ДУП.01.4 Основы общ наук 93 ч гр 15
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по предмету Основы общественных наук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dup.01.4_osnovy_obshch_nauk_93_ch_gr_15.docx | 87.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО преподавателей общеобразовательного цикла Протокол №____ «____»____________2022 г. Руководитель МО __________ М.Ю. Гаранжа | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР ______________ Н.В.Радченко «___»______________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ Д.В. Чан «___»__________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ДУП.01.4 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
базовый уровень
по профессии
среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Объем программы: 93 часов
Форма промежуточной аттестации: ДФК, экзамен
Составитель: Дворникова Александра Юрьевна,
преподаватель ГБПОУ СИТ
г. Оха, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ.
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………................... 3 | |
1.1. Область применения программы………………………………………………… 3 | ||
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………………………….. | ||
1.3. Аттестация предмета………………………………………………………………. | ||
1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета…………………. | ||
1.5. Объем учебного предмета и виды учебной работы……………………………… | ||
1.6. Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной учебной дисциплины, по семестрам…………………………………………………………….. | ||
2. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………………………………….. | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………………….. | |
4. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………… | |
5. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………... | |
5.1. Материально-техническое обеспечение учебного предмета……………………... | ||
5.2. Информационное обеспечение учебного предмета………………………………. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДУП.01.4 Основы общественных наук (далее – программа) предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО и является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
- Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ДУП.01.4 Основы общественных наук является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины Основы общественных наук — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из дополнительных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Содержание программы ДУП.01.01 Теоретические основы общественных наук направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию из различных источников, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
1.3 Аттестация предмета
Реализация программы учебной дисциплины ДУП.01.4 Основы общественных наук сопровождается текущей и промежуточной аттестацией. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях. Текущая аттестация проводится в следующих формах:
- опрос;
- оценка выполнения задания на занятии;
- оценка выполнения задания на практическом занятии;
- выполнение письменных заданий на занятии/или самостоятельной работе;
- тестирование;
- контрольные работы.
Периодичность текущей аттестации: каждое практическое занятие, каждое третье лекционное занятие; каждая самостоятельная, контрольная работа, каждое тестирование; не менее одной оценки за каждые 5 (пять занятий).
Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения занятия.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме ДФК в 1, 2 семестров первого курса обучения и итоговой аттестацией в форме экзамена в 3 семестре второго курса обучения по программе, которая установлена учебным планом.
ДФК проводятся в счет часов обучения, предусмотренных программой. Экзамен проводится сверх часов, предусмотренных рабочей программой.
Порядок проведения ДФК определяется материалами фонда оценочных средств по предмету, порядок проведения экзамена определяется экзаменационными материалами из фонда оценочных средств по предмету.
- Количество часов на освоение программы учебного предмета:
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины ДУП.01.4 Основы общественных наук в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 93 часа, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 62 часа, включая практические занятия – 20 часов; внеаудиторная самостоятельная работа – 31 час.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Содержание обучения | |
Аудиторные занятия | |
1. «Человек и общество» | 6 |
2. «Духовная культура человека и общества» | 5 |
3 «Экономика» | 10 |
4. «Социальные отношения» | 5 |
5. «Политика» | 5 |
6. «Право» | 11 |
Практические занятия | 20 |
Итого | 62 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | |
Подготовка рефератов, сообщений, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 31 |
Всего | 93 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Распределение часов, отводимое на освоение
общеобразовательной учебной дисциплины, по семестрам.
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Максимальная учебная нагрузка | 15 | 30 | 48 | - | - | - | 93 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | 10 | 20 | 32 | - | - | - | 62 | ||
В том числе: | Занятий на уроках | 6 | 14 | 22 | - | - | - | 42 | |
Контрольные и практические работы | 3 | 5 | 10 | - | - | - | 18 | ||
2 | Внеаудиторная самостоятельная работа | 5 | 10 | 16 | - | - | - | 31 | |
3 | Промежуточная аттестация в форме ДФК | 1 | 1 | - | - | - | - | 2 | |
4 | Итоговая аттестация в форме экзамена | - | - | - | - | - | - | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения предмета у обучающихся должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
2.1 Личностные результаты:
Освоение программы учебной дисциплины ДУП.01.4 Основы общественных наук сопровождается формированием у обучающихся личностных результатов:
Л 01. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
Л 02. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Л 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
Л 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в политкультурном мире.
Л 06. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Л 07. Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сострудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Л 09. Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Л 10. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, общественных отношений.
Л 13. Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Для формирования этих результатов обучающийся получит возможность для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- комплексный анализ информации (документы, учебник, другие источники);
- выполнение индивидуальных заданий;
- письменные или устные ответы на вопросы;
- выполнение заданий по учебнику;
- тестирование;
- составление плана ответа по тексту (документы, учебник, другие источники).
2.2. Метапредметные результаты:
М 01. Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
М 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
М 03. Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
М 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.
М 05. Умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм.
М 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, а также традиционных ценностей русской культуры.
М 08. Овладение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Для формирования этих результатов у обучающихся формируются УУД:
Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять индивидуально (или в группах) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль.
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта познания;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.п.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- поиск ответов на вопросы: «Кто? Что? Когда? Где?»;
- анализ причин и последствий событий;
- классификация фактов;
- выстраивание хронологических цепочек событий;
- составление схем и таблиц;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для изложения своей точки зрения во всех сферах общения;
- слушать и слышать собеседника;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- приводить доказательства, факты;
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- проектная деятельность;
- поисковая, научно-исследовательская деятельность;
- проведение тренингов и деловых игр;
- работа с учебником, с различными источниками;
- применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Наименование разделов |
1 | «Человек и общество» |
2 | «Духовная культура человека и общества» |
3 | «Экономика» |
4 | «Социальные отношения» |
5 | «Политика» |
6 | «Право» |
Практические занятия
- работа с учебной литературой, анализ материалов, формулирование и обоснование теоретических выводов;
- обоснование своей точки зрения в дискуссии по различной обществоведческой тематике и при написании эссе;
- работа с НПА, таблицами, схемами;
- разбор и решение ситуативных задач;
- отбор материалов (фото-, видео- и текстовых) для создания презентаций.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
- Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
- Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
- Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
- Индустриальная революция: плюсы и минусы.
- Глобальные проблемы человечества.
- Современная массовая культура: достижение или деградация?
- Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
- Кем быть? Проблема выбора профессии.
- Современные религии.
- Роль искусства в обществе.
- Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
- Экономика потребителя.
- Россия в мировой экономике.
- Я и мои социальные роли.
- Современные социальные конфликты.
- Современная молодежь: проблемы и перспективы.
- Этносоциальные конфликты в современном мире.
- Семья как ячейка общества.
- Политическая власть: история и современность.
- Политическая система современного российского общества.
- Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
- Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
- Формы участия личности в политической жизни.
- Политические партии современной России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Перспективно-тематический план учебной дисциплины
ДУП.01.4 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Наименование разделов и тем | Содержание обучения | Кол-во часов |
1 семестр | ||
Раздел 1. «Человек и общество» | 6 | |
Тема 1.1- 1.2 «Введение. Человек как продукт биологической и социальной эволюции» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. Природа человека, врождённые и приобретённые качества. Человек, индивид, личность. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Цель и смысл человеческой жизни. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 1: «Потребности, способности и интересы. Цель и смысл человеческой жизни» | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Подготовка реферата: «Потребности, способности и интересы». | ||
Тема 1.3 «Деятельность человека» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Деятельность. Структура деятельности. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 2: «Виды деятельности» - работа с практикумом | 1 | |
Тема 1.4-1.5 «Сознание, соотношение сознания и бытия. Познание» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | 1 | |
Бытие. Сознание. Общественное сознание. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Чувственное и рациональное познание. Творчество. Истина. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 1 | |
Выполнение домашних работ по темам, составление сравнительных таблиц о видах мировоззрения | ||
Тема 1.6 «Общение» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Общение. Виды и функции общения. Виды общения. Культура общения. Многообразие мира общения. Характер человека, классификация характеров. Свобода. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности. Межличностные конфликты, причины конфликтов в среде молодежи. | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 1 | |
Подготовить сообщение: «Межличностное общение и взаимодействие» | ||
Тема 1.6.-1.7 «Общество как сложная система. Культура и цивилизация. Типология обществ» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 3: «Цивилизация и формация» составить сравнительную характеристику. | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 1 | |
Подготовить сообщения/ презентации: «Взгляды на общественный прогресс», «Современные войны, их опасность для человечества», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации» | ||
ПА в форме ДФК | Практические занятия | |
Контрольная работа № 1: «Социальная природа человека» | 1 | |
2 семестр | ||
Раздел 2. «Духовная культура человека и общество» | 5 | |
Тема 2.1.-2.3 «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование как способ передачи знаний и опыта. Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Профессиональное образование. | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 3 | |
Выполнение домашних работ по темам. Подготовить эссе по темам: «Народная, массовая, элитарная культура: роль в развитии духовного мира». Подготовка презентации: «Система образования в РФ». | ||
Тема 2.3. «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Виды искусств. Мировые религии. Религиозные объединения РФ. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Подготовка презентацию: «Религии в современной России» | ||
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 4: «Духовная культура человека и общества. Моральный выбор человека» | 1 | |
Раздел 3. «Экономика» | 9 | |
Тема 3.1 «Понятие экономики» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Экономика как наука и хозяйство. Экономическая система. Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: | 2 | |
Тема 3.2 «Рынок» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | 2 | |
Деньги и денежный обмен. Эмиссия и инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Рыночная экономика. Политика ценообразования. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. | ||
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 5:«Факторы спроса. Факторы предложения. Действие закона спроса и закона предложения» | 1 | |
Тема 3.3 «Роль государства в экономике» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Функции государства в экономике. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Понятие ВВП и его структура. Национальный доход. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 6: «Основные показатели состояния экономики». | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 3 | |
Выполнение домашних работ по теме 3.3. Подготовка презентации «ВВП», «ВНП», «Национальный доход», «Экономический рост», «Экономический цикл» | ||
Тема 3.4 «Экономика потребителя» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Потребление. Потребительское поведение. Основные доходы и расходы. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 7: «Составление плана бюджета семьи» | 2 | |
Тема 3.5 «Россия в мировой экономике» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Мировая экономика, международное разделение труда. Организация международной торговли. Россия в мировой экономике. Становление современной рыночной экономики России. Особенности, проблемы и перспективы развития современной экономики России. Экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Глобальные экономические проблемы. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Выполнение домашних работ по теме 3.5.; подготовка докладов (презентаций) по теме «Государственная политика в области международной торговли». | ||
Практические занятия | ||
ПА в форме ДФК | Контрольная работа № 2: «Россия в мировой экономике» | 1 |
Наименование разделов и тем | Содержание обучения | Кол-во часов |
3 семестр | ||
Раздел 4. «Социальные отношения» | 5 | |
Тема 4.1 «Социальная роль и стратификация» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Социальная структура. Социальные группы. Понятия и типы социальной стратификации. Понятие о социальных общностях и группах. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 8: «Социальная роль. Социальный статус и престиж» | 1 | |
Тема 4.2 «Социальное поведение» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Разновидности социального поведения. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Выполнение домашних работ по теме 4.2. Подготовка сообщений по теме «Современные социальные конфликты», «Социальная мобильность в современной России» (Работа с дополнительной литературой, интернетом) | ||
Тема 4.3-4.4 «Важнейшие социальные группы и общности. Молодежь» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Семья как малая социальная группа. Этнические общности. Исторические типы этноса. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Этноцентризм. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Молодежный экстремизм. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Выполнение домашних работ по теме 4.3. Подготовка сообщений по теме «Особенности молодежной субкультуры». Подготовка презентации: «Ребёнок в семье. Права ребёнка». | ||
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 3: «Социальные роли». | 1 | |
Раздел 5. «Политика» | 5 | |
Тема 5.1 «Государство и политическая система. Функции государства» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Понятие власти. Объекты и источники власти. Типы общественной власти. Государство как политический институт. Признаки государства. Политика. Политическая система общества, ее внутренняя структура. Политические институты. Внутренние и внешние функции государства. Механизм государства. Классификация органов государства. Характерные признаки государственных органов. Особенности функционального назначения современных государств. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 9: «Роль и место государства в политической системе общества» | 1 | |
Тема 5.2 «Формы государства. Форма политического устройства» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Монархия. Республика. Форма государственного устройства. Признаки унитарного государства и федерации. Конфедерация. Форма политического режима. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Избирательное право. Избирательная система общества. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Выполнение домашних работ по теме 5.2. Подготовка сообщений по теме «Примеры государств с различными формами правления (из истории и современности)» | ||
Тема 5.3 «Гражданское общество и правовое государство. Участники политического процесса» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в РФ. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | |
Подготовка реферата/ презентации: «Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет», «Демократия, её основные ценности и признаки», «Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы», «Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний», «Политические лидеры и партии современной России». | ||
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 4: «Политика и власть. Политические партии и движения» | 1 | |
Раздел 6. «Право» | 12 | |
Тема 6.1 «Понятие права. Право в системе социальных норм» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Понятие права. Концепции понимания права в мировой и общественной юриспруденции. Юриспруденция как общественная наука. Функции права. Право и мораль в системе социальных норм | 1 | |
Тема 6.2 «Нормы права. Система права. Источники права» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Нормы права. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Система законодательства. Способы и типы правового регулирования. Источники права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Конституция. Основы конституционного строя Российской Федерации. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Правотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. | 1 | |
Тема 6.3 «Правосознание. Правоотношения. Юридическая ответственность» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Понятие и элементы правосознания. Деформация правосознания. Понятие правовой культуры. Правоотношение. Субъекты и объекты правоотношений. Дееспособнось. Юридическая обязанность участника правоотношений. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее задачи. Функции и виды юридической ответственности. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 10: «Правовые отношения и их структура» | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 3 | |
Выполнение домашних работ по темам 6.1-6.2 Подготовка реферата «Эмансипация». Составить таблицу «Виды юридической ответственности». | ||
Тема 6.4 «Основы конституционного права РФ. Права и свободы человека и гражданина» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Органы местного самоуправления. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 11: «Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы»- работа с практикумом | 1 | |
Практическое занятие № 12: «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени»- работа с практикумом | 1 | |
Тема 6.5 «Гражданское право» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Гражданское право и гражданские правоотношения. Гражданская дееспособность. Физические лица. Юридические лица. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Собственность, виды собственности. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Сделка. Виды сделок. Гражданско-правовые договоры. Личные неимущественные права граждан. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Подготовка реферата/ презентации: «Собственность, виды собственности», «Право на интеллектуальную собственность» | 2 | |
Тема 6.6 «Трудовое право» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 13: «Трудовые правоотношения» | 1 | |
Практическое занятие № 14: «Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения» | 1 | |
Тема 6.7 «Административное право» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Административное право и административные правоотношения. Административные правонарушения. Состав административного правонарушения. Административная ответственность, административные взыскания. | 1 | |
Тема 6.8 «Уголовное право» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Соучастие, виды преступлений. Виды уголовных наказаний. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | |
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 5: «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 3 | |
Выполнение домашних работ по темам раздела 6, подготовка к экзамену | ||
Аудиторные занятия: | 42 | |
Практические занятия: | 20 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | 31 | |
Всего: | 93 | |
Итоговая аттестация – экзамен (предусмотрен, согласно учебному плану: по окончанию первого семестра) |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Материально-техническое обеспечение.
- Оборудование учебного кабинета (рабочее место преподавателя (стол, стул); рабочие места обучающихся (ученические столы и стулья, доска); книжные шкафы; компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор, экран).
- Нормативная и учебно-методическая документация (ФГОС по профессиям, примерная программа, рабочая программа, ФОС).
- Учебно-методические материалы (требования и рекомендации по изучению теоретического материала; дидактические материалы по обеспечению аудиторных занятий; перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы; материалы для организации внеаудиторной самостоятельной работы (учебные пособия, электронные средства обучения, методические разработки по отдельным темам)).
- Средства контроля (материалы по аттестации (требования к допуску, критерии оценок); комплект оценочных средств для текущего контроля по темам, для промежуточной аттестации, для итоговой аттестации).
Информационное обеспечение обучения.
- Основные источники:
- Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 528 с.
- Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / А. Г. Важенин. - 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019.
- Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / А. Г. Важенин. - 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019.
- Интернет-ресурсы:
- Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс] – 1997-2020. – Режим доступа : www.krugosvet.ru.
- Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал «Родина» (16+). [Электронный ресурс] : Учредитель: ФГБУ «Редакция «Российской газеты» / главный редактор: В. А. Фронин. –2015. – Режим доступа : https://rg.ru/rodina/ .
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
- www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Аз и буки - основа науки"
Приложение к учебно-методическому материалу "Аз и буки - основа науки"...
Аз и буки - основа науки
Экскурс в историю русской графики...
Итоговый практико-значимый проект Базаровой О.Л. "Построение процесса обучения на основе проблемной технологии" по курсу инвариантного учебного модуля "Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки"
В материале представлен реферат, выполненный в форме итогового проекта к защите на курсах повышения квалификации....
Аз и буки - основа всей науки.
Классный час, посвященный созданию славянской азбуки....
Основы исторической науки
Презентация для 10 класса работающего по учебнику А.Н.Сахарова, Н.В. Загладина...
Рабочая программа предмета "Основы естественных наук (биология)"
Рабочая программа предмета "Основы естественных наук (биология)" для специальности "Право и организация социального обеспечения"....
Проверочный тест по теме:"Основы цитологии -- науки о клетке"
Для проведения текущего контроля по теме. Для обучающихся 9 класса....