Диспут "Семейные конфликты и способы их разрешения"
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)
Занятие будет интересно старшеклассникам, поскольку затрагивает интересующие их вопросы семейно-брачных отношений, знакомит с понятием "семейный конфликт", учит находить пути конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_konflikty.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 2 г.Энгельса»
Диспут
«Семейные конфликты и способы их разрешения»
Методическая разработка
Карташовой Л.Ю.
2021-2022 учебный год
Тема: Семейные конфликты и способы их разрешения.
Задачи:
- дать определение понятия «конфликт», причин возникновения конфликтов в семье;
- показать на конкретных примерах способы разрешения конфликтных ситуаций;
- развивать умение анализировать и оценивать ситуацию, делать выводы;
- формирование культуры общения.
Участники: учащиеся 7-9 классов.
Оборудование: диск с фильмом «Любовь и голуби», карточки с ситуациями, фасоль, выставка литературы
План проведения
1. Организационный момент.
Упражнение «Мое настроение»
-Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Предлагаю вам оценить свое настроение в начале нашего занятия. В конце занятия мы посмотрим, изменилось оно или нет, и в какую сторону.
Дети выбирают цветные карточки. Педагог фиксирует результаты.
2. Основная часть
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о семейных конфликтах и способах их разрешения.
Просмотр фрагмента фильма «Любовь и голуби». Обсуждение по вопросам:
- Что делали герои фильма? (ссорились, ругались).
- Как вы думаете, что произошло между людьми? (ссора, конфликт).
- Как вы понимаете, что такое конфликт? (Ситуация, когда у людей возникает проблема, которую они не могут решить, поэтому ругаются, ссорятся).
- Кто является участниками данного конфликта? (Муж и жена, мужчина и женщина).
- К какому типу можно отнести этот конфликт? (семейный).
- Что значит семейный конфликт? (когда ссорятся между собой члены семьи).
- Какие чувства испытывают конфликтующие люди? (плохие: обида, злость, горечь, досада, разочарование, огорчение).
- Какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот фрагмент? (Ответы учащихся).
Обсуждение ситуаций.
Ведущий: Я зачитаю вам случаи из жизни, а вы послушайте и скажите, являются ли эти ситуации конфликтами или нет.
1.Переполненный автобус. Мужчина нечаянно толкнул девушку и не извинился. Девушка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.
- Эта ситуация является конфликтом? (Да).
2. Жена попросила мужа вынести мусорное ведро. Муж смотрел телевизор и не выполнил ее просьбу. Жена рассердилась и стала ругаться.
- Эта ситуация является конфликтом? (Да).
- Какой из вышеназванных конфликтов является семейным? (Второй).
- Как следует разрешить этот конфликт? (Не ругаться, не кричать. Мужу извиниться и выполнить просьбу жены).
- Если супруги вместе выполняют семейные обязанности, это значит, что они сотрудничают.
Упражнение «Собери фасоль»
Задание: один участник должен собрать рассыпанную фасоль в чашку.
После того, как участник выполнил это задание, предлагается выполнить то же задание, но в парах.
По окончании конкурса подводится итог:
- Когда задание было выполнено быстрее? (Когда работали вместе).
-Как приятнее выполнять работу – вместе или по одиночке?
- Как вы думаете, в какой семье приятнее жить, в которой супруги выполняют домашнюю работу вместе, или в которой все домашние обязанности выполняет один супруг?
Вывод: в семье приятнее все делать сообща, вместе.
Ведущий: Когда члены семьи будут работать вместе, когда будут понимать и прощать друг друга, тогда в семье не будет конфликтов.
- Ребята, как вы думаете, какие качества необходимо в себе воспитывать, чтобы избежать конфликта?
Учащимся предлагаются карточки с написанными на них положительными и отрицательными качествами. Необходимо выбрать положительные качества и назвать их.
Проблемные ситуации.
Ведущий: Ребята, я предлагаю вам разыграть конфликтные семейные ситуации, а затем их обсудить по следующим вопросам:
Ситуация
1.Жена только что вымыла пол. Муж зашел в комнату в грязной обуви. Каким может быть поведение мужа и жены в данной ситуации?
Учащиеся разыгрывают 2 варианта: негативное развитие ситуации - конфликт и позитивное развитие ситуации.
1.Вариант со ссорой: кричат, ругаются.
Вопросы: - Вам было приятно присутствовать при этой ситуации?
- Правильно ли поступили муж и жена?
2.Вариант «конфликт не состоялся», «муж» и «жена» спокойно все обсудили, помогли друг другу.
Вопросы: - Вам было приятно присутствовать при этой ситуации?
- Правильно ли поступили муж и жена?
Ведущий: Как вы думаете, какой самый важный момент разрешения конфликта? (прощение). Очень важно стремиться разрешить семейный конфликт и это можно сделать, если вы:
- постараетесь спокойно выслушать другого человека;
- объясните, что вас не устраивает в данной ситуации;
- постараетесь принять решение, которое устроит вас обоих.
3. Закрепление полученных знаний.
- Сейчас я предлагаю вам побыть в роли супругов и попробовать попросить прощения за случившуюся ссору.
- Муж забыл купить хлеб.
- Жена пересолила любимое блюдо мужа.
Педагог может предложить детям самим придумать ситуации для обсуждения.
Вопросы для обсуждения:
- Кто из супругов виноват в возникновении конфликтной ситуации?
- Как следует поступить, чтобы разрешить конфликт?
Как вы думаете, в какой семье приятнее находиться, в которой постоянно ссорятся и ругаются, или в которой стараются понимать и уступать друг другу?
Делаем вывод, что в семье нужно уступать друг другу, стараться уладить конфликт мирным способом, если нужно-простить любимого человека.
Список литературы
Андреева Т.В. Психология семьи.-СПБ:Речь, 2007.
Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Составители Гребенников И.В., Ковинько Л.В.М.:Просвещение, 1998.
РазумихинаП.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"
Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....
Презентация к классному часу Конфликт и способы его разрешения.
Иллюстрационный материал к классному часу. Задания для работы в группах....
презентация к психологическому семинару для педагогов на тему "Конфликты и способы их разрешения
Презентация для проведения психологического семинара...
Психологический семинар "Конфликты и способы их разрешения"
Психологический семинар для педагогов. Рассматриваются конфликтные ситуации, способы их устранения, проводится анкетирование, все происходит в игровой форме....
Классный час "Конфликты и способы их разрешения"
Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем...
Доклад "Педагогические конфликты и способы их разрешения"
ГБОУ «Новоселенгинская школа -интернат среднего общего образования», социальный педагог Дамбаева З.Л. Республиканский семинар воспитателейпо обмену опытом &laqu...