Интерактивные методы обучения в работе учителя
учебно-методический материал по обществознанию
Интерактивные методы обучения в работе учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_interaktivnye_metody_obucheniya.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся.
Обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.
Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня утвердились и получили широкое распространение три метода взаимодействия учителей и учащихся.
1. Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, когда учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.
2. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, когда учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
3. Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Цель интерактивного обучения – общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и раз - витии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации[1,с.12]. Основная идея интерактивных методов обучения: сделать ученика активным субъектом образовательного процесса. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:
конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. При изучении нового материала, для формирования теоретических знаний чаще используют проблемно-поисковые методы. Для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков - частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. На этапе обобщения и систематизации знаний и умений используют проблемные и исследовательские методы.
Приведу пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Игра идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.
Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.
Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
К интерактивным методам обучения можно отнести следующие: 1. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся, по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи. При организации групповой работы можно придерживаться следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи; инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам). Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания; подведение итогов группового задания, выводы). Заключительная часть (презентация группового решения поставленной задачи; анализ познавательной задачи; рефлексия; общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи).
2.Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений. Состоит из двух этапов: первый – генерирование идей (количество идей не ограничивается, не требуется их обоснование, запрещена любая критика, приветствуется развитие идеи партнера); второй – анализ (разработка критериев оценки идей, группировка их по степени значимости) [3, с.20] 3.Творческие задания. Под творческими заданиями понимают такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Учитель должен найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения. Например, после изучения темы «Площадь многоугольника» в 8 классе можно предложить учащимся творческую работу. Ученики придумывают многоугольник, площадь которого можно вычислить, разбив его на четырехугольники, формулы площадей которых известны; вычисляют его площадь; все расчеты оформляют в виде таблицы; готовят контур своего многоугольника для работы в классе. На уроке ученики меняются контурами многоугольников и вычисляют их площади. 4. Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе. Одна из самых распространенных форм взаимодействия учащихся на уроке - работа в паре, где один исполняет роль Учителя, а другой - Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной отработке понятий. Например: ученики при усвоении основных понятий готовят опорные сигналы. Это карточки, где на одной стороне написан термин, а на другой разъяснение этого термина. Работая в паре ученики друг другу по очереди показывают карточки с терминами и дают определение того или иного понятия, тем самым очень эффективно проходит усвоение теоретического материала. Ребята с удовольствием работают с опорными сигналами. В ходе такой работы каждый ученик проговаривает изучаемый материал; идет индивидуальный контроль, коррекция знаний. 5.Компьютерные технологии. Сейчас в школах появляются интерактивные доски, мультимедийное оборудование. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий. Благодаря наглядности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Урок проходит с высоким «коэффициентом полезного действия». Выводы, заключение. Использование в работе интерактивных методов обучения дает ученику: осознание включенности в общую работу; становление активной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности; классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. Следует отметить, что интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Ученики из года в год становятся взрослее. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся.
Обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.
Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня утвердились и получили широкое распространение три метода взаимодействия учителей и учащихся.
1. Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, когда учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.
2. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, когда учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
3. Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Цель интерактивного обучения – общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и раз - витии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации[1,с.12]. Основная идея интерактивных методов обучения: сделать ученика активным субъектом образовательного процесса. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:
конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. При изучении нового материала, для формирования теоретических знаний чаще используют проблемно-поисковые методы. Для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков - частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. На этапе обобщения и систематизации знаний и умений используют проблемные и исследовательские методы.
Приведу пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Игра идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.
Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.
Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
К интерактивным методам обучения можно отнести следующие: 1. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся, по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи. При организации групповой работы можно придерживаться следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи; инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам). Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания; подведение итогов группового задания, выводы). Заключительная часть (презентация группового решения поставленной задачи; анализ познавательной задачи; рефлексия; общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи).
2.Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений. Состоит из двух этапов: первый – генерирование идей (количество идей не ограничивается, не требуется их обоснование, запрещена любая критика, приветствуется развитие идеи партнера); второй – анализ (разработка критериев оценки идей, группировка их по степени значимости) [3, с.20] 3.Творческие задания. Под творческими заданиями понимают такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Учитель должен найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения. Например, после изучения темы «Площадь многоугольника» в 8 классе можно предложить учащимся творческую работу. Ученики придумывают многоугольник, площадь которого можно вычислить, разбив его на четырехугольники, формулы площадей которых известны; вычисляют его площадь; все расчеты оформляют в виде таблицы; готовят контур своего многоугольника для работы в классе. На уроке ученики меняются контурами многоугольников и вычисляют их площади. 4. Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе. Одна из самых распространенных форм взаимодействия учащихся на уроке - работа в паре, где один исполняет роль Учителя, а другой - Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной отработке понятий. Например: ученики при усвоении основных понятий готовят опорные сигналы. Это карточки, где на одной стороне написан термин, а на другой разъяснение этого термина. Работая в паре ученики друг другу по очереди показывают карточки с терминами и дают определение того или иного понятия, тем самым очень эффективно проходит усвоение теоретического материала. Ребята с удовольствием работают с опорными сигналами. В ходе такой работы каждый ученик проговаривает изучаемый материал; идет индивидуальный контроль, коррекция знаний. 5.Компьютерные технологии. Сейчас в школах появляются интерактивные доски, мультимедийное оборудование. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий. Благодаря наглядности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Урок проходит с высоким «коэффициентом полезного действия». Выводы, заключение. Использование в работе интерактивных методов обучения дает ученику: осознание включенности в общую работу; становление активной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности; классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. Следует отметить, что интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Ученики из года в год становятся взрослее. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
В статье рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....
«Интерактивные методы обучения: из опыта работы»
Интерактивные методы обучения позволяют мне, учителю, взаимодействовать с учениками, а им со мной и с соучениками. Это обучение в сотрудничестве. Теперь за результаты обучения отвечаю не только ...
"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"
Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Интерактивные методы обучения географии (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете...
Использование ИКТ и интерактивных средств обучения в работе учителя-предметника и классного руководителя
Выступление на конференции...
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...