Материал для подготовки к ГИА по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Материал по темам для подготовки к ГИА по обществознанию 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_individ_lichnost.rar | 959.96 КБ |
obshchestvo_i_chelovek.rar | 495.13 КБ |
sotsialnye_otnosheniya.rar | 1.97 МБ |
ekonomicheskaya_sfera_zhizni_obshchestva.rar | 216.22 КБ |
politika.rar | 1.18 МБ |
pravo.rar | 480.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.
Тема 3.1
Деятельность человека, ее основные формы
Способность человека преобразовывать мир при помощи своих действий – качество, отличающее нас – людей, от других живущих на земле существ. Под деятельностью понимается целенаправленная активность человека, направленная на изменение окружающего мира и себя, как части мира. Из природных материалов человек создает новые продукты, обладающие свойствами, качествами, полезными для себя. Предметом деятельности человека может быть любой объект – вещи, явления, другие люди. В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.
Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
Практическая деятельность подразделяется на:
а) материально-производственную;
б) социально-преобразовательную;
В духовную деятельность включают:
а) познавательную деятельность;
б) ценностно-прогностическую деятельность;
в) прогностическую деятельность.
Основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. Также можно отнести к данной группе и общение. Однако жестко разделить их между собой не представляется возможным. Человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.
В детские годы чрезвычайно важной деятельностью для становления человека является игра. Именно в игре ребенок имитирует ситуации из жизни, как бы вживается в роль взрослого человека. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «школу» и даже в «войну». Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, не только в детстве. Меняется только место и роль игры, сам характер игр. Например, во время учебы в экономическом вузе студенты обязательно играют в деловые игры, моделируют ситуации, складывающиеся на фирме, ищут решения возникающих по ходу игры проблем. Игры занимают значительное место и в процессе учебы в школе. Например, во многих школах проводится День самоуправления (обычно это приходится на День учителя). Ученики-старшеклассники становятся в тот день учителями-предметниками, ведут уроки в младших классах, выполняют функции директора, завуча, замдиректора по хозяйственной части. Это тоже игра. Играют и взрослые. К примеру, родители, также как и дети, могут играть в компьютерные игры, повышая свою квалификацию на работе, проходить стажировки, где им также части приходится играть, моделировать управленческие решения, производственные ситуации.
Существует и особый вид игр – азартные (на деньги). Это карточные игры, рулетка. Наверное, вы все слышали о так называемых «одноруких бандитах» - игровых автоматах. Многие люди, именно взрослые, так пристращаются к ним, что проигрывают целые состояния. Игромания становится сегодня для некоторых людей своего рода болезнью. Этим пользуются владельцы казино, салонов игровых автоматов, получая огромную прибыль. Поэтому столь остро стоит вопрос в российском парламенте о выделении особых территорий для азартных игр, о том, чтобы запретить размещение казино вблизи школ, иных детских учреждений.
Особую роль в школьном возрасте играют такие виды деятельности как учеба и труд. В процессе учения (учебы) люди приобретают новые знания о материальном мире в целом, о природе, как естественной среде обитания человека, об обществе, о человеке. Также, обучаясь, мы овладеваем необходимыми нам приемами и навыками познавательной и практической деятельности, способами и опытом поведения в жизненных ситуациях, формируем собственный набор ценностных ориентиров, идеалов.
Специфическим отличием трудовой деятельности является создание полезных для человека продуктов, как материальных, так и духовных. Многие школьники во время летних каникул устраиваются на временную работу, уезжают в молодежные трудовые лагеря, работают на прополке и уборке урожая. В последние годы во многих школах нашей страны реализуется общественно значимая детская акция «Я - гражданин России». В процессе ее реализации школьники благоустраивают городские парки, собирают средства на реставрацию памятников героям Великой Отечественной войны, организуют зоны отдыха в своем микрорайоне, помогают одиноким престарелым людям. Это трудовая деятельность имеет и огромное нравственное, воспитательное значение.
Однако, жестко разделить данные виды деятельности друг с другом не представляется возможным. Человек познает мир и самого себя в процессе общения с себе подобными, а также, в труде. В детские годы чрезвычайно важной для становления человека является игра. Играя, ребенок имитирует ситуации из взрослой жизни, как бы вживается в роль взрослых людей. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «семью», и даже, в «войну».
Также по сферам общественной жизни можно говорить о деятельности политической, хозяйственной, социальной, культурной. Особым видом деятельности, результат которой - создание нового, еще не известного, не имеющего аналогов в природе, является творчеством. Существуют и иные классификации видов деятельности людей.
Любая деятельность обязательно подчиняется сознательно определяемым целям, отражающим наши собственные интересы и потребности. Мы хотим жить более комфортно, удобно, меньше зависеть от природных стихий. Ученые подразделяют цели человеческой деятельности на объективные - определяемые общественно-значимыми, важными для подавляющего большинства людей мотивами, и субъективные - связанные только с личными устремлениями, интересами, намерениями конкретных людей. Кроме целей, в деятельности человека можно выделить средства и методы ее осуществления, процесс деятельности, результаты, рефлексию (осмысление и оценивание результатов).
Каждый из нас знает, что далеко не все люди действуют во благо окружающим, многие стремятся удовлетворить только свои собственные «шкурные» интересы. Например, шайка разбойников, жуликов будет набивать себе карманы, воруя у государства или других людей. И такая деятельность, безусловно, будет очень даже целенаправленна. Но отрицательна, так как противоречит ценностям, идеалам большинства людей, а то и угрожать их жизни, покою, счастью, собственности. Иногда мы, стремясь избежать трудностей и проблем, или же просто из баловства идем на постановку такого рода целей, например, списать контрольную, незаслуженно получить высокую оценку, подделать отметку в журнале, подложить учителю кнопку на стул или же облить стул товарища клеем. А если подумать, что то же самое может быть предпринято в отношении нас?
Говоря об отрицательных целях, необходимо подчеркнуть, что они гораздо менее распространены в обществе, чем положительные. Положительные цели выдвигает в своей деятельности подавляющее большинство людей.
В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.
Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
- общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
- общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
- общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
- общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.
Предварительный просмотр:
Глобальные проблемы
На сегодня разносторонняя деятельность человека приобрела небывалый размах, охватив почти весь земной шар. Космические аппараты дают возможность практически мгновенно связаться по телефону с любой точкой мира, а вещества промышленных выбросов обнаружены даже в Антарктиде. Баллистическими ракетами можно поразить любую цель, где бы она ни находилась. Ни страна мира не может избежать того или иного воздействия мировой и мировых финансовых институтов. Итак, целый ряд проблем, возникающих перед человечеством, охватывающих весь земной шар и даже ближний космический пространство. Такие проблемы получили название глобальных (от фр. Global - общий, происходящее от лат. globus - шар). Эти проблемы изучаются многими науками, в том числе и географией, хотя бы потому, что в географической оболочке Земли все компоненты тесно взаимосвязаны благодаря круговорота различных веществ и видов энергии.
Глобальные проблемы - Проблемы, которые охватывают всю Землю, все человечество, все государства и требующих для своего решения совместных усилий мирового сообщества.
Глобальными считаются многие проблемы, среди которых можно выделить
наиболее важные: разоружения и сохранения мира на Земле, экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и сырьевая.
Проблема разоружения и сохранения мира на Земле. Историю человечества можно рассматривать как историю войн. Только в XX в. состоялись две мировые и множество локальных войн (в Корее, Вьетнаме, Анголе, на Ближнем Востоке и в других регионах). Лишь после Второй мировой войны до начала XXI века. произошло более 40 международных и около 90 внутригосударственных конфликтов, где погибли десятки миллионов людей. При этом если в международных конфликтах соотношения погибшие гражданских и военных примерно равное, то в гражданских и национально-освободительных войнах гражданского населения погибает в три раза больше, чем военных. И сегодня на планете продолжают существовать десятки точек потенциальных международных или межнациональных конфликтов.
Иногда объектами террористических атак становятся пассажирские авиалайнеры.
Политическая напряженность
В эпоху «холодной» войны господствовала доктрина ядерного сдерживания для обеспечения международной стабильности и безопасности государств. Под ядерной сдерживанием понимают разновидность внешней политики государств в целях снижение уровня военной опасности, активного сдерживания агрессора от попытках решения военных конфликтов и войн. В современном мире складывается концепция ядерной многополярности, то есть существование нескольких государств с ядерным оружием сдерживания. Построение безъядерного мира в настоящее время нереальна, потому что ядерное оружие будет оставаться одним из важных элементов мировой политики в обозримом будущем.
Негативным является влияние милитаризации (от лат. militaris - военный), то есть военной мощи, не только на экономику, но и на общество в целом. Ежегодно в мире на военные нужды расходуется около 1 трлн долл. Почти половина этих расходов несут два государства - США и Россия. В некоторых странах военные расходы превышают 1 / 10 их ВВП, прежде всего в тех, которые постоянно втянуты в военное противостояние (Северная Корея, большинство стран Персидского залива и др.). Некоторые небогатые по доходу на душу населения страны вкладывают больше средств в военную сферу, чем в социальную, например Китай, Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Куба, Вьетнам и др. На удовлетворение спроса на военные товары и услуги, по оценке ЮНЕСКО, работает 50 млн человек, в разработках военного характера участвуют полмиллиона ученых и конструкторов, или 1 / 5 ученых мира.
Особенно большую опасность составляют арсеналы ядерного оружия. Ядерную оружие имеют 5 стран - членов «ядерного клуба»: США, Россия, Франция, Великобритания, Китай.
От милитаризации страдают различные сферы человеческой деятельности. С экономики изымаются большие финансовые средства, которые могли бы пойти на решение социальных, экологических и других проблем. На военные нужды расходуются природные ресурсы, которые могли бы быть использованы в народном хозяйстве. Милитаризация экономики приводит к изъятию из трудовых ресурсов миллионов людей, находящихся в армиях, которые также приходится содержать. Много денег тратится на военные научно-исследовательские разработки. Производство оружия требует проведения его испытания, что приводит к тяжелым экологическим последствиям.
Разоружения (демилитаризация), т.е. переход военной экономики на производство мирной продукции, - процесс сложный, связанный с международной политикой, с конфликтами и с военным соперничеством государств. Чтобы перевести предприятия, выпускающие продукцию военного назначения, на производство мирной продукции, необходима конверсия (от лат.conversio - изменение, преобразование). Процесс этот сложный, поскольку требует больших затрат на техническое перевооружение предприятий, временной потери прибылей.
Экологическая проблема - является результатом взаимодействия человека и ее хозяйственной деятельности с окружающей природой. Сначала процесс в основном ограничивался изъятием животных (в процессе охоты, рыболовства) и растений (как продуктов питания, отопление). Уже в далекие времена люди поджигали травы в степях или леса с целью охоты на зверей, а позднее - для освобождения земель под пашню. С развитием земледелия, животноводства и особенно промышленности воздействие на природу усиливался, а во второй половине XX в. в связи с бурным развитием промышленности и транспорта, демографическим взрывом, урбанизацией и испытаниями ядерного оружия резко возрос. Негативное воздействие человека на природу проявляется в виде снижения качества и деградации ее отдельных компонентов, а также загрязнение природы в целом.
Загрязнение выражается в поступлении в окружающую среду различных химических элементов и их соединений (твердых, жидких, газообразных), выбрасываемых промышленными, сельскохозяйственными предприятиями, транспортом, городским коммунальным хозяйством. Испытания ядерного и других видов оружия, боевые действия загрязняющих окружающая среда очень опасными веществами, особенно радиоактивными. Наибольший спектр загрязняющих веществ поставляют предприятия химической, затем - металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики. Сильным загрязнителем является транспорт, особенно автомобильный и авиационный.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) способствовала принятию Стокгольмской конвенции (2001), согласно которой 12 наиболее высокотоксичных химикатов должны быть исключены из во всем мире. Это диоксин, полихлориванни бифенилы и пестициды. Многие из них давно запрещены в промышленно развитых странах.
Основные последствия загрязнения окружающей среды:
наносится вред здоровью человека. Вещества - загрязнители приводят к различным заболеваниям, а в некоторых случаях даже к смерти людей и сельскохозяйственных животных;загрязненные территории становятся малопригодными или вообще непригодными для проживания людей и их хозяйственной деятельности; загрязнение может привести к нарушению способности биосферы к самоочищению, ее полного разрушения и гибели человечества.
Для того чтобы уменьшить или совсем устранить загрязнение, необходимо соблюдение следующих требований:
на первых этапах строить очистные сооружения на предприятиях, а в перспективе создавать новые технологии, не приводящие к загрязнению природы; осуществлять поиск альтернативных источников энергии - энергии термоядерного синтеза, ветра, солнца, использование абсолютного вакуума и п.; постепенно, переходя на новые технологии, загрязненные территории можно рекультивировать, превратить в пригодные для заселения и хозяйственного использования.
Негативное влияние на человека осуществляется не только загрязнение, но и невидимые техногенные геофизические поля, изучаемых экологической геофизикой. Этот электромагнитное воздействие (электромагнитные поля промышленного оборудования, бытовых приборов, радиоволны), который может негативно влиять на живые организмы и человека, ионизирующее излучение промышленных предприятий и отдельных механизмов. Вредно действуют на здоровье людей некоторые физические поля: акустическое (шумовое загрязнение), вибрационное, электрическое.
Ухудшение качества окружающей среды может возникать не только при его загрязнении, но и в результате интенсивной вырубки лесов, чрезмерного выпаса сельскохозяйственных животных, распашка земель, строительства транспортных путей, различных промышленных объектов, накопления промышленных и бытовых отходов (свалки) и т.д.
Огромное негативное влияние на окружающую среду осуществляет опустынивания, т.е. рост площадей, занятых пустынями. Опустынивания может быть вызвано несколькими причинами. Это и сведение лесов с последующей эрозией почв, и пересыхания рек, ручьев и чрезмерный выпас скота, когда животные не только съедают растения, но и вытаптывают их. Почвы, лишенные корневой системы растений, легко выдуваются, что приводит к их ветровой эрозии. Неправильная обработка сельскохозяйственных земель может вызвать разрушение почвенного покрова и появление пустынных ландшафтов.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека, в результате которой ежегодно сжигается огромное количество топлива, приводит к изъятию из атмосферы больших объемов кислорода и выбросов углекислого газа (СО2), а также других твердых, жидких и газообразных соединений. Некоторые ученые считают, что увеличение концентрации СО2 в атмосфере приводит «парникового эффекта », когда нижний слой атмосферы нагревается за счет поглощения молекулами воды, углекислого газа и других газов доли теплового излучения поверхности Земли, нагретой Солнцем.
Вредные выбросы в атмосферу вызывающих разрушение озонового слоя и образуют парниковый эффект
Для решения экологических проблем необходимы принципиально новые, энергосберегающие и не загрязняющие окружающую природу технологии.
Продовольственная проблема. В начале XXI в. продовольственная проблема в мире обострилась, что обусловлено существующими темпами рост численности населения по сравнению с производством продовольствия, резким сокращением площадей пахотных земель и запасов пресной воды, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции. Недоступность для многих государств химизации, ирригации, комплексной механизации также приводит к стабилизации или снижению объемов производства продовольствия, и в частности важнейшего продукта земледелия - зерна.
По различным оценкам, ежегодно на Земле от голода умирают от 13 до 18 млн человек, причем половина из них - дети. Количество жертв голода такая, будто каждые три дня на планете взрывается бомба, эквивалентная к сброшенной на Хиросиму.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, за 2008 г. число тех, которые голодают, выросло в мире на 40 млн человек и достигло 963 млн. 907 млн
Частичное пополнение продовольствия происходит за счет ресурсов Мирового океана. Например, за последние полвека вылов океанической рыбы увеличился почти в 5 раз. Но нерегулируемый вылов рыбы подрывает ресурсы океана. Нехватка продовольствия приводит не только к недоедания и голода, но и к быстрому исчерпанию пригодных для ведения сельского хозяйства земель, к ухудшению здоровья населения, конфликтов и рост напряженности в отдельных регионах.
Жители Земли в целом достаточно обеспечены продовольствием, но в одних регионах и странах ощущается нехватка продуктов питания, а в других - избыток. Выделяют три вида продовольствия: естественное культивируемое и промышленное. Естественное продовольствие получают в результате сбора, охоты и рыболовства. Земледелие и животноводство, которое дает людям продовольствие практически в непереработанном виде, называется культивируемым. Пищевая промышленность производит продовольствие, переработанное на предприятиях, то есть промышленные продукты питания. В современную эпоху быстро увеличивается доля промышленных продуктов питания, особенно в развитых странах, а в развивающихся, сохраняется значительная доля природного и культивированного продовольствия.
Для начала XXI в. характерно не только нехватка продовольствия, но и его невысокое качество, низкое содержание основных питательных веществ (белков, витаминов, микроэлементов). По данным Всемирной организации здравоохранения здоровья (ВОЗ), примерно 1 / 2 населения мира как в бедных, так и в богатых странах, страдает от минимального и неправильного питания. Около 2 млрд человек, питающихся нормально, испытывают дефицит витаминов и минеральных веществ. В развивающихся странах, хронически голодают около 800 млн человек. Кроме того, тучность людей и пищевые аномалии - новое проявление продовольственной проблемы, особенно в развитых странах.
Можно наметить следующие пути решения продовольственной проблемы:
повышения плодородия пахотных земель в развивающихся странах. Но использование больших доз минеральных удобрений и пестицидов, особенно в странах с низкой культурой земледелия, может привести к загрязнению не только окружающей природы, но и самого продовольствия. Все это может негативно сказаться на здоровье людей, даже в тех странах, которые не применяют химикаты за бедности, но пользуются импортным продовольствием. Плодородие можно существенно повысить за счет орошения земель. Но для этого нужна чистая пресная вода. Орошение засоленными и загрязненными водами приводит к снижению качества земель и продукции;
применение современных достижений биотехнологии, прежде всего, генетически модифицированного (ГМ) продовольствия, открывающий фантастические возможности увеличения объемов производства. Основные направления биотехнологии: влияние на формирование и развитие одних живых организмов активными веществами (гормонами) других; тканевая культура (культивирование нужных для человека клеток и тканей вне живыми организмами); генная инженерия, то есть изменение генотипа растений и животных на основе рекомбинации ДНК. Например, с помощью таких технологий был получен особый сорт риса - «золотой рис», содержащий важнейшие для здоровья микроэлементы которых нет у обычных сортов этой культуры.
Однако генетически модифицированные культуры получили распространение в развитых странах, а не в тех, которые развиваются, где находится основная часть голодающих. В США более половины урожая сои приходится на генетически модифицированные разновидности. С другой стороны, наука пока не дает ясной ответы на вопросы, нейтрально или опасно для здоровья людей использование генетически измененного продовольствия.
Решение продовольственной проблемы связано также с рациональным использованием ресурсов Мирового океана и повышением его производительности (марикультура и др.), с улучшением экологических условий на Земли.
Демографическая проблема. Суть глобальной демографической проблемы заключается в быстром и неконтролируемом росте численности населения мира, что вызывает много проблем. Это проблемы обеспечения продовольствием, предоставление образования, занятости и качества жизни населения, дефицита природных ресурсов, экологии и нестабильности в мире. Глобальная демографическая проблема связана преимущественно с демографической ситуацией в развивающихся странах, но и в развитых странах также нарастают определенные демографические проблемы.
Рождаемость и смертность зависят от материальных условий жизни, традиций и особенностей общества. Основная тенденция начала XXI в. - снижение уровней рождаемости и смертности. После «демографического взрыва »наступила стадия« демографического спада », характеризующийся уменьшением рождаемости. Увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни обусловлено некоторое сокращение смертности.
Во второй половине XX века большинство развивающихся стран, столкнулись с быстрым ростом числа населения, что практически свело на нет успехи экономического роста и породило множество социальных и экологических проблем. Снижение рождаемости в странах, развиваются, не сократило разрыв между странами с разным уровнем экономического развития. В развитых странах тоже есть свои демографические проблемы. Это дефицит трудовых ресурсов, который вызывает трудовую иммиграция из бедных стран. А наличие иностранной рабочей силы приводит к напряженности в сусипльстви.
Решение демографических проблем тесно связано с решением других глобальных проблем.
Энергетическая и сырьевая проблемы. Природные ресурсы не только определяют комфортность существования человечества, но и саму возможность жизни людей на Земле. Энергетическая и сырьевая проблемы - это проблемы обеспеченности человека энергией и сырьем. Такая проблема впервые проявилась в 70-е гг прошлого века. XX и XXI вв. характеризуются исключительно быстрым ростом объемов добычи минерального сырья. Например, сейчас ежегодно из недр добывается более 100 млрд т полезных ископаемых, не считая сотен миллиардов сопутствующих горных пород. Если темпы роста объемов добычи минеральных ресурсов сохранятся, то примерно через 200 лет ежегодное изъятие горных пород составлять объем, равный объему земной коры материков (250000 трлн т), которая выступает над уровнем Мирового океана, практически невозможно.
Главная современная сырьевая проблема - ограниченность ресурсов, которые легко добываются, а следовательно их добыча является экономически выгодным. О полном исчерпания минеральных ресурсов речь не идет, поскольку горные породы земной коры и воды Мирового океана имеют огромное количество химических элементов. Например, один кубический километр гранитов включает миллионы тонн кремния, сотни тысяч тонн различных металлов, а в водах Мирового океана растворено около 10 млн т золота и огромное количество других химических элементов. Но затраты на добычу таких элементов сегодня огромные, а технологии далеки от совершенства. В связи с этим возникает проблема дефицита и исчерпанности минеральных ресурсов, которая может привести к появлению конфликтов между странами на этой почве.
Предварительный просмотр:
Тема 5.1. Социальная структура. Социальные отношения.
Социальный статус это положение человека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иному социальному слою.
Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся.
Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.
В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.
Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.
Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.
Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные.
Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.
В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и феодальнозависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) так называемый средний класс.
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:
а) этническая структура (род, племя, народность, нация);
б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
д) профессиональнообразовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.
Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно?политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.
Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) массовая нисходящая социальная мобильность;
3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).
В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.
Предварительный просмотр:
Тема 4.1. Экономика, ее роль в жизни общества.
В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.
Понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, денежное обращение, финансы.
Под экономикой обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
В экономической деятельности люди преследуют определённые цели, связанные с получением необходимых материальных благ. Для достижения этих целей нужна рабочая сила (люди обладающие способностями и трудовыми навыками). Эти люди в процессе трудовой деятельности используют средства производства.
Слово “экономика” происходит от греческих слов oikos – домашнее хозяйство и nomоs – закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.
Хозяйство в древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода представляла собой домоводство, т.е. искусство ведения домашнего хозяйства.
Однако в современном языке оно более многозначительно и имеет три основных значения:
- экономика – это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают типы экономических систем: традиционный, командно – административный, рыночный и т. д.;
- экономика – хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее соответствующие отрасли и виды производства или его часть. К примеру, экономика России, экономика сельского хозяйства, экономика строительной индустрии, мировая экономика;
- экономика – научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.
Экономика – это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильём и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.
Осуществляя экономическую деятельность, люди преследуют определённые цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей, прежде всею, необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками и которые в процессе трудовой деятельности используют средства производства.
Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, орудий и средств труда - того, чем или с помощью чего они производятся.
Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества
Производительные силы - это люди, обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, и созданные обществом средства производства, а также технология и организация процесса производства.
Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:
- земля со всеми ее богатствами;
- труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
- капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
- предпринимательские способности.
В течение многих столетий проблема — как удовлетворить многочисленные потребности людей — решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Главные вопросы экономики — что, как и для кого производить.
Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяя содержание политической, правовой, духовной и других сфер жизни общества. Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на общество. Так, например, экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий).
Экономика как хозяйство
Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной экономической среде.
В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство – это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.
Распределение – процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.
Обмен – процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю – продажу товаров и услуг с применением денег.
Потребление – процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.
Экономика как хозяйство – это система связи между производителями и потребителями.
Предварительный просмотр:
Тема 6.4. Государство. Суверенитет. Формы правления.
Государство – центральный институт политической системы.
Понятие «государство» используется в двух значениях:
1) Государство – организатор политической жизни общества
2) Государство – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу.
Признаки:
1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев
2) Территория, ограниченная четко-определенной границей.
3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории.
4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение.
5) Право взимания налогов и сборов с населения
6) Обязательность гражданства
7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.
Функции государства:
1) Политическая
2) Экономическая
3) Социальная
4) Идеологическая
В соответствии с функциями государства создается структура органов управления. К ним относятся:
1) Представительные
2) Исполнительно-распорядительные
3) Судебные
4) Охраны общественного порядка
5) Национальной безопасности
6) Надзорно-контрольные.
Структура органов управления:
Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками:
а) Действуют от имени государства
б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением
в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности
г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций
РФ – это суверенное государство. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.
Суверенитет РФ – «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).
Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России – единственный носитель суверенитета и источник государственной власти. Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д.
Структурные элементы государственного суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; 3) территориальная целостность РФ.
Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.
Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.
Верховенство государственной власти РФ – установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.
Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.
Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.
Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.
РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.
Предварительный просмотр:
Тема 7.1. Понятие «право». Нормы права.
"Живи по закону, поступай по совести"
Изучение понятия права следует начинать с вопроса о происхождении права. В эпоху Первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, появившимся в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности и т.д.; помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание — общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, специфические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.
Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе мононормы начинают перерастать в нормы права и морали.
Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:
- представляют собой правила поведения общего характера;
- обладают той или иной степенью обязательности;
- направлены на упорядочение общественных отношений.
Право имеет и свои специфические характеристики:
- правовые нормы устанавливаются государством;
- другие социальные нормы складываются стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (на
пример, уставы партий); - правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других
нормативных правовых актах; - это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;
- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;
- нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;
- в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
- для других социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных норм (например, наличие разных религий в одном государстве).
Право сложная философская категория, определение которой занимало многие умы, начиная с Античности. Все определения можно свести к двум точкам зрения: первая была сформулирована школой естественного права (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс и др.), другая же относится к нормативистской школе права (Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги, П.И. Новгородцев и др.). Итак, право — это:
- Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.
- Система обязательных правил поведения, формально определенных и закреп
ленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
И то, и другое определение верно определяют сущность права, только делают это с разных позиций. В действительно правовом государстве эти обе характеристики права совпадают.
Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.
Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способом обеспечения их соблюдения, формам закрепления.
- Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Несоблюдение обычаев влечёт негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.
- Религиозные нормы – правила поведения, закреплённые в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом “божьей кары”, возмездия, ожидающего грешников.
- Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).
- Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но всё-таки главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.
Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия.
Нормы права – чётко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.
Право представляет собой сумму общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством.
Право – это особый регулятор общественных отношений человеческого поведения; оно находит своё выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости.
В юридической науке в двух значениях:
- субъективное право, обеспечивающее свободу индивида;
- объективное право – совокупность общеобязательных правил, выраженных в законах.
Право построено на трёх элементах:
- нравственность:
- государство;
- экономика.
Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают:
- кто и когда их должен исполнять; при наступлении каких условий (гипотеза);
- в чём должно состоять это исполнение (диспозиция);
- каковы последствия неисполнения (санкция).
Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путём предоставления им субъективных прав и возложение на них соответствующих юридических обязанностей.
Формы права:
- обычаи;
- юридический прецедент;
- нормативно-правовой акт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация материала по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
материал используется при подготовке к ЕГЭ по обществознанию заданий С.8...
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
ЕГЭ обществознание...
Материал для подготовки к огэ по обществознанию
Тесты по огэ тема "политика"...
Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Материал для подготовки к ЕГЭ (обществознание). Раздел "Политика"...