Конспект урока "Конфликты"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.
Задачи урока:
- 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
- 2.На основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.
- 3. Содействовать развитию культуры отношений в группе, паре, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре к собеседнику деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.
Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строитьсвои взаимоотношения.
Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая, в парах
Тип урока: открытия новых знаний
Основные понятия: конфликт, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание,
План:
- Понятие «конфликт»
- Основные стадии (этапы) конфликта
- Причины конфликтов
- Способы поведения в конфликтной ситуации.
Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2016. – 111 с.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент 10:15-10:16 | Мотивирует на успешную работу. Мы сюда пришли учиться, | Настраиваются на работу. Проверка готовности к уроку. |
I.Мотивация к учебной деятельности 10:16-10-23 | Просмотр видеоролика о животных на мосту и ответить на вопросы: 1. О чем данное видео? 2. О чем пойдет речь на уроке? 3. Определите тему урока и запишите в тетради. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня разговор? Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта? В конце урока мы вернёмся к этому вопросу, и может у кого то измениться мнение. | Смотрят фрагмент видео, отвечают на вопросы, определяют тему урока, записывают в тетрадь
Поднять руки может или нет(в конце урока взрат) |
II.Актуализация знаний 10:23-10:28 | Учитель организует диалог с учащимися по вопросам: При каком виде деятельности могут возникать конфликты? Что мы называем общением? Какие правила общения тебе известны? Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил? А чтобы по сегодняшней оценки не было между нами конфликта, вы попробуете оценить себя сами. У вас есть оценочные листы, сейчас по тому поставьте зебе оценку как вы сейчас отвечали на вопросы (ведь это были вопросы домашней работы. | Отвечают на вопросы. -при общении - взаимные деловые и дружеские отношения людей - речь, невербальное общение - конечно, могут - к ссорам,ругани |
III.Изучение нового материала 10:29-10:45 10:46 -10:50 | Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? Давайте в группах за 1 минуту составим кластер. И продемонстрируем его у доски Работа с термином в парах - выпишите определение понятия «конфликт» в тетрадь, пользуясь словарём стр.учебника 108 - Что же такое межличностный конфликт на стр 16 Сформулируйте определение и впишите его в рабочий лист. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. Ставим оценку за работу в группе и термином. Просмотр видеофрагмента «Притча о языке» Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог. Каким образом данная притча связана с темой нашего урока? Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: Давайте найдем их в классе.(физминутка) Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта. Скажите а на какой ступени находятся причины конфликта На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Давайте откроем учебник стр 77 и найдем виды причин работаем по рядам (1 ряд 2 обзац 2 ряд 3 обзац 3 ряд последний обзац) 1 минута на поиск и вписать свою причину в схему Причины 1противоположные желания и интересы, 2Смысловой ( когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)
Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?
Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия? Задание в презентации Ставим оценку Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы, ребята, думаете, что происходит на этой ступени? Мы понимаем, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику, как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения. Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения. Работа с информационными листами (группах). Прочитать свой вид поведения и описать его классу до 3 слов (2 минутки) Варианты поведения в конфликтной ситуации. Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:
ЗАДАНИЕ НА доске соотнести голосуем цветом ОЦЕНКИ | Спор, ссора, драка, ругань, слезы, синяки, кулаки, обиды, борьба, противостояние, столкновение, разногласия, разрушение семьи, потеря работы, убийства, тюрьма. злость, ненависть, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа Записывают определение Отвечают на вопрос Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы. Как вы понимаете, о чем эта притча, чему она учит? - Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? Слова могут стать причиной конфликта неудачно сказанные слова, обидные сравнения, несправедливая оценка, повышенное эмоциональное состояние Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени? Учащиеся работают со схемой учебника стр.76 Отвечают на вопрос Грубое слово, несправедливое высказывание, противоположные интересы и желания Почему возникла такая ситуация?
Как можно примирить мудрецов? Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. |
IV.10:51-10:54 | Тест 3 минуты и взаимопроверка + оценка | |
V. Итоги урока. Рефлексия 10:55-11:00 | Задает вопросы: Возможна ли жизнь без конфликта? Делает вывод: существуют разные пути решения конфликта Выставление общей оценки и оценка учителя Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке. Д/зПараграф 9. Задания на выбор:
| Отвечают на вопросы Проводят рефлексию |
Приложение 3.
Индивидуальные задания:
1. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.
- Басня Эзопа.
Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф - падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
- В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
- Русская народная сказка “Заюшкина избушка”
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
- А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение – приспособление).
2. Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Задания | ||||||
Ответы по д/з общение | Работа в группе «Кластер» + термин | Причины конфликта работа в парах | Варианты поведения | Тест (оценивает сосед) | Итоговая оценка за урок | Оценка учителя | |
Рабочий лист по теме: « »
Межличностный конфликт –
Ступени
5.
4.
3.
2.
1.
Причины конфликта
Варианты поведения:
Сотрудничество -
Компромисс -
Избегание -
Приспособление -
Работа с определениями:
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.
Приспособление "Мир любой ценой!" | Избегание "Всё образуется само собой" | Компромисс "Уступим друг другу" | Сотрудничество "Найдём выход вместе" |
Фрагмент притчи о языке
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...