Проектная работа учащегося 11 класса
творческая работа учащихся по обществознанию (11 класс)

Проектная работа учащегося 11 класса городская конференция 2022 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_barankov_roman_mihaylovich_.docx424.62 КБ
Файл prezentatsiya_barankov_roman.pptx620.91 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

XXIX городская научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция: обществознание

Тема научно-исследовательской работы:

 Влияние ограничительных мер, связанных с профилактикой коронавирусной инфекции, на динамику правонарушений среди несовершеннолетних

Выполнил: Баранков Роман Михайлович, 11А класс,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

 им. героя Советского Союза П.Ф. Сенчихина

                                     Научный руководитель: Залюбовская Татьяна Алексеевна

– к.и.н., учитель истории и обществознания 1 категории,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

 им. героя Советского Союза П.Ф. Сенчихина

Улан-Удэ

2022

Оглавление

Введение        2

Глава 1 Причины подростковых правонарушений        5

Глава 2. Анализ причин правонарушений несовершеннолетних в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ в 2020 году        6

2.2. Социальный портрет правонарушителя.        6

2.3. Причины совершения правонарушений. Результаты социологического опроса        7

Заключение        9

Список используемых источников и литературы        10

Приложения        11


Введение

Актуальность исследовательской работы. Одним из опасных социальных явлений современной России являются подростковые правонарушения, которые «дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства»[1].

Правонарушение — это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. «Оно может заключаться в совершении запрещенного действия или, наоборот, в невыполнении предписанной законом обязанности. Другими словами, правонарушение — любое неисполнение не только нравственных, но и правовых норм, требований закона о должном поведении. По своей тяжести правонарушения делятся на проступки и преступления»[2].

В Российской Федерации в настоящее время сложилась система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Данная система регламентирована Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[3].

Сложившаяся практика взаимодействия различных субъектов профилактики (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, управление социальной защитой населения, управление в сфере образования, органы опеки и попечительства и т.д.) позволяет контролировать ситуацию с подростковыми правонарушениями, постепенно, но неуклонно снижать их количество.

Вместе с тем, многие негативные явления общественной жизни (безработица, снижение уровня жизни, разрыв между уровнями жизни разных слоев населения и т.д.) оказывают непосредственное влияние на рост правонарушений. Подобным же негативным явлением общественной жизни стала пандемия коронавируса и связанные с ее профилактикой ограничения в общественной жизни (переход на дистанционное обучение, запрет на массовые мероприятия и т.д.)[4]. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью учета изменений условий общественной жизни при разработке планов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Степень изученности темы. Существует целый ряд научных исследований о причинах совершения несовершеннолетними правонарушений. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли В.Т. Кондрашенко, Е.В. Змановская, К.Е. Игошев, А.М. Прихожан и другие. Тем не менее, особенности организации профилактической работы в условиях ограничительных мер и степень влияния ограничительных мер на причины совершения правонарушений в настоящее время еще не изучены.

Объектом исследования являются подростковые правонарушения.

Предметом исследования являются причины подростковых правонарушений.

Гипотеза: ограничительный меры, связанные с профилактикой коронавируса, повлияли на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель работы – выявление взаимосвязи между динамикой подростковых правонарушений и ограничительными мерами, связанными с covid, и выработка предложений по профилактике подростковых правонарушений в период ограничительных мер.

В соответствии с целью работы предстояло решить следующие задачи: изучить литературу по теме «причины подростковой преступности»; изучить статистику подростковой преступности в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ за 2019, 2020 гг.; провести сравнительный анализ преступности в период до пандемии и в период пандемии;

составить социальный портрет правонарушителя; провести опрос подростков и специалистов, работающих с подростками, исходя из ключевых причин подростковой преступности; проанализировать полученные результаты; сформулировать рекомендации специалистам.

Методы исследования: при написании данной работы были использованы следующие методы: анализ научной и научно-популярной литературы, сравнительный анализ статистических показателей, наблюдение.

Научная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Практическая значимость исследования. Аналитические рекомендации работы могут быть использованы специалистами субъектов профилактики Республики Бурятия для организации работы с несовершеннолетними.


Глава 1. Причины подростковых правонарушений

Изучение причин подростковых правонарушений постоянно находилось в поле зрения отечественных педагогов, психологов, психиатров и криминалистов. Например, в своей работе «Девиантное поведение у подростков» В.Т. Кондрашенко перечисляет отечественных психиатров, изучавших проблемы правонарушений у совершеннолетних.[5] Среди мотиваций к совершению правонарушений В.Т. Кондрашенко выделяет: корыстные и насильственно-эгоистические мотивы. Схожую типологию мы встречаем у Егошева К.Е., который выделяет следующие мотивы: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы.[6] Перечисляя факторы, влияющие на формирование противоправного поведения, Кондрашенко отмечает влияние биологических (наследственность пол, возраст, особенности нейродинамических процессов, здоровье) и социальных факторов (семья, группа сверстников, школа, трудовой коллектив, нация, общество).

Змановская и Рыбников отмечают существенную роль асоциального и антисоциального окружения; безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.[7]

В своей работе «Диагностика личностного развития детей подросткового возраста» Прихожан А.Н. отмечает особую уязвимость подросткового периода развития. Поэтому так важно, чтобы в этот период подросток был окружен понимающими и принимающими взрослыми, здоровой, социальной средой.[8]

Анализ исследований позволяет выделить следующие причины противоправных действий несовершеннолетних: отрицательное влияние семьи и неформальной группы сверстников, низкий уровень жизни, недостатки досуговой системы, учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и средне-специальных учебных заведений, организации трудоустройства несовершеннолетних, подстрекательство со стороны взрослых преступников, стереотипы поведения, не совместимые с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости.[9] 

Глава 2. Анализ причин правонарушений несовершеннолетних в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ в 2020 году

2.1 Правонарушения несовершеннолетних в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ в 2020 году[10]

По итогам 12 месяцев 2020 года на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ зарегистрировано 57 преступлений, совершенных несовершеннолетними. В аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) было совершенно 79 преступлений (см. Приложение 1-2). 

Количество тяжких преступлений, предусмотренных ст. 105, 106, 107, 111, 131 УК РФ, совершенных несовершеннолетними на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ, зарегистрировано - 1 (по ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) (АППГ - 0).

Преступлений имущественного характера совершенно – 43 (АППГ – 62).

Преступлений, связанных с наркотическими веществами совершено – 3 (АППГ – 4).

В 2020 г. выявлены следующие преступления превентивной направленности.

За административные правонарушения привлечено к ответственности 202 несовершеннолетних (АППГ – 144) (см. Приложение 3).

За 12 месяцев 2020 года количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, уменьшилось: 146 в отношении 112 детей (АППГ - 222 в отношении 151 ребенка).

Таким образом, по итогам 12 месяцев 2020 года на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ отмечено снижение подростковой преступности на 27,8%. Снизилось и количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних - на 34,2%. Вместе с тем, произошел рост административных правонарушений на 35%. Основной рост по статьям 7.27. КоАП РФ (мелкое хищение) и по ст. 20.6.1 КоАП РФ (нарушение антиковидных мер).

2.2. Социальный портрет правонарушителя.

86,3% от числа совершивших правонарушения – мальчики. Большинство правонарушителей (72,8%) в возрасте 15-17 лет (Приложение 4). 50,8% правонарушителей – учащиеся школ, 48% - студенты ССУЗов и ВУЗов, 0,4% - необучающиеся, 0,8% - работающие (Приложение 5).

48% несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполных семьях.

5% совершили повторное правонарушение. 2,4% были ранее судимы.


2.3. Причины совершения правонарушений. Результаты социологического опроса[11]

В ходе работы были проведены два социологических опроса (см. Прил. 6).

Целевой группой первого опроса стали 29 специалистов, работающих с правонарушителями (специалисты КДН и ЗП, педагоги, сотрудники полиции) (см. Прил. 7-10). На вопрос о причинах правонарушений несовершеннолетних в 2020 году большинство (70%) ответили: «Отрицательное влияние семьи». Вторым и третьим по популярности были ответы: «Низкий уровень жизни» (56%) и «Распространенность в подростковой среде стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями…» (46%). На вопрос об ограничениях, связанных с пандемией, большая часть участников опроса выбрали два варианта ответа (по 41%): «Онлайн-обучение» и «недоступность доп. образования». Многие респонденты (37%) отметили недоступность организованного летнего отдыха. Опираясь на причины правонарушений, изложенные в специальной литературе, мы задали вопрос о возможности педагога компенсировать недостатки семейного воспитания. Большинство респондентов ответили «скорее не согласен» (51%) либо «полностью не согласен» (27%). И на 4 вопрос о мерах профилактики правонарушений в период ограничительных мер», большинство специалистов выбрали ответ (55%): «Организация альтернативных услуг доп. образования для организации досуга в условиях ограничительных мер», а другими популярными ответами среди респондентов стали: «вовлечение несовершеннолетних группы риска в волонтерскую деятельность» (48%), «организация доступной психологической помощи для семьи группы риска» (37%), «вовлечение в мотивационные, профориентационные программы» (37%).

Целевой группой второго опроса стали несовершеннолетние, совершившие правонарушение в 2020 году (35 человек). Первые двенадцать вопросов были посвящены семейному положению и взаимоотношению в семье. Подавляющее большинство респондентов ответили, что проживают в благополучных семьях. Пять вопросов были посвящены организации досуга. Большинство респондентов в свободное время предпочитают гулять, общаться в соц. сетях, заниматься спортом, с семьёй и в компании друзей. 57% респондентов ответило, что не посещают досуговые мероприятия и секции. Меньше половины респондентов предложили меры по улучшению досуга. На вопрос о проблемах, волнующих правонарушителей, большинство ответили: «неуспеваемость в обучении». На вопрос: «Что натолкнуло Вас на совершение противоправных действий?» большинство (42%) ответило: «любопытство», 25% не ответили на вопрос. На вопрос о мерах поддержки большинство респондентов ответило: «возможность посещать бесплатно секции для организации досуга» (43%), следующими по популярности ответами были: «предоставление компьютерной техники для онлайн-обучения» (28%) и «финансовая поддержка семьи»(23%).


Заключение

Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему.  Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности, к росту преступности и рецидивам.

По мнению большинства исследователей, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности.

В 2020 году на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ отмечено снижение подростковой преступности на 27,8%, снижение количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних - на 34,2%. Произошел рост административных правонарушений на 35%, за счет увеличения количества мелких хищений и нарушения антиковидных мер.

Большинство правонарушителей – мальчики в возрасте от 15 до 17 лет.

По мнению большинства респондентов - специалистов системы профилактики основной причиной правонарушений несовершеннолетних в 2020 году является семейное неблагополучие и невозможность компенсировать недостатки семейного воспитания педагогической деятельностью. При этом респонденты-несовершеннолетние правонарушители отмечают, что живут в благополучных семьях.

Большинство специалистов считают, что ограничительные меры могли оказать влияние на совершение несовершеннолетними правонарушения (временная недоступность очного обучения, доп. образования, организованного летнего отдыха).

Участники обоих опросов признают важность организации досуговой деятельности подростков в профилактике правонарушений.

Таким образом, анализ статистических данных и результатов опроса респондентов показал, что ограничительные меры, связанные с профилактикой коронавируса, не оказали значительного влияния на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних. Вместе с тем анализ ответов респондентов обоих целевых групп позволяет рекомендовать следующие меры профилактики:

-  организация альтернативных услуг доп. образования для организации досуга в условиях ограничительных мер;

- вовлечение несовершеннолетних группы риска в волонтерскую деятельность;

- организация доступной психологической помощи для семьи группы риска;

- вовлечение несовершеннолетних группы риска в мотивационные, профориентационные программы.


Список используемых источников и литературы

  1. Федеральный закон от 24 апреля 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Указ Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 № 37 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (2019-nCoV)" // СПС КонсультантПлюс.
  3. Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.
  4. Баскакова, А. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними / А. В. Баскакова, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 551-554. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14106/.
  5. Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.
  6. Волженкин Б.В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с.
  7. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.
  8. Змановская, Е.В., Рыбников В.Ю. Девантное поведение личности и группы.- СПб.: Питер, 2010 – 352с.
  9. Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с.
  10. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.
  11. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. – URL:http://www.adhdportal.com/book_2058_chapter_8_Glava_6_PRAVONARUSHENIJA.html.
  12. Прихожан А.Н. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
  13. Шестаков Д.А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.

                                         

Приложение 1

Статистические данные о правонарушениях несовершеннолетних на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ

параметры сравнения

январь-март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

количество преступлений

11

18

8

9

9

3

5

3

3

4

7

4

6

5

4

5

9

1

17

5

тяжких, особо тяжких (105,106,107,111,131)

2

8

2

1

5

2

0

0

0

1

1

2

2

2

0

3

2

1

9

2

166

1

0

0

0

1

0

1

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

1

0

0

161 ("грабеж")

4

4

1

0

0

0

1

0

0

0

2

0

1

0

0

1

0

0

1

0

162 ("разбой")

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

"кражи"

5

9

5

7

4

3

2

3

3

1

4

3

5

4

2

0

4

0

15

2

преступления, связанные с наркотиками

0

0

0

1

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

2

количество несовершеннолетних

10

15

7

5

7

2

5

1

5

2

8

4

6

7

0

1

12

4

9

5

повторно совершившие

4

0

3

6

3

1

2

1

3

0

0

0

2

0

1

1

10

5

9

0

ранее судимые

2

3

2

0

0

1

3

0

1

0

0

0

0

0

0

0

4

1

0

0

школьники

9

9

4

3

4

1

0

3

1

0

2

0

0

3

0

1

2

3

7

3

в составе групп

0

9

4

1

0

0

1

0

2

0

0

0

2

1

0

1

1

3

5

2

со взрослыми

3

6

0

0

0

0

6

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

2

150 ч1-1

0

4

1

0

0

0

0

0

0

0

5

0

1

0

0

0

0

1

0

0

151

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

156

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

151.1

0

1

0

0

1

2

0

0

0

0

0

0

1

0

2

1

0

1

0

0

административные правонарушения

19

40

10

14

8

9

8

2

0

2

4

9

3

3

5

8

6

13

2

28

преступлений в отношении несовершеннолетних

51

36

31

0

20

1

15

38

21

16

20

7

10

4

20

16

19

22

15

6

тяжких, особо тяжких (105,106,107,111,131)

2

9

3

0

0

0

2

16

2

1

9

1

4

0

0

0

0

1

0

3

Приложение 2

Количество преступлений всего

 

январь-март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2019

11

8

9

5

3

7

6

4

9

17

2020

18

9

3

3

4

4

5

5

1

5


Приложение 3

Административные штрафы в отношении несовершеннолетних

2019/2020гг.

Количество протоколов и постановлений об административных правонарушениях несовершеннолетних

2019 г.

2020 г.

по ст. 6.1.1. КоАП РФ (побои)

1

5

по ст. 6.8. КоАП РФ (оборот НС)

0

0

по ст. 6.9. КоАП РФ (потребление НС)

5

6

по ст. 6.10. КоАП РФ (вовлечение в распитие а/н)

3

1

по ст. 6.24. КоАП РФ (курение в запрещенных местах)

19

31

по ст. 6.3.2 КоАП РФ (нарушение режима самоизоляции)

0

3

по ст. 7.17. КоАП РФ (повреждение чужого имущества)

4

2

по ст. 7.27. КоАП РФ (мелкое хищение)

15

25

Глава 12 КоАП РФ  (ГИБДД)

6

14

по ст. 19.3. КоАП РФ (неповиновение сотруднику)

0

1

по ст. 19.16 КоАП РФ (умышленная порча документа)

0

7

по ст. 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство)

1

0

по ст. 20.6.1 КоАП РФ (нарушение антиковидных мер, составляют ОВД)

0

50

по ст. 20.20. КоАП РФ (распитие алког. продукции в запрещен. местах)

16

9

по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общест. местах в алког. опьянении)

10

11

Иные главы КоАП РФ: 11.1.5 (переход через железнодорожные пути в неустановленном месте), ст. 9 (нарушение тишины) Закона РБ, ст. 15.1 (нарушение антиковидных мер, составляют органы МСУ, ИОГВ) Закона РБ

64

37

ИТОГО

144

202


Приложение 4 4

Возраст правонарушителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

год рождения

2009 год

2008 год

2007 год

2006 год

2005 год

2004 год

2003 год

2002 год

кол-во

7

5

13

14

29

53

55

74

     

Приложение 5

Занятость несовершеннолетних (%)

учащиеся школ

50,8

студенты ССУЗов и ВУЗов

48

необучающиеся

0,4

работающие

0,8

Приложение 6

Программа

социологического исследования

«Причины совершения правонарушений, меры профилактики и роль ограничительных мер, связанных с COVID19, на эффективность профилактических работы»

Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

На учете в Комиссии по делам несовершеннолетних состоит 248 несовершеннолетних, совершивших правонарушения в 2020 году.  

Сложившаяся практика взаимодействия различных субъектов профилактики позволяет контролировать ситуацию с подростковыми правонарушениями, постепенно, но неуклонно снижать их количество.

Вместе с тем, многие негативные явления общественной жизни (безработица, снижение уровня жизни, разрыв между уровнями жизни разных слоев населения и т.д.) оказывают непосредственное влияние на рост правонарушений.

В 2020 года пандемия коронавируса и связанные с ее профилактикой ограничения в общественной жизни так же повлияли на состояние подростковых правонарушений

Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью учета изменений условий общественной жизни в период пандемии при разработке планов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель: Влияние ограничительных мер, связанных с COVID19, на рост правонарушений.

Задача:

Выявить влияние ограничительных мер на содержание правонарушений, причины их совершения.

Объект исследования: несовершеннолетние, совершившие правонарушения в 2020 г. в Железнодорожном районе.

Предмет исследования: Причины подростковых правонарушений.

Гипотеза: Ограничительный меры, связанные с профилактикой коронавируса, повлияли на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Метод сбора информации.

В программе социологического исследования были выбраны следующие методы сбора информации:

  1. Опрос несовершеннолетних методом индивидуального анкетирования.
  2. Опрос членов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Железнодорожного района и педагогов школ и ССУЗов.

Текст опросника для несовершеннолетних:

1 В каком настроении вы начали сегодняшний день?

1.1 в хорошем      

1.2 в отличном        

1.3 так себе      

1.4 в плохом

2 Кто из членов семьи больше уделяет вам внимание?

2.1 мать  

2.2 отец  

2.3 оба родителя  

2.4 бабушка  

2.5 дедушка  

2.6 никто

2.7 кто еще? _____________________________________________________

3 Как, по вашему мнению, относятся к вам ваши родители

3.1 приветлив(а) и доброжелателен(а) со мной    

3.2 понимает, какое у меня настроение

3.3 помогает мне, если я его прошу

3.4 знает о моих интересах и увлечениях

3.5 находит для меня время, если это мне нужно

3.6 выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе

3.7 когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком

3.8 не интересуется моими успехами (неудачами)

3.9 постоянно ругает

4 Какие взаимоотношения преобладают в вашей семье?

4.1 дружелюбные  

4.2 гармоничные  

4.3 враждебные  

4.4 равнодушные

4.5 какие еще? ____________________________________________________

5 Что из перечисленного характерно для вашей семьи?

5.1 частое употребление спиртных напитков родителями

5.2 постоянные ссоры, скандалы

5.3 оскорбительные и бранные слова в ваш адрес

5.4 длительное нахождение посторонних людей в вашем доме

5.5 драки между членами семьи

5.6 ничего подобного в вашей семье нет

5.7 что еще?

6 Проводите ли вы совместно с семьей свободное время?

6.1 да                                                                

6.2 нет

Если да, то напишите, как вы проводите время со своей семьей?

7 Ругают ли вас ваши родители?

7.1 да                                                                

7.2 нет

Если да, то насколько справедливо, на ваш взгляд?

8 Комфортно ли вам находиться дома вместе со своей семьей?

8.1 да                                                                  

8.2 нет

Если вы чувствуете себя дома некомфортно, то почему?

9 Можете ли вы открыто говорить о своих проблемах, переживаниях со своими родителями?

9.1 да                                                                  

9.2 нет

Если не можете, то, почему?

9.2.1 не доверяю

9.2.2 они не понимают меня

9.2.3 мне лучше держать все в себе

9.2.4 я могу открыться только своим друзьям

9.2.5 родители не замечают мои проблемы и переживания

9.2.6 почему еще?

10 Как Вы оцениваете материальное положение вашей семьи?

10.1 "отличное" (практически ни в чем себе не отказываем)

10.2 «выше среднего» (чаще всего не имеем материальные затруднения)

10.3 "среднее" (иногда испытываем материальные затруднения)

10.4 ниже среднего» (приходится во многом себе отказывать)

10.5 «очень трудное» (едва сводим концы с концами)

10.6 не могу оценить

11 Ухудшилось ли материальное положение вашей семьи в период пандемии коронавируса?

11.1 да                          

11.2 нет                          

11.3 не могу оценить

12 Употребляют ли Ваши родители спиртные напитки?

12.1 да                              

12.2 нет

13 Работают ли Ваши родители?

13.1 да, оба  

13.2 только мать    

13.3 только отец  

13.4 не работают

14 Посещаете ли Вы образовательные учреждения?

14.1 да                                

14.2 нет

15 Как часто вы посещаете образовательное учреждение?

15.1 постоянно

15.2 стараюсь не пропускать

15.3 несколько раз в неделю

15.4 несколько раз в месяц

15.5 совсем не хожу

16. Если вы пропускаете занятия в школе, то какие причины на это влияют в большей степени?

16.1не хватает свободного времени

16.2 трудные отношения со сверстниками

16.3 конфликты с учителями

16.4 не интересно

16.5 не хочется

16.6 часто болею

17 Как вы можете оценить свою успеваемость?

17.1 отлично

17.2 хорошо

17.3 удовлетворительно (ниже среднего)

17.4 неудовлетворительно (плохо)

18 Нравится ли вам учиться?

18.1 да, но некоторые предметы даются нелегко

18.2 да, несмотря на то, что испытываю затруднения при изучении отдельных предметов

18.3 нет, но некоторые предметы даются легко

18.4 нет

19 Есть ли у вас дома возможность для онлайн-обучения?

19.1 да, подчеркните при наличии: компьютер, ноутбук, видеокамера, наушники, интернет

19.2 нет

20 Вступаете ли Вы в конфликт с учителями?

20.1 да                                                            

20.2 нет

21 Что чаще всего является причиной этих конфликтов?

21.1 непонимание и неприязнь

21.2 несправедливое отношение со стороны учителей

21.3 предвзятое отношение

21.4 что еще?

22 Вступаете ли Вы в конфликт с одноклассниками?

22.1 да                                                                

22.2 нет

Если конфликтуете, то как часто?

22.1.1 постоянно

22.1.2 стараюсь не конфликтовать

22.1.3 несколько раз в неделю

22.1.4 несколько раз в месяц

23 Как Вы проводите своё свободное время?

23.1 посещаю компьютерные клубы

23.2 читаю

23.3 занимаюсь спортом

23.4 употребляю спиртные напитки

23.5 просматриваю различные видео

23.6 общаюсь в соц. сетях

23.7 играю в компьютерные игры

23.8 гуляю

23.9 ничего не делаю

23.10 другое

24. С кем вы предпочитаете проводить свое свободное время?

24.1 с семьей

24.2 с компанией друзей

24.3 один

24.4 с кем еще?____ __________________

25 Посещаете ли Вы какие-либо досуговые мероприятия, секции?

25.1 да                                                          

25.2 нет

Если посещаете, то какие?

Если не посещаете, то почему?

25.2.1 в моем районе не предусмотрено никаких досуговых мероприятий для несовершеннолетних

25.2.2 лень

25.2.3 другие интересы

26 Какие виды досуга Вы предпочитаете?

26.1 досуг, где можно отдохнуть, получить радость и удовольствие

26.2 досуг, дающий возможность знакомиться, общаться с новыми людьми

26.3 досуг, позволяющий проявить активность и самореализоваться

26.4 досуг, где можно научиться чему-то полезному, узнать что-то новое

27 Что бы вы хотели пожелать и предложить по улучшению организации досуга в твоем районе проживания

28 Есть ли у Вас друзья?

28.1 много

28.2 у меня мало друзей

28.3 много знакомых, а близких друзей нет

29 Как Вы можете охарактеризовать Ваших друзей?

29.1 обычные люди

29.2 авторитетные люди, с которыми не страшно

29.3 лица, отбывшие наказание в местах заключения

29. 4 хорошие и отзывчивые люди

29.5 лица старше вас

29.6 лица, толкающие на необдуманные поступки

30 Употребляете ли вы спиртные напитки?

30.1пробовал(а) несколько раз      

30.2 нет              

30.3 да, употребляю

31 Если употребляете спиртные напитки, то, как часто?

31.1 по праздникам

31.2 несколько раз в неделю

31.3 1-2 раза в месяц

31.4 каждый день

31. 5 1-2 раза в год

32 Как вы относитесь к курению?

32.1 курю      

32.2 пробовал(а) несколько раз        

32.3 не курю

33 Употребляете ли вы наркотические вещества?

33.1 пробовал(а) несколько раз    

33.2 нет                  

33.3 да

34 какое противоправное действие вы совершали в 2020 г.?

34.1 кражи

34.2 побои

34.3 употребление спиртных напитков, психоактивных и наркотических веществ

34.4 побеги из дома

34.5 хулиганство

другое ___________________________________________________________

35 Что натолкнуло Вас на совершение противоправных действий?

35.1 любопытство

35.2 желание самоутвердиться

35.3 неблагоприятная обстановка в семье

35.4 незнание законов

35.5 принуждение со стороны коллектива

35.6 желание материального обогащения

35.7 корыстные побуждения

35.8 безответственность и легкомысленное поведение

35.9 другое ______________________________________________________

36 При совершении противоправных действий употребляли ли вы спиртные напитки, психоактивные или наркотические вещества?

36.1 да                            

36.2 нет

37 Какие проблемы Вас волнуют?

37.1 взаимоотношения с родителями

37.2 взаимоотношения со сверстниками

37.3 неуспеваемость в обучении

37.4 неумение проводить свободное время

37.5 какие еще? _____________________

38 Какие меры поддержки, на ваш взгляд, могли бы помочь тебе и твоим сверстникам не совершать правонарушения?

38.1 предоставление компьютерной техники для онлайн-обучения;

38.2 возможность посещать бесплатно секции для организации досуга;

38.3 организация доступной психологической помощи для семьи;

38.4 финансовая поддержка семьи;

38.5 поддержка продуктами семьи;

38.6 участие в волонтерской деятельности;

38.7 участие в мотивационных, профориентационных программах;

38.8 другое _______________________________________________.

39 Напишите свой возраст? (количество полных лет)

Текст опросника для членов КДН и ЗП

1 Из перечня причин правонарушений несовершеннолетних выберите ТРИ наиболее часто встречающиеся:  

1.1 Отрицательное влияние в семье.

1.2 Отрицательное влияние неформальной группы сверстников.

1.3 Низкий уровень жизни.

1.4 Недостатки в развитии досуговой системы.

1.5. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и ссузов.

1.6 Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних.

1.7 Подстрекательство со стороны взрослых преступников.

1.8 Распространенность в подростковой среде стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости.

1.9. Другое ________________________________________________

2 Какие ограничения общественной жизни, связанные с пандемией, повлияли, на ваш взгляд, на совершение несовершеннолетними правонарушений?

2.1 онлайн-обучение;

2.2 недоступность доп. образования;

3.3 недоступность организованного летнего отдыха;

3.4 запрет на массовые мероприятия;

3.5 другие _______________________________________________

3 Согласны ли вы с утверждением, что педагог способен компенсировать недостатки семейного воспитания?

3.1 полностью согласен

3.2 скорее согласен

3.3 скорее не согласен

3.4 полностью не согласен

3.5 затрудняюсь ответить

4 Какие меры профилактики правонарушений, на ваш взгляд, наиболее эффективны в период ограничительных мер:

4.1 индивидуальные встречи с семьей группы риска;

4.2 организация помощи семье в создании условий для онлайн-обучения;

4.3 организация альтернативных услуг доп. образования для организации досуга в условиях ограничительных мер;

4.4 организация доступной психологической помощи для семьи группы риска;

4.5 финансовая поддержка семьи группы риска;

4.6 поддержка продуктами семьи группы риска;

4.7 вовлечение несовершеннолетних группы риска в волонтерскую деятельность;

4.8 вовлечение несовершеннолетних группы риска в мотивационные, профориентационные программы;

4.9 другое

Практическая значимость исследования.

Аналитические рекомендации проекта могут быть использованы специалистами субъектов профилактики Республики Бурятия для организации работы с несовершеннолетними в т.ч. в период действия ограничительных мер, связанных с невозможностью очного обучения, организации дополнительной занятости, организации досуга и массовых мероприятий.

  Приложение 7

кол-во

21

12

17

9

4

3

1

14

1

%

70

40

56,67

30

13,33

10

3,33

46,67

3,33

C:\Users\Роман\Desktop\проект\Приложение КДН 1.png

Приложение 8

кол-во

12

12

11

7

2

%

41,38

41,38

37,93

24,14

6,90

C:\Users\Роман\Desktop\проект\Приложение КДН 2.png

Приложение 9

кол-во

0

4

15

8

2

%

0

13,79

51,72

27,59

6,90

C:\Users\Роман\Desktop\проект\Приложение КДН 3.png

Приложение 10

кол-во

9

15

1

8

1

3

2

3

8

%

25,71

42,86

2,86

22,86

2,86

8,57

5,71

8,57

22,86

C:\Users\Роман\Desktop\проект\Приложение НС прваонарушителей (вопр.38) готовый тсп..png


[1] Баскакова, А.В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними / А. В. Баскакова, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 551-554. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14106/.

[2] Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. –URL:http://www.adhdportal.com/book_2058_chapter_8_Glava_6_PRAVONARUSHENIJA.html

[3] Федеральный закон от 24 апреля 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС КонсультантПлюс.

[4] Указ Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 № 37 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (2019-nCoV)" // СПС КонсультантПлюс.

[5]Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. – URL:http://www.adhdportal.com/book_2058_chapter_8_Glava_6_PRAVONARUSHENIJA.html

[6] Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — С.32

[7] . Змановская, Е.В., Рыбников В.Ю. Девантное поведение личности и группы.-СПб.: Питер, 2010 – С.104

[8] Прихожан А.Н. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — С.7

[9] Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.

[10] Статистические данные были предоставлины КДН и ЗП г. Улан-Удэ по Железнодорожному району.

[11] Анкетирование было проведено при содействии КДН и ЗП г. Улан-Удэ по Железнодорожному району.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

XXIX городская научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» Секция: обществознание Тема научно-исследовательской работы: Влияние ограничительных мер, связанных с профилактикой коронавирусной инфекции, на динамику правонарушений среди несовершеннолетних Выполнил: Баранков Роман Михайлович, 11А класс, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» им. героя Советского Союза П.Ф. Сенчихина

Слайд 2

Актуальность Одним из опасных социальных явлений современной России являются подростковые правонарушения, которые «дестабилизируют общественные отношения». Многие негативные явления общественной жизни (безработица, снижение уровня жизни, разрыв между уровнями жизни разных слоев населения и т.д.) оказывают непосредственное влияние на рост правонарушений. Пандемия коронавируса и связанные с ее профилактикой ограничения в общественной жизни также повлияли на состояние подростковых правонарушений Актуальность данной работы определяется необходимостью учета изменений условий общественной жизни в период пандемии при разработке планов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Слайд 3

Степень изученности темы Существует целый ряд научных исследований о причинах совершения несовершеннолетними правонарушений. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли В.Т. Кондрашенко, Е.В. Змановская , К.Е. Игошев , А.М. Прихожан и другие. Тем не менее, особенности организации профилактической работы органов системы профилактики в условиях ограничительных мер и степень их влияния на причины совершения правонарушений в настоящее время еще не изучены.

Слайд 4

Цель Выявление взаимосвязи между динамикой подростковых правонарушений и ограничительными мерами, связанными с covid -19, и выработка предложений по профилактике подростковых правонарушений в период ограничительных мер. Задачи - изучить литературу по теме «причины подростковой преступности»; - изучить статистику подростковой преступности в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ за 2019, 2020 гг., провести сравнительный анализ преступности в период до пандемии и в период пандемии; - составить социальный портрет правонарушителя; - провести опрос подростков и специалистов, работающих с подростками, исходя из ключевых причин подростковой преступности, проанализировать полученные результаты; - сформулировать рекомендации специалистам.

Слайд 5

Объект исследования Подростковые правонарушения. Предмет исследования Причины подростковых правонарушений. Гипотеза Ограничительный меры, связанные с профилактикой коронавируса , повлияли на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних. Методы исследования Анализ научной и научно-популярной литературы, сравнительный анализ статистических показателей, наблюдение .

Слайд 6

Основные причины совершения правонарушений: Отрицательное влияние в семье. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Низкий уровень жизни большой части населения. Недостатки в развитии досуговой системы. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и средне-специальных учебных заведений. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. Подстрекательство со стороны взрослых преступников. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями.

Слайд 7

Статистика подростковой преступности в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ за 2019, 2020 гг.

Слайд 8

Статистика подростковой преступности в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ за 2019, 2020 гг.

Слайд 9

Социальный портрет правонарушителя: 86,3% от числа совершивших правонарушения – мальчики. 48% несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполных семьях. 5% совершили повторное правонарушение. 2,4% были ранее судимы.

Слайд 10

Опрос подростков и специалистов, работающих с подростками. По мнению большинства респондентов - специалистов системы профилактики основной причиной правонарушений несовершеннолетних в 2020 году является семейное неблагополучие (70%), а недостатки семейного воспитания невозможно компенсировать педагогической деятельностью (78%). При этом респонденты-несовершеннолетние правонарушители отмечают, что живут в благополучных семьях (74%).

Слайд 11

Опрос подростков и специалистов, работающих с подростками. На вопрос об ограничениях общественной жизни, связанных с пандемией, которые повлияли на совершение несовершеннолетними правонарушений большая часть участников опроса выбрали два варианта ответа (по 41%): «Онлайн-обучение» и «недоступность доп. образования». Многие респонденты (37%) отметили недоступность организованного летнего отдыха.

Слайд 12

Опрос подростков и специалистов, работающих с подростками. Участники обоих опросов признают важность организации досуговой деятельности подростков в профилактике правонарушений. Представители КДН и ЗП (55%) и правонарушители (42%) считают, что организация досуга поможет не совершать правонарушения несовершеннолетним.

Слайд 13

Выводы: Таким образом, анализ статистических данных и результатов опроса респондентов показал, что ограничительные меры, связанные с профилактикой коронавируса, не оказали значительного влияния на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних. Анализ ответов респондентов обоих целевых групп позволяет рекомендовать субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних следующие меры профилактики: - организация альтернативных услуг доп. образования для организации досуга в условиях ограничительных мер; - вовлечение несовершеннолетних группы риска в волонтерскую деятельность; - организация доступной психологической помощи для семьи группы риска; - вовлечение несовершеннолетних группы риска в мотивационные, профориентационные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные работы учащихся 5-7 классов по теме "Графика"

Хочу предоставить вашему вниманию результаты выполненных проектов по теме  «ГРАФИКА»Итак, тема «Графика» – это в первую очередь искусство рисования. С ребятами мы разбираем, что по способу и...

Технология выполнения проектных работ учащихся 5-7 классов по теме "Живопись".

Творческие проекты по теме «Живопись» На уроках с ребятами мы изучаем, что слово «живопись» означает писать жизнь. Живописью называют и само произведение выполненное красками (акварельными, гуашь...

Темы проектных работ учащихся 5-6 классов по ФГОС

В рамках введения ФГОС каждый учащийся разрабатывает свой проект по темам курса. Данная публикация поможет с выбором тем проектов....

«Методика осуществления индивидуализации проектных работ учащихся 5-х классов»

Индивидуализированное обучение в образовательной области «Технологии» осуществляется преимущественно в процессе самостоятельной работы,  поскольку именно такая форма позволяет давать учащим...

Проектная работа учащихся 6б класса на тему "Каша – основа здорового питания. Это миф или реальность?"

Проект актуален на сегодняшний день, так как повышает уровень культуры школьников в направлении ЗОЖ, в точности культуре питания. Проект представлен в виде презентации с фотоочетом. ...

Проектная работа учащихся 6 класса "Where is the best place to live?"

Проект-сочинение по опорным словам на тему "Жилище" написан в стиле популярного мульсериала "Смешарики" и с участием его персонажей. Его можно инсценировать, поскольку сценарий написан в форме полилог...

Развитие исследовательских способностей учащихся при изучении творчества Р.Киплинга. Проектная работа учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories”

Статья о проектной работе учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories” поможет организовать исследовательскую деятельность учащихся на английском языке....