Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Материал содержит теорию по наиболее часто проверяемым знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx195.99 КБ

Предварительный просмотр:

Для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Три типа общества:

1. Традиционное общество

     Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.

Характерные черты традиционного общества:

Ручной труд и примитивные технологии.

Преобладает сельское хозяйство.

Сословный строй.

Низкий темп развития.

Направлено в прошлое, боится нововведений.

Преобладают ценности коллективизма.

Церковь влияет на общественную жизнь.

Патриархальная семья.

2. Индустриальное общество

     Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.

Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

Характерные черты индустриального общества:

Активное развитие промышленности.

Серийное машинное производство и механизация.

Превращение науки в общественный институт.

Рождение массовой культуры.

Классовый строй.

Предоставление прав и свобод людям.

3. Постиндустриальное общество

     Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

Развитие сферы услуг.

Основная единица товара — информация (знания).

Развитие информационных технологий.

Профессиональное деление общества.

Широкое использование компьютерных технологий, автоматизация промышленности.

Глобализация экономики.

Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

_____________________________________________________________________________

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. И здесь ещё одно очень важно. Чувство  патриотизма  ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности  к   другим   народам. Иначе это будет уже не патриотизм, а национализм.

      Патриотизм предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь. Патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества.

_____________________________________________________________________________      

      Гражданственность  – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности  человека  перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

 Гражданственность  подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.  Прежде   всего   гражданственность  означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность  - это политико-правовое состояние. Гражданственность  представляет собой и  нравственно-правовой  порядок жизни общества и государства.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности.

_____________________________________________________________________________

        Религия - это вера в сверхъестественное.

Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями, мировые религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

Национальные религии - религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм).

Мировые религии:

  • Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии. в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей.
  • Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине.
  • Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

_____________________________________________________________________________

Свобода совести естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). В качестве конституционной свободы свобода совести закреплена в ст. 28 Конституции РФ.

        Cтатья 28 Конституции РФ

       Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  • Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь убеждения.

Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

1) верно только А  2) верно только Б   3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

_____________________________________________________________________________

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний о действительности.

Функции современной науки:

 - культурно-мировоззренческая - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры;

 - познавательно-объяснительная - осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;

 - прогностическая - осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.

отличие науки от религии:

  • Наука подвергает сомнению факты, лежащие в самой ее основе. Религия зиждется на бездоказательных догмах, которые не могут быть изучены и проверены.
  • Наука старается максимально объективно исследовать окружающий мир. Она опирается на рациональное познание, направлена на движение, развитие, динамику. Религия же консервативна, статична, опирается на иррациональное сознание.
  • Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт.
  • Наука все подвергает сомнению, в религии сомнения недопустимы.
  • Наука выясняет, как и почему, религия – зачем. Наука стремится к познанию устройства мира, религия – к смыслу его существования.
  • Наука доступна не для всех, к религии может обратиться каждый.

Различия между наукой и религией:

 – наука не исходит из абсолютных истин, ей свойственен критический взгляд на то, что происходит в ее поле; давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений;

 – источником веры является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше; религия отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.

_____________________________________________________________________________

Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества, государства.

Общие тенденции в развитии образования:

 1) Демократизация системы образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

 2) Рост продолжительности образования - современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.

 3) Непрерывность образования - в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

 4) Гуманизация образования - внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

 5) Гуманитаризация образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

 6) Интернационализация процесса образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

 7) Компьютеризация процесса образования - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Ступени российского образования:

1) дошкольное образование

2) общее образование:

а) начальное общее

б) основное общее (5 – 9 классы)

в) среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

3) профессиональное:

а) среднее профессиональное (колледжи, техникумы, училища)

б) высшее профессиональное (бакалавриат  и магистратура)

в) послевузовское профессиональное (аспирантура, докторнатура)

_____________________________________________________________________________

Мораль – это представления общества о том, что хорошо, а что плохо, что добро. а что зло.

(Право – это обязательные для всех правила поведения, закреплённые в официальных документах и охраняемые силой государственного принуждения).

Мораль опирается на авторитет общественного мнения, нравственные убеждения личности. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому так, как к самому себе.

В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, а также самооценка человека, его совесть.  

Различия у норм морали и норм права:

 1. Нормы морали формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. Нормы права установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах.

 2. Нормы морали исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Нормы права обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся.

 3. Нормы морали - их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. Нормы права - их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.

 4. Нормы морали дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. Нормы права - для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.

 5. Нормы морали регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). Нормы права регулируют отношения, подконтрольные государству.

 6. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Нормы права регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

  • Что отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры?

         1) опора на представления о добре и зле

         2) определение образцов прекрасного

         3) стремление к достоверному знанию

         4) эмоциональное воздействие на человека

_____________________________________________________________________________

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей, процесс превращения человека в личность.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Уровни социализации:

1) первичная происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Первичные агенты – родители, учителя, друзья, сверстники.

2) вторичная происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – формальные организации, официальные учреждения (представители администрации, учреждений

Основные институты социализации.

  • Семья – один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности.
  • Группа ровесников. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).
  • Школа – действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник).
  • Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию.

_____________________________________________________________________________

      Социальная роль – это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус.

Человек обладает не одной ролью, а набором социальных ролей!

Основная социальная роль – гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и др. Ситуационная – пассажир, пешеход, покупатель, зритель и др.

C:\Users\user\Downloads\slide-4.jpg

_______________________________________________________________________________________________________

Типы экономических систем

Экономическая система — это способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. 

Любое общество в процессе организации экономической деятельности сталкивается с необходимостью дать ответ на три вопроса:

1. Что должно производиться и в каком количестве?

2. Как будут производиться блага, товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии?

3. Для кого предназначены производимые блага услуги и товары, т. е. кто должен располагать ими и как они должны распределяться между индивидуумами и семьями?

За долгий период своей истории человечество пытаясь найти наиболее оптимальные ответы на данные вопросы, использовало различные варианты экономических систем, из многообразия которых экономическая наука выделяет четыре основных типа: традиционную, централизованно-регулируемую (другие названия – плановая, командная), рыночную и смешанную. Для определения принадлежности экономической системы к тому или иному типу, как правило, используются два основных признака: форма собственности на средства производства, показывающая, кто именно ими владеет, и способ управления экономической деятельностью, дающий представление о том, кто именно принимает решения о распределении производственных ресурсов.

Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. В экономической жизни прежде всего ценится преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость и стабильность. Однако налицо и недостатки данного способа хозяйствования — отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ.

В основе командной экономической системы лежит государственный монополизм, то есть господство государства в экономике. Именно государство венными распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат. Государство является собственником всех средств производства. Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение). Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках. В то же время у такой системы имеются и определенные преимущества:

1) она гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая таким образом их уверенность в будущем;

2) плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производительности труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).

В рыночной экономической системе вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно. Рыночная экономика — это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулирующейся и быстроразвивающейся.

Смешанная экономика сочетает в себе черты рыночной, централизованно-регулируемой и даже иногда традиционной экономики (например, в Японии — верность национальным традициям) и в определенной степени устраняет недостатки каждого из вышеперечисленных типов. Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства. Классическим примером смешанной экономики является экономическая система Швеции, Японии, так называемых «азиатских драконов» (Тайвань, Гонконг и др.).

_____________________________________________________________________________

Государственный бюджет, его сущность и роль.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом власти — парламентом; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.

Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной.

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег.

Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.

Бюджетным профицитом (с положительным остатком - сальдо) называется превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономики. Гораздо более частое явление — это бюджетный дефицит (с отрицательным сальдо), т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.

Сбалансированный бюджет – доходы равны расходам.

_________________________________________________________________________________________________________

Налоги, их виды и функции

Налоги — это обязательная плата, которую безвозмездно взимает  

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную. 

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

     Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Виды налогов:

1. Прямые налоги устанавливаются  на доход или имущество - поземельный, подушный, промысловый, налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль.

2. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров,  таможенные пошлины (экспортные, импортные).

        Налоги не взимаются с: пенсий, государственных пособий, компенсаций, возмещающих причинённый вред.

Можно выделить три системы налогообложения.

  • пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
  • регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

  • - уплачивать законно установленные налоги
  • - вести в установленном порядке учет своих доходов
  • - предоставлять налоговым органам в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать
  • - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах

Налогоплательщики имеют право:

  • - получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах
  • - использовать налоговые льготы в соответствии с законодательством
  • - получать своевременный возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных
  • - присутствовать при проведении налоговой проверки

_____________________________________________________________________________

Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

____________________________________________________________________________

Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

2. Основные причины глобализации:

  • Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
  • Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения
  • Переход от национальной экономики к мировой

3. Основные направления глобализации

  • Деятельность транснациональных корпораций
  • Глобализация финансовых рынков
  • Глобализация миграционных процессов
  • Мгновенное перемещение информации
  • Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
  • Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.


4.
 Последствия процесса глобализации

Позитивные

Негативные

• Стимулирующее влияние на экономику:

— появление возможности создавать товары в тех регионах мира,  где их производство обойдется дешевле;

—  возникновение возможности реализации  товара там, где это даст максимальную выгоду;

—  снижение  издержек  производства;

—  появление   возможностей   для дальнейшего   развития   производства;

—  рост прибыли;

—  концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

—   Сближение государств

•       Насаждение единого стандарта потребления

•       Создание препятствий для развития отечественного производства

•       Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

•       Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

•       Утрата каких-то специфических черт национальных культур


5. «Глобальные проблемы» — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:

  • затрагивают все человечество;
  • настоятельно требуют решения;
  • предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
  • от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

 7. Причины глобальных проблем:

  • активный преобразующий характер деятельности человечества;
  • противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

  • Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
  • Демографическая
  • Преодоление отсталости развивающихся стран
  • Продовольственная
  • Сырьевая
  • Энергетическая
  • Экологическая
  • Использования Мирового океана
  • Мирового освоения космоса
  • Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

9. Основные направления разрешения глобальных проблем

  • Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  • Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
  • Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
  • Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
  • Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

_____________________________________________________________________________

Предпринимательство

1. Предпринимательская деятельность отличается следующими признаками:

- предпринимательство – это инициативная и самостоятельная деятельность;

- предпринимательство – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли;

- предприниматель сам, своим имуществом отвечает за результаты своей деятельности;

- предпринимательство – это рискованная деятельность.

2. Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность граждан и организаций, направленная на систематическое получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности и риске.

3. По сферам экономики предпринимательство делится на два вида:

- предпринимательство в сфере производства

-предпринимательство в сфере услуг

4. Выделяют три формы предпринимательства:

-индивидуальное

- партнерское

-корпоративное.

5. Индивидуальное предпринимательство имеет следующие плюсы:

-легко создать свое дело

- легко сохранить коммерческую тайну

- налоги не более 35 %

- большая свобода действий

- наименьшее регулирование со стороны государства.

6. Недостатками индивидуального предпринимательства являются:

- ограниченные финансы

- меньшая стабильность

- ограниченные предпринимательские способности

- полная ответственность.        

7. Достоинства партнерского предпринимательства (товарищества):

- можно открыть более перспективное дело

- объединение интеллектуальных способностей собственников

- легче получить банковский кредит

- более длительные сроки существования и легкость в их создании

- не особенно жесткое регулирование со стороны государства

8. Недостатки партнерского предпринимательства:

- полная ответственность

- конфликты между ними

- прекращение его деятельности в связи со смертью или выходом одного из партнеров

9. Плюсы корпоративного предпринимательства (хозяйственного общества):

- большие финансовые возможности

- преимущества на рынке сбыта

- ответственность в пределах вложенного капитала

10. Минусы  корпоративного предпринимательства (хозяйственного общества):

- сложный порядок создания предприятия

- сильный надзор со стороны государства

- высокие налоги.

Индивидуальное предпринимательство

1. Заниматься предпринимательством гражданину можно только приобретя статус индивидуального предпринимателя, а для этого нужно иметь:

- имя

- место жительства

- быть правоспособным

- быть дееспособным

2. Гражданская (имущественная) правоспособность – это возможность иметь имущественные права и обязанности. В нашей стране она в равной степени признается за всеми гражданами, возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

3. Гражданская (имущественная) дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права, а также исполнять имущественные обязанности. Различают полную дееспособность, ограниченную дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, неполную дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет. Дети в возрасте до 6 лет являются недееспособными. Психически больные являются недееспособными только, если таковыми их признал суд.

4. Эмансипация, т.е. признание полностью дееспособным, возможна с 16 лет, если гражданин:

- вступил в брак до 18 лет

- заключил трудовой договор или занимается предпринимательской деятельностью.

5. Предпринимательской деятельностью можно заниматься с 16 лет.

6. Правовой статус индивидуального предпринимателя:

-  возникает с момента государственной регистрации

- дает право нанимать работников

- дает возможность за рассмотрением споров обращаться в суд

- позволяет в необходимых случаях признать банкротом

- дает возможность работать на платной основе

- дает возможность передавать имущество по наследству.

7. Малые предприятия способствуют:

- созданию новых рабочих мест

- внедрению новых товаров и услуг

- обеспечению потребностей в особых, редких товарах и услугах.

Юридические лица

1. Юридическое лицо образуется тогда, когда объединяются люди и капиталы для организации крупного дела.

2.  Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Юридическое лицо имеет пять признаков:

- имеет органы управления

- обладает обособленным имуществом

- может от своего имени заключать договоры

- отвечает по долгам своим имуществом

- может предъявлять иски и выступать ответчиком в суде.

4. Юридические лица бывают двух видов: коммерческие и некоммерческие.

5. Коммерческие – это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

6. Некоммерческие – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели.

Виды коммерческих организаций

1. Коммерческие организации разделены на виды:

- хозяйственные товарищества

- хозяйственные общества

- производственные кооперативы

- унитарные предприятия (государственные и муниципальные).

2. Полное товарищество – это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

     (Полное товарищество – это сравнительно несложная организация. Им может быть, например, мастерская по ремонту автомобилей или обуви, ателье по пошиву одежды, магазинчик и т.д. Вот почему управление такой фирмой осуществляется по согласию всех или большинством голосов. Прибыли и убытки здесь делятся, как правило, соразмерно внесенным долям капитала. Но главным отличительным признаком полного товарищества является полная или неограниченная ответственность, которую несут его участники по обязательствам товарищества. Это означает, что, если не хватило имущества товарищества для того,  чтобы рассчитаться с клиентами и другими кредиторами, товарищи должны отвечать и своим имуществом).

3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами, т.е. лицами, отвечающими неограниченно и своим личным имуществом по долгам товарищества, имеют один или несколько участников – вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов.

4. Общество с ограниченной ответственностью  (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, капитал которого разделен на доли, а его участники несут ответственность только в пределах стоимости своей доли.

     ООО имеет следующие особенности:

1. Капитал общества разделен на доли участников, которые могут быть как одинаковыми, так и отличаться по размерам.

2. Участники общества не отвечают по долгам общества своим личным имуществом. В случае неудачного ведения дел его участники рискуют только не получить часть причитающейся им прибыли и утерять вложенную долю капитала.

3. Личное участие его членов в делах вовсе не обязательно. Тогда как в товариществе применение личного труда является правилом.

4. Изменение состава участников ООО жестко контролируется: прежде чем продать свою долю, выбывающий должен предложить ее купить другим участникам ООО. Это сделано для того, чтобы у членов общества сохранялся контроль над своим предприятием. Покупка же доли выбывающего участника неизвестным человеком, могла бы подорвать устойчивость предприятия.

5. Если ООО используется в основном для ведения среднего бизнеса, то для того, чтобы затеять грандиозное дело, например, ввести в строй завод, более подходящим является АО.

Акционерное общество (АО) – это общество, капитал которого разделен на определенное число акций, а его участники (акционеры) отвечают по его долгам в пределах принадлежащих им акций.

1. Капитал акционерного общества разделен на равные доли, оформляемые ценными бумагами – акциями.

2. Выход из АО возможен путем продажи акций.

3. АО бывают двух видов: открытые (продать акции этих обществ можно любому и каждому, не спрашивая ни у кого согласия) и закрытые (здесь акции можно продать, предложив их сначала акционерам этого общества).

4. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости приобретенных ими акций , но не более. Именно поэтому АО так привлекательно для многих людей – боязнь разориться здесь отсутствует.

5. Всех акционеров объединяет одна цель – получить на свои акции дивиденды (часть прибыли АО).

6. Многолюдным коллективом АО (акционерами и работающим персоналом) руководит целая система органов управления: общее собрание, совет директоров, правление, генеральный директор и др.

6. Производственный кооператив – это объединение граждан для совместной производственной деятельности, основанное на их личном трудовом участии и объединении паевых взносов.

     Еще его называют артелью. Примеры: кооператив по сбору арбузов, кооператив по строительству дачных домиков и т.п.

1. Отношения в кооперативе строятся по принципу равенства. Независимо от того, какой по размерам внесен пай, член кооператива имеет один голос (тогда как в других коммерческих организациях, как правило, «вес» голоса определяется суммой вклада).

2. Главное в производственном кооперативе не капитал, а личный труд. Это связано с тем, что кооператив, как правило, организуется для выполнения простых работ.

3. Капитал в виде паевых взносов требуется здесь минимальный.

4. Прибыль распределяется, как правило, по труду, а не по размеру пая, как в товариществе.

5. Ответственность же по долгам кооператива дополнительная: она кратная паю (2-, 5-, а может и 10-кратная). Это устанавливается уставом кооператива.

7. Унитарное предприятие – это предприятие, собственником которого является государство или муниципалитет (местная администрация).

У унитарных предприятий собственник один – государство (отсюда и произошло их название). Именно государственные органы назначают директоров унитарных предприятий и проводят волю государства, решая вопросы о том, что и как производить. Местная администрация управляет многими булочными, газо-, водо-, теплоснабженческими предприятиями и др.

_____________________________________________________________________________

Акциз (франц. уменьшенный). Вид косвенного налога на товары, обычно массового потребления, и услуги, который включается в цену товара или плату за услуги.

Бизнес (англ. дело, занятие). Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

Бюджет (англ. сумка). Смета денежных доходов и расходов. Формируется на уровне государства, предприятия, организации, семьи. Государственный бюджет принимается высшим законодательным органом страны.

Валовой внутренний продукт (ВВП). Важнейший макроэкономический показатель. Совокупная стоимость (в рыночных ценах) конечного продукта (товаров, продукции, услуг), созданного в течение года внутри страны.

Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость произведенных в течение года как внутри страны, так и за рубежом товаров и услуг, выраженная в рыночных ценах.

Девальвация (франц. обесценение). Уменьшение официального золотого содержания денежной единицы страны или снижение ее курса по отношению к  валютам других стран, осуществляемое   в законодательном порядке.

Деноминация (лат. переименование). Укрупнение денежной единицы для упорядочения денежного обращения. Название национальной валюты при проведении деноминации не меняется.

Деньги - особый товар, выполняющий на рынке, в процессе обмена, роль всеобщего товарного эквивалента, выражающего стоимость всех товаров, служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги – это «товар товаров», который в скрытом виде содержит в себе все другие товары. Деньги выполняют несколько функций. Они служат мерой стоимости товаров и услуг (позволяют выразить стоимость чего-либо в ценах), выступают как средство обращения (посредника при обмене), как средство платежа (когда между актами купли и продажи возникает временной разрыв). Деньги выполняют функцию средств накопления, средств инвестиции. С развитием международного разделения труда деньги начали играть роль мировых денег. 

Дотация (лат. дар, пожертвование). Безвозмездное государственное пособие организациям, предприятиям для покрытия убытков или для других целей.

Заработная плата. Вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по условиям трудового договора. Виды заработной платы: сдельная (по количеству произведенной продукции) и повременная (по количеству отработанного времени).

Инфляция (лат. вздувание, вздутие). Рост цен на товары и услуги, не вызванный соответствующим улучшением их качества. Предпосылкой инфляции признают переполнение сферы обращения бумажными деньгами, при котором масса денег существенно превосходит массу товаров. Непосредственными причинами инфляции являются просчеты в финансовой политике государства (необеспеченная эмиссия, несбалансированность бюджета, непосильные социальные программы и др.), чрезмерный приток иностранной валюты, удорожание импортируемых товаров, хронический товарный дефицит и другие факторы.

Конкуренция (лат. столкновение, соперничество). Борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Концессия (лат. разрешение, уступка). Договор на сдачу государством в эксплуатацию иностранному государству или частному лицу на определенных условиях предприятий, земли, недр и т.д. с целью развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств.

Конъюнктура (лат. связывать, соединять). В экономике – совокупность показателей, характеризующих текущее состояние экономики, финансов, торговли.

Лизинг – сдача в долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, помещений.

Ликвидность – способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива в деньги; степень легкости, с которой какие-то активы, фонды могут быть превращены владельцем в деньги.

Лобби (англ. кулуары). Группа, представляющая интересы тех или иных экономически сильных структур в представительных и других органах власти.

Маркетинг (англ. рынок, сбыт). Совокупность методов и приемов изучения покупательского спроса, организации рекламы, проведения ценовой политики и т.д. на основе изучения рынка.

Менеджер (англ. управлять). Наемный руководитель производства, администратор, управляющий, член руководящего совета компании, банка.

Менеджмент. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Модернизация (франц. современный). Процесс перехода от традиционного общества к современному индустриальному. Модернизация включает осуществление промышленного переворота и индустриализации, формирование развитой рыночной экономики и гражданского общество, юридическое закрепление автономии личности, прав, свобод и ответственности человека.

Монополизм (греч. один + продаю). Установление исключительного права на производство, продажу или использование чего-либо. Монополия ограничивает свободу рыночной конкуренции, затрудняет научно-технический прогресс и экономический рост. Многие стьраны проводят антимонопольную политику.

Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством, а также региональными и местными органами власти с физических и юридических лиц, поступающие в бюджет соответствующего уровня. Виды налогов: прямые (подоходный, на имущество, земельный и др.) и косвенные (входят в цену товара).

Национализация – передача предприятий, земель, банков, отраслей хозяйства из частной собственности в собственность государства. 

Офшор (англ. находящийся на расстоянии от берега). Термин, обозначающий тип коммерческой компании, созданной или зарегистрированной на территории иностранного, чаще всего небольшого государства и пользующейся налоговыми льготами. То же, что и «налоговая гавань».

Приватизация (лат. частный). Передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность. Конкретные формы приватизации различны: бесплатная раздача гражданам; аренда с последующим выкупом; преобразование государственных предприятий в акционерные общества; выкуп предприятий на конкурентной основе.

Производительность труда. Важнейший показатель эффективности производства, измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции в единицу времени.

Производительные силы. Совокупность человеческого (рабочая сила) и вещественного (предметы труда и средства труда) факторов производства.

Производственные отношения. Отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности.

Производитель – это предприятие (организация, компания, лицо), производящее продукцию, товары и услуги. ( Производитель заинтересован в получении максимальной прибыли. Производитель является одним из субъектов экономической деятельности).

Протекционизм (лат. защита, покровительство). В экономике – политика, направленная на ограждение национальных производителей от иностранной конкуренции.

Рента (лат. возвращать). Доход, получаемый с вложенного капитала, сдаваемой в аренду земли, имущества, не связанного с предпринимательской деятельностью собственника.

Рентабельность (нем. доходный, прибыльный). В экономике – показатель эффективности производственной деятельности, отношение полученной прибыли к затратам.

Стагнация (лат. стоячая вода). Застой в экономике, производстве, торговле, социальной жизни и др.

Субсидия (лат. помощь). Вид пособия, обычно денежного, предоставляемого кому-либо государством или учреждением, фондом, отдельным лицам.

Факторы производства – в узком значении – производительные силы общества. В широком значении – любые элементы производства

Цена – денежное выражение стоимости. Формируется в соответствии с законом стоимости. На рынке формируется две цены: цена спроса – минимальная цена, по которой производитель готов продать товар, и цена предложения – максимальная цена, по которой покупатель согласен купить этот товар.

Эмиссия (лат. выпуск). Выпуск в обращение денег или ценных бумаг.

Экономические ресурсы производства — это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются товары и услуги.

Экономический цикл — это периодические колебания деловой активности в стране.

Рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу.

 Собственность - это экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела материальных и духовных ценностей, юридическое право определённых лиц на такую принадлежность

Величина спроса - это количество товара, которое было бы куплено по конкретной цене за определённый период времени при данном характере спроса.

Экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

_____________________________________________________________________________

Безработица фрикционная — это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения

Безработица структурная — это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости становления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Безработица циклическая — это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных.

Безработица скрытая — характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Безработица добровольная — это безработица, связанная с нежеланием работать в условиях пониженной заработной платы.

Безработица застойная — такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом.

Безработица сезонная — возникает регулярно в определенное время года. Особенно она характерна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе по чисто погодным климатическим условиям.

 «Социальные последствия безработицы»:

1) негативные

  • Обострение криминогенной ситуации
  • Усиление социальной напряженности
  • Увеличение социальной дифференциации
  • Снижение трудовой активности

2) позитивные

  • Повышение социальной ценности рабочего места
  • Увеличение личного свободного времени
  • Возрастание свободы выбора места работы
  • Увеличение социальной значимости и ценности труда

Негативные последствия безработицы.

 - Недоиспользование экономического потенциала общества,  когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

- Снижение уровня жизни населения

- Потерявшие работу получают лишь пособия по безработице

- Сокращается потребительский спрос

- Сокращаются доходы работающих по найму

- Потеря профессиональных знаний и навыков

_____________________________________________________________________________

Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель желает и способен купить при определённом (том или ином) уровне цен.

От чего зависит объём и структура спроса? Спрос зависит как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряжённые сопутствующие товары. 

Неценовые факторы спроса: 
1) цены на сопряжённые товары; 
2) потребительские предпочтения; 
3) число покупателей; 
4) ожидания изменения цены; 
5) доход. 

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. 
____________________________________________________________________________

Гражданство РФ

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

     Благодаря тому что существует связь человека и государства, государство может гарантировать гражданину обеспечение его законных прав (принимать участие в выборах властей, свободно выезжать из страны и возвращаться в нее и т.д.), их защиту.

____________________________________________________________________________

Политический режим: понятие и признаки.
Важнейшая характеристика государства – политический режим, который указывает, с помощью каких методов (правовых или неправовых) государство осуществляет свои полномочия. 
Признаки политического режима – 
Уровень легитимности политической власти. Это – степень участия народа в формировании органов политической власти, доминирующие методы осуществления политической власти (принуждение, убеждение, насилие). 

Правовое положение человека в государстве. Это – реализация основных прав и свобод человека и гражданина, степень гласности в обществе, учет интересов меньшинства при принятии политических решений, положение СМИ. 

Принципы организации политического устройства общества. Это – господство права, разделение властей, многопартийность, роль в обществе силовых структур государства, прозрачность власти и ее государственного аппарата. 

Тоталитарный режим. Это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью сто стороны государства. Признаки тоталитаризма: политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которая пронизывает все сферы общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения. СМИ находятся под жестким контролем властей, монополия власти на информацию. Управление осуществляется посредством террора. Подчинение экономики государству, командно-административная система управления. 

Авторитарный режим можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но представляющую автономию личности во внеполитической сфере. Для авторитарного политического режима характерны определенные черты: неограниченность власти (при этом власть может править при помощи законов, но принимает их сама), монополизация власти, опора на силу. Авторитарный режим обычно не прибегает к массовым политическим репрессиям, но преследует инакомыслящих, полномочия местных органов власти минимальны, население превращается в объект политических манипуляций. Поощряются расовые и националистические предрассудки, пропагандируется образ врага. Авторитарные режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктаторских режимов.

Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота. 
Признаки: переход власти в результате военного переворота к хунте, отмена конституции и замена ее актами военных властей, ограничение действия политических прав и свобод человека. 

Охлократический демократический режим: опирается на власть толпы или митинговой демократии (Веймарская республика в Германии). 

Теократический режим: сосредоточение политической власти в руках духовных лиц, с опорой на религиозные догмы и господством религиозной идеологии (Иран). 

Демократический режим. 
Признаки: эффективное политическое участие граждан в управлении, возможность получать достоверную политическую информацию, государственные руководители страны избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство, которое определяется прямым (президентские выборы) или косвенным (парламентские выборы) голосованием. Обязанность большинства уважать меньшинство, что означает признание за последним права на критику правительства. Принцип конституционализма, то есть обязанность властей и граждан придерживаться конституции. Гарантия в отношении основных свобод граждан. 

                        Представительная и непосредственная форма демократии.
    Слово демократия пришло из греческого языка и означает «власть народа, народовластие». В Древней Греции этим термином обозначалась особая форма общественного устройства, когда большинство граждан имели право участвовать в управлении делами государства. В истории нашей страны аналогом греческой демократии было новгородское вече, олицетворявшее волю граждан и ее тождественность с государственной властью. В настоящее время такая форма демократии называется прямой или непосредственной.

      Прямая демократия предполагает непосредственное участие народа в обсуждении путей решения главных проблем общественной жизни, в принятии соответствующих решений. 
Прямая демократия имеет ряд
недостатков. Широкие народные массы не всегда обладают знаниями и умениями, необходимыми для компетентного решения государственных дел. Часто они действуют импульсивно, исходя из собственного понимания ситуации, под давлением эмоций. Также при принятии коллективных решений обычно происходит размывание ответственности. Если решение принято всеми, то трудно найти тех, кто будет отвечать за его неисполнение. На больших территориях или при решении срочных неотложных проблем прямую демократию трудно или невозможно реализовать. 

     Есть ли место прямой демократии в современном обществе? Прямая демократия существует в виде отдельных элементов – референдумов, прежде всего. Общие собрания проводятся только в рамках местного самоуправления. Вовлечение всех граждан в решение государственных дел возможно только путем организации референдумов. Референдум – это всенародный опрос, голосование. Могут быть общенациональные референдумы. В них принимают участие все граждане страны, имеющие избирательные права. Референдум дает возможность народу путем голосования выразить свою волю непосредственно. На общенациональные референдумы выносятся самые важные вопросы государственной жизни. 12 декабря 1993 года прошел референдум, в ходе которого граждане высказали свое отношение к проекту Конституции. 
     Политологи считают, что принцип народовластия реализуется через
представительную демократию избранных народом в органы государственной власти представителей и демократию непосредственную путем прямого непосредственного влияния граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. 
                                                          Признаки демократии
Суверенитет народа. То есть признание народа источником власти. Непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. 

Выборность основных государственных органов. Выборы должны быть свободными, справедливыми, частыми. 

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. 

Равноправие граждан, то есть равенство их политических прав, а также равенство перед законом. 

Приоритетность прав человека над правами государства, их надежная защита, в том числе неприкосновенность личности, право свободно выражать свое мнение. 

Политический и идеологический плюрализм, то есть существование альтернативных источников информации, выведенных из-под правительственного контроля, высокой степени свободы в создании разнообразных организаций, включая оппозиционные политические партии. 

Для реализации демократических принципов необходимы определенные условия. 
Важнейшие механизмы функционирования демократии

Обеспечение политической стабильности общества

 Способность к компромиссу каждой личности

Свободная пресса

Отсутствие привилегий у должностных лиц
Активная деятельность негосударственных организаций 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация материала по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

материал используется при подготовке к ЕГЭ по обществознанию заданий С.8...

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...

Материал для подготовки к ГИА по обществознанию

Материал по темам  для подготовки к ГИА по обществознанию 9 класс....