"Образование"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_8_klasse._tema_obrazovanie.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 8 классе
Тема урока : : Образование.
Цель: охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества; определить, почему непрерывное образование является ключевой задачей общества; дать представление о системе образования в Российской Федерации.
Задачи:
Образовательная: продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, делать выводы и обобщения
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока
Планируемые результаты:
Предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; характеризовать основные уровни образования в современной России;
Метапредметные: 1)коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать , аргументировать и отстаивать своё мнение;
2)регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; оценивать правильность решения учебной задачи;
3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию , выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения;
4) личностные УУД: формирование и развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию; отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель :
Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем ( духовная культура)Что к ней относится?( творческая деятельность людей в науке, искусстве, проявления духовной сферы как мораль, право,, религия и образование)
Учитель: Сейчас мы проведем разминку
1). Выбери лишнее:(слайд № 2)
1)Нравственность, мораль, обычай, закон
2)Справедливость ,правосудие, свобода, ответственность
3)Традиционное общество, ручной труд, индустриальное общество, община, сельское хозяйство
4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера.
2) Выберите примеры : (слайд № 3)
1 – соответствующее моральным нормам;
2 – не соответствующее моральным нормам
Милосердие Грубость Бескорыстие Нетактичность | Вежливость Низкая культура поведения Равнодушие Доброжелательность |
3). Чего не хватает?( слайд № 4)
•Политическая, экономическая, социальная, духовная сферы
•Индустриальное, постиндустриальное, традиционное общество.
•Реформа, эволюция, модернизация, революция
4). Что общего?
•Загрязнение воздуха
•Угроза ядерной войны
•Распространение инфекционных заболеваний - глобальные проблемы
2)Религия, мораль, наука, искусство, образование, философия- охватывает духовная сфера
5). 1. Расположите в правильном хронологическом порядке :
( слайд № 5)
Постиндустриальное общество.
Традиционное общество.
Индустриальное общество.
2. Назовите главную ценность каждого из представленных обществ:
«Земля»
«Капитал»
«Знание»
II. Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.
1). Фронтальный опрос
1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора)
А какого выбора?(морального)
2) Так напомните, что же такое «моральный выбор»
( это выбор своего отношения к другим людям - доброго или злого)
3) Как объясняют верующие люди , почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму
( На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).
Учитель :Но выбирает он сам, т.е. какой выбор он делает? (моральный)
Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность. А что значит- быть человеком ответственным ?( отвечать за свои поступки, за принятые решения)
III . Новая тема.
3) Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей( слайд № 6 и № 7)
а)."Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи".К.Гельвеций(философ эпохи Просвещения)
б)"Если ты не учишься, то незаметно станешь стариком, и не важно тебе 20 или 80 лет. Когда ты учишься, ты всегда остаешься молодым и прогрессивным"Генри Форд (американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру)
Учитель :Кто сможет определить нашу новую тему, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Образование) (слайд № 8)
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы план (Слайд № 9 )
( 1.Приоритетность образования.
2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.
3. Общее и профессиональное образование в РФ.
4.Непрерывность образования)
Учитель: Какова цель образования? (слайд № 10 )
(Приобщение индивида к достижениям человеческой культуры, передача и сохранение ее культурного достояния)
- Обратите внимание на экран. Как связаны между собой данные изображения?(слайды № 11, 12, 13)
- (Конституция (ст.43),
- Закон «Об образовании»,
- фото Кравцова Сергея Сергеевича –
(Конституция РФ - основной закон страны, в котором говорится об образовании, Федеральный закон "Об образовании" и фото министра Просвещения РФ Кравцов Сергей Сергеевич)
Учитель: Прежде ,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы
1.Словарная работа: (слайд № 14)
(1.Невежество - отсутствие знаний; необразованность.
2.Система – целое, составленное из частей, соединение,
образующее целостность.
3.Приоритетный - преобладающий, главный.
4.Самообразование - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала)
Учитель : В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технологии идут вперед семимильными шагами, а люди отстают. Современный мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров. Только в Европе не хватает около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Такая же ситуация сложилась и в России. Появилась новая техника, а тех, кто должен на ней работать не хватает.
1.Какую главную проблему вы выделили?(Слайд № 15)( Каким образом уровень знаний(образования) может влиять на человека, государство, общество)
2.Как вы думаете, что помогло бы решить эту проблему?( Только получение качественного образования. Невозможно представить современное общество и людей необразованными, ведь именно это является показателем развития и прогресса той или иной страны)
Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол и без Пушкина можно прожить…Вы согласны с этим утверждением? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
IV. Осмысление материала.
Учитель : Послушайте притчу
."У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытки починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартёр, поднял капот и всё тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привёл его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счёт, тот, удивлённо взглянув на него, возмутился:
- Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!
- Дорогой друг, - ответил мастер,- за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.
- Для чего нужно и нужно ли образования сегодня? (Стать достойным гражданином в обществе вы можете и без него, но быстрей выйти в люди, все-таки оно помогает.)
Учитель :Сегодня мы рассмотрим проблему личности и образования
.Я еще раз хочу обратиться к высказыванию Гельвеция « Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи» (слайд 6)
- .О какой пище идет речь? ( о духовной)
- А что является основной пищей для ума ? (чтение).
Учитель : Сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка
Прочитайте, найдите и выделите маркером ключевые слова, которые отвечают на вопрос «»? (слайд № 16)
1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)
( констатация - подтверждение)
2.«Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».
Учитель : В чем отличие этих определений? (Речь идет о субъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа, вузы.Во 2-знания приобретаются самими учениками)
Учитель: Актуальной задачей в нашей стране является следующее: образование в нашей стране должно быть доступно для всех граждан страны. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.
Задание: выписать в тетрадь элементы этих частей.
Уровни общего образования:( слайд № 17)
Дошкольное, начальное, основное, среднее
Учитель : задача этих элементов образования - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.
Уровни профессионального образования(Слайд № 18)
Среднее профессиональное, высшее бакалавриат, высшее специалитет, магистратура, высшее образование подготовка кадров высшей квалификации
Учитель : задачи профессиональных учебных заведений - последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня и подготовка профессиональных специалистов.
- В какой части образовательной системы вы находитесь?
( общеобразовательная)
- На какой ступени?( основное общее образование)
Учитель :На этом этапе готовится почва для того, чтобы на следующих этапах образования овладеть наиболее важными знаниями. Чем ближе окончание основной школы, тем важнее сделать первые шаги в выборе путей дальнейшего образования. Вы можете поступить в профессиональное учебное заведение или выбрать профильную. подготовку в 10 - 11 классах.
Учитель :Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления и комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Школа - один из основных элементов системы образования
Учитель : В РФ имеются различные пути получения образования - это и обучение в учебных заведениях; можно получить образование в семье
( при наличии соответствующих условий) и путем самообразования. Как можно самообразовываться?(Получить образование вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала)
Учитель : Основной источник самообразования- чтение, изучение литературы. Еще способствует самообразованию прослушивание лекций, посещение музеев и выставок, познавательных телепередач.
- Как вы понимаете словосочетание «непрерывность образования»?
(Это образование, которое человек должен получать всю свою жизнь.)
Учитель :В современном мире часто звучат слова: кто владеет знаниями, тот владеет миром. И поэтому непрерывность образования рассматривается как руководящий принцип во всех странах мира. Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через сеть Интернет.Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим., независимо от места их проживания и возраста.
Учитель :Каковы же функции образования в современном мире?
Мы можем выделить следующие: (слайд № 19 )
экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества)- образование заставляет человека развивать и применять свои способности;
социальная (осуществление социализации личности – образование положительно воздействует на социальные процессы.;
культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)- интеллектуальный капитал.
Учитель :Требования общества к образованию выражается в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих приоритетных ( т.е. преобладающих)принципах:( слайд № 20)
Принцип гуманизации. Большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам. Сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями.
Принцип гуманитаризации. Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека.
Принцип интернационализации. Создание единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение различных форм и систем обучения, проведение активного обмена учащимися и студентами
Учитель : В каком обществе мы живем?( информационном) Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса.
Образование тесно связано с жизнью данного общества. Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развивается её экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.
Конец XX- начало XXI века ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением соперничества между отдельными государствами, научными учреждениями. Стала более распространённой и конкуренция между работниками, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности.(Слайд № 21 - 22)
И поэтому государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшим условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния её населения, способности быстро и правильном ориентироваться в условиях международной конкуренции.
Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается выработка его качеств, отвечающих запросам информационного общества.
А теперь ситуация.( Слайд № 23)
«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:
1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);
2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»
Учитель :Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2.Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?
(В информационном обществе, всё больше прослеживается связь между уровнем образования, положением человека в обществе и конкурентоспособностью страны)
Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование
Учитель :Как возрастает значимость образования в условиях информационного общества (Слайд № 24)
Что и кто сможет обеспечить конкурентоспособность страны? (ответы учащихся) – образование и человек.
Основы конкурентоспособности личности закладываются прежде всего образованием. Существенно изменяется содержание образования. В школе появляются новые, более интересные учебники, больше внимания уделяется удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся.
Три звена конкурентоспособности:
Мы с вами ставили проблему значимости образования для человека, государства и общества(Слайд № 15)
Вывод: Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.
Человеческое общество постоянно развивается. В 20-21 веке обострилось состязание между различными государствами, научными учреждениями, между людьми, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности. И это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу - обеспечить конкурентоспособность (т.е способность выдержать конкуренцию).Конкуренция - соперничество
Вывод: Благодаря развитию личности и конкурентоспособности образования развивается российская экономика и укрепляется на мировой арене конкурентоспособность России, вступившей на путь инновационного развития.
V .Закрепление изученного и подведение итогов урока
(Слайд № 25 и № 26 ).
Что сегодня вы узнали на уроке?
VI.Рефлексия. Учитель :Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом: (Слайд № 27)
«каша в голове» (нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо; путаница в мыслях);
ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь),
«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум)
VII .Выставление оценок.
VIII.Домашнее задание :параграф 8
творческое задание: составить небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...