ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
творческая работа учащихся по обществознанию (7 класс)
Научно-исследовательская работа на основе личного опыта и опроса подросков, разобраны причины конфликтов, разобраны основные виды конфликтов и варианты решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_dmitrieva_an_kopichnikova_ar.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Семья — базовая ячейка общества, основанная на браке или кровно-родственных отношениях. Актуальность: эта тема актуальна, так как каждый день мы сталкиваемся с необходимостью ведения взаимоотношений в семье. Семейные конфликты возникают довольно часто, особенно с подростками. Нам стало интересно узнать о самых распространённых проблемах между родителями и подростками и найти пути их решения.
Этапы нашего исследования: 1. Выбор темы, определение цели и задач 2. Разработка гипотезы 3. Работа с литературой, выбор методов исследования 4. Проведение исследования, обработка результатов 5. Формулирование выводов. Цель: исследовать взаимоотношения между родителями и подростками 13-15 лет. Распространить информацию среди подростков Гимназии №46.
Задачи: 1) сбор теоретической информации по исследуемому проекту а) стратификация семей по типовому признаку б) рассмотрение основных причин разногласий между родителями и детьми-подростками в семейных отношениях 2) выявление уровня осведомленности школьников по исследуемой проблематике, степень их вовлеченности 3) Предложение выявленных нами способов решения конфликтов «отцов и детей» 4) Формулирование выводов.
Гипотеза – мы предполагаем, что на взаимоотношения подростков с родителями влияет психологическая атмосфера в семье и общение подростков друг с другом. Методы исследования: -анализ литературы -анкетирование –наблюдение. Значимость и прикладная ценность. Полученными результатами работы мы хотим доказать подросткам, которые сталкиваются с конфликтами в семье, что можно найти выход и решить данные проблемы, а не безнадёжно терпеть, когда всё само закончится.
Особенности внутрисемейных отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, А. Фромм, Р, Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания.
Все семьи в зависимости от царящей в них обстановки можно разделить на пять групп:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. 3. Семьи, где родители ограничиваются вниманием только к учебе детей, их быту. 4. Семьи, где существует недоверие к ребенку. 5. Семьи с критической обстановкой внутри.
Существует несколько типов конфликтов подростка с родителями:
1) Диктатура в семье; 2) Мирное сосуществование — скрытый конфликт; 3) Конфликт опеки; 4) Конфликт родительской авторитетности.
Причины семейных конфликтов:
1. Эгоистичность одного из членов семьи. 2. Родители, желая уберечь от совершенных собой же когда-то ошибок, ограничивают детей в выборе действий и становятся для детей преградой для самореализации. 3. Одной из причин является влияние на подростка интернета и социальных сетей 4. Противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. 5. Наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи 6. Также конфликты возникают из-за чрезмерного родительского контроля или почти полного его отсутствия и недоверия в семье.
Мы предлагаем следующие варианты решения семейных проблем между родителями и подростками:
- Нужно прислушиваться к мнениям друг друга. Стараться понять.
- Попытаться гасить в себе недовольство и раздражение.
- Сбалансировать систему обязанностей и прав.
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Говорить о своих чувствах.
- Не требовать друг от друга только правильных поступков.
- Стать терпимее к недостаткам членов семьи.
- Постараться восстановить доверие и уважение друг к другу.
- Уважать и соблюдать границы личного пространства.
- Не стоит повышать голос и грубить . Это может усугубить ситуацию.
- Создать так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
Мы проводили исследование в 6-7 классах МБОУ «Гимназия № 46». Всего в опросе приняло участие 100 учащихся. Вывод: таким образом, в 6-7-х классах прослеживаются в основном хорошие взаимоотношения с родителями. Подростки отмечают, что любят, уважают, но не всегда понимают родителей и родители не понимают их. Это связано с переходным периодом – подростковый возраст, когда детям хочется быть более самостоятельным и принимать решения самим. Но в тоже время, они нуждаются в поддержке и понимании взрослых: как со стороны учителей, так и со стороны родителей.
Также мы провели внеклассное мероприятие в 6-7 и 10 классах нашей гимназии. Рассказали им о проблеме взаимоотношений подростков и родителей, а именно: о причинах конфликтов, объяснили возможные способы их решения. Провели с учениками беседу. Раздали брошюры-памятки для подростков и их родителей с рекомендациями.
Мы предположили, что чем старше мы становимся, тем меньше конфликтов с родителями у нас возникает. Поэтому было принято решение: на протяжении недели наблюдать за динамикой конфликтности в семьях, настроением подростков с помощью анкет. Мы рассмотрели узкую возрастную категорию (12-13 лет) и разобрали возникающие в их семьях конфликты. В опросе участвовало 35% учащихся в возрасте 12 лет и 65% 13-ти летних. 60%-представители женского пола.
Затем мы задали те же вопросы нашим одноклассникам 16-17 лет. Чаще всего конфликты возникали на основе бытовых проблем, распределения обязанностей, отношений с младшими членами семьи, несогласования интересов, учебы. Теперь поводом к ссоре становится и поступление в вузы, ЕГЭ. Были случаи, когда родители обвиняли ребенка в том, что он плохой, и все портит. После ссор дети чувствуют тревогу, усталость, апатию, непонимание. 50 % опрошенных не отметили конфликты в течение недели.
Соответственно, наше предположение подтвердилось. Тем старше мы становимся, тем меньше ссоримся с родителями. Скорее всего, это происходит из-за того, что подростковый период подходит к своему завершению, подростки становятся более лояльными и сдержанными. Постепенно мы находим общий язык с родителями, прислушиваемся друг к другу.
Заключение. Благодаря исследованию данной темы, мы выяснили, что семья является важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей его ко взрослой жизни. Родители, как первые воспитатели, имеют самое сильное и определяющее влияние на детей. Наша гипотеза подтвердилась: на взаимоотношения подростков с родителями влияет психологическая атмосфера в семье и общение подростков друг с другом
Литература:
1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.
2. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.
3. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
4. [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношение подростков и родителей
Проблема переходного возраста.Советы родителям....
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.
Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...
Родительское собрание «Взаимоотношения подростков с родителями»
Методический материал по ведению родительского собрания...
Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей
Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно ни было, педагогам целесообразно использовать как прямой, так и опосредованн...
Проект-исследование. Тема: " Проблема взаимоотношения подростков и их родителей "
Работа, которая заслуживает должного внимания ,была представлена на конкурсе проектно- исследовательских работ в нашей школе № 41 им.Г.А.Тарана ЗАО г, Москвы в апреле 2016 года. Автор: - Лу...
Родители и подростки: проблема взаимоотношений
В психолого-педагогической литературе выделяют несколько стилей детско-родительских отношений. С позиций родителей, да и самих подростков, эти отношения не всегда выглядят наилучшим образом. Глав...