Из опыта работы
материал по обществознанию

Прощенко Ольга Романовна

Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме
 как результат преподавания истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_izlozhenie_opyta_proshchenko_o.r._1.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме
как результат преподавания истории и обществознания

Добрый день уважаемые коллеги!

        Приглашаю вас к разговору на важную и актуальную для всех тему, так как уверена в том, что все учителя предметники могут сказать о том, что активная жизненная позиция, навыки самоорганизации и активной самостоятельной деятельности  в социуме формируются на каждом преподаваемом предмете в школе.

Нам всем хотелось бы жить в высокоорганизованном гражданском обществе, но достичь такой цели  возможно только в том случае, если будет сформирована социальная активность граждан. В основных документах, регламентирующих сферу образования названа интегрирующая цель воспитания и обучения, это -  «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны», т.е. человек с активной жизненной позицией.

Предметы образовательной области «Обществознание» в большей степени причастны к реализации цели, так как решают  задачи успешного включения школьника в социум.

Отечественная педагогика, социология и психология занимается изучением данного вопроса с начала ХХ века:

- до 80-х годов проблемы формирования социальной активности учащихся рассматривались в рамках воспитательной деятельности школьников;

-сначала 80-х годов раскрывается комплексный механизм формирования социальной активности в системе обучения и воспитания. Дано одно из емких определение  социально активной личности /как сознательного, деятельного человека, способного изменить окружающие его общественные условия, воспитать в себе желаемые качества личности./

Согласно теории Владимира Александровича Ядова, формирование активности личности рассматривается как поэтапное и последовательное прохождение 4-х  уровней становления и проявления социальной активности:

На первом этапе - это установка (на основе витальных потребностей), проявляющаяся в поведенческом аспекте;

На втором этапе – это социально фиксированные установки, проявляющиеся в  поступках;

На третьем этапе  - это базовые социальные установки, проявляющиеся в  системных поступках;

На четвертом этапе это - система  ценностных ориентаций, проявляющаяся в мировоззрение.

Схему, предложенную Владимиром Александровичем, применяю к построению урока:

Поведенческий аспект проявляется на мотивационном этапе урока, когда учителем создаются условия для принятия школьниками темы как личностно значимой, и в деятельности учащихся при постановки учебных задач, выдвижение гипотез.

Поступок находит свое отражение при погружении в проблему через деятельностный подход: на уровне выбора заданий, роли в учебной группе, доли самостоятельного творчества.

Системные поступки проявляются при  практическом применении продукта: работе с культурно-историческими аналогами, «восстановлении истории», «образе», «проживание истории».

Система ценностных ориентаций проявляется в заданиях требующих демонстрации собственной позиции. На уроке есть место для  яркого запоминающегося рассказа об историческом факте, в соответствии с требованиями современной педагогики социальной необходимости отдается приоритет заданиям на образную реконструкцию исторических фактов, изложению исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков, составлению биографических справок – характеристик исторических личностей,  анализу исторических источников (документов), рецензиям на ответы товарищей, словом – заданиям, требующим демонстрации собственной позиции, умения учиться, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Обществознание  как предмет воспринимается школьниками как простой. Сложным становится тогда когда надо  уметь всё применить на практике -  выполнять  разные социальные роли, участвовать в общественной жизни, в реализации социальных проектов, приобщать подрастающее поколение к здоровому образу жизни, уметь искать информацию с использованием различных источников, овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе, противостоять манипулированию, рационально обосновывать свою точку зрения, знать и использовать правовой механизм защиты прав и свобод.

Потому и формами проявления связи учебного предмета с реальной жизнью становятся:

-реализация творческих проектов, конкурсы, соревнования («Человек и его индивидуальность»);

- культурологические акции, выставки («Человек в культуре»);

- составление родословных («Человек в семейных отношениях»);

- трудовые десанты, поисковая деятельность, волонтерство  («Человек в социальном взаимодействии»);

- трудоустройство, участие в социально-значимой деятельности («Человек в экономических отношениях»);

- ученическое самоуправление, в том числе деятельность совета музея («Человек в политической жизни»);

- краеведческие и экологические  акции, интернет-викторины («Человек в глобальном мире»).

Этический акцент  историко-обществоведческого образования закладывается также в ходе преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики». Активная деятельность младшего школьника стала урокообразующей - это уроки-экскурсии в музей и на объекты природы, уроки-ролевые игры, уроки-путешествия

Способствует формированию социальной активности организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС. В течение 5 лет работаю в историко-краеведческих клубах младших школьников «Я – россиянин», «Истоки», «Родник», «Наследники». Занятия проводятся большей частью на базе школьного музея и позволяют младшим школьникам познакомиться с историей кукол и изготовить их, узнать устройство русской печки и воспользоваться по назначению печной утварью, сравнить боевые награды и изготовить их макеты, стать учениками школы XIX века и научиться писать на восковом планшете. Совместная деятельность на уроке по формированию социальной активности находит свое продолжение в участие обучающихся в развитии школьного краеведческого музея.

Каковы же формы проявления социальной активности? Я позволю себе повторить этот же слайд, назвав его содержание формы проявления социальной активности. Обратимся к одному из примеров: «Истории одного экспоната» так называется творческий проект, четвертый год реализуемый членами кружка «Музейное дело» по созданию видеоклипов и радиопередач по истории подлинных экспонатов музея, например  о гимнастерке 1939 года, письме участника русско-японской войны, репродукторе – вестнике страшного июньского события 1941 года и др. С 2014 года в данный проект вовлечены все школы района.

Проектные и исследовательские работы моих участников ежегодно представляются на традиционном конкурсе базовой школы, районных и областных конференциях и научных форумах. Темы представленных работ  говорят о их ценности и для автора, и для земляков из числа взрослых и детей. Исследовательская деятельность приобретает личностно значимое содержание.

Участие в социально-значимой деятельности считаю самой осознанной и результативной формой проявления социальной активности. Летом на базе школьного музея проводилась вечерняя профориентационная смена. Ученики 7-9 классов осваивали азы профессий связанных с музейным делом. Занимались с интересом, и многие для себя сделали открытие -  ВСЕ знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках нужны в реальной жизни.

Опыт педагогической деятельности подвел меня к ряду выводов.

Критериями и показателями социальной активности личностишкольника  выступаетсформированность таких качеств личности, как коммуникабельность, настойчивость, инициативность, ответственность, требовательность, самостоятельность, дисциплинированность, исполнительность, всестороннего представления о социальных ценностях (общечеловеческие, нравственные, трудовые, познавательные).

Формирование социально активной личности  подростков   будет успешным, если в основу положено сотрудничество, характеризующееся совместной развивающейся деятельностью обучающихся и педагогов; если внутренний потенциал преподаваемых предметов находит свое логичное продолжение в системе внеурочной деятельности, дополнительного образования, комплекса социальных проб и акций, опыта реальной деятельности в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...