Поурочные разработки
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс)
Поурочные разработки по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Школьное образование" 6 класс | 279.56 КБ |
Тема "Право и его роль в жизни" 7 класс | 414.68 КБ |
Тест по обществознанию на тему "Право"9 класс | 29.69 КБ |
Тест по обществознанию 9 класс | 64.5 КБ |
Планируемые результаты по обществознанию | 20.38 КБ |
Тест по обществознанию 9 класс | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Права и обязанности учащегося
Краткая информация по уроку
Урок по предмету "Обществознание" для 6 класса по теме "Права и обязанности учащегося". Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Интерактивная статья (параграф учебника)", "Кейсы по работе с информацией", "Обучающие видеоролики", "Тест в формате ГИА", "Фрагменты художественных или телевизионных фильмов".
Тип урока
Комбинированный урок
Соответствует обновленному ФГОС
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВА УЧАЩЕГОСЯ
ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Базовые понятия, единые для школьного образования
АУТЕНТИЧНОСТЬАУТЕНТИ́ЧНЫЙ ТЕКСТ, подлинный текст к.л. документа, соответствующий по содержанию тексту на др. языке и имеющий одинаковую с ним силу. В большинстве случаев термин «А. т.» применяется в отношении текста междунар. договоров. В соответствии с Венской конвенцией о праве междунар. договоров (1969) А. т. имеет решающее значение для установления содержания договора.
Источник: Большая российская энциклопедия
ЦЕЛЬЦЕЛЬ, осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека; конечная ситуация, к достижению которой стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат, определяющий направленность поведения живого организма. О понятии Ц. в истории философии см. в ст. Богословие.
Источник: Большая российская энциклопедия
ПРАВОПРА́ВО СО́БСТВЕННОСТИ, наиболее полное по объёму полномочий субъекта вещное право, юридически закрепляющее принадлежность вещей, их присвоение. Со времён Древнего Рима П. с. (лат. dominium, позднее proprietas) – правовое господство лица над материальной вещью, прямое, полное, исключительное, абсолютное. Идея свободы и неприкосновенности собственности лежит в основе принципов гражд. права большинства стран мира. Рим. юристы считали право собственности единым и неделимым. В рос. правовой традиции П. с. состоит из т. н. триады прав: владения, пользования и распоряжения, впервые юридически закреплённой в 1832 в Своде законов Рос. империи (т. 10, ст. 420). В иностр. правовых теориях в качестве элементов П. с. рассматриваются также права на видоизменение вещи вплоть до её полного разрушения, на капитальную ценность вещи, на извлечение дохода, на управление.
Источник: Большая российская энциклопедия
Этапы урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивирование на учебную деятельность
Рекомендации для учителя
Учитель предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент и ответить на поставленные вопросы, чтобы плавно подвести к теме урока. Представьте обучающимся ряд вопросов до просмотра видео, чтобы они могли ответить на них в ходе просмотра. По окончании просмотра видео попросите обучающихся дать ответы на следующие вопросы:
- Какое право в СССР давал документ о среднем образовании? («Какой бы тип школы ни окончил молодой человек, где бы он ни учился — документ о среднем образовании дает возможность продолжить образование уже в высшей школе с учетом индивидуальных интересов и склонностей»).
- Почему с каждым годом появлялась все большая потребность в квалифицированной рабочей силе? Актуален ли сейчас твой ответ? (Бурное развитие экономики требует большого количества квалифицированных работников. Да, актуален, потому что мир не стоит на месте и постоянно развивается).
Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (Образование/права и обязанности учеников)
Фрагменты художественных или телевизионных фильмов
Школьные годы. Как в СССР осуществлялось право на всеобщее среднее образование (1978)
- Какое право в СССР давал документ о среднем образовании?
- Почему с каждым годом появлялась все большая потребность в квалифицированной рабочей силе? Актуален ли сейчас твой ответ?
- Как ты считаешь, о чем пойдет речь на уроке?
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Рекомендации для учителя
Предложите обучающимся посмотреть видеоролик «Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности обучающегося». Вы можете как демонстрировать его с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора. После просмотра видеоролика предложите обучающимся вернуться к тем вопросам, которые были заданы диктором. Попросите обучающихся вспомнить эти вопросы и дать на них ответы.
Обучающие видеоролики
Посмотри видеоролик.
Проверка первичного усвоения
Рекомендации для учителя
Предложите обучающимся выполнить проект «Права учащегося».
Попросите внимательно рассмотреть схему-кластер и изучить приведенную текстовую информацию. Объясните, что им требуется изобразить схему в тетради, вписав только ту текстовую информацию в соответствующие ячейки схемы-кластера, которая является верной. Основываться необходимо на полученных знаниях.
Ответ:
Учащиеся школы имеют право на:
1. Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
2. Обучение на дому (по медицинским показаниям) и семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.
3. Открытую оценку знаний и умений, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
4. Отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, организуемых школой, заниматься искусством.
Кейсы по работе с информацией
Права и обязанности учащегося
Выполни проект «Права учащегося». Подумай, какие права есть у тебя как у учащегося. Изобрази схему в тетради, вписав только ту текстовую информацию в соответствующие ячейки схемы-кластера, которая является верной.
Права и обязанности учащегося
Проверь себя.
Применение изученного материала
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Рекомендации для учителя
Предложите учащимся ознакомиться с содержанием кейса. При необходимости прокомментируйте. Кейс состоит из двух частей. В первой части рассматривается ст. 43 Конституции РФ, во второй – фрагмент из устава одной из школ г. Омска. Работу с фрагментами документов можно организовать как в парах, так и в группах. Задание 3 выполняется фронтально в форме коллективного обсуждения. При отчете об итогах работы обратите особое внимание учащихся на приведение примеров из их личного социального опыта. Наиболее интересные ситуации целесообразно обсудить в формате фронтальной беседы. Выполнение задание 4 имеет региональный характер. Замотивируйте учащихся и организуйте ознакомление ребят с уставом вашей школы.
Кейсы по работе с информацией
Ознакомься с фрагментами нормативных документов, внимательно изучи их и выполни задания кейса.
Прочитай фрагмент Конституции Российской Федерации. Ответь на вопросы:
- Получение образования в нашей стране является правом или обязанностью ее граждан?
- Кто несет за это ответственность?
- Как ты относишься к образованию — как к праву или как к обязанности?
- На конкретных примерах объясни, что такое образование и зачем оно нужно человеку.
Конституция Российской Федерации
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
…
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Прочитай фрагмент устава одной из школ г. Омска. Ответь на вопросы:
- Как ты думаешь, почему пунктов о правах больше, чем пунктов об обязанностях и запрете? Обоснуй свой ответ.
- Каким из этих прав ты пользуешься или пользовался?
- Какие обязанности или запреты ты нарушал?
- Каковы были последствия такого нарушения?
Каждая школа России обязательно имеет свой устав. Это общедоступный открытый документ, с которым может ознакомиться любой работник школы, ученик или родитель. Одна из частей устава называется «Права и обязанности участников образовательного процесса» Вот пример этой части устава одной из школ г. Омска
Обучающиеся в Школе имеют право на:
- получение бесплатного образования;
- выбор формы получения образования (ускоренное, семейное, домашнее);
- выбор образовательной программы (обычной или углубленной);
- переход в другой класс (при наличии свободных мест);
- получение платных дополнительных образовательных услуг;
- участие в обсуждении любых вопросов внутришкольной жизни;
- уважение к себе со стороны родителей и всех работников Школы;
- свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- обращение к директору Школы, в Совет Школы, в Совет обучающихся;
- добровольное вступление в любые общественные организации;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- условия обучения, гарантирующие охрану здоровья;
- участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, соревнованиях, играх и других мероприятиях;
- свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план;
- участие в работе ученического самоуправления;
- бесплатное пользование кабинетами, оборудованием, библиотечными фондами Школы.
Обучающиеся в Школе обязаны:
- выполнять настоящий Устав;
- прилагать максимум усилий к освоению школьной программы;
- соблюдать учебную дисциплину (не опаздывать на занятия, не пропускать уроки без уважительной причины, поддерживать деловую атмосферу на уроке);
- строить отношения со всеми в Школе на основе уважения, взаимопомощи, сотрудничества;
- бережно относиться к имуществу Школы, личному имуществу других;
- бережно относиться к окружающей среде;
- соблюдать культуру поведения и внешнего вида, придерживаться делового стиля в одежде и прическах.
Обучающимся в Школе запрещается:
- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества; использовать любые средства, могущие привести к опасной ситуации, применять физическое или (и) психическое насилие для выяснения отношений, запугивания и вымогательства; производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия;
- сквернословить;
- делать ложные заявления.
Объясни на конкретных примерах, как связаны права и обязанности обучающихся.
В свободное от уроков время ознакомься с уставом своей школы. Найди часть «Права и обязанности обучающихся», изучи ее. Проанализируй, насколько полно ты выполняешь свои обязанности обучающегося, закрепленные в Уставе твоей школы?
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Рекомендации для учителя
Предложите обучающимся рассмотреть данные мониторингового опроса об отношении к образованию в России. Задайте следующие вопросы:
- Сделай вывод о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования (Ответ: треть россиян (31 %) оценивают состояние системы образования как «хорошее» или «отличное». Однако распространено мнение, что образование у нас посредственное (42 % в 2021 г. и 41 % в 2016 г.). Только один из пяти опрошенных (21 %) считает его «плохим» или «очень плохим».)
- Сделай вывод о том, изменилось ли отношение граждан к отечественному образованию в лучшую сторону за 5 лет? (Ответ: отношение граждан к качеству образования, наоборот, ухудшилось).
Изображение или фото
Оценка россиянами состояния российской системы образования
Изучи данные опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения и выполни задания.
- Сделай вывод о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования.
- Сделай вывод о том, изменилось ли отношение граждан к отечественному образованию за 5 лет?
Приоритетность образования
Прочти статью «Приоритетность образования» и ответь на вопросы.
Приоритетность образования.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о признании принципа приоритетности образования в нашей стране. Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. В одном из документов Организации Объединенных Наций подчеркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
- Как ты считаешь, чем определяется приоритетность образования? Как ты понимаешь слово «самообразование»?
- Как ты думаешь, на что направлено образование?
Интерактивная статья (параграф учебника)
Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Диагностическая работа
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Подведение итогов, домашнее задание
Домашнее задание
Тест в формате ГИА
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Дополнительные материалы
Конвергентный обучающий видеоролик
Обучающие видеоролики
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности обучающегося
Посмотри видеоролик. По ходу просмотра выполни предложенные интерактивные задания.
Предварительный просмотр:
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
Краткая информация по уроку
Урок по предмету "Обществознание" для 7 класса по теме "Право и его роль в жизни общества. Право и мораль". Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)", "Диагностическая работа", "Динамическая инфографика, 3D-графика", "Кейсы по работе с информацией", "Обучающие видеоролики", "Схема, диаграмма, график", "Тест в формате ГИА", "Чек-лист".
Тип урока
Комбинированный урок
Соответствует обновленному ФГОС
Ключевые слова
ЗАКОН
НОРМА ПРАВА
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПРАВО
КОНСТИТУЦИЯ РФ
МОРАЛЬ
ГОСУДАРСТВО
НОРМЫ МОРАЛИ
Базовые понятия, единые для школьного образования
СИСТЕМА СИСТЕ́МА (греч. σύστημα, позднелатинское systēma, букв. – состав, от συνίστημι – составлять, ставить вместе; лат. букв. перевод – compositio), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. Претерпев длительную историч. эволюцию, понятие «С.» с сер. 20 в. стало одним из ключевых филос.-методологических и науч. понятий, разработка системной проблематики проводится в рамках общей теории систем, разл. спец. теорий систем, системном анализе, в кибернетике, системной инженерии (системотехнике), синергетике, катастроф теории, термодинамике неравновесных процессов и др.ПЕРИОДИ́ЧЕСКАЯ СИСТЕ́МА ХИМИ́ЧЕСКИХ ЭЛЕМЕ́НТОВ, упорядоченное множество химич. элементов и их естеств. классификация. Является табличным представлением периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым. СИСТЕ́МА ОТСЧЁТА, совокупность системы координат и часов, связанных с телом, по отношению к которому изучается движение (или равновесие) материальных точек (или др. тел). Положение материальной точки по отношению к выбранной С. о. определяется её координатами в этой С. о., а движение материальной точки – функциями, описывающими изменение этих координат с течением времени (уравнениями движения). Выбор С. о. зависит от целей исследования. В кинематике все С. о. равноправны, в задачах динамики преимущественную роль играют инерциальные системы отсчёта, по отношению к которым уравнения движения обычно имеют более простой вид. При исследовании процессов, происходящих в движущейся среде, удобно выбрать С. о., движущуюся вместе со средой (т. н. сопутствующая система отсчёта).
Источник: Большая российская энциклопедия
НОРМА НО́РМА, 1) социальная норма – формальное и неформальное правило, средство регуляции и регламентации социального поведения людей. Система социальных Н. представляет собой необходимую предпосылку упорядоченной социальной жизни, обеспечивающую определённый уровень единообразия человеческих поступков, совершаемых в типовых социальных ситуациях, что является условием потенциальной прогнозируемости индивидуальных действий и специфич. доверия как основы устойчивых и воспроизводимых во времени социальных отношений (взаимной установки вступающих во взаимодействие встретить «ожидаемую», социально приемлемую и одобряемую реакцию со стороны «другого» на тот или иной типовой поступок). Социальные Н. задают стандарты рекомендуемых поведенч. актов, определения того, «что и как надлежит делать», соотносясь в субъективном плане с распространёнными в обществе системами ценностей, которые, в свою очередь, наделяют эти нормы легитимностью, вследствие чего большинство людей в рамках конкретной культуры верит в их рациональную обоснованность, моральную оправданность, священный характер и т. д. Н. выполняют функцию социальной интеграции, поддерживая стабильность институциональной структуры общества. В ряде классич. социологич. концепций социальный порядок рассматривается прежде всего как продукт ценностно-нормативного консенсуса (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).
Источник: Большая российская энциклопедия
ПРАВО ПРА́ВО СО́БСТВЕННОСТИ, наиболее полное по объёму полномочий субъекта вещное право, юридически закрепляющее принадлежность вещей, их присвоение. Со времён Древнего Рима П. с. (лат. dominium, позднее proprietas) – правовое господство лица над материальной вещью, прямое, полное, исключительное, абсолютное. Идея свободы и неприкосновенности собственности лежит в основе принципов гражд. права большинства стран мира. Рим. юристы считали право собственности единым и неделимым. В рос. правовой традиции П. с. состоит из т. н. триады прав: владения, пользования и распоряжения, впервые юридически закреплённой в 1832 в Своде законов Рос. империи (т. 10, ст. 420). В иностр. правовых теориях в качестве элементов П. с. рассматриваются также права на видоизменение вещи вплоть до её полного разрушения, на капитальную ценность вещи, на извлечение дохода, на управление.
Источник: Большая российская энциклопедия
МОРАЛЬ МОРА́ЛЬ, то же, что нравственность.НРА́ВСТВЕННОСТЬ, осмысленность человеческой деятельности в той мере, в какой она зависит от решений самого действующего субъекта и воплощается в его ответственном существовании. Наряду с термином «Н.», восходящим к церковнославянскому слову «нрав», общему обозначению волевых свойств и поведенческих навыков человека, в кон. 18 в. с аналогичным значением в рус. языке появляется лат. слово «мораль», а с нач. 19 в. – слово этика, употребляемое также в значении науки, изучающей Н. (мораль). Структура Н. задана полярностью добра и зла, выражающих противоположные векторы сознат. действий человека: добро – то, к чему он намеренно стремится; зло – то, чего он намеренно избегает. В многообразии целей, управляющих действиями человека, выделяется самая общая и важная цель, определяющая собой систему всех остальных целей и выступающая в качестве высшего блага. Сознательное ориентирование поведения на высшее благо задаёт ему вектор добра и определяет нравств. энергию человека.
Источник: Большая российская энциклопедия
КОНСТИТУЦИЯ КОНСТИТУ́ЦИЯ, особый правовой документ – основной закон государства, имеющий важнейшее значение в жизни страны. Понятие «К.» употреблялось в некоторых актах рим. императоров и стало их названием (наряду с декретами, эдиктами и др.), иногда использовалось в средние века (в т. ч. для названий уставов некоторых монашеских орденов), но эти акты не были К. ни по содержанию, ни по форме. Как особый документ К. возникла на определённом этапе развития общества для ограничения королевского и феодального произвола. Первая писаная К. государства была принята в США в 1787.КОНСТИТУ́ЦИЯ ЧЕЛОВЕ́КА, тип строения тела и связанные с ним индивидуальные особенности психики и функциональных систем. Первые учения о К. ч. были сформулированы в античности (Гиппократ, Гален и др.). С сер. 19 в. стало формироваться новое направление физич. антропологии – конституциональная антропология (конституциология). Из составляющих К. ч. частных свойств организма (частных конституций) морфологич. признаки, определяющие строение тела, наиболее стабильны по сравнению с функциональными и психологическими показателями и представляют достаточно простую для изучения систему. Для описания морфологич. К. ч. используются как измерительные (антропометрические), так и описательные (антропоскопические) конституциональные признаки. Большинство исследователей относят к ним признаки, оценивающие степень развития трёх соматич. компонентов тела – скелета, мускулатуры и подкожного жира; многие авторы – также размеры головы и лица и пропорции тела человека. На основе разл. конституциональных признаков строятся конституциональные схемы: либо путём оценки величин антропометрических признаков по двум независимым морфологич. координатам – по непрерывным шкалам абсолютных размеров тела (макросомия/микросомия) и вариантов формы тела (долихоморфия/брахиморфия); либо с помощью выделения чётко различающихся между собой (дискретных) конституциональных типов.
Источник: Большая российская энциклопедия
ОБЩЕСТВО О́БЩЕСТВО, различные формы совместной жизнедеятельности индивидов, объединённых общими условиями существования, интересами, нормами, ценностями, стремлениями, представлениями о мире и единой идентичностью. Это понятие часто применяется по отношению к более или менее значительным множествам людей, соединённых в нац.-гос. образования и проживающих на определённой, чётко ограниченной территории (напр., российское О., франц. О., брит. О.). Однако в широком социологич. смысле это понятие распространяется на самые разные формы совместной жизни людей, в т. ч. такие, как группа социальная, социальная сеть, классы социальные, церковь, община, сообщество, содружество, организация, ассоциация, союз, коллектив, компания, корпорация, товарищество, секта, банда, толпа и т. д. Оно включает в себя и совсем небольшие социальные образования, напр. малые группы (диады и триады, состоящие из двух или трёх индивидов, нуклеарные семьи и т. п.), и большие, в т. ч. глобальные, общества, достигающие масштабов великих цивилизаций, империй, больших нац. государств и их союзов, вплоть до мирового общества.
Источник: Большая российская энциклопедия
ЗАКОН ЗАКО́Н, нормативный акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо в порядке референдума. Выделение З. из др. источников права произошло ещё в римском праве, где З. (lex) сначала понимался как одобренное куриями обращение царя (в царскую эпоху), а позднее как решение нар. собрания, имеющее обязательную силу для всего рим. народа (в республиканскую эпоху). З. принимался всеми гражданами (cives) и лежал в основе права рим. граждан (ius civile) как формальной основы их общности. З. занимает высшую ступень в иерархии источников права, регулирует наиболее важные обществ. отношения. С точки зрения разделения властей первичное гос. регулирование обществ. отношений должно осуществляться З. Органы исполнит. власти могут осуществлять вторичное регулирование только на основании и во исполнение З.
Источник: Большая российская энциклопедия
Этапы урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивирование на учебную деятельность
Рекомендации для учителя
Предложите обучающимся ознакомиться с заданием. После этого задайте вопрос: «Есть ли в приведенной ситуации нарушения правил поведения?» Необходимо подвести обучающихся к пониманию того, что в обществе существуют правила поведения, которые являются обязательными для исполнения всеми людьми. В данном случае репетиции музыкальной группы мешали отдыху соседей в ночное время. В каждом субъекте РФ устанавливается промежуток ночного времени. Так, в Москве это период с 23:00 до 07:00. В данный временной промежуток нельзя громко слушать музыку, петь или играть на музыкальных инструментах.
Кейсы по работе с информацией
Правила поведения людей в обществе
Ознакомься с заданием и ответь на вопросы.
В случае затруднений воспользуйся подсказкой.
Игорь с детства мечтал стать профессиональным артистом.
Когда ему было 15 лет, он решил организовать музыкальную группу «Игорь и его компания», в которую вошли ребята с самыми разными музыкальными талантами: один играл на гитаре, второй — на скрипке, третий мастерски владел игрой на барабанах. Все репетиции музыкальной группы проходили в квартире Игоря, порой даже до поздней ночи. Все было хорошо, однако вскоре соседи начали жаловаться на шум.
- Есть ли в приведенной ситуации нарушения правил поведения?
- Если да, то в чем именно проявилось нарушение правил поведения?
ПодсказкаВ обществе существуют правила поведения, которые являются обязательными для исполнения всеми людьми. В данном случае репетиции музыкальной группы мешали отдыху соседей в ночное время. В каждом субъекте РФ устанавливается промежуток ночного времени. Так, в Москве это период времени с 22:00 до 07.00. В данный промежуток времени нельзя громко слушать музыку, петь или играть на музыкальных инструментах.
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Рекомендации для учителя
Предложите обучающимся посмотреть видеоролик «Право и его роль в жизни общества. Право и мораль». Вы можете как демонстрировать его с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора. При демонстрации видеоролика с дикторским текстом обратите внимание обучающихся на то, что им необходимо будет ответить на вопросы, заданные диктором, а также выполнить интерактивные задания.
Обучающие видеоролики
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
Посмотри видеоролик. По ходу просмотра видеоролика выполни интерактивные задания, озвученные диктором.
Проверка первичного усвоения
Диагностическая работа
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Применение изученного материала
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)
Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Задание 1
Схема, диаграмма, график
Развитие функциональной грамотности
Динамическая инфографика, 3D-графика
В споре рождается истина
Ознакомься с приведенной ситуацией. Определи какие суждения соответствуют, а какие не соответствуют содержанию диалога. Перемести суждения в соответствующие колонки таблицы.
Два друга поспорили
Два друга Паша и Петя на перемене в школе поспорили. Прочитайте их диалог.
Паша: В современном мире невозможно жить без права. Поведение людей должно быть урегулировано нормами, закрепленными в законе.
Петя: В обществе было бы значительно легче жить без каких-либо правил. Все и так знают, как себя нужно вести. Свобода — это неотъемлемое право любого человека, которое не должно быть ограничено.
В споре рождается истина
Проверка приобретённых знаний, умений и навыков
Диагностика, самодиагностика
Тест в формате ГИА
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Подведение итогов, домашнее задание
Домашнее задание
Чек-лист
Дополнительные материалы
Конвергентный обучающий видеоролик
Обучающие видеоролики
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
Посмотри видеоролик. По ходу просмотра выполни предложенные интерактивные задания.
Обучающие видеоролики
Основные схемы мошенничества
Посмотри видеоролик. По ходу просмотра выполни предложенное интерактивное задание.
Обучающие видеоролики
«Слово о полку Игореве»: сюжет, главные герои
Посмотри видеоролик. По ходу просмотра выполни предложенные интерактивные задания.
Play Video
Предварительный просмотр:
Тестирование. 9 класс.
«Правовое государство», «Гражданское общество», «Партии», «Право. Отрасли права»
I вариант
Тестирование. 9 класс.
«Правовое государство», «Гражданское общество», «Партии», «Право. Отрасли права»
I вариант
А1. Какое из указанных определений характеризует партию по численному составу?
а) легальная | |
б) парламентская | |
в) массовая | |
г) коммунистическая |
А2. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права
а) трудового | |
б) уголовного | |
в) гражданского | |
г) семейного |
А3. Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)
А) интересы государства | |
Б) права и свободы человека | |
В) нерушимость границ | |
Г) неотвратимость наказания |
А4. Пример, иллюстрирующий деятельность гражданского общества, -
А) принятие парламентом поправок к закону о политических партиях | |
Б) проведение жильцами дома митинга против нового строительства в их дворе, на месте детской площадки | |
В) посещение депутатами школ и проведение уроков в день первого сентября | |
Г) одобрение президентом страны депутатской инициативы |
А5. Что является признаком любого государства?
а) право на взимание налогов
б) идейное единство
в) разделение властей
г) федеративное устройство
А6. Главой государства по Конституции РФ является
А8. Установите соответствие между типами государства и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ | ||
А) | осуществление власти народом непосредственно и через своих представителей | 1) | социальное |
Б) | отделение церкви от государства | 2) | правовое |
В) | разделение и независимость властей | 3) | светское |
Г) | обеспечение достойных условий жизни и работы граждан | 4) | демократическое |
Впишите полученный ответ в таблицу:
А | Б | В | Г |
А9. Учащемуся 9 класса было поручено сравнить действие норм права с нормами морали, указав общие и различные позиции. Выберите и запишите в первую колонку таблицы «буквы» общих позиций, а во вторую колонку – «буквы» позиций отличия.
а) регулируют общественные отношения
б) отражают существующие в обществе представления о добре и зле
в) обеспечены силой государственного принуждения
г) являются правилами поведения
Черты сходства | Черты отличия |
В10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. (2) Но только демократическое правовое государство применяет насильственные меры вне законных рамок. (3) В демократическом государстве отсутствует принцип разделения властей. (4) Тоталитарное государство, напротив, реализует в своем устройстве систему сдержек и противовесов между властями. (5) Государство является продуктом исторического развития народа. (6) Государства, как и люди, переживают период своей юности, расцвета, упадка.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения___________________
Тестирование. 9 класс.
«Правовое государство», «Гражданское общество», «Партии», «Право. Отрасли права»
II вариант
А1. Высшей юридической силой в нашей стране обладает
а) указ Президента
б) федеральный закон
в) Конституция
г) постановление Правительства
А2. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
а) исключительно силой общественного мнения | |||||||||||||||||||||||||
б) мнением авторитетных людей | |||||||||||||||||||||||||
в) привычками и традициями людей | |||||||||||||||||||||||||
г) силой государственного принуждения А3. Одна из задач партии в демократическом обществе -
А4. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
А5. Что является примером нормы конституционного (государственного) права?
А 6. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к необходимым условиям существования правового государства. а) демократия б) верховенство закона в) двухпалатный парламент д) равноправие граждан. Найдите и выпишите «букву» понятия, выпадающего из этого ряда. Ответ:______________ |
А7. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
функции | институты | ||
А) | представительство совокупных интересов общества | 1) | государство |
Б) | разработка политических программ | 2) | партии |
В) | выдвижение политических лидеров | ||
Г) | разработка и принятие законов |
Впишите полученный ответ в таблицу:
А | Б | В | Г |
А8. В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:
а) общества защиты прав потребителей | |
б) Министерство образования | |
в) ассоциация педагогов «Демократическая школа» | |
г) районный суд | |
д) объединение жильцов микрорайона | |
е) управление внутренних дел |
Ответ:___________________________
А9. Ольга учится в 9 классе общеобразовательной школы. На уроке обществознания учитель поручил ей сравнить государство любого типа с государством правовым. Выберите и запишите в первую колонку таблицы «буквы» черт сходства, а во вторую колонку – «буквы» черт отличия.
а) деятельность правоохранительных органов
б) разделение и независимость властей
в) равенство всех перед законом и судом
г) наличие публичных органов власти
Черты сходства | Черты отличия |
А10. Верны ли следующие суждения?
А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты
Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов
а) верно только А | |
б) верно только Б | |
в) верны оба суждения | |
г) оба суждения неверны |
Предварительный просмотр:
Обществознание. 9 класс. I вариант.
«Конституция РФ»
А1. Высшей ценностью Конституция РФ объявила
1) интересы государства
2) права и свободы человека
3) нерушимость границ
4) неотвратимость наказания
А2. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
1) | избирать и быть избранным в органы государственной власти |
2) | на получение бесплатного образование |
3) | на получение профессии в соответствии со своими способностями |
4) | на неприкосновенность частной жизни и переписки |
А3. Высшая исполнительная власть, согласно Конституции РФ, принадлежит
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду
А4. Верны ли следующие суждения?
А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А5. В конституции РФ 1993 г. по сравнению с конституцией СССР 1977 г. новым является признание:
1) руководящей роли партии, поддерживаемой президентом 2) свободой совести
3) свободой слова, митингов, собраний 4) идеологического многообразия и плюрализма
А6. Согласно конституции РФ единственным источником власти является:
1) Президент РФ
2) многонациональный народ РФ
3) Федеральное собрание РФ
4) Конституционный Суд РФ
А7. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом,
является (-ются):
1) государство
2) средства массовой информации
3) партии
4) общественные движения
А8. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется:
1) консервативной
2) либеральной
3) демократической
4) оппозиционной
А9. Для характеристики человека в правовом аспекте употребляется слово:
1) личность
2) гражданин
3) индивид
4) житель
А10. Полномочия судьи в РФ могут быть прекращены или приостановлены:
1) Министерством юстиции РФ
2) Квалификационной коллегией судей
3) Государственной Думой РФ
4) Президентом РФ
А11. Главой государства по Конституции РФ является
1) | Председатель правительства |
2) | Министр обороны |
3) | Президент |
4) | Председатель Государственной Думы |
А12. К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится
1) | право отлагательного вето Президента |
2) | развитие свободных СМИ |
3) | принятие закона об информационной безопасности страны |
4) | введение должности уполномоченного по правам человека при Президенте РФ |
А13. Верны ли следующие суждения об институтах политической системы?
А. Государство призвано обеспечивать стабильность общества.
Б. Политические партии обладают правом применять силу по отношению к нарушителям закона.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А14. В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что:
1) отношения участников строятся по принципу «господство — подчинение»
2) управляющий абсолютно ограничивает свободу управляемого
3) она основана на установленных нормах и правилах поведения
4) она имеет обязательный характер для всех членов общества
Обществознание. 9класс. II вариант.
«Конституция РФ»
А1. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) приказ министра
А2. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
1) | избирать и быть избранным в органы государственной власти |
2) | на получение бесплатного образование |
3) | на получение профессии в соответствии со своими способностями |
4) | на неприкосновенность частной жизни и переписки |
А3. Гражданство в Российской Федерации приобретается с
1) 14 лет
2) момента рождения
3) 16 лет
4) 18 лет
А4. В Конституции РФ 1993 г. по сравнению с Конституцией СССР 1977 г. новым является признание
1) руководящей роли партии, поддерживаемой президентом
2) административной ответственности
3) свободы слова, митингов, собраний
4) политического многообразия и плюрализма
А5. Конституция – это:
1) кодекс, содержащий все законы страны
2) доктрина внешней политики государства
3) основной закон государства
4) сборник программ парламентских партий
А6. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно
отражены в:
1) Декларации прав человека и гражданина
2) Гражданском кодексе РФ
3) Конституции РФ
4) Всеобщей декларации прав человека
А7. Политическую власть на государственном уровне осуществляет:
1) судья Конституционного Суда
2) старейшина рода
3) президент крупной компании
4) председатель коммерческого банка
А8. Главным управляющим центром любой политической системы является:
1) политическая партия
2) президент
3) государство
4) общественно-политическое движение
А9. Институтом политической системы, призванным представлять весь существующий в обществе спектр политических интересов и идей, является ( -ются):
1) политические партии
2) государственные органы
3) Министерства печати и информации
4) профсоюзы
А10. Из представленных ниже предложений выберите то, которое со-
ответствует определению понятия «гражданин»:
1) Гражданин — любой человек, проживающий на территории определенного государства
2) Гражданин — любой человек, приехавший на жительство определенного государства
3) Гражданин — человек, соблюдающий законы определенного государства
4) Гражданин — это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан
А11. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
К основам конституционного строя относятся положения о:
А. приоритетности прав и свобод граждан.
Б. об особенностях правового статуса несовершеннолетних.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. К политическим правам граждан РФ относится право на:
1) социальное обеспечение
2) свободу совести
3) участие в управлении государством
4) здоровую окружающую среду
А13. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика выступает в качестве важнейшего регулятора жизни общества.
Б. Везде, где существуют общественные интересы, действуют
группы людей, есть своя политика.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14.К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится
1) | право отлагательного вето Президента |
2) | развитие свободных СМИ |
3) | принятие закона об информационной безопасности страны |
4) | введение должности уполномоченного по правам человека при Президенте РФ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП
6 класс. Обществознание.
Планируемые результаты на конец учебного года | Этапы формирования | Способы оценки (формы контроля) |
- На основе информации из учебных материалов составлять простой план темы, заполнять предложенную схему, таблицу по темам | в течение года | учебное задание |
- Различать и сравнивать основные виды прав и обязанностей человека и гражданина, характеризовать их на основе учебных материалов | середина октября | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, тестирование |
- Извлекать из учебных материалов информацию о правонарушениях | начало апреля | учебное задание, опрос |
- Систематизировать и обобщать информацию из различных источников о социальных нормах, социальных ценностях, в том числе, традиционных российских духовно-нравственных ценностях | в течение года | диалог-полилог, устный ответ, учебное задание |
- Объяснять смысл приведённых в учебных материалах точек зрения на значение социальных норм, социальных ценностей, в том числе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, морального выбора | в течение года | диалог-полилог, устный ответ |
7 класс. Обществознание.
Планируемые результаты на конец учебного года | Этапы формирования | Способы оценки |
- Объяснять смысл понятий «социальные нормы», «социальные ценности», «мораль», «моральный выбор», «долг», «совесть», «свобода», «ответственность», «обычай» | конец сентября | устный ответ, диалог-полилог, тестирование |
- На основе информации из учебных материалов составлять простой план темы, заполнять предложенную схему, таблицу по темам, связанным с социальными нормами, социальными ценностями | начало октября | учебное задание |
- Приводить примеры, отражающие воздействие социальных норм, применение социальных санкций, ориентацию на социальные ценности, используя личный социальный опыт и информацию из различных источников | начало октября | диалог-полилог, опрос |
- На основе информации из учебных материалов составлять простой план темы, заполнять предложенную схему, таблицу по темам, связанным с экономической деятельностью | конец декабря | учебное задание |
- Извлекать из учебных материалов информацию об источниках права, правонарушениях и юридической ответственности | середина февраля | устный ответ, диалог-полилог, тестирование |
- Объяснять смысл понятий «конституция», «гражданство», «гражданин», «конституционные права», «конституционные обязанности» | середина апреля | диалог-полилог, устный ответ, тестирование |
- Различать основные виды прав и обязанностей человека и гражданина, характеризовать их на основе учебных материалов | середина апреля | диалог-полилог, устный ответ, тестирование |
- Подбирать аргументы для подтверждения или опровержения заданной точки зрения на проблему реализации прав и обязанностей человека и гражданина | конец апреля | устный ответ, диалог-полилог |
- Определять свою роль и задачи в рамках совместной деятельности, планировать свои действия по выполнению поставленных задач и взаимодействовать с другими участниками в ходе решения заданий по теме | в течение года | учебное задание, творческая работа, комбинированная работа |
8 класс. Обществознание.
Планируемые результаты на конец учебного года | Этапы формирования | Способы оценки |
-Объяснять смысл понятий «социальная структура», «страта», «сословие», «класс», «стратификация», «социальная общность», «социальная группа», «малая группа», «семья», «социальная мобильность», «социальный лифт», «социальный статус», «статусный набор», «социальная роль», «гендер», «социальный контроль», «социальные санкции», «отклоняющееся поведение», «этнос», «народность», «нация», «национальность», «национальное самосознание», «межнациональные отношения», «духовная сфера», «духовные ценности», «типы культур» | Январь-февраль | устный ответ, диалог-полилог, тестирование |
- объяснять смысл приведённых в учебных материалах представлений исследователей о сущности общества, путях общественного развития, особенностях современного общества | Октябрь | устный ответ, диалог-полилог |
- Находить в различных источниках примеры экономических процессов, экономической деятельности, факторных доходов, товаров, услуг, экономического развития, доходов, работы рыночного механизма, проявлений и последствий безработицы, инфляции | Апрель-май | диалог-полилог, устный ответ, тестирование, учебное задание |
- На основе информации из учебных материалов составлять план темы, схемы/таблицы по темам, связанным с социальной структурой, путями общественного развития, экономическими процессами и явлениями | в течение года | учебное задание, творческая работа, комбинированная работа |
- Подбирать аргументы для подтверждения или опровержения выбранной точки зрения исследователя об экономическом росте, экономической деятельности, мировой экономике, рыночном механизме, роли государства в экономике | Май | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, |
- Анализировать проблемную задачу, затрагивающую типы и формы культуры, тенденции развития образования, проявления морали и нравственности, виды и функции наук, виды религий, искусства, выявлять недостающую для ее решения информацию, восполнять ее с помощью различных источников | В течение года | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, тестирование |
- Определять свою роль и задачи в рамках совместной деятельности, планировать свои действия по выполнению поставленных задач и взаимодействовать с другими участниками в ходе решения заданий по теме | в течение года | учебное задание, творческая работа, комбинированная работа |
9 класс. Обществознание.
Планируемые результаты на конец учебного года | Этапы формирования | Способы оценки |
- Объяснять смысл понятий «конституция», «гражданство», «гражданин», «правовой статус гражданина», «конституционные права», «конституционные обязанности», «механизмы защиты прав человека и гражданина», «политическая власть», «государство», «суверенитет», «форма государства», «форма правления», «монархия», «республика», «форма административно-территориального устройства», «политический режим», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия», «выборы», «референдум», «конституция», «гражданское общество», «местное самоуправление», «избирательное право», «общественно-политическое движение», «политическая партия» | Ноябрь- декабрь | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, тестирование |
- Извлекать из различных источников информацию о различных объектах политической сферы жизни общества, политических процессах и явлениях и использовать её для выполнения учебного задания | учебное задание, творческая работа, комбинированная работа | |
- Объяснять смысл приведённых в учебных материалах представлений исследователей о правовых институтах, правовых нормах, нормативно-правовых актах, правовом поведении, правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, судопроизводстве | Май | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, тестирование |
- Знать особенности правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних | Апрель-май | устный ответ, диалог-полилог, тестирование |
- Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) | В течение года | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, тестирование |
- Знать ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии | В течение года | устный ответ, учебное задание, диалог-полилог, тестирование |
- Уметь объяснять с позиций общественных наук явления социальной действительности | В течение года | учебное задание, творческая работа, комбинированная работа, устный ответ |
- Определять важнейшие культурно-исторические ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества | В течение года | учебное задание, творческая работа, комбинированная работа |
Предварительный просмотр:
Обществознание. 9 класс. I вариант.
А1. Общество, в самом широком смысле слова, означает
1) | естественную окружающую среду обитания людей |
2) | все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем |
3) | определенную группу людей, объединенную интересами |
4) | этап в историческом развитии народа |
А2. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
1) | введением Иваном Грозным опричнины и проведением опричного террора |
2) | длительным многовековым сохранением общины у русских крестьян, связанным с «зоной рискованного земледелия». |
3) | образованием единого Московского государства, введением в 1497 г. первого Судебника |
4) | победой русского воинства над ордынской ратью в битве на Куликовом поле. |
А3. Политические партии, прежде всего, создаются в современном мире представителями «среднего класса». Данный факт иллюстрирует взаимосвязь между сферами жизни общества
1) | культуры и социальной сферы |
2) | культуры и политики |
3) | политики и экономики |
4) | политики и социальной сферы |
А4. Верны ли следующие суждения?
А. Личность человека формируется в результате его взаимодействия с обществом.
Б. Личностные качества зависят от характера трудовой деятельности.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А5. В целях повышения гражданского опыта школьников учителя организовали игру: «Новая цивилизация». Учащимся необходимо было провести выборы в муниципальные органы власти, представить программы кандидатов, организовать их публичную защиту, разработать текст конституции своего муниципалитета. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?
1) | Разработанная школьниками конституция |
2) | Процесс проведения выборов в муниципалитет |
3) | Программы кандидатов на выборные должности |
4) | Школьники – участники выборной кампании |
А6. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них объединяет по смыслу остальные понятия.
1) | религия |
2) | наука |
3) | искусство |
4) | культура |
А7. Первоначальный смысл слова «экономика» -
1) | торговое место |
2) | домашнее хозяйство |
3) | хозяйство страны |
4) | международная торговля |
А8. Работники фирмы, занимающейся производством строительных материалов «Добрый дом» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?
1) | государственную |
2) | кооперативную |
3) | частную |
4) | акционерную |
А9. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны
носит рыночный характер?
1) промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях
2) производители продукции свободно конкурируют между собой
3) между предприятиями существуют договорные отношения
4) отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством
А10. Какие из приведенных терминов характеризуют сословное деление общества?
1) | пожилые люди, подростки |
2) | женщины, мужчины |
3) | маргиналы, средние слои. |
4) | дворянство, духовенство. |
А11. Среди приведенных социальных ролей человека укажите те, которые равно могут исполнять как взрослые люди, так и подростки.
А) | футбольный болельщик |
Б) | военнослужащий |
В) | авиамоделист |
Г) | автомобилист |
Д) | компьютерный игроман |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АВГ | 2) | АГД | 3) | АВД | 4) | ВГД |
А12. К признакам любого государства относится
1) верховенство закона
2) наличие парламента
3) унитарное устройство
4) наличие публичной власти
А13. Одной из ведущих черт демократического политического режима является
1) наличие единственной партии, отражающей курс государства
2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
3) гарантированность законом прав и свобод человека
4) отсутствие законных гарантий прав меньшинства
А14. Административным проступком среди приведенных правонарушений является
1) нарушение водителем правил дорожного движения
2) опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) прогул студентом лекционного занятия
А15. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, нормы права
1) создаются людьми и признаются обществом
2) широко распространены в обществе
3) регулируют поведение людей
4) разрабатываются и утверждаются государственными органами
А16. Высшей ценностью Конституция РФ объявила
1) интересы государства
2) права и свободы человека
3) нерушимость границ
4) неотвратимость наказания
А17. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
1) | избирать и быть избранным в органы государственной власти |
2) | на получение бесплатного образование |
3) | на получение профессии в соответствии со своими способностями |
4) | на неприкосновенность частной жизни и переписки |
А18. Сущность свободы совести отражает высказывание
1) «Религия – опиум для народа»
2) «В государстве должна быть государственная религия»
3) «Человек волен выбирать любую религию или оставаться атеистом»
4) «Граждане должны пользоваться привилегиями в зависимости от уровня их религиозности»
В1. Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | выдвижение гипотез развития Вселенной | 1) | научная |
Б) | производство потребительских товаров | 2) | практическая |
В) | преподавание учебных предметов в школе | ||
Г) | изучение поведения животных в естественной среде |
Впишите полученный ответ в таблицу.
А | Б | В | Г |
В2. Найдите в предлагаемом перечне ситуаций и обведите те, в которых вы сталкиваетесь с нормами гражданского права.
1) | устройство на временную работу в период каникул |
2) | покупка в магазине продуктов |
3) | прогул уроков в школе |
4) | получение ценного подарка от дедушки |
5) | предоставление другу денег в заем |
6) | утеря паспорта или свидетельства о рождении |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________
Обществознание. 9 класс. II вариант.
А1. К общественным отношениям относятся связи между
1) | отдельными людьми и их группами |
2) | программистом и персональным компьютером |
3) | географическими условиями и разделением труда |
4) | работниками и орудиями труда |
А2. Отметьте верное суждение о взаимодействии природы и современного общества
1) | И в природе и в обществе действуют объективные законы развития |
2) | Общество на современном этапе полностью подчинило себе природу |
3) | Человек и общество не способны противодействовать природной стихии |
4) | Общество развивается, а природа неизменна, статична |
А3. В результате научного открытия ученые изобрели новое лекарство от рака. Данный факт
непосредственно связан со сферой
1) экономики
2) духовной культуры
3) политики
4) социальных отношений
А4. В общественной науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин
1) | деятель |
2) | индивид |
3) | личность |
4) | субъект |
А5. Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определенными качествами. Найдите недостающую информацию, позволяющую сделать вывод, что деятельность носила творческий характер.
1) | деятельность носила групповой характер. |
2) | в деятельности использовались орудия труда. |
3) | деятельность обращена на использование природных веществ. |
4) | созданный в результате продукт не имеет аналогов. |
А6. М. участвует в ежегодном фестивале арт-дизайна, представляя свои работы. Для создания своих работ он использует последние достижения компьютерного моделирования. Ряд работ М. уже приобретены крупными фирмами для рекламы своих продуктов. К какой области культуры относится деятельность М.?
1) | наука |
2) | искусство |
3) | религия |
4) | мораль |
А7. Исторически наиболее ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак –
1) | преобладание свободного рыночного хозяйства |
2) | регулирование производства товаров при помощи обычаев |
3) | конкуренция на рынках товаров монополистов и свободных производителей |
4) | централизованное государственное управление хозяйством |
А8. Предприниматель Р. для того, чтобы защитить свои накопления от инфляции, вложил их в недвижимость за рубежом. Каким иным способом граждане могут сохранить свои накопления от инфляционного обесценивания?
1) | хранить сбережения в наличной форме в банковском сейфе. |
2) | держать все денежные средства дома в наличной форме |
3) | дать сбережения в долг приятелю под беспроцентный заем. |
4) | приобрести на них высокодоходные акции крупных компаний. |
А9. В рыночной экономике потребители непосредственно участвуют в
1) определении рыночной цены товаров и услуг
2) формировании государственного оборонного заказа
3) принятии государственного бюджета
4) установлении налога на прибыль
А10. Среди сотрудников крупной компании был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
1) | демографической |
2) | этнической |
3) | профессиональной |
4) | экономической |
А11. Верны ли следующие суждения?
А. В одно и тоже время человек может исполнять несколько социальных ролей.
Б. Каждый человек, исполняя социальную роль, придает ей неповторимую личностную окраску.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А12. Любое государство характеризуется
1) принципом «запрещено все, что не разрешено»
2) соблюдением прав человека
3) защитой безопасности страны
4) разделением властей
А13. Характерной чертой тоталитарного общества считается
1) запрещение законом призывов к насильственной смене государственных порядков
2) конкуренция в борьбе за власть различных партий и движений
3) изолированность власти от общества, отсутствие подлинной информации о ее действиях
4) запрещение законом деятельности экстремистских организаций
А14. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация
1) сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) бригада строителей не закончила строительные работы в установленные договором сроки
А15. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наем бригады строителей для ремонта квартиры, регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) административного
4) финансового
А16. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) приказ министра
А17. Главой государства по Конституции РФ является
1) | Председатель правительства |
2) | Президент |
3) | Министр обороны |
4) | Председатель Государственной Думы |
А18. В отличие от научного, религиозное знание
1) основано на вере в сверхъестественное
2) нацелено на постижение истины
3) предполагает логическую систему доказательств
4) базируется на проведении экспериментов
В1. Установите соответствие между типами человеческих потребностей и конкретными примерами, которые их характеризуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ | ||
А) | в поддержании вводно-солевого баланса | 1) | биологические |
Б) | в достижении карьерного успеха | 2) | социальные |
В) | в защите от холода | ||
Г) | в развитии трудовых навыков | ||
Д) | в дружеском общении и поддержке |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
В2. Учащемуся 9 класса было поручено учителем сравнить действие норм права с нормами морали, указав общие и различные позиции. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих позиций, а во вторую колонку – порядковые номера позиций отличия.
1) регулируют общественные отношения
2) отражают существующие в обществе представления о добре и зле
3) обеспечены силой государственного принуждения
4) являются правилами поведения
Черты сходства | Черты отличия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное приложение к поурочным разработкам по геометрии
Презентациис анимациями для решения задач по готовым чертежам, тестами, проверочными работамим к каждому уроку по методичке Н.Ф. Гавриловой по геометрии.Название Г -7 -1 означает : геометр...
Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"
Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
поурочные разработки по информатике 5 класс
Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...
Поурочные разработки по обществознанию 8 класс
Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....
Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"
На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...