Конспект урока по обществознанию 9 класс. Правоохранительные органы РФ.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Конспект урока по обществознанию 9 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Обществознание
Дата: _____________
Класс: 9
Тема урока. Правоохранительные органы Российской Федерации
Тип урока: усвоение нового материала
Цели урока: познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями, целями и деятельностью; развивать устную и письменную речь, информационную компетентность; воспитывать правовую культуру у обучающихся.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих…
- Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
III. Постановка темы, целей и задач
Всем на хорошо известны такие учреждения как полиция, суд, прокуратура. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти учреждения?
- Как называются все эти учреждения?
Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Правоохранительные органы РФ.
Составление плана к уроку
- Полиция
- Прокуратура
- Адвокатура
- Нотариат
IV. Мотивация и активизация учебной деятельности
Проблемный вопрос на стр. 117 в учебнике.
Решение ситуативных задач
1) Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации?
2) Куда вы обратитесь для передачи по наследству сыну квартиры?
3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги в банкомате, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?
4) Принцип, согласно которому предполагаемый обвиняемый считается невиновным, пока вина не доказана судом?
6) Какие дела рассматривает суд присяжных заседателей?
Вывод: граждане занимают активную позицию, если считают что их права нарушены или требуется их подтвердить, для этого они обращаются за помощью в правоохранительные органы, чаще всего, в полицию, адвокатуру, прокуратуру и т.д.
Вопрос к классу: как вы думаете, все ли граждане правильно выбирают орган, в который надо обратиться? Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой именно орган можно обращаться при нарушенных правах?
- Нам с вами сегодня предстоит познакомиться с правоохранительными органами, их функциями, целями и деятельностью, а также с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам правоохранительных органов.
V. Усвоение нового материала
Работа с презентацией
Об обеспечении законности призваны заботиться все государственные органы. Но есть такие государственные органы, для которых защита правопорядка, прав и свобод граждан, борьба с правонарушениями является основной задачей. Их называют правоохранительными. Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми материальными ресурсами.
К ним относят суд, СК, прокуратуру, полицию, ФСБ, др. – государственные и негосударственные структуры – адвокатура, частный нотариат, частные охранные службы.
Правоохранительные органы | |
Государственные | Негосударственные |
прокуратуру, МВД, ФСБ | адвокатура, частный нотариат, частные охранные службы. |
Учитель: Теперь нам предстоит выделить функции каждого вида правоохранительных органов. Сделаем мы это в форме таблицы. Но я так подумала и решила, что слушать рассказ учителя, достаточно скучное занятие. Поэтому я предлагаю вам поделиться на маленькие группки (по 2 человека) и вытянуть себе один из правоохранительных органов.
Ваша задача: опираясь на учебник и раздаточный материал выписать определение своего правоохранительного органа и его функции, и требования, предъявляемые к человеку, желавшему работать в том или ином правоохранительном органе. После того, как выполните задание, нам необходимо презентовать свою работу. После этого вы продиктуете одноклассникам особенности своего правоохранительного органа. Таким образом, мы заполним нашу табличку.
Обучающиеся представляют результаты своей деятельности
Таблица «Правоохранительные органы»
Суды | Полиция | Адвокатура | Нотариат | Прокуратура | |
Определение | Орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия, с целью защиты конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. | Полиция — орган государства, призванный обеспечивать охрану общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений от преступных посягательств | Добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. | Система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других нотариальных действий. | Система органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, а также гражданами; обеспечивает законность и правопорядок. |
Функции | Защита прав и свобод граждан, защита конституционного строя, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов. | Криминальная полиция: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, безвести пропавших. Полиция общественной безопасности: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. | Консультируют и разъясняют по юридическим вопросам; составляют заявления, жалобы и др. документы прав. характера; осуществляют представительство в судах по гражданским и административным правонарушениях; участвуют в уголовном судопроизводстве в качестве защитника потерпевшего, участвуют в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ; осуществляют защиту прав граждан при оказании им психиатрической помощи и др. | Защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Охранять права и законные интересы граждан путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий. Имеют право вести консультационную работу, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство. | Осуществление государственного надзора за исполнением законов на территории РФ. Выявив нарушение законности, органы прокуратуры принимают меры к устранению таких нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных лиц к ответственности. |
Кто может быть | Граждане РФ, в возрасте 25 лет, высшее юридическое образование, стаж в юрид. профессии не менее 5 лет. Кандидат обязан сдать квалификационный экзамен, получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Заключение квалиф. коллегии судей Председателю суда, который передает кандидатуру Президенту РФ. Президент РФ в месячный срок назначает указом на должность судьи. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на 3 года, затем без ограничения срока. | Граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 35 лет, образование среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников полиции обязанности. Не могут быть приняты имеющие либо имевшие судимость. Для поступающего устанавливается испытательный срок от 3-х до 6-ти месяцев. | Граждане РФ, высшее юридическое образование; стаж работы по специальности юриста не менее 2-х лет, сдан квалификационный экзамен. Без стажа могут быть приняты в коллегию адвокатов только после прохождения стажировки в коллегии сроком от6-ти месяцев до 1 года. По результатам стажировки зачисление стажера в члены коллегии адвокатов.
| Граждане РФ, ВЮО, сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку (учебу) у нотариуса. Срок кто не имеют стажа работы по юридической специальности, составляет 1 год, а для тех, кто имеет - до 6 месяцев. Стажеры не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. По результатам стажировки наделение стажера полномочиями нотариуса. | Граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов в искл. случаях лица, после третьего курса юридического ВУЗа и продолжающие обучаться по юр.специальности. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее 3-х лет. На должности прокуроров субъектов РФ, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5-ти лет. |
VI. Закрепление изученного материала
ПРИЕМ «Займи позицию», ролевая игра.
Задание: Адвокаты, полицейские, прокуроры и нотариусы должны найти ситуации, которые они могли бы разрешить, согласно их функциональным обязанностям (ситуации распечатаны и разложены на партах)
1. Ученика 7 класса, постоянно избивают родители. Куда ему обратиться? (в полицию)
2. Бабушка решила написать завещание. Куда ей необходимо обратиться? (к нотариусу)
3. Вы обнаружили, что у Вас пропал телефон. В какой правоохранительный орган нужно обратиться? (в полицию)
4. Вашу маму незаконно уволили с работы. Куда можно пожаловаться на действия администрации? (в прокуратуру, суд)
5. Необходимо оформить развод, кто поможет составить исковое заявление? (адвокат)
6. Если вам не производят своевременную выплату зарплаты? (Прокуратура)
6. Составить жалобу на соседей, заливших вас сверху, поможет? (адвокат)
7. Какому органу принадлежит функция: осуществлять надзор за исполнением законов? (прокуратура)
8. К кому относятся требования: при поступлении на работу должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет? (адвокат)
9. Какому органу принадлежат следующие функции: удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения? (нотариат)
10. Какому органу принадлежат следующие функции: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина? (прокуратура)
Объяснения обучающихся о выборе решения задачи и вывод: правоохранительные органы выполняют важные функции в обществе, взаимодействуют, каждый орган занимает свое место и не является лишним. Для решения тех или иных проблем, необходимо знать в какой орган обратиться в конкретной ситуации, для этого нужно изучать документы и законы.
Теперь соотнесите функции с видом правоохранительных органов.
- «Осуществляет правосудие» - СУД
- «Удостоверяет сделки»- НОТАРИАТ
- «Борется с терроризмом»- ФСБ
- «Следит за общественным порядком»- ПОЛИЦИЯ
- «Осуществляет надзор за соблюдением законов»- ПРОКУРАТУРА
- «Оказание квалифицированной юридической помощи» -АДВОКАТУРА
- «Выступает от имени государства в судебном процессе»-ПРОКУРАТУРА
- «Борется со шпионажем»- ФСБ
- «Борется с правонарушениями»- ПОЛИЦИЯ
- «Оформление наследственных прав»- НОТАРИАТ
VII. Обобщение и систематизация
Практикум
Сможем ли мы теперь правильно ответить на поставленные вопросы?
1) Сразу после окончания школы Валера поступил в университет, где проучившись 5 лет на юридическом факультете, получил красный диплом. Твердо, решив стать адвокатом, он устроился на работу помощником адвоката в юридическую консультацию, где проработал полгода. Может ли Валера стать адвокатом? (Нет, необходимо проработать по специальности не менее 2 лет)
2) В прокуратуру поступило анонимное сообщение, что через проходную завода, систематически вывозят готовую продукцию. Как поступить прокурору? (Прокурор должен отреагировать на сообщение, поручить осуществить проверку ОВД)
3) Мария мать-одиночка с двумя детьми, работает продавцом в небольшом магазине, кроме заработной платы в 14 тысяч рублей, получает пособие на детей по 1400 рублей в месяц и пособие матерям одиночкам 2300 рублей. Ее 12 летний сын избил одноклассника, родители которого подали в суд. Окажут ли ей бесплатную юридическую помощь? (Нет, т.к. бесплатная юридическая помощь предусмотрена лицам, чей доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ)
XIX. Подведение итогов. Рефлексия
- Ответили ли мы на проблемный вопрос?
- Усвоили ли вы теперь, какие важные функции выполняют правоохранительные органы?
- С какими правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями вы познакомились?
- Какими качествами должны обладать сотрудники правоохранительных органов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
план конспект урока по обществознанию 9 класс тема "Правоохранительные органы"
урок изучения нового материала, с элементами исследовательской рабоы учащихся, с использованием ИКТ...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока биологии 8 класс "Органы. Системы органов"
Конспект урока биологии для учащихся 8 класса по учебнику Н.И.Сонина...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
Обществознание. Лекция. Правоохранительные органы РФ
Тема занятия: «Правоохранительные органы РФ»Цель занятия: - познакомить студентов с системой правоохранительных органов в РФ.Задачи: Выявить суть понятий: правоохранительные органы, ...
Обществознание. Задание. Правоохранительные органы РФ
Тема занятия: «Правоохранительные органы РФ»Цель занятия: - познакомить студентов с системой правоохранительных органов в РФ.Задачи: Выявить суть понятий: правоохранительные органы, ...