГЭ версии 2020года. По сравнению с заданием в ЕГЭ здесь проще: есть выбор – надо дать определение одного из двух понятий). (Презентация)

Задание 5 (Подобный тип заданий встречается в ВПР по обществознанию).

Задание на осуществление поиска социальной информации по заданной теме из фотоизображения, оценивание поведения людей с точки зрения экономической рациональности. Базовый уровень, 3 балла.

Фотографии часто бывают именно с экономическим содержанием, но это могут быть и задания по другим курсам обществознания. (Презентация)

Очень важно для заданий с развёрнутым ответом, чтобы ребёнок умел чётко структурировать свой ответ. Обратить на это внимание ребёнка должен учитель.

Вопрос ученикам. - Посмотрите, как оценивается данное задание?

- 3 балла.

Вопрос. – Сколько пунктов (предложений, как минимум) должно быть  в ответе.

- 3 пункта. ( у нас в Презентации: Ответ на вопрос и 2 правила с пояснениями)

То есть структура ответа к заданию 5 (в Бланке ответов № 2):

  1. Ответ на вопрос.
  2. А) Правило 1 - пояснение

Б) Правило 2 - пояснение

Подобным образом необходимо разобрать все задания с развёрнутым ответом ( те, которые оформляются на бланке ответов № 2). Это задания (кроме 5го): №№ 1, 6, 12. Образец оформления ответов можно посмотреть в сборниках Котовой. Лисковой, о которых речь пойдёт дальше)

Так выглядит ответ на задание 5 в Презентации  в Демо-версии.

Задание 12. Самое «дорогое» задание ОГЭ. (4х бальное)

(Сложно даётся детям, либо делают частично, либо не берутся совсем. Не понимают требований, предъявляемых в задании)

Задание на осуществление поиска социальной информации по заданной теме из диаграммы/таблицы; оценивание поведения людей с точки зрения экономической рациональности. Задание повышенной сложности, 4 балла. С этим заданием дети справляются плохо (может быть связано с неумением читать диаграммы, которые могут быть различного типа: столбчатые, линейные, круговые. Но и с таблицами тоже работают плохо). Данный тип умения (работа с диаграммами) хорошо бы отрабатывать на уроках со всеми учениками (Такие задания есть в рабочих тетрадях НИРО). (Презентация)

Пример 1 - диаграмма. Пример 2 – таблица.

Учителю важно объяснить детям, чтобы они не боялись слова «предположения». Они могут быть любыми, единственно должны быть связаны логически с темой проведённого исследования.

Максимальный балл – 4, но ребёнок может получить и 1 балл, и 2, и 3. Структура ответа (к заданию 12): 4 балла – 4 предложения в ответе.

  1. Вывод о сходстве
  2. Вывод о различии
  3. Предположение о сходстве
  4. Предположение о различии

Памятка «Как решать № 12»

Тренируй необходимые навыки:

- наблюдательность;

- хорошее знание курса обществознания

Как решать задание 12?

Помни, раз 4 балла – это максимум, то и в правильном ответе должно быть 4 предложения.

Заполняй Бланк ответов № 2 аккуратно! Так ты показываешь проверяющему эксперту свою серьёзность и уважение к его работе.

Советы (Лайфхаки)

  • подписывай столбцы. Так будет удобней анализировать график в целом. В КИМе писать можно и нужно.
  • почти всегда есть 2 одинаковых столбца. Найди их и получи гарантированный 1 балл из 4х.
  • используй стереотипное мышление.
  • используй слова – маркеры при выполнении сравнений.

Слова – маркеры:

  • в большей мере
  • в меньшей мере
  • в равной мере
  • наиболее популярный вариант ответа у обеих групп опрошенных.

Синоним слова «опрошенный» - респондент.

Задание 15. ( Не новое задание, уже привычный тип для учителей. «Задание на соответствие»)

Базовый уровень, 2 балла. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

(Презентация)

Задание 19. (Так же не новый тип заданий: сходство – отличие)

Базовый уровень, 1 балл. Задание проверяет умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия.  (Презентация)

Задание 20. (тип задания взят целиком из ЕГЭ)

Базовый уровень, 1 балл.  Проверяет умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Детям даётся тяжело, хотя оценивается 1м баллом. (Презентация, пример 1,2)

Напомню, что в каждом варианте есть вторая часть (прежняя часть С), в которой  представлен текст и 4 задания к нему (Задания 21 -24 в каждом варианте). Текст также может быть на экономическую тематику, но этот тип заданий не новый, уже отработанный учителями и задания остаются прежними (составить план и уметь работать с текстом, приводить примеры, анализировать информацию и соотносить её с собственными знаниями, приводить аргументы в защиту собственной позиции).

Литература для подготовки

Поскольку изменений в структуре КИМ ОГЭ нет, можно использовать книги прошлого года. По-прежнему хорошие книги издательства «Легион», под редакцией Чернышовой – есть варианты, есть по блокам (Удобный сборник с тематическим  тренингом: варианты по всем блокам ОГЭ, в том числе экономическому и есть задачи по финансовой грамотности (с ответами) Есть немного теории по всем блокам).

И пособия Котовой, Лисковой (это авторы и составители заданий ОГЭ!!!). Обратите внимание на их новый сборник, вышедший в этом году.  

Для изучения теории, по прежнему можно пользоваться Барановым. (К сожалению, и в Баранове теория не вся)

Переходим к ЕГЭ.

Напомню, что каждый год на ФИПИ публикуются:

  Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;  

-  Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021,2022, 2023 гг.).

Экзамен предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к достижению минимального балла).

Многие участники ЕГЭ 2023 г. по обществознанию продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2023 г., как и в предыдущие годы, налоги транспортный, земельный, а также налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц.

На первый взгляд, кодификатор поменялся практически целиком:

Во втором блоке «Экономическая жизнь общества / Введение в экономику» количество тем увеличено с 16 до 18, нет тем «Ценные бумаги Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги», добавлены подтемы:(многие из них давно спрашиваются на ЕГЭ, а в список они попали, так как не фигурируют в тексте старого кодификатора)

- Цифровые образовательные ресурсы.

- Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации

- Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики

 Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества

 Эластичность спроса и эластичность предложения

 Особенности труда молодёжи

 Деятельность профсоюзов

 Альтернативная стоимость

 Мотивы предпринимательской деятельности

 Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

 Цифровые финансовые услуги.

 Финансовые технологии и финансовая безопасность.

 Денежные агрегаты

 Внешние эффекты

 Цифровизация экономики в Российской Федерации

 Принцип сбалансированности государственного бюджета

 Налоговые льготы и вычеты

 Реальный и номинальный валовой внутренний продукт

В документе ярко прослеживается тенденция: обществознание приобретает больше черт «россиеведения».

Что ж, кодификатор стал лучше: более логичная структура, выше уровень конкретизации тем. Документ теперь ближе к тому ЕГЭ, который выпускники сдавали в 2023 году. (Когда некоторые темы стали для нас неожиданностью. Например вопрос о современных российских учёных – экономистах, которых должны были назвать дети)

Многие участники ЕГЭ 2023 г. не смогли указать выдающихся представителей отечественной науки и кратко охарактеризовать/описать/проиллюстрировать примерами их достижения. Это говорит не только о крайне ограниченном кругозоре таких обучающихся, но и о том, что они не освоили курс новейшей истории России. В рамках учебного процесса рекомендуем при изучении соответствующих тем обратиться к такому приему, как составление таблиц, предусмотрев следующие графы: полное имя российского деятеля;  отрасль науки; достижение/вклад с указанием значения для развития соответствующей области. Следует систематизировать таким образом знания по разным типам/видам наук (естественные, социально-гуманитарные, точные и технические), указав не менее трех деятелей для каждого вида. В течение учебного года разработчикам КИМ приходили тревожные письма, авторы которых беспокоились о том, что гуманитарии не смогут назвать представителей естественных наук. Экзамен 2023 г. показал, что участники экзамена корректно называли хотя бы одного-двух ученых в области естественных наук, но только высокобалльники, как правило, корректно описывали/называли достижения соответствующих ученых. К сожалению, трудности у участников ЕГЭ 2023 г. по обществознанию возникли при указании конкретных социально-гуманитарных наук. Типичная ошибка – указание обществознания как науки. Но обществознание – это область научного знания / интегративный учебный предмет, объединяющий основы нескольких социальногуманитарных наук. Рекомендуем при изучении соответствующих тем и подготовке к экзамену обратить внимание обучающихся на науки, составляющие основу данного учебного предмета, и представителей этих наук. Предварительный анализ показал, что нередко в качестве представителей социально-гуманитарных наук участники ЕГЭ 2023 г. указывали Президента Российской Федерации, руководителей фракций Государственной Думы разных созывов, авторов учебников и учебных пособий по обществознанию и т.п. Однако для того, чтобы такой ответ был засчитан, следовало указать конкретную социально-гуманитарную науку и соответствующие научные достижения того или иного названного выпускником деятеля. Заметим, что факт написания школьного учебника или сборника заданий для подготовки к ЕГЭ не может считаться научным достижением автора книги (хотя содержание учебника и пособий опирается на научную информацию). Поэтому ответ: «NN внес вклад в обществознание тем, что написал пособия, тысячи детей по ним готовятся к ЕГЭ» – не может быть засчитан.

Недостатки или проблемы нового кодификатора

  1. В ряде случаев сделаны акценты на современность вообще и на российскую действительность в частности. В данном случае школьные учебники не поспевают за программой ЕГЭ: тысячи учителей в эти дни озадачены поиском информации для своих уроков. Например,  в экономике – это темы:

Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов.

2.8. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.

2.9. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

2.10. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика. Денежно-кредитная политика Банка России.

2.12. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.

2.13. Цифровизация экономики в Российской Федерации.

2.15. Налоговая система Российской Федерации. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.

  1. Ценные бумаги (акции, облигации и другие ценные бумаги). Тема отвечает текущему уклону в обществознания в финансовую грамотность, но, при этом, вообще не упоминается в рабочих программах. Вопросы ЕГЭ встречаются очень часто. Требуются разъяснения от ФИПИ.

Фондовый рынок, его инструменты. Тема напрямую смыкается с “ценными бумагами”, есть в рабочей программе углублённого уровня. Требуются разъяснения от ФИПИ.

  1. В некоторых случаях логика объединения нескольких тем под одним пунктом не вполне ясна: например, 2.3 “Типы экономических систем. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей”.

  1. Введены несколько новых тем, которые не отражены в большинстве учебников из федерального перечня, что ставит ряд учащихся в неравное и уязвимое положение.

В тексте кодификатора есть темы, которые соответствуют только рабочей программе профильного уровня. В “базовом” уровне этих тем нет. Означает ли это, что получить в школе набор знаний, достаточный для получения высшего балла на ЕГЭ по обществознанию, смогут только те ребята, которые занимаются по профильной программе?

Мы допускаем, что итоговая версия кодификатора будет отличается от опубликованного проекта.

Остаётся дождаться ноября и реальных КИМов и Кодификатора ЕГЭ 2024.

В ЕГЭ 2023 г. в сравнении с экзаменами прошлых увеличилось количество работ, в которых ответ по форме не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов. В таком случае за выполнение задания выставлялся 0 баллов. Эту досадную потерю баллов можно избежать, строго следуя требованию задания.

В КИМ ЕГЭ 2024 г. планируется скорректировать формулировку задания 24 и внести изменения в систему оценивания его выполнения по критерию 24.1. Изменение требований к сложному плану представлено в таблице 1.

Если в 2023 г. достаточно было детализировать в подпунктах только два любых из трех обязательных пунктов, то в 2024 г. для полного правильного ответа необходимо детализировать в подпунктах три пункта. Подчеркнем, что перечень возможных обязательных пунктов в экзаменационных вариантах будет расширен во всех необходимых случаях. Исключение составляет, например, план «Форма государства», поскольку политологи выделяют только три элемента формы государства. Отметим, что указанные в задании 24 формальные условия, которые должны быть соблюдены для того, чтобы план считался сложным, устанавливают только минимальное количество пунктов плана, но не мешают составлять план с большим числом пунктов. В плане может быть, 4, 5, 6 или более пунктов плана, причем они могут быть как детализированными, так и не детализированными в подпунктах. Но участнику экзамена нужно четко понимать, что именно является тем минимумом, начиная с которого при корректном изложении содержания он может претендовать на получение максимального балла, – три содержательных пункта, раскрытых в подпунктах.

Рассмотрим возможные предметные задания из курса «Экономика».

Задание 1 – понятийное задание базового уровня.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рынок». 

  1. спрос; 2) директивное планирование; 3) предложение;

4) равновесная цена; 5) потребитель; 6) государственное ценообразование. 

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Правильный ответ – 1 балл

Задания 5-7  (есть в каждом варианте ЕГЭ, правильный ответ – 2 балла)

Задание 5

Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) оплата труда домохозяйки

2) покупка нового компьютера

3) подарок внуку от бабушки

4) пенсия шахтера

5) оплата коммунальных платежей

Задание 7 

Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) рынок услуг

2) совершенная конкуренция

3) региональный рынок

4) рынок товаров

5) олигополия

6) рыночный дефицит

Задание 6
(Установление соответствия)

Установите соответствие между видом банка и банковскими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ БАНКОВ

А) денежная эмиссия

Б) кредитование предприятий

В) мобилизация свободных денежных средств населения

Г) хранение золотовалютных резервов

Д) расчетно-кассовое обслуживание клиентов

ВИДЫ БАНКОВ

  1. Банк России
  2. Коммерческие банки

Задания 17-20 (Работа с текстом. Привычное задание)

Задания 17–20 объединены в составное задание с фрагментом научно
популярного текста или нормативного правового акта.

Задание 17 направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. (2 балла)
Задание 18 Формулировка изменена (2 балла)

Задание 19 нацеливает на конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт.  (3 балла)

Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. (3 балла)

В 2023 г. формулировка требования задания18  «объясните смысл понятия» заменена на «укажите не менее трёх основных признаков [ПОНЯТИЯ]» и «объясните связь…». Участник ЕГЭ должен указать основные, сущностные признаки понятия, продемонстрировав тем самым понимание смысла понятия, а затем с опорой на содержание текста сформулировать объяснение заданной понятийной связи. На взгляд составителей ФИПИ, задание в такой формулировке более эффективно позволит проверить достижение такого предметного результата ФГОС, как владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, поскольку владение предполагает не только понимание смысла конкретного понятия, но и применение/использование в том или ином контексте как самого понятия, так и его структурных элементов, связей и т.п.

( Из Методических рекомендаций для учителей)

Обратите внимание на то, что в учебниках, кроме выделенных определений понятий, даются еще развёрнутые характеристики их признаков, связей и т.п. Рекомендуем вместе с обучающими внимательно анализировать весь текст учебника, относящийся к конкретному понятию.

При изучении курса рекомендуем акцентировать внимание на следующих понятиях:

экономическая система, рыночная экономика, совершенная конкуренция, фирма (предприятие), Центральный банк Российской Федерации, деньги, общественные блага, документарная ценная бумага, заработная плата, государственный бюджет, налог, валовой внутренний продукт, безработный, инфляция.  (перечень очень небольшой, но в рекомендациях даны эти термины)

Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения) - 3 балла.

Для нас задания привычные, нужно просто напомнить детям неценовые факторы спроса и предложения, уточнить про ценовой фактор, не сдвигающий кривые.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=92665

На графике изображено изменение ситуации на рынке парикмахерских услуг в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

Данное задание является типовым. Возможных ситуаций всего четыре: увеличение спроса, сокращение спроса, увеличение предложения, уменьшение предложения.

Задание 22. Познавательная задача (4 балла)

Во время участия в международном экономическом форуме представители государства Z подписали межправительственное соглашение о вступлении в валютный союз и договорились об открытии в Z дочерней фирмы известного автомобильного предприятия. В целях поддержки отечественного производителя в государстве Z действуют повышенные пошлины на ввоз ряда товаров и ограничено их ввозимое количество. Одним из условий успеха в экономической сфере эксперты назвали особенности системы образования, в частности, принцип информатизации образования.

Какие факты из условия задачи свидетельствуют об экономической глобализации? (Укажите два факта.)

Какую политику проводит государство Z в международной торговле?

Какие два направления (метода) этой политики описаны в условии задания? (Назовите направление и приведите соответствующие описание.)

Как может проявляться принцип информатизации образования в школах государства Z? (Приведите один пример.)

Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме.

Как сказано в Кодификаторе Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений.
План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме.

Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы (пункты плана), в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

За план можно получить максимум 4 балла.

Задание на составление плана по тексту есть (напомню) в ОГЭ. В ЕГЭ уровень намного сложнее. Это задание для сильных детей. Тем более, что в последние годы очень сложные темы планов, они могут объединять две темы. Пример этого года – составить план по теме «Роль государства в различных экономических системах». Мы, как учителя, понимаем, что это объединение тем Роль государства в экономике и Экономические системы. Дети не поняли, что нужно брать именно ЭКОНОМИЧЕСКИЙ аспект темы и наделали ошибок, включив сюда и политическую сферу (формы государства…)

25 задание с этого года оценивается 6-ю баллами, а не 4-мя как было в прошлом году. (Самое «дорогое» задание).  Пример

В 2023 г. формулировка задания была детализирована:

– добавлено вводное предложение с обобщенными требованиями:

 выполните задания, ответьте на вопрос; при этом сделан акцент на использовании обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта;

 – выделены и пронумерованы три элемента ответа, которые обязательно должны присутствовать в полном правильном ответе: 1) обоснование; 2) ответ на вопрос; 3) примеры;

– конкретизированы требования к качеству обоснования, сделан акцент на необходимости продемонстрировать достижение таких предметных результатов ФГОС, как владение базовым понятийным аппаратом социальных наук и умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов:

обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания… раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи; – изменено требование к количественному показателю обоснования: обоснование должно быть дано… в нескольких связанных между собой распространённых предложениях;

– в дополнение сделан акцент на связи второго и третьего элементов ответа: для каждого из указанных в пункте 2 наименований  приведите по одному примеру.

Задание 24-25 - это составное задание объединяет два задания, связанных одной темой, но имеющих самостоятельную систему оценивания выполнения каждого из них. Таким образом, если участник экзамена по каким-то причинам не приступает к выполнению любого одного задания из двух или получает за его выполнение 0 баллов, то эксперты не выставляют автоматически 0 баллов за ответ на другое задание, проверяют его и выставляют баллы в соответствии с предложенными критериями. (То есть оценивается каждое задание отдельно)

В КИМ 2023 г. содержится следующее указание. Если в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 обучающийся приводит больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании, и допускает в них неточности и ошибки, то балл за выполнение задания может быть снижен (с учётом особенностей конкретного задания). Экспертам следует внимательно анализировать ответы, в которых присутствуют дополнительные (сверх требуемых) элементы. Наличие неточностей/ошибок в дополнительных элементах, как правило, влияет на выставленный балл.

Такие вопросы очень часто задают ученики младших классов (5х,6х). Когда их просят привести, допустим, 2 аргумента, а ребёнок хочет 3. Нужно приучать детей действовать по Инструкции. Это как раз то, что называется читательской грамотностью в функциональной грамотности. Если сказано два,  значит, их должно быть два!

Ещё раз хочется напомнить, что пока это ПРОЕКТЫ ЕГЭ 2024. Наша задача дождаться когда проекты перейдут в действующие конечные демоверсии ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию в 2024 году

Данная презентация подробно информирует родителей об особенностях, структуре ОГЭ по обществознанию....

План самообразования учителя истории и обществознания 2019-2024

План самообразования учителя истории и обществознания на 2019-2024 годы....

Методические рекомендации по преподаванию обществознанию в 2023-2024 у. г.

Методические рекомендации по преподаванию истории в 2023-2024 у. г. (СОИРО)...

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год...

Справка о ГИА по истории и обществознанию в 2023-2024 учебном году

Справка о ГИА по истории и обществознанию в 2023-2024 учебном году предназначена для размещения в методическом уголке учителя истории и  обществознания для информационного освещения ГИА среди уча...

Задачи №22 егэ обществознание 2024

Задания по обществознанию в форме ЕГЭ №22 на различные темы...

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. ФИПИ 2024 год

Задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ из открытого банка заданий. Задания подобраны по темам: политология, экономика, право, человек и общество....