Психологический семинар "Конфликты и способы их разрешения"
материал по психологии по теме
Психологический семинар для педагогов. Рассматриваются конфликтные ситуации, способы их устранения, проводится анкетирование, все происходит в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_konfliktam.docx | 52.09 КБ |
anketa_po_konfliktam.doc | 30 КБ |
maska_bezuchastnosti.docx | 95.73 КБ |
tablica.doc | 34 КБ |
test_po_opredeleniyu_konfliktov.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Понятие конфликта и его социальная роль.
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.
Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.
Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
В научной литературе существуют различные классификации конфликтов, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение: по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.
По объему конфликты подразделяют на:
- внутриличностные;
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.
Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)
Межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.
По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.
Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.
По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.
Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе настроений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликта довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.
Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.
3.Типы поведения людей в конфликтной ситуации.
Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие – жёстко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», «собеседника», «мыслителя». В зависимости от типов, включенных в конфликт личностей он может протекать по-разному.
«Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Действенность людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. «Практик» менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.
Для «собеседника» характерен лозунг «Плохой мир лучше, чем хорошая война». Главное для него – общение с людьми. «Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и, стремиться сгладить возникающее противоречие в самом его начале. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.
«Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!». «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. «Мыслитель» хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокая.
Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, «мыслители» более всего чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. «Практику» важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности. «Собеседники» остро реагируют на оценку эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.
4. Причины конфликтов.
У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:
- достаётся за то, что ты не несешь ответственности;
- тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;
- награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?
- тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?
- ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?
- перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.
- за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.
Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.
Следующая схема позволяет понять, почему 80% конфликтов возникают самопроизвольно:
БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ ЕЩЕ БОЛЕЕ
ПЕРВЫЙ ОТВЕТНЫЙ СИЛЬНЫЙ ОТВЕТНЫЙ … КОНФЛИКТ
КОНФЛИКТОГЕН КОНФЛИКТОГЕН КОНФЛИКТОГЕН
Первый конфликтоген часто появляется ситуационно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов…и вот уже конфликт налицо.
Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
- стремление к превосходству;
- проявление агрессивности;
- проявление эгоизма.
Объединяют все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей.
Кратко рассмотрим конфликтогены каждого типа.
Стремление к превосходству:
прямые проявления превосходства: приказания, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм;
снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности;
хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, желание «поставить на место» хвастуна;
категоричность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, например «Я считаю», «Я уверен»;
навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просит. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;
перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
Проявление агрессивности:
природная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение или самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.
Проявление эгоизма:
слово «эгоизм» имеет корнем латинское слово «ego», обозначающее «Я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами; ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами:
- информацией;
- структурой;
- ценностями;
- отношениями;
- поведением.
В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, правил порядка действий и т.д.
Структурные факторы возникновение конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы поощрения и наказания, распределения ресурсов, товаров, услуг, доходов.
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.
Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые), взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.
Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.
Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.
5. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Люди неизбежно будут конфликтовать и не соглашаться друг с другом. Это, повторял Карлсон, «дело житейское», но отнюдь не повод для ссор. Страстный спорщик Вольтер любил говорить собеседнику, что в корне не согласен с его мнением, но готов отдать жизнь за то, чтобы он мог его высказать.
Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения.
Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:
- конкуренция;
- уклонение;
- приспособление;
- сотрудничество;
- компромисс.
Рассмотрим более подробно эти стили.
Стиль конкуренции.
Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточна, сильна, то вам это удается.
Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:
- вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
- решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
- вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
- вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и вас достаточно полномочий для этого шага.
Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.
Стиль уклонения.
Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на её решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
Типичны ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:
- исход не очень важен для вас или вы считаете, что настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
- у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
- вы хотите выиграть время;
- ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
- у вас мало власти для решения проблемы;
- вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.
Стиль приспособления.
Он означает, что вы действуете с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существен для вас.
Он не подходит, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами.
Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:
-вас не особенно волнует случившееся;
-вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
-вы понимаете, что правда на вашей стороне;
-у вас мало шансов победить;
-вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.
Стиль сотрудничества.
Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы.
Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
- решение проблемы очень важно для обеих сторон, и ни кто не хочет полностью от него устраниться;
- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
- вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;
- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, что на равных искать решение проблемы.
Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако, он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.
Стиль компромисса.
Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.
Типичные случаи:
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
- вас может устроить временное решение;
- вы можете воспользоваться временной выгодой;
- другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
- компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять.
Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов.
В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.
ОГСКОУ «АСКОШИ № 4 VIII вида»
Внутришкольный психологический семинар по теме:
Конфликты и способы их разрешения
Подготовила:
педагог – психолог
Е. А. Гулак
Используемая литература.
1. «Введение в общую теорию конфликтов». Дмитриев А. В. , Кудрявцев В.Н. ,Кудрявцев С.Н. М., 1993 г.
2. «Социология труда». Дикарева А.А. Мирская М.И. М.,1989
3. «Социологический словарь». Минск, 1991
4. «Социальный конфликт». Запрудский Ю.Г. Ростов Н/Д., 1992.
5. «Управление и само менеджмент в конфликтных ситуациях» профессор Сперанский В.И. М., 1995 г
6. «Психология управления: Учебное издание ». Самыгин С. И.
Ростов на Дону: Изд. «Феникс» 1997 г.
7. «Экономическая психология » Китов А. И. М., 1987 г.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА.
Ф.И.О.______________________________________________________________________________
1.Я считаю, что конфликт – это…
а) недовольство кем-либо или чем-либо;
б) непонимание друг друга, ссора;
в) разногласия между людьми, столкновение
различных мнений.
2.Если я вижу, что человек не прав, то…
а) я скажу все, что о нем думаю;
б) лучше промолчу;
в) постараюсь корректно высказать свое мнение.
3. Если я попадаю в конфликтную ситуацию, то чаще всего решаю ее таким образом…
а) буду настаивать на своем;
б) прекращаю общение с этим человеком;
в) постараюсь найти компромисс.
4. Что чаще всего является причиной конфликта?
а) поведение людей, неумение общаться;
б) столкновения из-за жизненных ресурсов;
в) несовпадение жизненных позиций;
г) разница в интеллектуальном уровне;
д) расовые и национальные различия
5. Я думаю, что жить без конфликтов можно, потому, что…
а) я так не думаю;
б) это сохраняет нервную систему;
в) любые конфликты можно решить мирным путем.
6. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как…
а) я так не думаю;
б) это эмоциональная разрядка;
в) иногда нужно уметь защитить себя.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
маска безучастности | |
маска прохладной вежливости | |
| маска безучастности |
маска высокомерной неприступности | |
маска агрессивность («попробуй не выполнить моё желание») | |
маска послушания или угодливости | |
маска деланной доброжелательности или сочувствия | |
маска простодушно - чудаковатой весёлости | |
маска безучастности | |
маска прохладной вежливости | |
| маска безучастности |
маска высокомерной неприступности | |
маска агрессивность («попробуй не выполнить моё желание») | |
маска послушания или угодливости | |
маска деланной доброжелательности или сочувствия | |
маска простодушно - чудаковатой весёлости | |
маска безучастности | |
маска агрессивность («попробуй не выполнить моё желание») | |
маска деланной доброжелательности или сочувствия | |
маска прохладной вежливости | |
| маска безучастности |
Предварительный просмотр:
Поведение в конфликтной ситуации
Стиль разрешения конфликта | Тактика | Ответ | Последствия | Конечный результат |
Уклонение | Проигрыш-проигрыш | Отсутствие интереса | Уклонение от конфликта и надежда, что все устроите” | Если используется часто, не позволяет решать проблемы |
Противоборство | Проигрыш-выигрыш | То, что вы хотите | Рабочие взаимоотношения должны поддерживаться любой ценой | Выглядит “выдавливающим”, но можно и кого-нибудь перехитрить |
Уступчивость | Выигрыш-проигрыш | Будет так, как я сказал | Я босс и эксперт, я знаю, что правильно | Выглядит диктатором. Другая сторона чувствует себя оскорбленной |
Компромисс | Некоторый выигрыш, некоторым проигрыш | Дает и берет | Если все смогут быть гибкими, результат будет достигнут | Люди, ищущие легких путей, начинают с большего, чем им нужно, и ведут к средним результатам |
Сотрудничество | Выигрыш-выигрыш | Делаем это вместе | Если мы можем работать вместе, мы можем решать проблемы наилучшим способом | Проблемы решаются наиболее творческим способом, удовлетворяющим обе стороны |
Предварительный просмотр:
ИГРА - ВВЕДЕНИЕ
- Все участники семинара делятся на пары, лицом друг к другу, держась за руки. Поднять шарик с пола, не используя рук.
- Шарик между туловищем и головой. Не роняя шарик донести его до стула и обратно.
Беседа: В чём были трудности? Заранее ли вы договорились о том, как вы будете преодолевать эти трудности?
Тест Томаса на определение ведущей стратегии в конфликте.
С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таких стилей пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае неспровоцированных партнером „пожаров"; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый стиль поведения в конфликтах.
Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.
1.
а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.
б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
№ п/п | Соперни- чество | Сотрудни- чество | Компро- мисс | Избе- гание | Приспо- собление |
1 | а | б | |||
2 | б | а | |||
3 | а | б | |||
4 | а | б | |||
5 | а | б | |||
6 | б | а | |||
7 | б | а | |||
8 | а | б | |||
9 | б | а | |||
10 | а | б | |||
11 | а | б | |||
12 | б | а | |||
13 | б | а | |||
14 | б | а | |||
15 | б | а | |||
16 | б | а | |||
17 | а | б | |||
18 | б | а | |||
19 | а | б | |||
20 | а | б | |||
21 | б | а | |||
22 | б | а | |||
23 | а | б | |||
24 | б | а | |||
25 | а | б | |||
26 | б | а | |||
27 | а | б | |||
28 | а | б | |||
29 | а | б | |||
30 | б | а |
Конструктивный рисунок человека [Е. Д. Романова, О. Ф. Потемкина, 1992].
Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.
Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.
Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни — количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Таким образом выводится „формула рисунка", по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.
Интерпретация результатов
1-й тип — „руководитель". Это люди, имеющие склонность к руководящей работе, организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно — 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или „преподавательский тип" — 604, 613, 622, 631, 640.
2-й тип — обладает многими чертами типа „руководитель", однако зачастую при принятии решений, особенно ответственных, колеблется. Данный тип людей более ориентирован на умение „делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3-й тип — „тревожно-мнительный", характеризуется разнообразием способностей и одаренностью — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме того, 415 — „поэтический подтип", обычно люди, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: „Как это можно плохо работать?". Люди этого подтипа отличаются особой тщательностью в работе.
4-тип — „ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают „концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать на все „свои теории". Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую координационную работу. 325-й подтип характеризуется увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
5-тип — „интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с одного вида деятельности на другой, обычно выступают „адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 — обладает способностью литературного творчества; 217 — способностью к изобретательской деятельности; 226 — имеет большую потребность в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.
6 тип — „изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с „технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще всего относятся к типу интровертов, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, предпочитая самоконтроль, эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип 109 встречается среди людей, хорошо владеющих аудиторией, 118-й подтип — имеет наиболее сильно выраженные конструкторские возможности и способности к изобретательству.
7 тип — „эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают „жестокие" кадры фильмов, могут быть надолго выбитыми из колеи и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них сочувствие и участие, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
8 тип — противоположен эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием даже усиливает на них давление. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.
Комментарии к тексту
При совпадении формул типов 7 и 8 с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций рассматривается как дополнительная (по усмотрению психолога).
Данная методика не может рассматриваться как очень надежная, она служит мотивации учащихся к дальнейшей работе в группе, формированию представления о взаимосвязи внутренней психической жизни человека и внешних ее проявлений.
При интерпретации результатов рекомендуется учитывать следующие особенности рисунков:
— наличие шеи — возможна чрезмерная ранимость человека;
— наличие ушей — хорошо развитая способность слушать;
— на голове „шляпы" в виде квадрата или треугольника: в одном рисунке — возможно, сделана какая-то уступка, о которой сейчас есть сожаления, если в трех рисунках — возможна целая полоса „скованного положения";
— кармашек на теле человека — возможные мысли о детях;
— полностью прорисованное лицо — признак хорошо развитой общительности;
—один рот на лице — возможно, этот человек любит поговорить;
— один лишь нос — человек, хорошо улавливающий запахи, любящий духи;
— изображение кружка на теле человека — необходимость в заботе о старшем;
— изображение треугольника на теле человека — возможно, человеку приходится отдавать распоряжения,
Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — будущие перспективы.
Упражнение 1.
Группа делится на пары. Партнерам надо попытаться рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.
Обсуждение.
Какие были трудности?
Что помогало избегать оценочных высказываний?
Какие новые качества в себе открыли?
Упражнение 2.
Участники делятся на группы по три человека. Два из них — собеседники, третий — наблюдающий за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй — внимательно слушает, проявляет свое участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие при общении с родителями, ровесниками или же юмористические.
Обсуждение.
Что помогало или мешало понять проблему?
В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
Что помогало продлить контакт?
Что больше всего раздражало рассказчика?
Какие личные возможности в общении отметили все участники?
Упражнение 3.
Участники организуют пары. По очереди собеседники высказывают несколько замечаний друг другу об одежде, чертах характера и т. д.
Обсуждение.
Какие чувства вызывают эти замечания?
Что удерживает от желания прервать контакт?
В каких случаях общение прерывается?
Обобщение.
На основе обсуждения выбираются способы, помогающие и мешающие продолжению общения.
Информация для педагога-психолога.
В процессе обсуждения следует обратить внимание на нюансы восприятия замечаний — что это: „покушение на личность" или точка зрения партнера?
Упражнение 4. „Обмен".
Ведущий предлагает вспомнить время, когда участники очень любили обмениваться предметами, и проделать эту процедуру. Участникам необходимо договориться об обмене вещей, которые у них есть сейчас (канцелярские принадлежности, книги, сувениры и др.). Выигрывает тот, кто смог осуществить наибольшее количество обменов.
Вариант упражнения: „обмен" чертами характера.
Обсуждение.
Какие стратегии использовались?
С чем легче было расстаться — с предметом или чертой характера?
Определите способы отказа (деструктивные и конструктивные), методы и приемы у желающих забрать игрушку, предмет, черту характера.
Упражнение 5.
Участники должны отказать деликатно юноше или девушке в чем-либо. Каждый выбирает себе роль персонажа из сказки или литературного героя и играет от его имени. Группа разбивается на пары: первый симпатизирует второму, оказывает знаки внимания, активен в общении, но второму это не нужно. Как выйти из этой ситуации, каждый решает сам, без посторонней помощи.
Проигрываются 2—3 ситуации разного характера (ситуация оговаривается в парах, затем проигрывается перед зрителями).
Обсуждение.
Чувства героев в процессе коммуникации.
Какие чувства „выгоднее" вызывать, а какие чреваты неприятными последствиями?
Систематизация приемов конструктивного выхода из коммуникации.
Упражнение 6. „Утренний прием Короля".
Разыгрывается мини-спектакль. Каждая придворная Дама должна подойти к Королю, улыбнуться и сказать любую фразу, стараясь его очаровать.
Придворные Кавалеры, наблюдая этот процесс, выбирают „самую обаятельную" из них. Свои предложения они должны аргументировать. Затем Король приглашает ее на трон, и все Кавалеры проделывают ту же процедуру, что и Дамы по отношению к Королю.
Обратная связь в межличностном контакте.
Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами. Порядок работы.
Упражнение 7.
Ведущий предлагает:
а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость, скорбь, лесть и т. п.
б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Обсуждение.
Достаточны ли наши возможности выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?
Информация для педагога-психолога.
В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить „маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, в компании, семье и т. д.). Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.
Упражнение 8. Маски" в общении.
Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.
Порядок работы.
Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости.
(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются.)
Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою „маску".
Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.
Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске. Инсценирование заканчивается „живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из „Ревизора" Н. В. Гоголя).
Информация для педагога-психолога.
Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими „масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни, чем они помогают и чем мешают в общении.
Приложение к игре „Потерпевшие кораблекрушение"
Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и четырехлитровая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как десятилитровая канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. 2. Четырехлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена денежными банкнотами и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. 3. Десятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. 4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. 5. Два квадратных метра непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. 6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи. 7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуаций „синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу. 8. Пять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт. 9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет с плота, она может послужить спасательным средством. 10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно. 11. 250 граммов медицинского спирта. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание. 12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. 13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели. 14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. 15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
|
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
2. Обсуждение игры.
Во время обсуждения обращаем внимание на:
а) атмосферу работы в группе (все ли смогли высказать свое мнение, какими способами добивались того, чтобы приняли их точку зрения, есть ли лидер в обсуждении, если его нет, как это влияет на ход обсуждения);
б) анализ организации пространства обсуждения, использование аргументов в ходе обсуждения, выделение индивидуальных стилей общения — уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж („ну и не буду"), поиск единомышленников („кто еще так думает?") и пр.
Какие ведущие стили поведения в конфликте использовались участниками игры? (Каждый говорит только о своем стиле.)
Варианты проведения игры
Дается инструкция к работе. Всем предлагается составить свой индивидуальный список, затем составление коллективного списка; если группа достаточно большая (до 15 человек), можно разбить ее на подгруппы. Каждая подгруппа составляет свой список, затем делается общий список.
При знакомстве с окончательным списком можно прояснить принцип, по которому он составлен:
а) надежда на спасателей (на первом месте предметы, с помощью которых можно привлечь внимание);
б) надежда только на себя (на первом месте предметы, обязательные для поддержания жизни).
В конце занятия можно предложить участникам подумать над вопросами: для чего нужно было проводить данную игру? Узнали ли вы что-то новое? Если да, то что?
Игра „Необитаемый остров".
Игру можно начать продолжением предыдущей: «После многодневного изнурительного дрейфа по океану спасшиеся люди высадились на необитаемом острове. К этому времени у них уже ничего не осталось, кроме надувного плота, да и тот пришел в негодность».
Участники группы получают большой лист бумаги и коробку пластилина. Надо нарисовать место, куда прибило их лодку, слепить „себя" из пластилина и найти себе место на отмеченном пространстве острова.
Условие игры. «Вас выбросило на необитаемый остров в тропиках. В ближайшие 20 лет вам не суждено встретиться с другими людьми и уплыть с острова».
Информация для педагога-психолога.
Развитие группы идет спонтанно. Ведущий выступает в роли „хранителя времени" (объявляет: прошел день, неделя, месяц, год и т. д.) и может дополнять „жизнь" участников экстремальными событиями: ливень уничтожил…, начались болезни… и т. п. Эта роль помогает ведущему косвенно корректировать развитие динамики группы. Наиболее серьезными, требующими особого внимания у ведущего, чаще всего бывают „первые дни жизни на острове" (организация коллектива, межполовые взаимоотношения и политические разногласия). Игра развивается быстро, если в группе есть лидер. Если лидера нет, возникает опасность негативного поведения, так как проявляется неумение решать проблемы — как бытовые, так и коммуникативные (начинают обнаруживаться „мощные защиты"). В этом случае от ведущего требуется высокий уровень компетентности ведения группы либо ему необходимо ненавязчиво перейти к управлению динамикой развития группы.
Игра до конца не проигрывается, никакого завершения не требуется. Обсуждение в группе проводится частично, так как дальше идет индивидуальная работа (участники приходят на консультации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"
Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....
Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
Особенности конфликтов. Причины. Стили взаимодействия педагога в конфликте. Рассмотрены ситуации. ...
Презентация к классному часу Конфликт и способы его разрешения.
Иллюстрационный материал к классному часу. Задания для работы в группах....
презентация к психологическому семинару для педагогов на тему "Конфликты и способы их разрешения
Презентация для проведения психологического семинара...
Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.
Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения....
Конфликты в семье: психологические причины и способы их разрешения.
По мнению специалистов, изучающих семью, совместимость брачных партнеров достигается не всегда и обычно не сразу. Любой, даже самый частный аспект внутренней, глубинной несовместимости неизбежно прояв...