Рабочая программа по предмету "Обществознание" для 10-12 классов (ФГОС ИН) 1 вариант
рабочая программа по обществознанию

Сафонова Ирина Николаевна

Рабочая программа по предмету " Обществознание" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Учебно-календарный план
  8. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

9.1) Календарно – тематическое планирование.

9.2) Контрольно – измерительные материалы.

9.3) Методические материалы.

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            

        Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью;  программно — методического обеспечения для 10 — 12 классов с углубленной трудовой подготовкой  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях под редакцией А.М. Щербаковой  Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006 год).

 Главная цель курса  – создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современном обществе; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

  Выделяются следующие задачи  курса::

  • Знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации.
  • Формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин, закон, правопорядок и тд.
  • Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
  • Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
  • Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
  • Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.
  • Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость»  др.
  • Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.
  • Воспитание познавательного интереса к предмету.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности.
  • Коррекция и развитие познавательных психических процессов.

2. Общая характеристика учебного предмета

Предмет  «Обществознание» в школе играет важную роль в правовом воспитании обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе, овладении ЗУНами, коррекционном  воздействие изучаемого материала на личность ребенка.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы:

  • Государство, право, мораль.
  • Элементы теории государства и права.
  • Право. Конституция Российской Федерации.
  • Права и обязанности граждан России.
  • Основы трудового права
  • Основы гражданского права
  • Основы семейного права
  • Социальные права и свободы
  • Право на образование
  • Основы уголовного права.
  • Основы административного права.

Особыми задачами обучения в 10 классе является:

  • Формирование ведущих понятий: мораль, право, гражданин, закон, правопорядок.
  • Знакомство обучающихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права.
  • Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость»  др.
  • Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
  • Знакомство с основным законом государства – Конституцией РФ.

Материал программы представлен следующими разделами:

  • Наша Родина - Россия.
  • Мораль, право, государство

В 11 классе программа направлена:

  • Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
  • Знакомство с  отраслями трудового права, семейного, административного, уголовного, правом на образование.
  • Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.

Материал программы представлен следующими разделами:

  • Право и государство
  • Права и обязанности граждан России
  • Основы трудового права
  • Основы гражданского права
  • Основы семейного права
  • Социальные права и свободы

В 12 классе программа направлена:

  • Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
  • Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
  • Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
  • Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.

Материал программы представлен следующими разделами:

  • Политические права и свободы
  • Право на образование
  • Права и обязанности граждан России
  • Основы трудового права
  • Основы административного и уголовного права

При проведении уроков используются методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
  • Комбинированный урок.

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается  уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Обществознание»  относится к образовательной области «Человек и общество», рассчитан  на 3 года обучения. Программа каждого года обучения рассчитана на 34 часа, с учетом проведения уроков 1 раза в неделю.

Программа предусматривает следующее количество часов в год:

10 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа

11 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа

12 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа

4.Планируемые  результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Минимальный уровень:

  • знание названия страны, в которой мы живем;
  • названий государственных символов России;
  • представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;
  • знание названия основного закона страны, по которому мы живем;
  • знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
  • написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение стандартных бланков.

Достаточный уровень:

  • знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);
  • представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
  • представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
  • знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
  • знание основных изученных терминов и их определения;
  • написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;
  • оформление стандартных бланков;
  • знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует обращаться для решения практических жизненных задач;
  • поиск информации в разных источниках.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

10 класс

  • Кто такой  гражданин
  • Основные символы государства
  • Что такое мораль, нравственность
  • Общечеловеческие ценности
  • Что такое право
  • Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка.
  • Сходства и различия норм права и норм  морали
  • Что такое государство
  • Признаки государства

11 класс

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
  • Оформлять стандартные бланки.
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
  • Правильно оформлять просьбу в органы законодательной,  исполнительной власти.
  • Что такое гражданство
  • Основные конституционные  права и обязанности  граждан
  • Виды правовой ответственности
  • Что собой представляет законодательная, исполнительная власть Российской Федерации
  • Основы права
  • Основные кодексы страны
  • Отрасли права
  • Виды наказаний

12 класс

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
  • Оформлять стандартные бланки.
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
  • Правильно оформлять просьбу в органы законодательной исполнительной власти.
  • Основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации
  • Основы административного и уголовного права
  • Виды правовой ответственности
  • Что собой представляет  судебная власть Российской Федерации
  • Основные кодексы страны

Базовые учебные действия:

Личностные:

  • выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных ситуаций;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
  • знание основных моральных норм;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
  • освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
  • решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

 Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного                     конфликта) и преодолению препятствий.
  • составлять план и последовательность своих действий.
  • уметь оценить степень успешности своей деятельности.

Познавательные:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
  • определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач; ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.
  • постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; задавать вопросы;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • выявлять причины и следствия простых явлений.
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ).

Коммуникативные:

  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
  • использовать знаково-символические средства;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и сделать соответствующие выводы.
  • учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

5.   Содержание учебного предмета

Раздел

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Реализация РК

10  класс

1

Введение

4 часа

Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша Родина – Россия. Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения.

«Мой край» , «Символы Челябинской области и города Магнитогорска»

2

Мораль, право, государство

18 часов

Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. Понятия добра и зла. Общечеловеческие ценности. Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости. Что такое право? Роль права в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, полиция и др.)  Сходства и различия нор права и норм морали. Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест. Что такое государство? Признаки, отличающие государство от других общественных образований. Право и закон. Источники права. Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права. Конвенция о правах ребенка.

«Правила для учащихся нашей школы»

«Устав школы»

«Ценности моей семьи»

«Законодательное собрание Челябинской области и города Магнитогорска»

3

Конституция Российской Федерации

4 часа

Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории принятия конституции. Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией формы Российского государства. Президент Российской Федерации – глава государства.

«Глава города Магнитогорска»

4

Права и обязанности граждан

8 часов

Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и свободы граждан. Основы трудового права. Труд несовершеннолетних. Роль семьи в жизни человека и общества. Права и обязанности детей. Декларация прав детей. Права и обязанности детей. Декларация прав детей. Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест.

«Центр занятости города Магнитогорска»

«Моя семья»

«Труд несовершеннолетних города Магнитогорска»

«Мои права и обязанности»

«Образовательные учреждения города Магнитогорска»

11 класс

Мораль, право, государство

18 часов

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе.  Моральная ответственность. Жизнь – самая большая ценность. Нормы права (юридические норы). Нравственная основа права. Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды. Ценность современного права. Взаимосвязь государства и права. Законодательная власть. Российское законодательство. Источники российского права.  Источники российского права. Правоотношения. Государственное право. Административное право. Гражданское право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право, уголовно-процессуальное право. Российское законодательства и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия.

«Мои права, как гражданина РФ» «Законодательное собрание Челябинской области и города Магнитогорска»

«Гражданские права и обязанности жителей города Магнитогорска»  «Я имею право на труд»

Конституция Российской Федерации

3 часа

Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской Федерации. Местное самоуправление.

«Власть Челябинской области и города Магнитогорска»

Права и обязанности граждан

13 часов

Основные конституционные права граждан России. Труд и трудовые отношения. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом. Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право человека на доступ к культурным ценностям. Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность за правонарушения. Административное правонарушение и административная ответственность. Принципы назначения наказания. Ответственность несовершеннолетних. Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России». Тест.

«Трудовые права жителей города Магнитогорска»

«Культурные центры города Магнитогорска»

«Взаимоотношения в моей семье»

«Правоохранительные органы города Магнитогорска»

«Ответственность несовершеннолетних города Магнитогорска»

12 класс

Мораль, право, государство

3 часа

Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет) Право - одно из самых ценных приобретений человечества. Российское законодательство. Система права.

«Я имею право…»

Конституция Российской Федерации

5 часов

Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации.  Избирательная система.  Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство». Тест.

«Судебные органы города Магнитогорска»

«Избирательная система Челябинской области и города Магнитогорска»

Права и обязанности граждан

26 часов

Основные обязанности граждан. Трудовой кодекс Российской Федерации. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. Трудовой договор. Трудовая книжка. Охрана права собственности граждан.  Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности родителей. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.  Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Федеральный закон об образовании Российской Федерации. Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан России» Тест. Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения. Преступление и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в преступную среду. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура. Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд.

«Я обязан…»

«Права и обязанности граждан г. Магнитогорска как собственников».

«Распределение обязанностей в моей семье»  «Медицинские центры города Магнитогорска «Социальные центры Города Магнитогорска» «Религиозные конфессии города Магнитогорска»

Образовательные учреждения города Магнитогорска»

«Правоохранительные органы города Магнитогорска»

6. Учебно – календарный план

10 класс

Раздел

Количество часов

Контрольно – измерительный материал

БУД

1

Введение

4 часа

Индивидуальный и фронтальный опрос

Регулятивные:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать  средства достижения цели.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные:

Учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные:

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей поступки. Учиться разрешать моральные противоречия.

2

Мораль, право, государство

18 часов

Индивидуальный и фронтальный опрос

Тест «Мораль и право»

3

Конституция Российской Федерации

4 часа

Фронтальный опрос

4

Права и обязанности граждан

8 часов

Индивидуальный и фронтальный опрос

Тест «Что такое право»

11  класс

1

Мораль, право, государство

18 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: Определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

Отбирать для решения жизненных задач необходимые источники

информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). Пытаться представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Коммуникативные

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

2

Конституция Российской Федерации

3 часа

Фронтальный и индивидуальный опрос

3

Права и обязанности граждан

13 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Тест « Права и обязанности граждан России»

12 класс

1

Мораль, право, государство

3 часа

Фронтальный и индивидуальный опрос

Регулятивные:

Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Составлять план и последовательность своих действий.

Уметь оценить степень успешности

своей деятельности.

Познавательные:

Определять план выполнения заданий

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем,

графиков и на их  основе делать анализ и выводы.

Коммуникативные:

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные:

Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).

Решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

2

Конституция Российской Федерации

5 частей

Фронтальный и индивидуальный опрос

Тест «Российское законодательство»

3

Права и обязанности граждан

26 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Тест «Права и свободы граждан России»

Тест «Преступление и уголовная ответственность»

7. Критерии и нормы оценки достижения,  планируемых  результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает  оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится  с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

- обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает единичные ошибки и сам исправляет

-обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-допускает ошибки в речи (1-2 ошибки);

-обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

-излагает материал недостаточно полно и последовательно;

-допускает ряд ошибок в речи;

-затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

-нуждается в постоянной помощи учителя;

-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;

-допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл;

-делает грубые ошибки;

-не использует помощь учителя;

  1. Учебно-методический комплекс.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год, автор курса – В.М. Мозговой)

Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006 год).

 Учебники:

1. Я.В.Соколов Граждановедение. Учебное пособие для учащихся (5, 6, 7 классов) их родителей и учителей. – М.: НВЦ «Гражданин», 1997 г.  

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А.  обществознание: Учебник для (5, 6, 7, 8) класса. – 8-е изд.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007.

3. Я. В. Соколов, А.С. Прутченков  Граждановедение: Учебное пособие для учащихся  9 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. – М.: НВЦ «Гражданин», 1999.

Рабочие тетради:

4.5. Дахлер А. Б. Граждановедение. (5,6,7) класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В.Соколова «Граждановедение». – 4-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2002.  .

5. И.С.Хромов. Рабочая тетрадь по обществознанию. (5, 6, 7, 8) класс. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007. -  

  Дополнительная литература для учащихся:

1. Конституция Российской Федерации.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г. – 32 с.

2. Алексеев Ю.А.,  Зуев Н.М., Ковалёв В.С. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: Триада – фарм, 2002.-64 с.:58 ил.

3. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Под ред. Ю.Н.Власова. – М.. 1999. – 758 с.

4. Советский энциклопедический словарь. Научно – редакционный совет: А.М.Прохоров, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков и др. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 1600 с.

5. Словарь русского языка в  четырёх томах (1,2,3,4 том). Под ред. Л.А.Кожинова. – Рос.изд. иностр. и национ. словарей.- М.. 1961 г.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История. Сост. Н.В. Чудакова, А.В.Громов; Под общ. Ред. А.В.Кадрашук, А.М. Кузнецова.-М.: Издательство АСТ, 1998. – 512 с.

Дополнительная литература для учителя:

7. А.Ф.Никитин. Право  и политика.: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.- 191 с.: ил.

8. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под. Ред Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 1998 г.

9. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. М:»Гражданин», 1999 г.

10. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. М:»Гражданин», 1999 г.

Интернет – ресурсы:

Региональная коллекция ЦОР

Электронные информационные источники

9. Приложения

9.1. Календарно – тематическое планирование  

 

10 класс

п.п

Название темы урока  

Кол.

час.

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

1 четверть. ( 8 часов)

Введение

1.

Кто такой гражданин?

 

1

гражданин

Оценка поступков, составление рассказа,  примеры основных нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Оценка поступков, перенос вывода на реальные события

2.

Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

1

Гражданская позиция

Составление рассказа «Я гражданин своей страны»

Оценка поступков, перенос вывода на реальные события

3.

Наша Родина – Россия. РК

 

1

 

страна

Россия

гражданская позиция

Составление рассказа, перечислить ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

Коррекция внимания, нравственных норм

4.

Государственные символы Российской Федерации. История. РК.

1

 

гимн

флаг

герб

Составление описательного рассказа, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коррекция и развитие связной устной речи.

Мораль,  право, государство

5.

Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества.

1

 

общество

правило

Составление схемы «Роль правил в обществе», поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция мыслительных операций, диалогичной речи.

6.

Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества.

1

функции

Составление схемы, выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция устной и письменной речи.

7.

Понятия добра и зла.

1

добро

Ответы на вопросы, оформление выводов, примеры основных нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Понятия добра и зла.

8.

Общечеловеческие ценности.

1

ценности

Составление схемы «Ценности человека 21 века»

Коррекция личности, воспитание нравственных норм.

2 четверть (8 часов)

9.

Моральные требования и поведение людей.

1

 

мораль

Моральные требования и поведение людей. РК выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

10.

Правила вежливости.

1

вежливость

Составление памятки «Правила вежливости», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция личности, воспитание нравственных норм.

11.

Что такое право?

1

правила

Ответы на вопросы по тексту, оценка реальных социальных ситуаций.

Коррекция устной и письменной речи.

12.

Роль права в жизни общества  и государства.

1

общество

государство

Подбор ситуаций, работа со статьями, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности.

13.

Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве.

1

закон

Конституция

Работа со статьями Конституции, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция памяти, развитие связной устной и письменной речи.

14.

Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка. РК

1

правопорядок

Мини – сочинение на тему: «Жизнь - самая большая ценность», выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Формирование гражданской позиции, коррекция монологической речи.

15.

Сходства и различия норм права и норм морали.

1

право

мораль

Составление сравнительной характеристики, проанализировать реальные социальные ситуации

Коррекция устной речи

16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом

Коррекция долговременной памяти, внимания.

3 четверть. (10 часов )

17.

Что такое государство?

1

государство

Отвечают на вопросы теста.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

18.

Признаки, отличающие государство от других общественных образований.

1

общественные образования

Составление рассказа по схеме: «Признаки государства», поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция устной речи через систему вопросов: ответь на вопрос.

19.

Право и закон.

 

1

Конституция

закон

право

статьи

Составление рассказа на тему: «Мои права», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция мыслительных операций

20.

Источники права.

 

1

права

статьи

Ответы на вопросы по статьям, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция диалогичной речи.

21.

Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права. РК

1

Закон

конституция

Ответы на вопросы по тексту, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

22.

Конвенция о правах ребенка.

1

 

конвенция

Составление рассказа: «Права ребенка», оценка реальных социальных ситуаций.

Формирование гражданской позиции.

Конституция Российской Федерации

23.

Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории принятия конституции.

1

Конституция

закон

Ответы на вопросы

Рассказ об истории принятия конституции.

Формирование гражданской позиции

24.

Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации.

1

статья

раздел

Ответы на вопрос, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция мыслительной деятельности.

25.

Определение Конституцией формы Российского государства.

1

Конституция

федерация

закон

Составление характеристики, наблюдение и оценка явлений и событий.

Коррекция устной и письменной речи

26.

Президент Российской Федерации – глава государства.

1

президент

Рассказ по плану.

Воспитание нравственных норм

4 четверть (8 часов)

Права и обязанности граждан России

27.

Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами.

1

гражданство

Ответы на вопросы по тексту, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция устной и письменной речи.

28.

Права и свободы граждан.

1

права

свободы

Конституция

Ответы на вопросы по тексту, примеры нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности

29.

Основы трудового права.

1

Трудовой кодекс

Конституция

Работа со статьями Конституции, проанализировать реальные социальные ситуации

Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности.

30.

Труд несовершеннолетних. РК.

1

закон

Конституция

Составление рассказа «Я имею право на труд», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция памяти, развитие связной устной

31.

Роль семьи в жизни человека и общества. РК.

1

семья

Составление рассказа «Моя семья»

Коррекция памяти, развитие связной устной и письменной речи.

32.

Права и обязанности детей. Декларация прав детей.

1

обязанности

Декларация

Отвечают на вопросы текста, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция долговременной памяти, развитие усидчивости.

33.

Система образования в Российской Федерации. РК

1

образование

Конституция

Работа с текстом, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест.

1

Изученный словарь

Отвечают на вопросы теста.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

 11 класс

п.п

Название темы  урока  

Кол.

час.

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная  работа

1 четверть (8 часов)

Мораль, право, государство

1.

Социальные нормы – правила поведение людей в обществе.

1

 

мораль

Составление памятки, поиск и извлечение нужной информации.

Формирование гражданской позиции.

2.

Моральная ответственность.

1

ответственность

Составление рассказа на тему: «Моя ответственность в школе и дома», примеры нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Коррекция личности, воспитание нравственных норм.

3.

Жизнь – самая большая ценность.

1

ценность

Ответы на вопросы текста, проанализировать реальные социальные ситуации

Коррекция устной речи

4.

Нормы права (юридические норы)

1

нормы права

Составление рассказа по схеме, примеры правовых понятий, норм.

Коррекция устной речи через систему вопросов.

5.

Нравственная основа права.

1

право

государство

Ответы на вопросы, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция устной речи.

6.

Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды.

1

общественные образования

Составление рассказа, выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция устной речи через систему вопросов: ответь на вопрос.

7.

Ценность современного права.

 

1

ценность

Составление рассказа на тему: «Мои права».

Коррекция мыслительных операций

8.

Взаимосвязь государства и права.

 

1

права

статьи

Ответы на вопросы по статьям, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коррекция диалогичной речи.

2 четверть (8 часов)

9.

Законодательная власть. Российское законодательство. РК.

1

власть

законодательство

Ответ на вопросы, Разгадывание кроссворда

Коррекция гражданской позиции

10.

Источники российского права.

1

Составление рассказа по схеме, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Коррекция устной речи

11.

Правоотношения.  

1

правоотношения

Ответы на вопросы, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция гражданской позиции

12.

Государственное  право.

1

государственное

право,

Работа по составлению устного рассказа по плану, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция личности,

Воспитание нравственных норм.

13.

Административное право

административное право

Работа с текстом, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция личности,

Воспитание нравственных норм.

14.

Гражданское право. РК

1

Конвенция

гражданин

Составление рассказа: «Права ребёнка», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

15.

Семейное право.

1

семья

кодекс

Ответы на вопросы, примеры правовых понятий, наблюдение и оценка явлений и событий.

Коррекция гражданской позиции.

16.

Трудовое право. РК

1

трудовой кодекс

Составление диалога: «Мое право на труд»

Коррекция социального поведения.

3четверть (10 часов)

17.

Уголовное право, уголовно-процессуальное право.

1

уголовный кодекс

процесс

Отвечают на вопросы теста, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция долговременной памяти ( анализ, вывод).

19.

Российское законодательство и международное право. Всеобщая декларация прав  человека, цели её принятия

1

международное право

декларация

Ответы на вопросы, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения

Конституция Российской Федерации (2 часа)

20.

Организация власти в Российской Федерации.

1

Власть страны

Ступени власти

Ответы на вопросы, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Формирование гражданской позиции

21.

Местное самоуправление. РК

1

власть самоуправление

Составление рассказа «Организация власти в городе Магнитогорске»

Коррекция монологической речи, следование инструкции.

Права и обязанности граждан России (13 часов)

22.

Основные конституционные права граждан России

1.

Конституционные права

Составление рассказа «Мои права как гражданина», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Формирование гражданской позиции

23.

Труд и трудовые отношения.

Трудовой кодекс

Работа  с текстом, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Формирование гражданской позиции

24.

Дисциплина труда.

1

дисциплина

права и обязанности

Работа с тестом, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Коррекция долговременной памяти, внимания.

25.

Виды наказаний за нарушения в работе.

1

взыскания замечания

увольнение

Работа с текстом. Разбор ситуаций, проанализировать реальные социальные ситуации.

Формирование гражданской позиции

26.

Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом.

1

собственность

имущество Гражданский Кодекс

Разбор ситуаций, поиск и извлечение нужной информации.

Формирование гражданской позиции

4 четверть. (8 часов)

27.

Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов. РК. 

1

семейные отношения

Составление рассказа  «Моя семья»,

Коррекция памяти, монологической речи.

28.

Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно – правовых отношений.

1

жилище

Работа со статьёй по плану, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция социального поведения.

29.

Право человека на доступ  к культурным ценностям. РК

1

культурные ценности

Работа с текстом,  поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения.

30.

Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность за правонарушения

1

преступление

проступок

Рассказ по плану, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Воспитание нравственных норм

31.

Административное правонарушение и административная ответственность.

1

административное правонарушение

ответственность

Работа по тексту подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция социального поведения.

32.

Принципы назначения наказания. РК

1

наказание

Составление диалога, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция диалогический речи.

33.

Ответственность несовершеннолетних. РК.

1

ответственность

учет

ОДН

Составление рассказа «Я совершил проступок», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция долговременной памяти, внимания, речи

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России».  Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом

Коррекция долговременной памяти, внимания.

12 класс

п.п

Тема урока  

Кол.

час.

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная

работа

1 четверть. (8 часов)

Мораль, право, государство

1.

Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет) 

1

 

запреты, обычаи, мораль, право этикет

Работа с текстом, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция социального поведения,

2.

Право- одно из самых ценных приобретений человечества. РК

1

ценность

Составление рассказа, знание нравственных и правовых понятий.

Коррекция эмоционально – волевой сферы, речи.

3.

Российское законодательство. Система права.

 

1

законодательство право

Составление рассказа «Мои права», наблюдение и оценка явлений и событий.

Коррекция социального поведения

Конституция Российской Федерации

4.

Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации.

 

1

закон конституция

Составление схемы Законодательная власть», поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения.

5.

Исполнительная власть Российской Федерации.

 

1

исполнительная власть

Составление схемы «Исполнительная власть»

Коррекция социального поведения

6.

Судебная власть Российской Федерации. РК.

1

Уголовный кодекс

суд судья

адвокат

прокурор

Составление схемы «Судебная власть», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Воспитание патриотизма, нравственных норм.

7.

Избирательная система. РК

1

избирательное право, выборы

Составление схемы «Избирательная система», поиск и извлечение нужной информации.

Воспитание патриотизма, нравственных норм.

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство». Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

2 четверть. ( 8 часов)

Права и обязанности граждан России

9.

Основные обязанности граждан. РК

 

1

Обязанность

Конституция

Составление рассказа: «Мои обязанности», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция социального поведения

10.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

1

Трудовой кодекс

Составление диалога, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция личности, оценка поступков.

11.

Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе.

1

дисциплина

Составление диалога, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Коррекция личности и  нравственных норм.

12.

Трудовой договор. 

1

договор

права

обязанности

срочный бессрочный

Составление диалога

«На приеме у работодателя»,

Коррекция  памяти, социального поведения.

13.

Трудовая книжка.

 

1

трудовая книжка

Ответы на вопросы, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция мыслительных операций                                        

14.

Охрана права собственности граждан. РК

1

жилое помещение

Составление рассказа, оценка реальных социальных ситуаций.

Коррекция норм морали и социального поведения

15.

Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство РК

1

этика

быт

Составление диалога, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Коррекция социального поведения

16.

Права и обязанности родителей.

1

родительский долг

ответственность

Составление рассказа «Мы родители»,

Саморегуляция, оценка поступков.

3 четверть. (10 часов)

17.

Право на медицинское обслуживание. РК

1

медицинское учреждения (больницы, поликлиники, центры)

Рассказ по плану, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция внимания, памяти

18.

Право на социальное обеспечение. РК

1

социальное учреждения

Ответы на вопросы, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция  социального поведения

19.

Право человека на духовную свободу. 

1

 

духовная свобода

Ответы на вопросы, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Коррекция социального поведения

20.

Право на свободу убеждений.

1

убеждение

Составление рассказа, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения

21.

Религиозные верования и их место в современном мире. РК. 

1

религия

Составление рассказа «Вера человека»

Коррекция социального поведения

22.

Свобода совести.

 

1

совесть

Ответы на вопросы, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Коррекция социального поведения.

23.

Федеральный закон об образовании Российской Федерации.

1

федеральный закон

Закон об Образовании

Работа с тексом,  перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу)

Воспитание  нравственных норм.

24

Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан России»

1

Изученный словарь

Работа с тестом, поиск и извлечение нужной информации

Коррекция долговременной памяти, внимания.

25.

26.

Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения. 

2

правонарушения преступления проступки

Составление схемы «Правонарушения», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция социального поведения

4 четверть

27.

Преступление и уголовное наказание.

1

уголовное наказание

Составление диалога, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Воспитание нравственных норм.

28.

Ответственность за соучастие и участие в преступлении.

 

1

адвокат

суд судья

обвинитель

Составление диалога «В суде», оценка реальных  ситуаций.

Коррекция мыслительных операций                                        

29.

Преступления против несовершеннолетних.

1

несовершеннолетние

Составление схемы, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция мыслительной деятельности

30.

Опасность вовлечения подростков в преступную среду.

1

подросток преступная среда преступление

проступок

Мини – рассказ: «Опасности для подростков», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция норм морали и социального поведения

31.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура. РК.

1

прокуратура

Составление схемы «Правоохранительные органы города Магнитогорска», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Воспитание нравственных норм.

32

Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд. РК

1

правосудие

Составление рассказа по плану, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция  социального поведения, монологической речи.

33.

Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка РК.

1

ОВД

Составление схемы «ОВД города Магнитогорска», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция внимания, памяти

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Преступления и уголовная ответственность».  Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом

Коррекция долговременной памяти, внимания.

9.2.  Контрольно-измерительные материалы.

Пояснительная записка.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 8 – 11-х классов коррекционной школы по обществознанию. Оценивание производится в условиях пятибалльной системы цифровых оценок.

Текст теста  по обществознанию  печатается на листах формата А4. Тесты составлены в трёх  вариантах (в исключительных случаях 4-х).

Тестовые  работы предполагают их проведение после изучения раздела. После проведения проводится  анализ полученных результатов.

ТЕСТЫ

10 класс             Тест

11 класс                Тест

Внимательно прочитай вопрос. Выбери правильный ответ

ФИ учащегося  _____________________________________________________

1.Государство – это

А. Территория, имеющая определенные границы и обладающая государственным суверенитетом, обозначается термином

Б. орган управления страной

В. Политическая партия

2.Конституция РФ – это

А. Законодательный орган

Б. Основной закон государства

В. орган управления страной

3.Право на жизнь, право на образование закреплено в ….

А. Уголовном кодексе

Б. Гражданском кодексе

В. Конституции РФ

4.Соблюдать законы РФ – это … гражданина

А. обязанность

Б. право

В. стремление

5.При устройстве на работу, работник заключает … с работодателем

А. брак

Б. трудовой договор

В. договор аренды

6.Со сколько лет человек имеет право трудиться?

А. 18

Б. 14 при согласии родителей (законных представителей)

В. 14

7.Может ли человек в РФ являться чей-либо собственностью?

А. да

Б. нет

8.Право на медицинское обслуживание гражданину РФ гарантирует…

А. Конституция РФ

Б. Уголовный кодекс

В. Гражданский кодекс

9.Что такое преступление?

А. Общественно полезное действие.

Б. Общественно опасное действие, поддерживающие существующий правопорядок.

В. Общественно опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности.

10. Кто такой подстрекатель?

А. тот, кто склоняет к преступлению

Б. тот, кто следит за порядком

В. тот, кто не совершает преступление

11.За убийство человека последует ….. ответственность

А. Административная

Б. Уголовная

В. Дисциплинарная

12.Признать человека виновным или не виновным может только …?

А. Мэрия

Б. Полиция

В. Суд

13.Прокурор – это…?

А. главный законный представитель обвинения

Б. помощник судьи

В. главный законный представитель защиты

Внимательно прочитай вопрос. Выбери правильный ответ

ФИ учащегося  _____________________________________________________

1 Гражданин – это человек, который:

А) любит свое Отечество, свою Родину

Б) защищает от врагов

В) бережет и приумножает культурное наследство

Г) все выше перечисленное.

2.Назовите столицу РФ

А) Санкт-Петербург

Б) Москва

В) Челябинск

3.Что является символами государства?

А) столица, города

Б) флаг, гимн, герб

В) гимн, флаг, законы

4.Как чередуются цвета на флаге РФ:

А) синий, белый, красный

Б) белый, синий, красный

В) красный, белый, голубой

5.Глава Российской Федерации

А) император

Б) президент

В) министр

6.Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории РФ в течение:

а) 5 лет

б) 10 лет

в) 15 лет

7.Основной закон РФ

А) Манифест

Б) Конституция

В) Доклад

8.В России существует система разделения властей. Власть делится:

А) на законодательную

Б) судебную

В) исполнительную

Г) все перечисленные

9. Территория, имеющая определенные границы и обладающая государственным суверенитетом, обозначается термином:

А) государство

Б) страна

В) общество

10.Что такое семья?

А) группа родственников, живущих вместе

Б) человек, его права и свободы

В) соседи по лестничной площадке

11. Кто обязан защищать права детей:

А) родители;

Б )государство;

В) органы опеки;

Г) специальные детские учреждения.

12. Ребенком считается лицо:

А) не достигшее 14 лет;

Б) не достигшее 16 лет;

В) не достигшее 18 лет

13.Административная ответственность наступает :

А) с 16 лет;

Б) с 17 лет;

В) с 18 лет

12 класс                Тест

Внимательно прочитай вопрос. Выбери правильный ответ

ФИ учащегося  _____________________________________________________

1.Выберите правильное определение. Право – это …

 А) правила проживания в какой-либо стране

 Б) все государственные законы

 В) система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством

2.К источникам права в России относятся:

А) законы

Б) обычаи

В) вероучения

3.Право на жизнь закреплено в документе, который называется:

А) Конституция

Б) Уголовный кодекс

В) Семейный кодекс

4.Конституция - это?

А)юридический документ  страны

Б) основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, определяет и закрепляет права человека и т.п.

В) свод основных законов государственных принципов

 присяга на верность государству

5.Когда была принята Конституция Российской Федерации?

А) 12 декабря 1984 года

Б)  12 декабря 1991 года

В)12 декабря 1993 года

6.Какой документ представляет собой Конституция Российской Федерации?

А) указ

Б) основной закон государства

 В) федеральный закон

7.Выберите правильное определение. Закон – это …

А) традиция, принятая в определенном обществе

Б) правило поведения, которое соблюдается во всех странах

В) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

8.Для чего обществу нужны законы:

А) для руководства страной

Б) для борьбы с внешними врагами

В) для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми

9.К основным правам человека относятся:

А) право на творчество, право на управление государством, право на информацию

Б) право на загородный дом, право на автомобиль, право на смену места жительства

В) право на жизнь, право на свободу, право на жилище

10.Основным документом, подтверждающим гражданство, является:

А) паспорт                                    

Б)  водительские права    

В) свидетельство пенсионного страхования

11.Семейный кодекс Российской Федерации гласит:

 А) «Ребенок имеет право покидать семью и возвращаться в нее в любое время. Менять  своих родственников на других»

Б) «Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать необходимую защиту и заботу»

 В) «Ребенок имеет право жить в семье своих родственников без их согласия»

12.По трудовому законодательству Российской Федерации:

А) труд детей, не достигших 15 лет, запрещен

Б) труд 14-летних детей можно использовать только для выполнения легкой работы, не причиняющей вред здоровью подростка и не мешающей ему учиться

В) труд детей, достигших 14 лет, можно использовать для любых видов работ

13.Целью трудовой книжки является:

А) указание подлинной профессии гражданина

Б) указание официального периода трудовой деятельности гражданина

В) указание трудовых достижений гражданина

14.Кто осуществляет помощь гражданину в защите его прав и свобод:

А) суд и правозащитные организации

Б) полиция и армия

В) никто не помогает

15.Какие нарушения поведения могут быть свойственны несовершеннолетним?

 А)Бродяжничество

 Б)Оскорбление

 В)Токсикомания

Г) Правильны все ответы

9.3. Методические материалы

 Тест «Семейное право»

Вопрос № 1

Закончите следующее предложение: "Основополагающим правовым актом, регулирую-щим семейные отношения в России, является:

 Семейный кодекс РФ

 Кодекс о браке и семье РФ

 Кодекс о семейных отношениях РФ

Вопрос № 2

С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

 со времени сдачи экзаменов " родительского минимума"

 с момента рождения ребенка

 с момента вступления в брак

Вопрос № 3

Расторжение брака производится:

 в органах ЗАГС или в судебном порядке

 в органах ЗАГС

 в органах ЗАГС, в судебном порядке или в органах опеки и попечительства

Вопрос № 4

Имущество, нажитое супругами во время брака, является:

 их индивидуальной собственностью

 их совместной собственностью

 долевой собственностью

Вопрос № 5

Может ли один из супругов продать квартиру?

 да, но только после получения нотариально удостоверенного согласия другого супруга

 да, если квартира куплена во время брака на его средства

 да, после получения согласия всех родственников

Вопрос № 6

Как называется источник трудового права:

 Трудовой кодекс

 Кодекс законов о труде

 Кодекс о труде

Вопрос № 7

Сторонами трудового договора являются:

 работодатель и работник

 работник и трудовой коллектив

 трудовой коллектив и работодатель

Вопрос № 8

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается:

 заключенным на неопределенный срок

 заключенным на один год

 Вопрос № 9

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника явля-ется:

 страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

 документ об образовании (диплом)

 трудовая книжка не заключенным, так как условие о сроке является обязательным

Вопрос № 10

В соответствии с Трудовым кодексом по общему правилу заключение трудового догово-ра допускается с лицами:

 достигшими возраста 18 лет

 достигшими возраста 14 лет

 достигшими возраста 16 лет

Конституция РФ. Правовой статус гражданина

Вопрос № 1

Закончите предложение: "Конституция России имеет ________ _________".( Конституция России имеет прямое действие).

Формулировку этого, одного из основных, принципов правового статуса

Составьте слово из букв: ИЕЕВПЯЙТЕОС РДМ (Прямое действие)

Вопрос № 2

Что является "лишним" в следующем перечне?

 презумпция невиновности

 получение основного общего образования

 свобода совести

 охрана достоинства личности

Вопрос № 3

В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла документ " Генеральная Ассамблея ООН " (1948)

В качестве ответа запишите только число, например, 2015.

Вопрос № 4

Соотнесите права человека и группы прав.

1) личные права                   5 свобода преподавания

2) политические права        3 право собственности на  землю

3) экономические права      2 свобода слова и средства массовой информации

4) социальные права          1 право пользоваться родным языком

5) культурные права            4 право на жилище

Вопрос № 5

Из перечня документов выберите те, которые входят в "Международный билль о правах человека".

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

 Всеобщая декларация прав человека

 Декларация прав человека и гражданина

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

 Конвенция о правах ребёнка

 Международный пакт о гражданских и политических правах

 Женевская конвенция о правах военнопленных

Вопрос № 6

Какие из конституционных прав гражданина РФ не могут быть ограничены в условиях чрезвычайной ситуации?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

 свобода экономической деятельности, не запрещённой законом

 право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации

 право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

 право на получение квалифицированной юридической помощи

 право на неприкосновенность частной жизни

 свобода литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества

Вопрос № 7

Какое из утверждений является верным?

1. Конституция признаёт права человека непосредственно действующими, то есть, гражданин может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь непосредственно на текст Конституции.

2. Наиболее действенным способом защиты прав и свобод человека является их судебная защита.

 неверно 1 и 2

 верно 2

 верно 1

 верно 1 и 2

Вопрос № 8

Из предложенных букв составьте термин, который принято использовать, когда речь идёт об Уполномоченном по правам человека.

Составьте слово из букв:

ЕМУДБНОМС(омбудсмен)  

Вопрос № 9

Какое из утверждений является верным?

1. Гражданин России может обратиться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека, так как РФ является членом Евросоюза.

2. В Европейском суде по правам человека дела рассматривают судьи, представляющие каждую из стран-членов Совета Европы.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

 верно 1

 неверно 1 и 2

 верно 1 и 2

 верно 2

Вопрос № 10

В каком году была принята Конвенции ООН о правах ребёнка? (1989)

Напишите только число, например, 2015.

Вопрос № 11

Кто, согласно Конституции Российской Федерации, является главным гарантом соблюдения прав граждан?

Ответ напишите одним словом. (государство)

Вопрос № 12

Надзор за соблюдением прав и свобод человека государственными органами - одна из главных задач ...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

 полиции

 обществ по защите прав потребителей

 профсоюзов

 президента

 прокуратуры

«Человек и нравственность»

Вопрос № 1

Моральный поступок:

Совершается, исходя из собственных интересов

 Не учитывает права других людей

 Совершается в соответствии с понятиями добра и справедливости

Вопрос № 2

Появление моральных норм связано:

 С Новым временем

 С древней историей

 Со средневековьем

Вопрос № 3

Внутренним регулятором поведения человека является:

 Право

 Совесть

 Общественное мнение

Вопрос № 4

Нормы морали охраняются:

 Государством

 Церквью

 Обществом

Вопрос № 5

Золотое правило нравственности провозглашает принцип:

 Действуй, руководствуясь не личными интересами, а интересами общества

 Не делай другому того, чего не хочешь и себе

 Живи сам- давай жить другим

Вопрос № 6

Наука, изучающая мораль, называется:

 Этика

 Этнография

 Эстетика

Вопрос № 7

К основным категориям нравственности относятся понятия:

 Разум и чувства

 Добро и зло

 Истина и познание

Вопрос № 8

Любовь к Родине (своему народу, государству)

 Космополитизм

 Патриотизм

 Национализм

Вопрос № 9

Счастье это-

 Непрерывный поток удовольствия

 Состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности

 Ощущение подъема духовных и физических сил человека

Вопрос № 10

Обратной стороной свободы является:

 Выбор

 Независимость

 Ответственность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского

Рабочая программа разработана по ФГОС  для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ

Представленные программы без календарно-тематического планирования....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...