Политические режимы и участие граждан в политике.
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Технология ТРИИК позволяет погрузить учащихся в решении проблемной ситуации и создать эффективный пошаговый план выхода из нее.

На первом этапе самоопределение, дается проблемная ситуация, мотивируется деятельность учащихся, для дальнейшего изучения материала. В этой разработке представлена выдуманное государство Z в котором критическая предреволюционная ситуация. Каждому ученику предлагается взять на себя роль правительства и решить проблему наиболее эффективными методами.

На втором этапе начинается учебно-познавательная деятельность, ребята выполняют задания разного уровня на знания, умения и навыки Учащиеся понимают, что для успешного выхода из проблемной ситуации недостаточно данных. Их можно получить в учебнике по обществознанию. После этого ученики самостоятельно анализируют параграф и отвечают на представленные вопросы. Здесь они знакомятся с пунктами параграфа: «Политические режимы» и «Участие граждан в политике». Выполняют необходимые, заранее подготовленные учителем задания.

На третьем этапе начинается интеллектуально-преобразовательная деятельность, в ходе которой создается план решения проблемной ситуации.  Технология предполагает задания разного уровня знаний. Первый эвристический, где ученик, получив необходимые знания самостоятельно создает проект решения проблемной ситуации, импровизационный вариант, когда учащиеся решают проблему по определенному плану, и информационный, при котором ученики должны заполнить шаблон готового проекта. Усвоив теорию, ребята начинают создавать свой проект решения проблемы, выбрав нужный уровень знания, на который он претендует. Если он не справляется, то ученику предлагается другой, более простой уровень.

В конце учащиеся сдают свои разработки и проходят этап рефлексии, решают итоговое тестирование на проверку знаний, умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskie_rezhimy_i_kak_uchastvovat_v_politike.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ФИО

Сысоев Алексей Васильевич

должность

учитель истории  и обществознания

телефон

89502205226

Эл. почта

Oprich90@mail.ru

Стаж

10 лет

Номинация (подноминация)

Номинация 1 «Успешные авторские методики, технологии, приёмы проведения урока в 5-11-х классах».

Подноминации:

«Лучшие педагогические практики на уроке»;

Предмет

Обществознание

Класс

11

Технология

Элементы технологии ТРИИК(технология развития информационно-интеллектуальной компетентности)

Название методической разработки

Политические режимы и участие граждан в политике.

Публикация

Фонд 21 века.

https://fond21veka.ru/publication/11/27/384604/ 


Краткое описание представляемой разработки.

Технология ТРИИК позволяет погрузить учащихся в решении проблемной ситуации и создать эффективный пошаговый план выхода из нее.

На первом этапе самоопределение, дается проблемная ситуация, мотивируется деятельность учащихся, для дальнейшего изучения материала. В этой разработке представлена выдуманное государство Z в котором критическая предреволюционная ситуация. Каждому ученику предлагается взять на себя роль правительства и решить проблему наиболее эффективными методами.

На втором этапе начинается учебно-познавательная деятельность, ребята выполняют задания разного уровня на знания, умения и навыки Учащиеся понимают, что для успешного выхода из проблемной ситуации недостаточно данных. Их можно получить в учебнике по обществознанию. После этого ученики самостоятельно анализируют параграф и отвечают на представленные вопросы. Здесь они знакомятся с пунктами параграфа: «Политические режимы» и «Участие граждан в политике». Выполняют необходимые, заранее подготовленные учителем задания.

На третьем этапе начинается интеллектуально-преобразовательная деятельность, в ходе которой создается план решения проблемной ситуации.  Технология предполагает задания разного уровня знаний. Первый эвристический, где ученик, получив необходимые знания самостоятельно создает проект решения проблемной ситуации, импровизационный вариант, когда учащиеся решают проблему по определенному плану, и информационный, при котором ученики должны заполнить шаблон готового проекта. Усвоив теорию, ребята начинают создавать свой проект решения проблемы, выбрав нужный уровень знания, на который он претендует. Если он не справляется, то ученику предлагается другой, более простой уровень.

В конце учащиеся сдают свои разработки и проходят этап рефлексии, решают итоговое тестирование на проверку знаний, умений и навыков.

ТЕМА:   Политические режимы и участие граждан в политике.

Элементы технологии ТРИИК

Класс 11,

предмет обществознание,

кол-во часов 4

Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по созданию проекта для преодоления политического кризиса, через внедрение демократических преобразований в стране.

Представления о видах и чертах политических режимов

Понимания о способах участия граждан в политической жизни

Умения создавать пошаговый  план-проект и его защита.

Планируемый результат освоения темы

Личностный: проявлять интерес к политике. Проявить творчество к процессу создания проекта для преодоления политического кризиса.

Метапредметные умения:

Познавательные: найти и выделить виды и черты политических режимов, выделить исторические и современные политические режимы в разных странах. 

Регулятивные: Устанавливать последовательность действий по решению политического кризиса. Оценить результат своих действий и спланировать дальнейшее развитие обстановки.

Коммуникативные: умение работать в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Защитить проект доказать его состоятельность.

Предметные:  составлять план, схемы, таблицы, составлять проект по преодолению экономического кризиса.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

  1. Политические  режимы и Демократия
  2. Участие граждан в политической жизни

Термины и понятия (глоссарий) по теме: Формы государства: Форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим, республика, монархия, унитарное государство, федерация, конфедерация, демократия,  авторитаризм, тоталитаризм, плюрализм, многопартийность, идеология, правовое государство, разделение властей, оппозиция.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: история, политика, право.

Ресурсы: Обществознание. Базовый уровень: 11 класс : учебник / О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Ковлер, Е.Г Пономарев и др.; под ред. В.А. Тишкова.- М.: Вентана-Граф, 2020.-494, (2) с.: ил.- (Российский учебник)

 Формы работы школьников: индивидуальная,  парная, групповая.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание. 

После прошедших политических выборов президента в стране Z  сложился политический кризис. Масса людей была недовольна результатами выборов, многие избирательные комиссии были уличены в подтасовке результатов, оппозиционные деятели были арестованы или высланы за границу, в стране стали закрывать нелояльные газеты и журналы, усилился контроль сайтами и социальными сетями. Множество недовольных людей по всем городам вышли на мирный митинг в поддержку оппозиции и против существующей власти. Однако, несмотря на реформаторские лозунги, власти решили проблему силовыми методами: митинг был разогнан, организаторы арестованы. После митинга, множество людей призывало к свержению политической власти, к государственному перевороту. Настала революционная ситуация в стране! Власти сложили с себя полномочия и покинули страну.  Создайте проект по выходу страны  Z из политического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер.  Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание»(З), на «понимание»(П), на «умение»(У)

Блок 1. Политический режим

Содержание блока осваивается школьниками на основе  п. 12 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Тоталитаризм
  2. Авторитарный режим
  3. Демократия
  1. На основе п.4-5 п.1и п 2  ( Черты и авторитаризма тоталитаризма)

Задание 1 (З)  Назовите значение термина тоталитаризм.

Задание 2 (З)   Выделите главные черты авторитарного и тоталитарного режима.

Задание 3 (П) НА основании имеющихся знаний выделите современные примеры тоталитарных и авторитарных государств.

Задание 4 (П).  Сформулируйте понятие идеология опираясь на понятие однопартийность.

Задание 3 (У ) Представьте информацию в виде подробной таблицы по теме «Сходства и различия Тоталитарного и Авторитарного режима

Задание 5 (У) Определите политических режим в государстве  Z.  Выпишите по каким признакам вы это определили?

  1. На основе п.4-5 п.3 (Демократия)

Задание 1(З) Что такое демократический режим?

Задание 2 (З) Какие черты выделяют в демократии?

Задание 2(П) Приведите примеры демократии в современном мире

Задание 2 (П) Какую связь имеет понятия демократия и правовое государство

Задание 3(У) Составьте 4 предложения о политическом режиме в России, докажите или опровергните мысль, что в России сложилось развитое демократическое общество

Задание Д (по блоку 1)

Привлекая знания по  истории, составьте связный текст о достоинствах и недостатках политических режимов

Блок 2 (п. 9 )Участие граждан в политической жизни

Содержание блока осваивается школьниками на основе п. 9  учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Политическое участие: сущность мотивы уровни функции
  2. Виды политического участия
  3. Политическое участие и гражданское общество. Сущность и структура гражданского общества

1.На основе п.9 п.1 (Политическое участие: сущность мотивы уровни функции)

Задание 1 (З) определите значение термина Политическое участие

Задание 2(З) Выделите мотивы участия и неучастия(абсентеизм) человека в политической жизни

Задание 3(З) Выпишите функции политического участия человека

Задание 4(П) Как связаны политическое участие и демократия? Приведите примеры методов и способов оказания влияния на политические институты

Задание 5(У) Составьте кластер формы политического участия

2.На основе п.9 п. 2 (Виды политического участия)

Задание 1(У)  Составьте таблице виды политического участия

Задание 2(П) Приведите примеры из истории к каждому виду участия граждан в политике, вставьте в таблицу

Задание  3 (З) определите значение термина Политический протест

Задание 3(У) Составьте 4 предложения содержащие информацию о Законодательном ограничении проведении массовых мероприятий.

3.На основе п.9 п.3 (Политическое участие и гражданское общество. Сущность и структура гражданского общества)

Задание 1(З) определите то, что объединяет гражданское общество и демократию

Задание 2(П) Приведите примеры проявления Гражданского общества

Задание 3 (У) Выделите черты Гражданского общества

Задание 3(У) Сделайте вывод о развитии Гражданского общества в России

Задание Д (по блоку 2)

Администрация города отменила автобус, на котором вы и ваши друзья ездили на работу и учебу. Напишите в тетради план решения проблемы – последовательность ваших действий при условии, что после каждого действия, в каждой инстанции вы получаете отказ.

III этап.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Ситуативное задание. 

После прошедших политических выборов президента в стране Z  сложился политический кризис. Масса людей была недовольна результатами выборов, многие избирательные комиссии были уличены в подтасовке результатов, оппозиционные деятели были арестованы или высланы за границу, в стране стали закрывать нелояльные газеты и журналы, усилился контроль сайтами и социальными сетями. Множество недовольных людей по всем городам вышли на мирный митинг в поддержку оппозиции и против существующей власти. Однако, несмотря на реформаторские лозунги, власти решили проблему силовыми методами: митинг был разогнан, организаторы арестованы. После митинга, множество людей призывало к свержению политической власти, к государственному перевороту. Настала революционная ситуация в стране! Власти сложили с себя полномочия и покинули страну.  Создайте проект по выходу страны  Z из политического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер.  Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

Эвристический вариант

Создайте проект по выходу России из экономического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер. Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

Импровизационный вариант

Создайте проект по выходу страны  Z из политического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер.  Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

Для создания проекта вспомните:

  1. Понятие Демократия, Авторитаризм.
  2. Формы участия граждан в политической жизни
  3. Гражданское общество его реализация и черты
  4. Примеры митингов и шествий в современности

Информативный вариант

Создайте проект по выходу России из политического  кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер. Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер. Для создания дополните план - проект. Сделайте вывод о целесообразности принятых вами мер. Для решения экономического кризиса необходимо принять следующие меры государственного регулирования:

  1. Определить исходные данные государства Z Форма правления, реакция властей и народа, ход событий

А)

Б)

В)

2. Выделить черты  политического режима

А)

Б)

В)

3. Составить план необходимых преобразований

А)

Б)

В)

4. Организация Политических движений и партий

А)

Б)

В)

5. Развитие Гражданского общества

А)

Б)

В)

6. Введение законов:

А)

Б)

В)

7. На каких принципах пройдут ближайшие выборы

А.

Б.

В.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1  (самоанализ) дополните предложение

В процессе создания проекта я столкнулся со следующими проблемами…

Задание 2 (Самооценка) дополните предложение

Мой проект  (не) успешен  и (не) может быть реализован на практике потому что…..

Тестирование

  1. В стране Z идёт формирование гражданского общества. Какие из приведённых примеров подтверждают данный вывод?

 

1) Прошла реформа системы органов центрального управления.

2) Увеличилось количество независимых средств массовой информации.

3) При многих школах создаются попечительские советы.

4) Внедрена электронная система оказания государственных услуг.

5) Выросло число граждан, принимающих участие в деятельности политических партий.

6) Произведены закупки современного оборудования для детских больниц.

  1. В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

  1. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

 

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

  1. Выберите верные суждения о демократическом политическом режиме и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Демократический политический режим отличают неограниченные законом полномочия власти.

2) При демократическом режиме обязательно устанавливается республиканская форма правления.

3) Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека.

4) При демократическом режиме обеспечивается защита прав отдельных личностей и меньшинств.

5) В отличие от политических режимов других типов, демократический режим обеспечивает право власти на управление людьми, находящимися на определенной территории.

  1. Выберите верные суждения о формах правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В парламентской республике происходит всенародное избрание президента.

2) В парламентской республике правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

3) В президентской республике отсутствует ответственность правительства перед парламентом за проводимую политику.

4) В смешанной республике президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства.

5) В смешанной республике правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом.

  1. Выберите верные суждения о функциях гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Стимулирование общественно полезной деятельности граждан.

2) Защита границ и обеспечение общественного порядка.

3) Участие в формировании органов демократического правового социального государства.

4) Организация общественного контроля за соблюдением правил добросовестной конкуренции.

5) Разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами.

  1. Выберите верные суждения об авторитарном политическом режиме.

 

1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической власти.

2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан.

3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления.

4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти.

5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX веке.

  1. Выберите верные суждения о политическом участии в демократическом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Политическое участие в демократическом государстве создаёт условия для более полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.

2) Политическое участие граждан способствует реализации их права участвовать в управлении государством.

3) Многообразие форм политического участия в демократическом государстве зависит только от активности и желания гражданина.

4) Политический протест может выражаться как в активных формах, так и в форме невмешательства в политику — абсентеизма.

5) Одной из форм политического участия граждан является участие в парламентских выборах.

  1. В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

2) Утверждена республиканская форма правления.

3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.

5) На выборах победила консервативная партия.

6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

  1. Конституция провозглашает государство Z демократическим правовым социальным государством. Какие из приведённых положений Конституции характеризуют Z как социальное государство?

 

1) Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

2) Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

4) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

5) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

6) Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  1. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
  2.  Одна из форм политического участия граждан — референдум. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «референдум»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о юридической силе решений референдума;

− одно предложение, раскрывающее отличие референдума от выборов.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

  1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ...

Политическое участие граждан

Методическая разработка к уроку обществознанию (базовый уровень). Учебник под редакцией Боголюбова 10 кл....

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»

Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

открытый урок по теме "Политика, политические режимы"

урок практикум 9 класс обществознание...

Тест по Обществознанию 9 кл. Политика, государство, политические режимы.

Тест по Обществознанию 9 класс по УМК Боголюбова Л.Н. "Политика, государство, политические режимы". §1-3...