Элективный учебный предмет «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», 11 класс
рабочая программа по обществознанию

Электив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_obshchestvoznaniyu_elektiv.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания (
«Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
В печати появилось множество материалов для тренировки низкого уровня, не имеющих отношения к разработанным ФИПИ контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Подобные
«пособия» не отражают специфику экзаменационной работы, не учитывают изменения в моделях заданий, уровне их сложности, существующей системе оценивания.
Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические и лабораторные занятия, тренинги.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. 
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.  Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. 
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. 

Цель курса:
*
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
*
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
*
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.        Задачи  курса: 

  1. Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
  2. Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
  3. Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека ;
  • основные этапы и факторы социализации личности ;
  • место и роль человека в системе общественных отношений ;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов ;
  • основные социальные институты и процессы ;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы ;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями ;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) ;
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук ;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы ;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности ;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу ;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации ;
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации ;
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции ;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий ;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования ;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

Тематическое планирование

Название раздела и темы

Кол-во часов

I

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

3

II

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ.

21

III

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.

10

Средства контроля:

1.Письменный  - контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста;  рефераты.

2. Устный - ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

3. Комбинированный - сочетание письменного и устного видов.

Календарно-тематический планирование

№ 

Тема занятия 

Кол-во час 

Дата проведения

Аргументация изменений

План 

Факт 

Введение. ЕГЭ по обществознанию 

  

  

Структура и содержание экзаменационной работы 

  

  

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2015-16

  

  

Содержательные линии «Человек и общество». 

  

  

Ключевые понятия «Человек и общество» 

  

  

Тренинг по линии «Человек и общество» 

  

  

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. 
  

  

  

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 

  

  

Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» 

  

  

10 

Задания на сравнение близких понятий «Познание» 

  

  

11 

Задания на завершение схем «Познание» 

  

  

12 

«Социальные отношения»: обзор основных позиций 

  

  

13 

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. 
  

  

  

14 

Особенности  заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» 
  

  

  

15 

  
 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» 
  

  

  

16 

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» 

  

  

17 

Специфика заданий на классификацию «Экономика» 

  

  

18 

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» 
  

  

  

19 

Содержательная линия «Политика». 

  

  

20 

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» 
  

  

  

21 

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» 
  

  

  

22 

«Право»: основные теоретические положения 

  

  

22 

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. 
  
  

  

  

23 

Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» 
  

  

  

24 

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» 
  

  

  

25 

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

  

  

26 

Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения 

  

  

27 

Общая характеристика заданий части 3 (С). 

  

  

28 

Особенности заданий С1-С4 2 

  

  

29 

Специфика заданий С5-С8 

  

  

30 

Эссе (С9) как творческая работа выпускника 
  

  

  

31 

Структура и специфика заданий на анализ документа 

  

  

32 

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. 
  

  

  

33-34 

Итоговое занятие 

  

  

Учебно – методическое обеспечение рабочей программы

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2015.
  2. ЕГЭ-2016. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2015.
  3. ЕГЭ 2016. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2015.
  4.  Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  5. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2014.
  6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2015
  7. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный учебный предмет "Актуальные вопросы обществознания"

Подготовка в сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ...

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ....