Факультатив обществознание 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
г.о. Коломна
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №14____________
Е.В. Филимонов
31.08.2022
Рабочая программа
факультативного курса «Избранные вопросы обществознания»
для 10Б класса.
Составитель:
Литовка Ю.Н.,
учитель высшей квалификационной категории
2022-2023 учебный год
1. Содержание факультативного курса «Избранные вопросы обществознания» (35 ч.)
Раздел 1 «Человек» (9 ч.)
Деятельность как способ человеческого бытия.Деятельность - способ существования людей. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Познавательная и коммуникативная деятельности.
Происхождение человека и его сущность. Взгляды на происхождение человека Основные теории происхождения человека. Природа человека. Социальная сущность человека. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды
Бытие. Сущность бытия Основные формы бытия.
Индивид, индивидуальность, личность Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя.
Мировоззрение. Самореализация Основные типы мировоззрения. Роль мировоззрения в деятельности людей. Реализация личностью своих возможностей и способностей. Основные модели самореализации.
Мотивы деятельности и потребности человека Виды побуждений к деятельности. Виды потребностей человека. Различные теории о видах потребностей.
Познание мира Познание и знание. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание.
Основные направления в теории познания Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме.
Истина и её критерии.Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины.
Выполнение заданий a формате ЕГЭ по темам раздела.
Раздел 2 «Духовная сфера» (5 ч.)
Формы и разновидности культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Религия. Мировые религии . Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вероучение в мировых религиях.
Наука . Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки.
Мораль и нравственность . Функции морали. Моральные требования и представления. Категории морали. Ценности. Идеалы. Нравственность. Золотое правило нравственности. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия.
Выполнение заданий a формате ЕГЭ по темам раздела.
Раздел 3 «Социальная сфера» (8 ч.)
Социальный статус, социальные роли . Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Статусные символы и знаки отличия.
Социальная дифференциация . Определение и значение социальной дифференциации, её влияние на судьбу и поведение человека. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека.
Социальный конфликт . Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Молодежь в обществе . Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура и контркультура.
Межнациональные отношения . Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Конституционные принципы (основы) национальной политики в России.
Семья, демографическая политика РФ . Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода.
Отклоняющееся поведение . Социальные нормы. Девиантное поведение, его разновидности. Преступность. Социальный контроль. Санкции, их виды.
Основные тенденции развития российского общества . Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Российская интеллигенция и средний класс.
Выполнение заданий a формате ЕГЭ по темам раздела.
Раздел 4 «Право» (13 ч.)
Право в системе социальных норм . Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права.
Источники права. Конституция РФ . Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Иерархия нормативно-правовых актов. Конституция Российской Федерации.
Правоотношения и правонарушения . Что такое правоотношение. Что такое правонарушение.
Структура современного российского законодательства . Развитие права в современной России. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Юридическая ответственность . Система судебной защиты прав человека.
Предпосылки правомерного поведения . Правосознание. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Правомерное поведени
Основы правовых знаний в области административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного права.
Выполнение заданий a формате ЕГЭ по темам раздела.
.
2. Планируемые результаты изучения факультативного курса «Избранные вопросы обществознания»
Изучение факультативного курса обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний о политической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа факультативного курса обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного,
активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон
и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за
благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной
жизни;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания для изучения различных сторон
окружающей действительности;
3) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметные:
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
–- основные особенности структуры и развития современной экономики.
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
3. Календарно – тематическое планирование факультативного курса «Избранные вопросы обществознания»
№ п/п | Разделы, темы занятий | Кол-во занятий | Дата планир. | Дата провед. |
Раздел 1 «Человек» | 9 | |||
1 | Деятельность как способ человеческого бытия | 1 | ||
2 | Происхождение человека и его сущность. Взгляды на происхождение человека | 1 | ||
3 | Бытие. Сущность бытия | 1 | ||
4 | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | ||
5 | Мировоззрение. Самореализация | 1 | ||
6 | Мотивы деятельности и потребности человека | 1 | ||
7 | Основные направления в теории познания Истина и её критерии | 1 | ||
8,9 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ по темам раздела. | 2 | ||
Раздел 2 «Духовная сфера» | 5 | |||
10 | Формы и разновидности культуры Искусство | 1 | ||
11 | Религия. Мировые религии | 1 | ||
12 | Наука | 1 | ||
13 | Мораль и нравственность | 1 | ||
14 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ по темам раздела. | 1 | ||
Раздел 3 «Социальная сфера» | 8 | |||
15 | Социальный статус, социальные роли | 1 | ||
16 | Социальная дифференциация | 1 | ||
17 | Социальный конфликт. Отклоняющееся поведение | 1 | ||
18 | Молодежь в обществе. Семья, демографическая политика РФ | 1 | ||
19 | Межнациональные отношения | 1 | ||
20,21 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ по темам раздела. | 2 | ||
22 | Основные тенденции развития российского общества | 1 | ||
Раздел 4 «Право» | 13 | |||
23 | Право в системе социальных норм | 1 | ||
24 | Конституция РФ | 1 | ||
25 | Конституция РФ | 1 | ||
26 | Юридическая ответственность | 1 | ||
27 | Выполнение заданий a формате ЕГЭ по темам раздела. | 1 | ||
28 | Гражданское право. | 1 | ||
29 | Семейное, трудовое право. | 1 | ||
30 | Административное, уголовное право. | 1 | ||
31-35 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ по темам раздела. | 5 |
4. Учебно – методический комплект
1) Учебник Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова Обществознание. 10 класс. М. «Просвещение» 2020.
2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10 класс. – М.: Просвещение, 2020.
3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 10 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2021.
4) П. А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. «Астрель» 2018.
5) Единый государственный экзамен 2022. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2022.
Интернет-ресурсы
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокруг тебя - мир, факультатив 5 класс
Рабочая программа факультативного курса в 5 класе по литературе...
Факультатив. 5 класс. «Математика для любознательных».
Факультативный курс «Математика для любознательных» рассчитан на 18 часов (35 учебных недель).Цель курса: способствовать формированию учебно- интеллектуальных, информационных, коммуникативных, и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа факультатив обществознание 5 класс
рабочая программа факультатив обществознание 5 класс...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...