Элективный учебный предмет «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», 11 класс
рабочая программа по обществознанию
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
В печати появилось множество материалов для тренировки низкого уровня, не имеющих отношения к разработанным ФИПИ контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Подобные «пособия» не отражают специфику экзаменационной работы, не учитывают изменения в моделях заданий, уровне их сложности, существующей системе оценивания.
Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические и лабораторные занятия, тренинги.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Цель курса:
*Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
*Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
*Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания. Задачи курса:
- Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
- Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
- Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека ;
- основные этапы и факторы социализации личности ;
- место и роль человека в системе общественных отношений ;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов ;
- основные социальные институты и процессы ;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы ;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями ;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) ;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук ;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы ;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности ;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу ;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации ;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации ;
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции ;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий ;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования ;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Тематическое планирование
№ | Название раздела и темы | Кол-во часов |
I | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. | 3 |
II | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ. | 21 |
III | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ. | 10 |
Средства контроля:
1.Письменный - контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты.
2. Устный - ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.
3. Комбинированный - сочетание письменного и устного видов.
Календарно-тематический планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час | Дата проведения | Аргументация изменений | |
План | Факт | ||||
1 | Введение. ЕГЭ по обществознанию | 1 |
|
| |
2 | Структура и содержание экзаменационной работы | 1 |
|
| |
3 | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2015-16 | 1 |
|
| |
4 | Содержательные линии «Человек и общество». | 1 |
|
| |
5 | Ключевые понятия «Человек и общество» | 1 |
|
| |
6 | Тренинг по линии «Человек и общество» | 1 |
|
| |
7 | Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. | 1 |
|
| |
8 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 1 |
|
| |
9 | Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» | 1 |
|
| |
10 | Задания на сравнение близких понятий «Познание» | 1 |
|
| |
11 | Задания на завершение схем «Познание» | 1 |
|
| |
12 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций | 1 |
|
| |
13 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. | 1 |
|
| |
14 | Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» | 1 |
|
| |
15 | | 1 |
|
| |
16 | Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» | 1 |
|
| |
17 | Специфика заданий на классификацию «Экономика» | 1 |
|
| |
18 | Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» | 1 |
|
| |
19 | Содержательная линия «Политика». | 1 |
|
| |
20 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» | 1 |
|
| |
21 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» | 1 |
|
| |
22 | «Право»: основные теоретические положения | 1 |
|
| |
22 | Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. | 1 |
|
| |
23 | Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» | 1 |
|
| |
24 | Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» | 1 |
|
| |
25 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 1 |
|
| |
26 | Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения | 1 |
|
| |
27 | Общая характеристика заданий части 3 (С). | 1 |
|
| |
28 | Особенности заданий С1-С4 2 | 1 |
|
| |
29 | Специфика заданий С5-С8 | 1 |
|
| |
30 | Эссе (С9) как творческая работа выпускника | 1 |
|
| |
31 | Структура и специфика заданий на анализ документа | 1 |
|
| |
32 | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | 1 |
|
| |
33-34 | Итоговое занятие | 1 |
|
|
Учебно – методическое обеспечение рабочей программы
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2015.
- ЕГЭ-2016. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2015.
- ЕГЭ 2016. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2015.
- Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
- ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2014.
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2015
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный учебный предмет "Актуальные вопросы обществознания"
Подготовка в сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ....