"Образование"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Урок обществознания  в 8 классе

Тема урока : : Образование.

Цель: охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества; определить, почему непрерывное образование является ключевой задачей общества; дать представление о системе образования в Российской Федерации.

Задачи:

Образовательная: продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос  о возрастающей  значимости образования в современном мире

Развивающая: продолжить работу по развитию умений  использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, делать выводы и обобщения

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

Планируемые результаты:

           Предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие  запросам информационного общества; характеризовать основные  уровни образования в современной России;

          Метапредметные: 1)коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, организовать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать , аргументировать и отстаивать своё мнение;

 2)регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; оценивать правильность решения учебной задачи;

 3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию , выделяя главную и второстепенную; применять  начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения;

4) личностные УУД: формирование и  развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию; отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация

Тип урока: комбинированный урок

                                             Ход урока:

1. Организационный момент.

      Учитель : 

Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем ( духовная культура)Что к ней относится?( творческая деятельность людей в науке, искусстве, проявления духовной сферы как мораль, право,, религия и образование)

      Учитель: Сейчас мы проведем разминку

                           1). Выбери лишнее:(слайд № 2)

1)Нравственность, мораль, обычай, закон

2)Справедливость ,правосудие, свобода, ответственность

3)Традиционное общество, ручной труд, индустриальное общество, община, сельское  хозяйство

4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера. 

                        2) Выберите примеры : (слайд № 3)
1 – соответствующее моральным нормам;
2 – не соответствующее моральным нормам                    

Милосердие  

Грубость    

  Бескорыстие                                              

  Нетактичность                                                                    

Вежливость

Низкая  культура поведения

Равнодушие

Доброжелательность

                   3). Чего не хватает?( слайд № 4)

•Политическая, экономическая, социальная, духовная сферы

•Индустриальное, постиндустриальное, традиционное общество.

•Реформа, эволюция, модернизация, революция

                        4). Что общего?                                                                              

•Загрязнение воздуха

•Угроза ядерной войны

•Распространение инфекционных заболеваний - глобальные проблемы

2)Религия, мораль, наука, искусство, образование, философия- охватывает духовная сфера

              5). 1. Расположите в правильном хронологическом порядке :

( слайд № 5)

Постиндустриальное общество.

Традиционное общество.

Индустриальное общество.

                      2. Назовите главную ценность каждого из представленных обществ:

«Земля»

«Капитал»

«Знание»

II. Актуализация знаний

        Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

       1). Фронтальный опрос

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека  (свобода выбора)

А какого выбора?(морального)

2) Так напомните, что же такое «моральный выбор»

( это выбор своего отношения к другим людям - доброго или злого)

3) Как объясняют верующие люди , почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму

( На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).

     Учитель :Но выбирает он сам, т.е. какой выбор он делает? (моральный)

Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность. А что значит- быть человеком ответственным ?( отвечать за свои поступки, за принятые решения)

III .  Новая тема.

3)     Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей( слайд №  6 и  № 7)

    а)."Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи".К.Гельвеций(философ эпохи Просвещения)

   б)"Если ты не учишься, то незаметно станешь стариком, и не важно тебе 20 или 80 лет. Когда ты учишься, ты всегда остаешься молодым и прогрессивным"Генри Форд (американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру)

       Учитель :Кто сможет определить нашу новую тему, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Образование) (слайд № 8)
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы
план  (Слайд № 9 )

( 1.Приоритетность образования.

2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.

3. Общее и профессиональное образование в РФ.

4.Непрерывность образования)

       Учитель: Какова цель образования? (слайд №  10 )

(Приобщение индивида к достижениям человеческой культуры, передача и сохранение ее культурного достояния)

- Обратите внимание на экран. Как связаны между собой данные изображения?(слайды № 11, 12, 13)

-  (Конституция (ст.43),

- Закон «Об образовании», 

- фото Кравцова Сергея Сергеевича  –

(Конституция РФ - основной закон страны, в котором говорится об образовании, Федеральный закон "Об образовании" и  фото министра Просвещения РФ Кравцов Сергей Сергеевич)
         Учитель: Прежде ,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы
1.Словарная работа: (
слайд № 14)  
(1.Невежество -  отсутствие знаний; необразованность.

2.Система – целое, составленное из частей, соединение,

                          образующее  целостность.

3.Приоритетный - преобладающий, главный.

4.Самообразование  - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала)

    Учитель : В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технологии идут вперед семимильными шагами, а люди отстают. Современный  мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров. Только в Европе не хватает около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Такая же ситуация сложилась и в России. Появилась новая техника, а тех, кто должен на ней работать не хватает.

1.Какую главную проблему вы выделили?(Слайд № 15)( Каким образом  уровень знаний(образования) может влиять на человека, государство, общество)

2.Как вы думаете, что помогло бы решить эту проблему?( Только получение качественного образования. Невозможно представить современное общество и людей необразованными, ведь именно это является показателем развития и прогресса той или иной страны)

Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол и без Пушкина можно прожить…Вы согласны с этим утверждением? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

IV. Осмысление материала.

     Учитель : Послушайте притчу

."У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытки починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартёр, поднял капот и всё тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привёл его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счёт, тот, удивлённо взглянув на него, возмутился:

- Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!

- Дорогой друг, - ответил мастер,- за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.

- Для чего нужно и нужно ли образования сегодня? (Стать достойным гражданином в обществе вы можете и без него, но быстрей выйти в люди, все-таки оно помогает.)

   Учитель :Сегодня мы рассмотрим проблему личности и образования

.Я еще раз хочу обратиться к высказыванию Гельвеция « Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи» (слайд 6)

- .О какой пище идет речь? ( о духовной)

-  А что является основной пищей для ума ? (чтение).

        Учитель : Сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка

Прочитайте, найдите и выделите маркером ключевые слова, которые отвечают на вопрос «»? (слайд № 16)
      1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный 
процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)

( констатация - подтверждение)
    2.«Образование – это 
процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».

        Учитель : В чем отличие этих определений? (Речь идет о субъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа, вузы.Во 2-знания приобретаются самими учениками)

       Учитель: Актуальной задачей в нашей стране  является следующее: образование в нашей стране должно быть доступно для всех граждан страны. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.

Задание: выписать в тетрадь элементы этих частей.

Уровни  общего образования:( слайд № 17)

Дошкольное, начальное, основное, среднее

        Учитель : задача этих элементов образования -  формирование общей культуры человека, его подготовка  к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.

Уровни профессионального образования(Слайд № 18)

Среднее профессиональное, высшее бакалавриат, высшее специалитет, магистратура, высшее образование подготовка кадров высшей квалификации

        Учитель : задачи профессиональных учебных заведений - последовательное повышение профессионального и общеобразовательного  уровня  и подготовка профессиональных специалистов.

- В какой части  образовательной системы вы находитесь?

( общеобразовательная)

- На какой ступени?( основное общее образование)

      Учитель :На этом этапе готовится почва для того, чтобы на следующих этапах образования овладеть   наиболее важными знаниями. Чем ближе окончание основной школы, тем важнее сделать первые шаги в выборе путей дальнейшего образования. Вы можете поступить в профессиональное учебное заведение или выбрать профильную. подготовку в 10 - 11 классах.

Учитель :Под системой образования понимается  совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления и комплекс принципов, определяющих её  функционирование.

Школа - один из основных элементов  системы образования

      Учитель :  В РФ  имеются различные пути получения образования - это  и обучение  в учебных заведениях; можно получить образование в семье 

( при наличии  соответствующих условий) и путем самообразования. Как можно самообразовываться?(Получить образование  вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала)

       Учитель :  Основной источник самообразования- чтение, изучение литературы. Еще способствует самообразованию прослушивание лекций, посещение музеев и выставок,  познавательных телепередач.

- Как вы понимаете словосочетание «непрерывность образования»?

(Это  образование, которое человек  должен получать всю свою жизнь.)

Учитель :В современном мире  часто звучат слова: кто владеет знаниями, тот владеет миром. И поэтому непрерывность  образования  рассматривается как  руководящий принцип во всех странах мира. Ученые полагают, что  в нашу эпоху  важным средством  непрерывного образования является дистанционное  обучение через  сеть Интернет.Оно  способно  предоставить равные возможности  для получения образования высокого уровня всем желающим., независимо от места  их проживания и возраста.

Учитель :Каковы же функции образования в современном мире?

Мы можем  выделить   следующие:  (слайд № 19 )

экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества)- образование заставляет человека развивать и применять свои способности;

социальная (осуществление социализации личности  – образование положительно воздействует на социальные процессы.;

культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)- интеллектуальный капитал.

Учитель :Требования общества к образованию выражается в системе  принципов  государственной образовательной политики. В настоящее время  образовательная политика в РФ  строится  на следующих приоритетных ( т.е. преобладающих)принципах:( слайд № 20)

Принцип гуманизации. Большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам. Сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями.

Принцип гуманитаризации. Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека.

Принцип интернационализации. Создание единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение различных форм и систем обучения, проведение активного обмена учащимися и студентами

Учитель :  В каком обществе мы живем?( информационном) Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса.

Образование тесно связано с жизнью данного общества. Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развивается её экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Конец XX- начало XXI  века ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением соперничества между отдельными государствами, научными учреждениями. Стала более распространённой и конкуренция между  работниками, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности.(Слайд № 21 - 22)

И поэтому государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшим условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния её населения, способности быстро и правильном ориентироваться в условиях международной конкуренции.

Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается выработка его качеств, отвечающих запросам информационного общества.

А теперь ситуация.( Слайд № 23)

 «Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять  на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда  услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»

 Учитель :Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2.Каким образом  эта ситуация связана с нашей темой?

(В информационном обществе, всё больше прослеживается связь между уровнем образования, положением человека в обществе и конкурентоспособностью страны)

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование

Учитель :Как возрастает  значимость образования в условиях информационного общества (Слайд № 24)

Что и кто сможет обеспечить конкурентоспособность страны? (ответы учащихся) – образование и человек.

Основы конкурентоспособности личности закладываются прежде всего образованием. Существенно изменяется содержание образования. В школе появляются новые, более интересные учебники, больше внимания уделяется удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся.

Три звена конкурентоспособности:

 Мы с вами ставили проблему значимости  образования для человека, государства и общества(Слайд № 15)

Вывод: Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Человеческое общество постоянно развивается. В 20-21 веке обострилось состязание между различными государствами, научными учреждениями, между людьми, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности. И это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу - обеспечить конкурентоспособность (т.е способность выдержать конкуренцию).Конкуренция - соперничество

Вывод: Благодаря развитию личности и конкурентоспособности образования развивается российская экономика и укрепляется на мировой арене конкурентоспособность России, вступившей на путь инновационного развития.

V .Закрепление изученного и  подведение итогов урока 

(Слайд № 25  и № 26 ).

Что сегодня вы узнали на уроке?

VI.Рефлексия. Учитель :Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом: (Слайд № 27)

«каша в голове» (нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо; путаница в мыслях);

ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь),

«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум)

VII .Выставление оценок.

VIII.Домашнее задание :параграф 8

творческое задание: составить небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...