Модуль "Основы православной культуры"
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Гресева Ирина Михайловна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_osnovy_pravoslavnoy_kultury.docx90.16 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  учебного модуля «Основы православной культуры»  разработана для обучающихся 5 класса и составлена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России  — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2  июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В  процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

Учебно  – методических материалов:

- Авторской учебной программы  «Кураева  А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.».  «Просвещение», 2010.

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 08.04.2015г.

- Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» (ЗАО «Образование-медиа» М.: Просвещение, 2014.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, духовные традиции и гуманизм.

Учебный курс модуля является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Модуль «Основы православной культуры»  призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Цель программы обучения — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного модуля, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

        Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры  и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Родителями обучающихся выбраны модули курса: основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Выбор закреплён заявлением родителей обучающихся.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект

- анкетирование

Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

-разговор с замещённым собеседником.

Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

-ролевая игра;

-продуктивный труд.

 Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.
  • Групповая форма обучения.
  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  
  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме. Экскурсии.

        Порядок уроков и их тематика ориентированы на рекомендации автора учебника Кураева  А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» - учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе  –  Москва «Просвещение», 2014. Предмет ОРКСЭ охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.  

Для проверки выполнения требований содержания могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

 2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

 3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).  

 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

  5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

          8. Православные традиции русской семьи.

Темы для исследовательских работ

 1. Как христианство пришло на Русь.

 2. Христианское отношение к природе.

3.  Святые в отношении к животным.

 4. Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых   благоверных  князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора

 Ушакова, Александра Суворова или других)

5. Святой, прославившийся в нашем крае.

Темы сочинений

1.  Крещение Руси как начало великой русской культуры.

2.  Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

3. Может ли  христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

4.  Какие  есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

5. Возможен ли подвиг в мирное время?

6. Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

7. В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.

Рекомендации к домашним заданиям:

Задания на дом в процессе изучения курса  должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

-        Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

-        Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).

-        Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

-        Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

-        Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.

Ценностные ориентиры содержания учебного модуля

«Основы православной культуры»

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Введение предмета «Основы православной культуры» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически  организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия), мировое сообщество.

Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

- Патриотизм;

- Социальная солидарность;

- Гражданственность;

- Семья;

- Труд и творчество;

- Наука;

- Искусство и литература;

- Природа;

- Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Планируемые результаты изучения курса «ОРКСЭ»

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;

– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.

Метапредметными результатами (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметные результаты 

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «ОРКСЭ» к концу  обучения

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь.

Уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

-готовить сообщения по выбранным тем

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Содержание учебника построено сучетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;
  • новизны и особенностей содержания курса;
  • культурологической направленности курса;
  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического   мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала  учащихся и т. д.;

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Содержание  учебного курса

Введение в православную духовную традицию (18ч)

   Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

   Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

   Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

   Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче  Наш». Кто такие святые.

   Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

   Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

   Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

   Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

   Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

   Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

   Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

   Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

   Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

   Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

   Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

   Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

   Подведение итогов. Выполнение творческого  проекта.

Православие в России (16ч)

   Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

   Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

   Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

   Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

   Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

   Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

   Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

   Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.    Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

   Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

   Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

   Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

   Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

   Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Практическая часть

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

Творческие работы учащихся.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

Духовные традиции многонационального народа России

5

Защита проектов

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

Практич.

часть

Формы и

темы

контроля

Планируемые результаты

Оборудо-

вание

план

факт

предметные результаты

метапредметные

личностные

Россия – наша Родина.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на тему

семьи

Вводная беседа, усвоения нового материала.

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

Объяснить,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1.УчебникОПК. А.В. Кураев

Культура и религия.

Работа с источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Человек и Бог в православии.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа силлюстративным

материалом

Усвоения нового материала.

Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужихпоступков

Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Православная молитва.

Устный рассказ на

тему, подготовка творческой

беседы с членами семьи

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Ценить и принимать ценности.

Библия и Евангелие

Изучение основ духовной традиции православия

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Ценить и принимать ценности.

Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Проповедь Христа

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Нравственно-эстетическое оценивание.

Программа комплексного учебного курса «Основы православнойкультуры». Электронноеприложение к учебнику. Урок № 6. Справочныематериалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 6.

Христос и Его Крест.

Работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

 

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

Нравственно-эстетическое оценивание.

Пасха.

Беседа, комментированное чтение, пересказ

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

Нравственно-эстетическое оценивание.

Православное учение о человеке.

Самостоятельная работа с источниками информации

Индивидуальный опрос

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души.христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Совесть и раскаяние.

Беседа, комментированное чтение, работа в группах

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы

Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Программа комплексного учебного курса «Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 10. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Заповеди.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом 

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Программа комплексного учебного курса «Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 11. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Милосердие и сострадание.

Беседа, самостоятельная работа с источниками информации.

Индивидуальный опрос

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Регулятивные : оценканравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностное пережива

ние

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14Учебник ОПК. А.В. Кураев

Золотое правило этики.

Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Выполнение творческих работ. Проводится конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики?».

Знать: Что такое «этика».Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Храм.

Беседа, комментированное чтение, , подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Выполнение творческих работ. Повторение и обобщение полученных знаний.

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

Ценить и принимать ценности.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Икона

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом

Индивидуальный опрос

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Ценить и принимать ценности.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Творческие работы учащихся.

Самостоятельная

работа с источниками

информации

Выполнение творческих работ.

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Подведение итогов.

Беседа, комментированное чтение,подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Индивидуальный опрос

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 17 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Как христианство пришло на Русь.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Повторение и обобщение полученных знаний.

Знать: Что такоеЕвангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Нравственно-эстетическое оценивание

Разнообразная литература по теме урока Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Подвиг

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации

Индивидуальный опрос

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

Регулятивные :саморегуляция

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Заповеди блаженств.

Работа с текстом - поиск ответа на вопрос,

выразительное чтение,

словарная работа –работа с понятиями

Повторение и обобщение полученных знаний.

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Ценить и принимать ценности.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Зачем творить добро?

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом

Индивидуальный опрос

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Регулятивные : понимать значение добра и  зла.

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Чудо в жизни христианина

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Выборочный опрос

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Личностное переживание,

ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Православие в Божием суде.

Работа с текстом - поиск ответа на вопрос,

выразительное чтение,

словарная работа –работа с понятиями

Индивидуальный опрос

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие.творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Личностное пережива

ние

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23Учебник ОПК. А.В. Кураев

Таинство Причастия

Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

 

 

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Ценить и принимать ценности.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 24. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Монастырь

Работа с текстом - поиск ответа на вопрос,

выразительное чтение,

словарная работа –работа с понятиями

Индивидуальный опрос

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 25. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Отношение христианина к природе.

Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

 

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

заботится о нём.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Регулятивные :саморегуляция

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Христианская семья.

Работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос,

выразительное чтение,

словарная работа –работа с понятиями;

анализ иллюстраций по плану

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 27. Учебник ОПК. А.В. Кураев

Защита Отечества.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

Защита Отечества

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Регулятивные :саморегуляция

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;нравственно-эстетическое оценивание.

Христианин в труде.

Работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Регулятивные :саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Любовь и уважение к Отечеству.

Выразительное чтение,

словарная работа –работа с понятиями;

анализ иллюстраций по плану

Выборочный опрос

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Учебник ОПК. А.В. Кураев

Подведение итогов ко второму разделу.

Самостоятельная

работа с источникамиинформации

Фронтальній опрос

Знать: всестороннетему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

Учебное пособие «Основы православной культуры».

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Работа над групповыми и индивидуальными проектами,

защитатворческих проектовучащимися,

рецензирование и оценивание творческих работ одноклассников

Беседа, контроль знаний

Знать: всестороннетему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

Учебное пособие «Основы православной культуры».

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Работа над групповыми и индивидуальными проектами,

защитатворческих проектовучащимися,

рецензирование и оценивание творческих работ одноклассников

Беседа, контроль знаний

Знать: всестороннетему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

Учебное пособие «Основы православной культуры».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

     Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах оценивается вербально.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие и более сложные выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

Недочеты:

  • преобладание при описание объекта несущественных признаков;
  • неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточность при нахождении объекта на карте.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint

Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей. 
Защита может проходить в разных формах:

в форме праздника с приглашение зрителей;

в форме конкурса с приглашением жюри;

в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.

Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года
  2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2010.
  3. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.
  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

Интернет-ресурсы:

  • Электронная гуманитарная библиотека – http://www.gumfak.ru.;
  • Государственный музей истории религии – http://www.gmir.ru.;
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://www.fcior.edu.ru.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://www.school-сollection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...