Конспект урока по теме "Семья и брак"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Конспект урока по теме "Семья и брак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_semya_.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
- Учитель – Силаева Анастасия Андреевна
- Тема учебного занятия: Семья
- Класс: 10
- Тип учебного занятия: открытие нового знания
- ФОПД: групповая, индивидуальная
- Цель учебного занятия: сформировать у учащихся представление о семье как социальном институте и малой группе
- Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «семья как социальный институт», «семья как малая группа»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, формами брака.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся; создать условия для развития познавательного интереса учащихся;
Воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию сотрудничества, способствовать нравственному воспитанию учащихся, творческому подходу к решению поставленных задач.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: Определять функции семьи, характеризовать типы семей и формы брака Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать схемы, решать практические задачи, высказывать свое мнение | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, применяют полученные знания в новой ситуации Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении заданий; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность |
Используемая технология: личностно-ориентированная, деятельностная, исследовательская, ИКТ
Используемые информационно-технологические ресурсы:
- Гринберг Р.С. Обществознание. Базовый уровень: 10 класс: учебник /Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова; под общ. ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
- Соболева О.Б. Обществознание. Базовый уровень. Рабочая программа.10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2020.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки с терминами, памятки для д/з, дидактические материалы.
Технологическая карта учебного занятия
Приложения
Задание №1 на анализ высказываний.
Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода"
«Всякая семья составляет часть государства», - утверждал Аристотель.
«Семья – это кристалл общества» В.Гюго
Задание №2. На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций.
- Каждое утро отец вместе с сыном делает зарядку. И если раньше в течение ряда лет отец вставал первым и будил сына, то теперь сын просыпается самостоятельно и нередко будит отца. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
Задание №3. «Семья ли это?» Выясните, являются ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения.
- Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.
- Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.
- Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.
- У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.
- Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.
- У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.
- Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.
Памятка №1 для выполнения домашнего задания.
Используя обществоведческие знания, составить развернутый план (не менее чем из 3 пунктов, 2 из которых должны быть детализированы в подпунктах), раскрывающий по существу тему: «Семья как социальный институт», «Семья как малая группа».
Памятка №2 для выполнения домашнего задания.
Составить карту памяти по теме урока «Семья как социальный институт и малая группа», дополнив записи, сделанные во время урока на доске.
Правила создания интеллект-карт:
- Для создания карт используются цветные ручки, карандаши, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Одно из главных требований: чтение карты ведётся по часовой стрелке, т. е. с правого верхнего угла. Если же изменяется порядок чтения, то блоки следует пронумеровать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Правовые основы брака"
Урок по обществознанию в 9 классе по теме « Правовые основы брака и семьи» Цель урока: 1.Показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений. 2.Уяснить влияние семьи ...
Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"
Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...
Конспект урока "Нравственные и правовые основы брака и семьи"
Данный конспект может использоваться при изучении курса обществознания и права в 9 классе....
Брак и развод(конспект урока в 10 классе)
урок в 10 классе с использованием ИКТ...
Конспект урока для 7 класса по обществознанию "Семья и брак"
Конспект урока для 7 класса по обществознанию по теме "Семья и брак"Расчитан на 45 минут. Предусматривает использование интерактивной доски, просмотр презентации и видео....
Семья и брак конспект урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАТема урока: «Семья и брак» 1. Предмет обществознание2. Класс83. Тема и номер урока в теме«Семья и брак »,...
Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....