Мотивы и потребности
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс)
На олимпиадах по обществознанию требуется более обширный материал для подготовки. Данная презентация предназначена для учащихся, которые хотят более глубоко освоить темы обществознания, связанные с психологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10._potrebnosti_i_motivy.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потребности и мотивы в деятельности человека. Специфика потребностей человека.
Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.
Потребности Потребность – это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях ( познавательную потребность ).
Потребности характеризуются следующими признаками: - любая потребность имеет свой предмет , т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. - всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется . - потребность обладает способностью воспроизводиться . - потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения .
Свойства потребностей Потребность служит источником всякой активности. Она присутствует за каждой деятельностью: материальной и психической, хотя и не является реальным побудителем. К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную динамику , изменение, развитие .
Основные особенности потребностей: Базисная особенность заключается в том, что человеческие потребности имеют в значительной мере общественный, исторический характер . · Вторая особенность потребностей человека, являющаяся также производной от его социальности, заключается в том, что человек сам производит предметы , удовлетворяющие его потребностям. · Характерной особенностью потребностей человека является возможность их осознанности , отчего они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству поведения, к освобождению личности от обязательного исполнения требований насущных потребностей .
Классификация потребностей: Потребности человека связываются, образуя системное соподчинение, или иерархию . Это не расположение рядом, по «ранжиру», а взаимное действование , согласованное соучастие в структуре совместно реализуемой направленности личности. Самой известной и широко распространенной моделью иерархии человеческих потребностей является конструкция 1950-х гг., разработанная одним из создателей современной гуманистической психологии, крупным американским психологом А. Маслоу (1908— 1970). Он исходил из иных трактовок понятий потребности, личности, психики .
Пирамида Маслоу Знаменитая «пирамида» иерархии потребностей некоторого «среднего» человека построена (в сокращенном варианте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположенных автором по условной вертикали. Чем ниже расположена потребность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни, раньше формируется. В этом смысле «низшая» не значит второстепенная, ущербная по отношению к «высшим» потребностям. Движение человека «вверх» по вертикали удовлетворяемых потребностей означает большее биологическое, физическое благополучие, больший индивидуализм, эгоизм, защищенность и независимость.
Пирамида Маслоу Нижний слой составляют физиологические потребности , к которым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде, сексе и др. На втором уровне располагаются потребности в безопасности , т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с такими негативными переживаниями, как боль, гнев, страх, неустроенность.
Пирамида Маслоу Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми. На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении . На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации , которую можно считать неким символом всей схемы А. Маслоу . Это потребность человека в развитии всех своих способностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.
Индивидуально-личностные градации потребностей Представленная схема иерархии характеризует так называемого среднего человека. Но возможны индивидуально-личностные градации . Например, смещение вниз, в сторону увеличения настоятельности потребности в уважении отличает людей «властных». Для «творческих» личностей большее значение, чем, положим, уважение окружающих, приобретает потребность в самоактуализации . Длительное неудовлетворение потребности может привести к снижению ее общего уровня и соответственно «перестроить» всю «пирамиду». Иерархия переменчива , и личность может стремиться к реализации «высших» потребностей, долгое время не имея удовлетворения «низших». Для реализации индивидуального подхода к человеку важно установить тот актуальный уровень потребностей, ниже которого они уже удовлетворены, а потому не действенны .
Другие харасктеристики Помимо иерархии, потребностную сферу личности характеризуют широта, интенсивность, устойчивость, действенность, осознанность и другие качественные и количественные параметры, каждый из которых может в определенных условиях стать для человека решающим. С . Л . Рубинштейн отмечал, что в потребностях как бы заключен уже весь человек. Поэтому понять человека — это, прежде всего, понять его потребности.
Мотив Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.
Полимотивированность деятельности Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Однако одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Действия конкретного субъекта обычно побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Например , человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворяет и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим , второстепенные – мотивами-стимулами : они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность .
Виды и функции мотивов в деятельности.
Виды мотивов I. по содержанию: 1.биологические; 2.социальные; 3.духовные .
Виды мотивов II. по степени осознаваемости : 1.осознаваемые; 2.неосознаваемые. Леонтьев говорил, что мотивы часто не осознаются. Он выделял понятие `мотивировка` для обозначения сознательного оправдания, которое дает человек, говоря о том, ради чего он что-то делает.
Виды мотивов III. по степени истинности: 1.реальнодействующие (истинные ); 2. мнимые (ложные ).
Виды мотивов IV. по степени важности: 1.ведущие (наиболее важные, первостепенные); 2.второстепенные, мотивы-стимулы (которые дополнительно стимулируют данную деятельность )
Виды мотивов V. мотивы могут быть актуальными и потенциальными. Актуальным мотив делает развитие обстоятельств, под которыми понимается совокупность объективных и субъективных условий. Мотивы могут быть осознаны. Божович , используя критерии нравственности и направленности и установок личности, выделяла мотивы: личностно-общественные, эгоистические, общественно-значимые.
Функции мотивов 1. побудительная (к деятельности) – мотив порождает определенную активность человека; 2. направляющая (мотив направляет на себя деятельность), т.е. мотив ориентирует деятельность и поведение человека относительно цели; 3. целепорождающая (мотив порождает действие, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4. смыслообразующая (мотив придает действиям значительность, важность). То, что мы делаем, приобретает для нас личностный смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом .
Функции мотивов 5. стимулирующая , т.е. отражая напряжение потребности мотива активизирует протекание поведение деятельности человека; 6. регулятивная , т.е. мотив определяет процесс планирования действий и организует соответствующий контроль за достижением результата; 7. объяснительная , это сознательно формулируемая личностью причина его поведения, т.е. мотив выступает обоснованием действий или поступков человека .
Интенсивность мотивации и эффективность деятельности (закон Йеркса-Додсона ).
Эксперимент Додсона и Йеркса В начале прошлого века британские психологи Додсон и Йеркс исследовали особенности передвижения крыс по лабиринту при воздействии на них разрядов электротока. Сначала при увеличении его силы животные начинали пробегать по нему быстрее. Но очередное повышение силы импульсов привело к неожиданному результату – время прохождения лабиринта не уменьшилось, а увеличилось. Эти данные привлекли особое внимание ученых. После детального изучения ситуации выяснилось, что причиной происходящего стал избыточный стресс. Он повлек за собой паническое поведение у крыс и их хаотичное передвижение по лабиринту. Поэтому время выхода из него существенно увеличилось .
Закон Йеркса-Додсона Закон Йеркса-Додсона гласит: для достижения результата достаточно мотивации среднего уровня. Зависимость между заинтересованностью человека и эффективностью осуществляемой им деятельности далеко не всегда прямо пропорциональна. К ярким примерам его проявления можно отнести следующие ситуации: Провалы ответственных учеников-отличников на важных вступительных экзаменах. Неудачи в похудении среди людей, которые всерьез берутся за дело. Отказы в приеме на работу людям, которые продолжительное время основательно готовились к собеседованию.
Закон Йеркса-Додсона Дело в том, что возрастающая мотивация способна вызвать нежелательные эмоциональные состояния . Сначала она стимулирует увеличение напряжения в подкорке головного мозга. Чрезмерно сильные импульсы начинают атаковать кору и провоцируют ее разлитое возбуждение. Вследствие этого возникают ощущения тревоги, страха или беспокойства , которые способны разрушить и превратить в пыль любой план действий. Согласно закону Йеркса-Додсона важную роль играет также оптимальный уровень тревоги, а не только мотивации . Он должен позволять человеку принимать обдуманные решения и не становиться причиной паники и утечки энергии .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т Е С Т – О П Р О С Н И К для измерения потребности в достижении
Представленный тест проводить в старших классах...
Потребности семьи
Потребности семьи. Информация о товаре...
Одна из потребносте человека-потребность в безопасности
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют ур...
Мотивы и потребности в профессиональном самоопределении.
Предлагаемая презентация предназначена для проведения занятия по профориентации в старших классах ....
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....
Презентация "Мотивы и потребности"
Презентация к уроку "Мотивы и потребности"....
3.2. Результативность деятельности методиста по выявлению образовательных потребностей обучающихся/педагогических потребностей педагогов
Проведение опроса по организации образовательных практик.Проведение мониторинга состояния туристско-краеведческой деятельности в Сахалинской области. Результаты участия педагогов ОО в конкурсах,...