Конспект урока "Деньги и их функции"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Урок обществознания. 7 класс. "Деньги и их функции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dengi_i_ih_funktsii_1.docx | 91.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Деньги, их функции»
Школа | МБОУ СОШ №2 г. Слюдянки | ||
Учитель | Оглоблина О.А. | ||
Предмет | Обществознание | ||
Тема урока | Деньги и их функции. | ||
Дата урока | 25.02.2021г | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала. | ||
Класс обучения | 7 | ||
Цель | выяснить закономерности появления денег, виды денег, научиться определять функции денег. | ||
Образовательные ресурсы (включая ИКТ средства) | Обществознание. 7 класс: под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2015 | ||
Оборудование | Мультимедийная установка | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
предметные | метапредметные | личностные | |
Знать и определять понятия «деньги», «цена», «бартер», «эквивалент»; представлять механизм возникновения денег; характеризовать виды и формы денег, умение раскрывать на примерах функции денег. | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, ставить цель, получать и оценивать результат, Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в соответствии с социальными ролями, свойственными подросткам, поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа, подкрепление изученных положений конкретными примерами, определение собственного отношения к явлениям современной жизни. | Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни общества. | |
Личностно значимая проблема | Как правильно распоряжаться деньгами, как приумножить доходы. | ||
Методы и формы обучения | Эвристическая беседа, работа с разными источниками информации, индивидуальная, парная, фронтальная форма. |
Основные термины: бартер, эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт. (на доске)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
2. Актуализация знаний (беседа по вопросам, проверка домашнего задания)
3. Подведение к теме урока
Давай разгадаем ребус.
Подсказка:
И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Что у нас получилось? Слово «деньги»
- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).
- Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с историей их возникновения, видами и функциями.
- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» (Слайд 4).
Подскажите мне, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. Как деньги стали деньгами
2. Функции денег.
3. Деньги меняют обличие.(слайд 5)
4. Изучение нового материала.
Учитель: - Деньги… (слайд 6) Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей).
А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске пишется слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои ассоциации (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).
Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. (Слайд 7) Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.
Работа в парах:
Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики работают парами).
Текст: «Что было деньгами». (слайд 8)
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)
проверьте кластер (слайд 10)
Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». Вы будите выполнять разные роли и задания. (Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно ,растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
Вы пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый .Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки)
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар)
Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да
Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Просмотр видеоролика. https://youtu.be/pMWmwDorrxE Из истории денег.
(слайд 12)
Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.
Запишем: (слайд 13) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.(слайд №14). Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.
Учитель:- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:
(Слайд 15) (Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров... Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.
Физминутка – 2 минуты (слайд 16)
Учитель:
- А знаете ли вы как произошли названия денег?
Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прочитав внимательно информацию в учебнике на стр106 – 109 и рассмотрев схему на стр 107
Задание – составить кластер: «Функции денег». (слайд 20)
Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. (Слайд 21)
Задание
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.(2) (средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5).(мировые деньги)
Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 22)обобщение ответов детей)
Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета).(слайд 23) Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
А сейчас практическая работа
А) Работа с наличными деньгами
Учитель:
– У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства
Легенда – надпись на монете.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Гурт - боковая поверхность монеты. – (слайд 24)
Б) Работа с пластиковыми карточками
- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Каковы преимущества карточек перед наличными деньгами?
В) Работа с бумажными купюрами – все вместе (слайд 25)
5. Закрепление изученного на уроке:
составление синквейна.
Учитель: - Ребята, давайте составим синквейн по теме нашего урока – «деньги».
Деньги Деньги
Бумажные, металлические, Древние, современные,
Обменивают, покупают, торгуют Накапливают, платят, стоят
Всеобщим эквивалентом обмена считается Средством товарного обмена является
Товар Торговля
Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к деньгам
6. Рефлексия
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:
- Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…
Сегодня на уроке
- Меня удивило…
- больше всего на уроке мне понравилось…
- Я узнал……
- Я выполнял задания…
- Самая ценная информация для меня…
- Хотелось бы еще узнать…
- Было трудно…
Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я предлагаю вам воспользоваться заготовками и нарисовать смайлик, который будет говорить о вашем отношении к сегодняшнему уроку.
7. Оценивание
А теперь оцените себя (самооценка) и своих одноклассников.
8. Домашнее задание
Изучить параграф 13, выучить термины
На выбор:
1. Подобрать пословицы и поговорки о деньгах.
2. Подготовить презентацию «Интересные факты про деньги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"
Конспект урока по информатике по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"...
План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе
Данный урок был проведен в своей школе в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....
План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"
Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....
Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...
план конспект урока №19 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.
План конспект урока №19 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г., добавлено домашнее задание для индивидуальной работы...
план конспект урока №20 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.
план конспект урока №20 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....
Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс
Конспект урока по теме «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...