Правовое государство
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Урок для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_pravovoe_gosudarstvo._konspekt.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Правовое государство

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Раскрыть значение теории правового государства; объяснить значение формирования основ правового государства

Образовательные
ресурсы

1. Онлайн курс НИУ ВШЭ «Сравнительная политология»

2. Г.В.Голосов. Сравнительная политология.

План урока

1. Что такое правовое государство?

2. Признаки правового государства

3. Значение правового государства в жизни человека и общества

Личностно значимая проблема

Почему желательно, чтобы государство было правовым?

Используемые материалы

Раздаточный материал: схема признаков правового государства

Методы и формы
обучения

Методы: беседа, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Правовое государство, права человека, разделение властей

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать признаки правового государства; проявлять личностные свойства в основных видах учебной деятельности.

Получат возможность научиться: работать с печатными материалами; задавать вопросы, выдвигать предположения; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выдвигают предположения, устанавливают признаки объектов.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, вопросами слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; соотносят различные точки зрения, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют индивидуальную и групповую работу, оценивают эффективность учебной деятельности, осознают потребность в дополнительном изучении материала в качестве самостоятельной работы

Проявляют заинтересованность кучению; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Отмечает многообразие государств в мире и возможность их различной классификации: существующие и существовавшие; демократические и тоталитарные; монархические и республиканские.

Приводит исторический пример:

Объясняет, что в 1936 г. в СССР была принята Конституция, считавшаяся одной из наиболее демократических. Зачитывает отрывки из Конституции 1936 г.

При необходимости объясняет обучающимся значение понятия «конституция»

Задает вопрос: «знают ли обучающиеся про большой террор 1937-1938 гг.?»

При необходимости объясняет значение термина «террор», предоставляет слово желающим высказаться.

Предлагает обучающимся объяснить: соответствовала ли политическая жизнь в СССР заявленным в Конституции нормы?. Можно ли такое государство назвать правовым или нельзя? Почему?

Формулирует с обучающимися тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в работе класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, его цели и задачи

Устные вопросы, фиксация детьми темы и цели урока в тетради

II. Акту-ализация знаний

3

Беседа на тему «Какие права есть у людей?»

Учитель перечисляет виды прав человека:

личные,

имущественные,

социально-экономические,

политические,

духовные.

Учитель спрашивает у детей конкретные примеры прав человека, относящиеся к конкретным видам прав.

Спрашивает у обучающихся: почему в Конституции РФ законодательно закреплены права? Почему некоторые права людей закреплены международными декларациями?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, ведут записи

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно формулируют суждения о правах человека.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы, конкретизируют их.

Устные ответы, записи в тетрадях

III. Изучение нового материала

16

1.Фронтальная работа

2. Индивидуальная работа

3. Работа со схемой

1. Учитель зачитывает под запись статью 2 Конституции РФ:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»

2. Предлагает обучающимся на основании статьи сформулировать определение понятию «правовое государство». Предлагает желающим дать ответ. При необходимости вводит коррективы. Отслеживает, чтобы в тетрадях детей были сделаны записи.

3. Учитель выдает детям распечатанные схемы с признаками правового государства. Дает время для ознакомления. Предлагает сопоставить пример с конкретным признаком:

1.        Федеральное собрание выполняет роль законодательной власти; правительство – роль исполнительной; суды – роль судебной власти

2.        Действующая власть имеет оппозицию в стране, но не может ее устранить, поскольку оппозиция не нарушала закон

3.        В своих действиях глава государства опирается не на собственные желания и потребности, а на законы страны

4.        Любой человек имеет право критиковать действия современных властей, соблюдая при этом действующие законы

5.        Произошедшая смена власти в стране не повлекла за собой каких-либо нарушений законов

1. Выслушивают учителя. Делают записи.

2.Ведут записи, формулируют термин, отвечают устно

3. Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

4. Участвуют в групповом обсуждении, отвечают на вопросы друг друга, высказывают мнение.

1. Фронтальная работа.

2. Индивидуальная работа.

3. Фронтальная работа.

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют признаки явления; записывают материал в форме терминов и таблиц; корректируют записи.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: делятся имеющимися знаниями; учатся высказывать предположения.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; выслушивают друг друга.

1. записи в тетради.

2. записи и устные ответы.

3. Устные ответы

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

10

Индивидуальная работа

Предлагает обучающимся сформулировать основные признаки правового государства и отметить его особенности.

Использует табличную форму: признаки любого государства, признаки правового государства, иное. Предупреждает, что обучающимся следует уточнять значение терминов, которые могут быть им неясны.

Обучающиеся записывают признаки в соответствующие столбики.

Признаки:

  • деятельность правоохранительных органов
  • налогообложение граждан
  • верховенство закона
  • наличие конституции
  • развитая система социального обеспечения
  • принцип разделения властей
  • наличие органов и структуры правления
  • государственный суверенитет
  • система разделения властей
  • система законодательства
  • верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
  • многообразие средств массовой информации
  • деятельность главы государства в строгом соответствии с законом

При необходимости объясняет значение терминов

Ведут записи, задают вопросы о незнакомых терминах

Индивидуальная и фронтальная работа

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: работают в коллективе, выдвигают гипотезы и предположения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний:; учатся предполагать; пополняют объем знаний за счет работы в классе.

Коммуникативные: работают индивидуально, задают вопросы, уточняют непонятный материал

Записи в тетради, устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

8

Обобщение полученных
на уроке

сведений

Проводит беседу по вопросу:

почему жители правовых государств чувствуют себя комфортнее, чем жители не правовых государств?

что может произойти с государством, если власть нарушает права людей?

что могут делать граждане для защиты своих прав?

При возможности упоминает термин «гражданское общество»

Предлагает обучающимся посмотреть записи и посчитать количество терминов, которые стали для них новыми.

Отвечают на вопросы.

Эмоционально реагируют на факты нарушения прав человека.  Выражают стремление к защите прав человека и гражданина.

Оценивают результативность работы на уроке.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение прав и свобод человека, правового характера государства.

Познавательные: пополняют знания о государстве.

Регулятивные: оценивают эффективность познавательной деятельности, планируют продолжение познавательной активности.

Коммуникативные: делятся знаниями, отвечают на вопросы; высказывают свою позицию и выслушивают одноклассников; строят понятные для партнёров высказывания.

Устные ответы,  записи в тетради, самооценка обучающихся

Домашнее задание

3

Подготовка устного рассказа

Конкретизирует домашнее задание.

Устный рассказ о правовом государстве по плану: А)что такое правовое государство? Б)каковы его признаки? В)как возникновение правового государство связано с гражданской активностью людей? Упоминает, что обучающимся желательно познакомиться с понятием «правовая культура» и «политическая культура», чтобы использовать их при выполнении домашнего задания.

В качестве дополнительного материала предлагает прочитать «Всеобщую декларацию прав человека» 1948 года: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr

Дает ссылку на русскоязычный текст Декларации 1948 года на сайте ООН, что дает возможность обучающимся ознакомиться с сайтом ООН

Записывают
домашнее
задание, задают уточняющие вопросы

Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к предметы, выражают готовность продолжить познавательную деятельность.

Регулятивные: планируют продолжение познавательной деятельности, ставят ее цели и задачи.

Проверка выполнения домашнего задания на следующем уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : Правовое государство.

Цели:сформировать представление у учащихся о том, что право выше власти и раскрыть что такое правовое государство.Задачи:способствовать развитию представления о правовом государстве и его основных при...

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

Правовое государство

Материал урока в 9 классе по данной теме воспринимается учащимися, как правило, сложно. Данная презентация помогает облегчить усвоение темы....

Демократическое правовое государство

Комбинированный урок ( урок обЪяснения нового материала с актуализацией опорных знаний). Сопровождается презентацией с линейной структурой....

Тест " Государство. Правовое государство" 9класс.

Контрольный тест по обществознанию  " Государство.Правовое государство.".9класс...

Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»

Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»...

Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...