Презентация по обществознанию на тему "Истина и её критерии"
презентация к уроку по обществознанию (11 класс)

Фаманова Элина Рустамовна

Данная презентация содержит понятие истина,виды,критерии,и практикум по теме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_istina.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Истина и её критерии

Слайд 2

Истина – это то , что выдерживает проверку опытом А. Эйнштейн

Слайд 3

Истина - это знание, которое соответствует предмету познания Истина -это знание, соответствующее действительности Истина - это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности

Слайд 4

Нахождение истины – это длительный, поступательный процесс Главная цель любого познания - установить истину . Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину , чего бы она ни касалась.

Слайд 5

Истина абсолютная относительная полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Слайд 6

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет. Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Слайд 7

Истина субъективная объективная такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им Объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина - всегда объективна

Слайд 8

Не опирается на особенности восприятия человека, отражает действительность наиболее точно, опирается на подтвержденные опытным путем законы Планета Юпитер вращается вокруг Солнца. Осенью листва с дуба опадает. Выражение точки зрения определенного субъекта познания в зависимости от его личных качеств. Михаил считает, что яблоки вкуснее груш. Евгений Дюринг выступал против марксизма, в то время как Карлу Марксу концепция такой экономической политики казалось справедливой

Слайд 9

Противоположность истины- заблуждение Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается. Заблуждение - это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные ( коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей)

Слайд 10

Критерии истины Оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с её объектом. Основной критерий истины - практика Другие критерии истины: Опытные данные Логика мыслительной деятельности Результаты научных экспериментов

Слайд 11

Практика Человеческая деятельность, способность людей успешно предвидеть явления природы и преобразовывать мир На основе критерия практики человек убеждается в истинности, правильности своего мышления и в познаваемости мира

Слайд 12

Аристотель Сократ «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». «Пусть мне дороги друзья и истина, но долг повелевает отдать предпочтение истине». Биограф Аристотеля Аммоний Саккас в книге «Жизнь Аристотеля» передал это выражение в более сжатой форме «Сократ мне дорог, но истина дороже».

Слайд 13

ЕГЭ Запишите слово, пропущенное в таблице. ИСТИНА ОСОБЕННОСТИ Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете познания. *** Неполное знание о предмете познания, которое будет дополняться с развитием науки.

Слайд 14

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. Научное, житейское, рациональное, виды знания, иррациональное, художественное

Слайд 15

3 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают формы знаний. 1)паранаучное 2)научное 3)лженаучное 4)субъективное 5)псевдонаучное 6)чувственное Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Слайд 16

4. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) каждая абсолютная истина была относительной 2)истина бывает основана на авторитете учёного 3) соответствие знаний предмету познания 4) может быть несколько истин 5) истина включает в себя субъективность

Слайд 17

5. Установите соответствие. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ А)познание предмета при помощи органов чувств Б) ступени познания: ощущение, восприятие, представление В) ступени познания: понятие, суждение, умозаключение Г)первая ступень познания- ощущения Д) суждение — это мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо о понятии 1)чувственное 2рациональное

Слайд 18

6.Сергей А. верит в НЛО. Какие факты характеризуют его знание как ненаучное? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)знание, не проверенное, не доказанное наукой 2)невозможность многократно проверить данное знание 3)объективное, достоверное знание. 4) знание, несовместимое с наукой, не принимаемое ею. 5)знание, выраженное в законе 6)знание, основанное только на рассказах очевидцев

Слайд 19

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Человек издавна стремился к ____ (А) мира. Наиболее распространённой и доступной формой его изучения является _____(Б) познание. Есть ряд учёных, которые считают данную форму основной, их называют _____(В). Другие же учёные склонны считать, что познать мир можно лишь при помощи ____(Г), их и называют поэтому ____(Д). Однако познать мир во всём его многообразии, достичь желаемой _____(Е) возможно лишь при сочетании этих двух форм познания. 1)чувственное 2)разум 3)сенсуализм 4) суждение 5)рационалисты 6)Умозаключение 7)представление 8) познание 9)истина

Слайд 20

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной _____(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся _______(Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является________(В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва - дерево, не даёт ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она_______(Г) познания. В-третьих, практика служит_______(Д), мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на______(Е) значение, на независимость от произвола и заблуждений». 1) способность 2) источник 3) объект 4) субъект 5) критерий 6) объективное 7) абсолютное 8) потребность 9) цель

Слайд 21

Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Проблема истины является одной из главных в философии науки. Однако однозначного понимания её природы нет. Под истиной понимается знание о предмете, не противоречащее другим знаниям о нем. Например, если знание, полученное теоретическим путем, подтверждается чувственным опытом человека, знаниями, полученными при помощи органов чувств, то это знание и есть истина. Таким образом, мы приходим к следующему определению истины: «Истина — это знание, согласованное с другими знаниями». В отечественной философии встречается определение истины как знания, подтвержденного практикой. Противоположностью истины является заблуждение. Заблуждение нужно отличать от лжи. Ложь — это преднамеренное искажение истины, а заблуждение не содержит такого намерения. Заблуждающийся считает свое знание истинным, а лжец — нет. Поэтому противоположностью лжи является правда, а не истина. Правда включает в себя истину, но не сводится к ней — в ней отражается еще и нравственная оценка того, кто выражает истину. Когда мы говорим, что некто сказал правду, здесь содержится и нравственная оценка человека: он имел мужество сказать истину, хотя мог и сокрыть её, сказать ложь. Критериями отличия истины от заблуждения : — соответствие знания логическим нормам (логический критерий); — согласованность знания с господствующими в этой области теориям, истинность которых не вызывает сомнения (теоретический критерий); — соответствие знания убеждениям субъекта познания (мировоззренческий критерий) 21.Какое, по мнению автора, определение истины наиболее полно отражает её суть? Какое ещё определение истины даёт он? 22. Назовите три отличия истины от заблуждения, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте. 23. Какие три отличия лжи от заблуждения называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности проявляется одно из этих отличий. 24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «проблема истины является одной из главных в философии».

Слайд 22

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. 26. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. 27. Популярный российский писатель — фантаст С.Лукьяненко писал: «Чем больше мы познаём мир, тем больше он становится». О какой особенности познания писал С. Лукьяненко? Как объяснить данную особенность? Используя обществоведческие знания, укажите любые три причины, по которым человек познаёт мир.

Слайд 23

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Истина и заблуждение ». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых три или более детализированы в подпунктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации по обществознанию

Презентации к блоку "Политика"...

Презентация урока обществознания. Тема:"Деятельность-способ существования человека".10 класс.

Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на  базовом уровне....

презентация по обществознанию в 9 классе на тему"Выборы.Избирательное право"

презентация по теме "Выборы. Избирательное право" для 9 класса...

Презентация по биологии тема: "Вид и его критерии"

Презентация по биологии по теме " Вид и его критерии"...

Презентация по обществознанию 6 кл.

Презинтация для 6 класса на тему "Семья - ячейка общества". В презинтации сообщатеся о правах ребенка; обязанностях родителей; какие бывают семьи....

Презентация по обществознанию 6 кл.

Презинтация для 6 класса на тему "Семья - ячейка общества". В презинтации сообщатеся о правах ребенка; обязанностях родителей; какие бывают семьи....

Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии"

познание, познавательная деятельность, элементы познания, ступени познания, чувственное познание, рациональное познание, формы познания, виды познания, философы об истине, истина, абсолютная истина, о...