Диспут "Семейные конфликты и способы их разрешения"
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Карташова Лариса Юрьевна

Занятие будет интересно старшеклассникам, поскольку затрагивает интересующие их вопросы семейно-брачных отношений, знакомит с  понятием "семейный конфликт", учит находить пути конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_konflikty.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП  № 2 г.Энгельса»

Диспут

 «Семейные конфликты и способы их разрешения»

 Методическая разработка

                                                            Карташовой Л.Ю.

2021-2022 учебный год

Тема: Семейные конфликты и способы их разрешения.

Задачи:

  • дать определение понятия «конфликт», причин возникновения конфликтов в семье;
  • показать на конкретных примерах способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • развивать умение анализировать и оценивать ситуацию, делать выводы;
  • формирование культуры общения.

Участники: учащиеся 7-9 классов.

Оборудование: диск с фильмом «Любовь и голуби», карточки с ситуациями, фасоль, выставка литературы

План проведения

1. Организационный момент.

Упражнение «Мое настроение»

-Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Предлагаю вам оценить свое настроение в начале нашего занятия. В конце занятия мы посмотрим, изменилось оно или нет, и в какую сторону.

Дети выбирают цветные карточки. Педагог фиксирует результаты.

2. Основная часть

Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о семейных конфликтах и способах их разрешения.

Просмотр фрагмента фильма «Любовь и голуби». Обсуждение по вопросам:

- Что делали герои фильма? (ссорились, ругались).

- Как вы думаете, что произошло между людьми? (ссора, конфликт).

- Как вы понимаете, что такое конфликт? (Ситуация, когда у людей возникает проблема, которую они не могут решить, поэтому ругаются, ссорятся).

- Кто является участниками данного конфликта? (Муж и жена, мужчина и женщина).

- К какому типу можно отнести этот конфликт? (семейный).

- Что значит семейный конфликт? (когда ссорятся между собой члены семьи).

- Какие чувства испытывают конфликтующие люди? (плохие: обида, злость, горечь, досада, разочарование, огорчение).

- Какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот фрагмент? (Ответы учащихся).

Обсуждение ситуаций.

Ведущий: Я зачитаю вам случаи из жизни, а вы послушайте и скажите, являются ли эти ситуации конфликтами или нет.

1.Переполненный автобус. Мужчина нечаянно толкнул девушку и не извинился. Девушка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.

- Эта ситуация является конфликтом? (Да).

2. Жена попросила мужа вынести мусорное ведро. Муж смотрел телевизор и не выполнил ее просьбу. Жена рассердилась и стала ругаться.

- Эта ситуация является конфликтом? (Да).

- Какой из вышеназванных конфликтов является семейным? (Второй).

- Как следует разрешить этот конфликт? (Не ругаться, не кричать. Мужу извиниться и выполнить просьбу жены).

  • Если супруги вместе выполняют семейные обязанности, это значит, что они сотрудничают.

Упражнение «Собери фасоль»

Задание: один участник должен собрать рассыпанную фасоль в чашку.

После того, как участник выполнил это задание, предлагается выполнить то же задание, но в парах.

По окончании конкурса подводится итог:

- Когда задание было выполнено быстрее? (Когда работали вместе).

-Как приятнее выполнять работу – вместе или по одиночке?

- Как вы думаете, в какой семье приятнее жить, в которой супруги выполняют домашнюю работу вместе, или в которой все домашние обязанности выполняет один супруг?

Вывод:  в семье приятнее все делать сообща, вместе.

Ведущий: Когда члены семьи будут работать вместе, когда будут понимать и прощать друг друга, тогда в семье не будет конфликтов.

- Ребята, как вы думаете, какие качества необходимо в себе воспитывать, чтобы избежать конфликта?

Учащимся предлагаются карточки с написанными на них положительными и отрицательными качествами. Необходимо выбрать положительные качества и назвать их.

Проблемные ситуации.

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам разыграть конфликтные семейные ситуации, а затем их обсудить по следующим вопросам:

Ситуация

1.Жена только что вымыла пол. Муж зашел в комнату в грязной обуви. Каким может быть поведение мужа и жены в данной ситуации?

Учащиеся разыгрывают 2 варианта: негативное развитие ситуации - конфликт и позитивное развитие ситуации.

1.Вариант со ссорой: кричат, ругаются.

Вопросы: - Вам было приятно присутствовать при этой ситуации?

- Правильно ли поступили муж и жена?

2.Вариант «конфликт не состоялся», «муж» и «жена» спокойно все обсудили, помогли друг другу.

Вопросы: - Вам было приятно присутствовать при этой ситуации?

- Правильно ли поступили муж и жена?

Ведущий: Как вы думаете, какой самый важный момент разрешения конфликта? (прощение). Очень важно стремиться разрешить семейный конфликт и это можно сделать, если вы:

  • постараетесь спокойно выслушать другого человека;
  • объясните, что вас не устраивает в данной ситуации;
  • постараетесь принять решение, которое устроит вас обоих.

3. Закрепление полученных знаний.

- Сейчас я предлагаю вам побыть в роли супругов и попробовать попросить прощения за  случившуюся ссору.

  1. Муж забыл купить хлеб.
  2. Жена пересолила любимое блюдо мужа.

Педагог может предложить детям самим придумать ситуации для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:

- Кто из супругов виноват в возникновении конфликтной ситуации?

- Как следует поступить, чтобы разрешить конфликт?

Как вы думаете, в какой семье приятнее находиться, в которой постоянно ссорятся и ругаются, или в которой стараются понимать  и уступать друг другу?

Делаем вывод, что в семье нужно уступать друг другу, стараться уладить конфликт мирным  способом, если нужно-простить любимого человека.

Список литературы

Андреева Т.В. Психология семьи.-СПБ:Речь, 2007.

Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Составители Гребенников И.В., Ковинько Л.В.М.:Просвещение, 1998.

РазумихинаП.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"

Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....

Презентация к классному часу Конфликт и способы его разрешения.

Иллюстрационный материал к  классному часу. Задания для работы в группах....

Психологический семинар "Конфликты и способы их разрешения"

Психологический семинар для педагогов. Рассматриваются конфликтные ситуации, способы их устранения, проводится анкетирование, все происходит в игровой форме....

Классный час "Конфликты и способы их разрешения"

Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем...

Доклад "Педагогические конфликты и способы их разрешения"

ГБОУ «Новоселенгинская школа    -интернат среднего общего образования», социальный педагог Дамбаева З.Л. Республиканский семинар воспитателейпо обмену опытом &laqu...