Элективный курс гражданско – правовой направленности «Я и закон».
элективный курс по обществознанию (9 класс)

Ирина Арсеновна Гуатижева

Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых.            Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на обще конституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.

 Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка:

ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и  преступлений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_ya_i_zakon.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                 

Годовое

Тематическое

планирование

                                                                                                         

                     

Элективный курс

гражданско – правовой направленности

«Я и закон».

Руководитель: Гуатижева Ирина Арсеновна,

учитель истории и обществознания

                                                                           

с.п. Анзорей

Пояснительная записка

     Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых.            Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на обще конституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.

 Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка:

ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и  преступлений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

ЗАДАЧИ: обучающая: 1)познакомить учащихся с основными понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд, закон, право;

2) дать детям достоверную информацию об ответственности, наступающей после совершения правонарушения;

3) дать знания о штрафных санкциях при свершении административных правонарушениях .

Развивающая: сформировать у детей понимание данной проблемы, значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности за свершённые поступки.

Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей, умело разрешать конфликты в повседневной жизни.

Принципы:

 -Безусловное уважение личности подростка.

 - защита прав и законных интересов обучающихся.

 -Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.

 -Взаимодействие различных заинтересованных служб.

Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:

  • Ролевые игры;
  • Психотехнические тренинги и упражнения;
  • Работа в малых группах;
  • Дискуссии, творческие диалоги;
  • Творческие работы;

Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.

Данный курс разработан на основе:

- программы "Права человека";

- программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;

- основе профилактических поведенческих программ «Формирование жизненных социально – психологических навыков» и программе Н. В. Вострокнутова «Обучение здоровому образу жизни».

Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.

При изложении материала необходимо учитывать особенности возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям.

Данный курс  рассчитан на три года обучения. Преподавание материала происходит по концентрической системе обучения таким образом, что каждая тема рассматривается с каждым годом все более глубже и шире. В каждом разделе имеются как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами, основными законами РФ. На практике ребята учатся решать реальные жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами. Практические занятия должны проходить в  форме дискуссии, диалога, ролевой игры, творческих заданий. Так же на практических занятиях,  возможно, использовать видеотеку, посвященную данной проблеме и различные тексты из художественной литературы. Форма контроля за знаниями учащихся – это устный опрос, который проводится в конце каждого занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.

В конце курса ученики должны:

уметь

осуществлять свои права на практике;

уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

знать

юридические термины и понятия;

знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

владеть

четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

                                                                 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

                Тема занятия.   Практическая работа.

Теория

Практика

Всего     часов

I раздел: «Основные права и свободы человека».

1

Правовые понятия: право на жизнь, свободу, равенство.

1

1

1

3

Право на жизнь: кто его дает

1

1

1

4

Право на свободу

1

1

1

5

Все ли люди равны?

1

1

1

6

Происхождение и природа законов; первые законы человека.

1

      1

2

7

Что такое закон?

2

1

3

8

Божественные законы, все ли их соблюдают

1

1

2

9

Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

1

1

10

Всеобщая декларация прав человека

1

1

2

11

Конституция РФ.

1

2

3

12

Конвенция о правах ребёнка.

2

1

3

13

Кодекс учащихся общеобразовательной школы № 1.

1

1

2

14

Правонарушение – когда оно наступает?

1

2

3

15

Правонарушение и юридическая ответственность.

2

1

3

15

Система права.

2

-

2

16

Практическое занятие по теме:

«Основные права и свободы человека.» (подготовка, проведение)

-

2

2

17

Политико-правовая игра-форум

«Глобализация. за и против» (подготовка, проведение)

1

1

2

Всего по теме 34 часов

II раздел: «Государственные институты, призванные защищать права человека».

Тема «Административные правонарушения».

18

Подросток и правоохранительные органы.

2

2

4

19

Административное правонарушение.

2

2

4

20

Ответственность за административное правонарушение.

2

2

4

21

Административная ответственность: ст. 44,49

1

2

3

22

Административная ответственность: ст. 102, 114.

1

1

2

23

Административная ответственность: ст. 117, 119.

1

1

2

24

Административная ответственность: ст. 121, 158.

1

1

2

25

Административная ответственность: ст. 161,162,.

1

1

2

26

Административная ответственность: ст. 164,164.1,164.2

1

1

2

27

Административная ответственность: ст. 165,178,179.

1

1

2

28

Административное задержание.

1

1

2

29

Обобщение по теме: «Административное правонарушение».

1

1

30

Практическое занятие: «Решение задач по административному правонарушению».

-

2

2

31

Игра «Детективное агентство в действии» (подготовка, проведение)

2

1

3

Всего по теме 35 часов.

Тема: «Система уголовного правосудия».

32

Что такое уголовное правосудие?

2

2

4

33

К кому и куда можно обратиться с жалобой?

2

4

6

34

УК РФ. ст. 7,8,9,10

2

2

4

35

УК РФ. ст. 16,17,18,19.

2

2

4

36

Понятие тяжкого преступления.

2

2

4

37

Ответственность за уголовное преступление: предварительное следствие.

2

2

4

38

Ответственность за уголовное преступление: обвиняемый становится подсудимым.

2

2

4

39

Как нужно себя вести, чтобы не стать обвиняемым.

2

4

6

40

Закрепление материала по теме: «Система уголовного правосудия». Ролевая Игра «Суд присяжных». (подготовка и проведение)

4

4

8

Всего по теме:  44 часов.

Всего за первый год обучения: 144 часов

2 год обучения

Социализация подростка в обществе.

1

Понятия проступок, правонарушение, преступление.

2

2

4

2

Отличия административного правонарушения от уголовного преступления.

1

1

2

3

Законодательные акты, регулирующие правоотношение в обществе.

2

-

2

4

Антиобщественные действия.

1

3

4

5

Остановись у преступной черты

1

1

2

6

Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.

1

2

3

7

Как противостоять влиянию подростковых

антиобщественных группировок

2

2

4

8

Как не стать жертвой преступлении

2

2

4

9

От правовых знаний  к гражданской позиции

2

1

3

10

«Пирамида жизни»

2

4

6

11

Разрешение конфликтов без насилия

1

3

4

12

Игра «минуя сети мошенников»

(подготовка и проведение)

3

3

6

13

Всего часов

18

20

44

Подросток в семье.

14

Права ребёнка

 Повторение основных прав и обязанностей подростков..

1

1

2

15

Мой выбор.

Мир моих увлечений.

1

1

2

16

Самопонимание.

Самоуважение.

1

1

2

17

Дружба: неписанные законы дружбы.

1

1

2

18

« Право любить: ответственность молодых друг перед другом»

1

1

2

19

Семейное право

1

1

2

20

 Права и обязанности супругов

2

2

4

21

Ответственность супругов друг перед другом

1

2

3

22

Проектирование ситуаций  взаимопомощи  в семье.

2

2

4

23

Игра

«Бюджет молодой семьи» (подготовка, проведение)

2

2

4

Всего часов

13

12

27

24

Подросток – личность психологически и физически здоровая.

25

Реализация программы формирования здорового жизненного стиля у подростков.

20

20

40

Предупреждение насилия в школе.

26

Создание чувства безопасности (физического, психологического, эмоционального)

2

4

6

27

Формирование позитивного самоотношения.

2

2

4

27

Развитие умений устанавливать и поддерживать дружеские отношения

1

3

4

29

 Развитие умения ставить цели

1

2

3

30

Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций.

2

2

4

31

Шесть шагов к отказу от насилия «СОВЕСТЬ»

6

6

12

Всего часов

14

19

33

Всего за второй год обучения: 144 часов

3 год обучения

1

Тема 1. Теоретические основы права как системы

2

Система права

1

1

2

3

Правотворчество и процесс формирования права

1

1

2

4

Формы права

1

1

2

5

Действие норм права во времени и в пространстве

1

2

3

6

Реализация права

2

2

4

7

Толкование права: задачи и особенности

2

-

2

8

Повторительно-обобщающий урок.

2

2

Тема 2.Правоотношения и правовая культура

9

Правоотношения и их виды

1

1

2

10

Правонарушения и их характеристика

1

3

4

11

Юридическая ответственность

1

2

3

12

Правосознание и правовая культура

1

1

2

13

Правовые системы современности

1

1

2

14

Повторительно-обобщающий урок.

Промежуточная диагностика

-

2

2

15

Тема 3. Государство и право

16

Понятие государства и его признаки

1

1

2

17

Теории происхождения государства

1

1

2

18

Сущность и функции государства

1

1

2

19

Форма государства

1

1

2

20

Организация власти и управления в стране

1

1

2

21

Правовое государство и его сущность

1

1

2

22

Конституция РФ – Основной закон государства

1

2

3

23

Гражданство как правовая категория

1

1

2

24

Правовой статус человека в демократическом государстве

1

2

3

25

Избирательные системы и их виды

1

-

1

26

Повторительно-обобщающий урок.

Зачёт по Конституции РФ

-

2

2

27

Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы

28

Защита прав человека в государстве

1

1

2

29

Правоохранительные органы РФ

1

1

2

30

Политическая система общества                                Политическая власть

1

1

2

31

Сущность и организация государства

1

1

2

32

Местное самоуправление

1

2

3

33

 Из истории местного самоуправления.

1

-

1

34

Сущность местного самоуправления.                                 Функции местного самоуправления.

1

-

1

35

Местное самоуправление в моем городе

1

3

4

36

Структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

1

1

2

37

Политическая жизнь общества

1

-

1

38

Я и политика (семинар. ролевая деловая игра)

2

4

6

39

Частное право

1

-

1

40

Предпринимательство и закон.

1

1

2

41

Трудовые права российских граждан.

2

2

4

42

Семья и право.

 Брак и его правовое регулирование.

2

2

4

43

 Правовые взаимоотношения родителей и детей.

2

2

4

44

Поведение человека в правовой сфере

-

3

3

45

 Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия.

1

3

4

46

 Право — помощник нашей жизни.

-

3

3

47

Всего часов

44

61

105

48

 Реализация программы по  предупреждению употребления ПАВ.

12

24

36

49

Подведение итогов и повторение всех основных правовых понятий.

2

1

3

Всего часов:

144

Содержание программы:

Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей российского права, знание которых необходимо совершеннолетнему гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного курса - научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений, с помощью которого обеспечивается всеобщий устойчивый порядок и становятся возможными активные действия человека, так как право препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.

         Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства как совокупности нормативно-правовых актов. Понятие "законодательство" - важнейшее системообразующее понятие программы кружка «Я и закон».  Программа включает в себя нормы административного, трудового, гражданского права, связанные с применением труда. Первый год обучения рассчитан на 144 часов и в этот период рассматриваются темы: «Основные права и свободы человека»,  «Государственные институты, призванные защищать права человека»,  «Административные правонарушения», «Система уголовного правосудия».

 Второй год обучения рассчитан так же на 144 часов, в этом периоде используются темы, связанные с социализацией и адаптацией подростка в современном правовом пространстве. Темы: «Социализация подростка в обществе», «Подросток – личность психологически и физически здоровая», «Реализация программы формирования здорового жизненного стиля у подростков» предполагают помимо традиционных форм проведения занятий использовать тренинговые занятия.

На третьем году обучения учащиеся снова углубляются в юридические понятия «право», «закон», «преступление», «правонарушение». Рассматриваются более серьезные и значимые темы «Семейное право», «Признаки правового государства», «Политическая система общества», «Политическая власть», «Местное самоуправление».

Методическое обеспечение программы:

Формы организации учебной деятельности:

Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.

Методы проведения занятия:

Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:

  • Ролевые игры;
  • Психотехнические тренинги и упражнения;
  • Работа в малых группах;
  • Дискуссии, творческие диалоги;
  • Творческие работы;
  • Тренинговые занятия

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, словесные указания требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Список литературы

 1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 1998.

2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов. — М., 1998.

3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 1995.

4. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. — М., 1997.

5. Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995.

6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1–2. — М., 1997.

7. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.

8. Гурина М. Философия. — М., 1998.

9. Дягилев В. В. Занимательная философия. — М., 1996.

10. Елисеев Г. А. История религий. — М., 1996.

11. История. Основы государства и права: Путеводитель абитуриента и старшеклассника. — М., 1998.

12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий справочник школьника. — М., 1998.

13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 1998.

14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. — М., 1996.

15. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1997.

16. Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1998.

17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.

18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 1997.

19. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997.

20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. — М., 1996.

21. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М., 1996.

22. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. — М., 1995.

23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. — М., 1997.

24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. — М., 1998.

25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф. Лунгу. — М., 1997.

26. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б. И. Пугинский, А. А. Рогачев. — М., 1997.

27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.

28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. — СПб., 1996.

29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997.

30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.

31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии). Пособие по курсу «Граждановедение». — М., 1995.

32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. — М., 1998.

33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник для средней школы. — М., 1997.

34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для поступающих в вузы. — М., 1997.

35. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. — М., 1997.

36. Человек и общество. Кн. 1–3 / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993.

37. Шабуров Н. В. Религии мира. — М., 1997.

38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. 10—11 кл. — М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Классный час, посвящённый дню конституции...

Правовой диалог "Наш выбор - закон!"

Сценарий представляет собой разработку такого мероприятия, как правовой диалог, который реализуется с участием учащихся, педагогов, родителей и представителей правоохранительных и контрольно-надзорных...

Программа по воспитанию правовой культуры «Я и Закон»

    Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.  учащихся – это целенаправлен...

Презентация по правовому воспитанию "Я человек. Закон защищает меня".

Презентация знакомит учащихся с понятиями "право", "конституция", знакомит с символикой РФ, ребята получают представление о некоторых статьях "Конвенции о правах ребёнка.х...

Правовая игра «Конституция—основной закон»

Учащиеся делятся на 2 команды по 4-5 человек (из 8-9 классов). Зрители--учащиеся 5-7 классов. Задания для команд, задания для зрителей....

Программа по правовому воспитанию «Я и закон»

  Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользовать...