курс по выбору подросток и общество
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Курс «Подросток в обществе» предназначен для учащихся 7 класса.
Актуальность данного курса состоит в том, что учащиеся знакомятся с основными принципами правового государства, с такими понятиями как государство, конституция, права и обязанности гражданина в 8 и 9 классе. Но, осознание себя не только политической единицей, а членом общества, участником социальных отношений, приходит раньше, когда ребенок попадает в школьный коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_podrostok_i_obshchestvo.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс «Подросток в обществе» предназначен для учащихся 7 класса.
Актуальность данного курса состоит в том, что учащиеся знакомятся с основными принципами правового государства, с такими понятиями как государство, конституция, права и обязанности гражданина в 8 и 9 классе. Но, осознание себя не только политической единицей, а членом общества, участником социальных отношений, приходит раньше, когда ребенок попадает в школьный коллектив.
Цель курса:
- Развитие личности в ответственный период физического и социального взросления человека;
- Нравственное, этическое воспитание школьников.
Задачи курса:
- Освоение учащимися базовых знаний об особенностях подросткового (переходного) возраста, о социальной среде, которая окружает ребенка, о ее влиянии на его личность;
- Формирование и развитие у учащихся способности самостоятельно взаимодействовать с окружающими и ориентироваться в настоящей действительности (через практические занятия).
В результате освоения данного курса учащийся должен знать / понимать:
- единство биологической и социальной составляющих человека;
- психологические особенности подросткового возраста;
- основные составляющие социальной среды подростка.
Уметь:
- анализировать и оценивать социальные ситуации с точки зрения общественного одобрения или осуждения;
- приводить примеры, формулировать собственное мнение (с помощью учителя);
- под руководством учителя проводить поиск необходимой информации из различных носителей (СМИ, учебный текст, Интернет и другие адаптированные источники);
- использовать приобретенные знания и умения в выполнении социальных ролей, типичных для подростка:
Данный курс рассчитан на один учебный год - 34 часа, 1 час в неделю.
Реализуя системно - деятельностный подходоколо половины материала предназначено для освоения и закрепления через анализ социальных ситуаций, выполнение практических заданий, психологических тестов, встречи с интересными людьми. Одним из основных методов работы при изучении тем элективного курса является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления об окружающей социальной среде, скорректировать и дополнить их, активизировать познавательную активность, речевую деятельность, внимание и память школьников.
Учебно – тематический план занятий курса по выбору составлен на основе авторской программы Козленко С.И, Козленко И.В. Обществознание. Программа курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.
Программа курса
№ | Тема. | Общее количество часов | В т.ч. теория | В т.ч. практика |
1. | Личность подростка | 11 | 6 | 5 |
2. | Подросток в социальной среде | 8 | 4 | 4 |
3. | Подросток и закон | 5 | 3 | 2 |
4. | Образ жизни подростка | 6 | 3 | 3 |
5. | Подросток и его жилая среда | 3 | 1 | 2 |
6. | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание образования
Глава I. Личность подростка (11 часов)
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности).
Особенности подросткового возраста. Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Проблемы подросткового возраста. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Понятие «личность». Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Выдающаяся личность
Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности.
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства. Искусство общения как обязательная черта лидера.
Глава II. Подросток в социальной среде (8 часов)
Социальная среда подростка. Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих. Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Групповое давление.
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений. «Мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. Различия между «своими» и «чужими».
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные.
Глава III. Подросток и закон. (5 часов)
Юридические границы подросткового возраста. Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Гражданин. Обязанности граждан Российской Федерации.
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Принудительные меры воспитательного воздействия. Административные нарушения и меры административной ответственности.
Глава IV. Образ жизни подростка. (6 часов)
Подросток в обществе риска.Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков.
Одиночество. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах.
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев.
Спорт . Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения.
Глава V. Подросток и его жилая среда. (4 часа)
Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Плюсы и минусы городской жизни.
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.
Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.
Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека.
Календарно – тематический план.
Тема занятия | Количест-во часов (теория /практика) | Вид занятия | Методы и формы работы на занятии | Дата проведе-ния |
1. Личность подростка 1. Переходный возраст. 2. Задачи и трудности подросткового возраста. 3. Задачи и трудности подросткового возраста 4. Быть взрослым. 5. Физические изменения у подростков. 6. Психологический портрет личности: интеллект, способности, чувства, эмоции. 7. Психологический портрет личности: темперамент, характер 8. Самооценка подростка. 9. Выдающаяся личность. Известные люди области, города. НРК 10. Как стать лидером. 11. Повторение по главе 1. | 11 (6/5) | Теория Теория Практика Практика Теория Теория Практика Теория Теория Практика Практика | 1.Беседа об особенностях подросткового, переходного возраста. Проблемный вопрос: почему этот возраст называют «трудным» возрастом? 2. Совместная работа с текстом учебника, выявление основных задач, требующих решения в подростковом возрасте. 3. Практическое задание: составление таблицы «Задачи подросткового возраста и пути их решения», создание памятки «Как преодолеть трудности переходного возраста». 4. Решение психологического теста «Насколько я самостоятелен» 5. Беседа об основных признаках взросления с приглашением мед.работника школы. 6. Совместная работа с текстом учебника. Знакомство с понятиями: характер, темперамент. 7. Практическая работа: составление психологического портрета школьника. Определение типа темперамента по диагностике Айзенка. 8. Знакомство с понятием «самооценка». Ее виды. Проблемный вопрос: от чего зависит самооценка подростка? 9. Совместная работа с текстом учебника. Определение понятия «выдающаяся личность». 10. Практическая работа. Составление перечня качеств лидера. 11. Создание газеты «Этот интересный и сложный возраст». С советами для подростков и занимательными тестами для учащихся школы. | 7.09. 14.09. 21.09. 28.09. 5.10. 19.10. 26.10. 2.11. 9.11. 16.11. 23.11. |
2. Подросток в социальной среде 1. Социальная среда подростка. 2. Подросток в группе. 3. Межличностные отношения. 4. «Мы» и «Они». 5. Мир знакомых и незнакомых людей. 6. Социальный портрет молодежи. 7. Молодежь Ярцевского района 8. Повторение по главе 2. | 8 (4/4) | Теория Практика Теория Практика Теория Теория Практика Практика | 1. Знакомство с понятием «социальная среда», беседа об особенностях ближней и дальней социальной среды, ее влиянии на подростка. 2. Работа в группах, составление таблицы «Группы, в которых я состою», разработка правил общения в группе. 3. Знакомство с понятиями «межличностные отношения», «конформизм», «мораль». Лекция школьного психолога «Что такое общение». 4. Практическая работа. Составление схемы «Мы и Они». Установка взаимосвязей между этими понятиями, разработка памятки «Как правильно общаться с окружающими» 5. Работа с учебником. Обсуждение вопросов: Из каких людей состоит окружающий мир? Как мы с ними общаемся? Влияют ли они на нас? 6. Беседа о составе населения России, численности молодых людей. Анализ статистических данных опроса «Ценности современной молодежи» 7. Практическая работа. Составление собирательного портера молодого человека. Его качества характера, интересы и занятия. 8. Практическая работа. Решение кроссворда «Социальная среда» | |
3. Подросток и закон 1. Юридические границы подросткового возраста. 2. Подросток как гражданин. 3. Подросток и его права. 4. Опасный путь преступной жизни. 5. Повторение по главе 3. | 5 (3/2) | Теория Теория Практика Теория Практика | 1. Беседа «Что такое закон?». Знакомство с понятиями «малолетние», «несовершеннолетние». 2. Работа с текстом учебника. Проблемный вопрос: Почему гражданин имеет не только права, но и обязанности? 3. Практическая работа. Составление перечня прав подростка по тексту Конвенции о правах ребенка, приведение примеров о реализации данных прав (с помощью учителя) 4. Лекция социального педагога школы «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» 5. Подготовка публикации «Права и обязанности несовершеннолетних» в школьную газету. | |
4. Образ жизни подростка 1. Подросток в обществе риска. 2. Проблема одиночества. 3. Подростковая культура. Молодежные субкультуры в нашем районе. НРК 4. Образ жизни. 5. Досуг и отдых. 6. Развитие спорта. | 6 (3/3) | Теория Теория Практика Практика Теория Практика | 1. Беседа о достоинствах и недостатках современного индустриального общества. Проблемный вопрос: Почему подросток находится в «зоне риска» в современном обществе? 2. Знакомство с понятиями «одиночество», «стресс». Анализ статьи учебника «Пути выхода их стресса». Психологический тест на определение уровня тревожности школьников. 3. Практическая работа. Составление коллажа «Молодежь Ярцевского района». С использованием фотографий из личного архива школьников. 4. Практическая работа. Составление своего режима дня, определение его слабых мест, поиск путей исправления своего режима дня. 5. Работа с текстом учебника. Знакомство с понятиями: «досуг», «культурный досуг». Проблемный вопрос: почему современные подростки мало читают? Как это исправить? 6. Практическая работа. Составление коллективного рассказа на тему «Портрет современной молодежи». | |
5. Подросток и его жилая среда 1. Город и село. Особенности городской жизни. 2. Город и село. Особенности жизни в селе. 3. Мой дом. Мое жилище. | 3 (1/2) | Практика Теория Практика | 1. Практическая работа. Составление таблицы «Положительные и отрицательные стороны городской жизни. Групповая работа «сравнение позиций» по вопросу «Хорошо ли жить в городе?» 2. Работа с текстом учебника. Беседа об образе жизни в селе. 3. Практическая работа. Составление синквейна по теме «Мой дом» | |
6. Итоговое повторение. | Практика | Интерактивная игра – викторина «Подросток в обществе» | ||
Итого за год: | 34 |
Литература для учителя.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс. М: Русское слово, 2012.
- Кочетов Н.С. Поурочные планы по учебнику «Обществознание. 7 класс» . М: Учитель, 2011.
- Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2012.
- Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2013.
Интернет – ресурсы.
- http://finecompany.ru/psihologicheskie_testy - психологические тесты
- http://saitar.com/index/0-12 - психологические тесты для подростков и детей.
Литература для учащихся.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс. М: Русское слово, 2012.
- Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2012.
- Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
«Подросток в обществе риска»
Разработка открытого урока по обществознанию для 7 класса (учебник - Кравченко А.И.)...
Презентация Муниципальной опорной площадки "Подросток и общество"
По постановлению губернатора области Олега Ивановича Бетина на Тамбовщине уже в течение нескольких месяцев реализуется комплекснаяпрограмма «Не оступись!». Она рассчитана на 2013-2015 годы и направлен...
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору в 9 классе «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способн...
Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»
Курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства....