Правовое государство
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока | Правовое государство | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Раскрыть значение теории правового государства; объяснить значение формирования основ правового государства | ||
Образовательные | 1. Онлайн курс НИУ ВШЭ «Сравнительная политология» 2. Г.В.Голосов. Сравнительная политология. | ||
План урока | 1. Что такое правовое государство? 2. Признаки правового государства 3. Значение правового государства в жизни человека и общества | ||
Личностно значимая проблема | Почему желательно, чтобы государство было правовым? | ||
Используемые материалы | Раздаточный материал: схема признаков правового государства | ||
Методы и формы | Методы: беседа, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Правовое государство, права человека, разделение властей | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать признаки правового государства; проявлять личностные свойства в основных видах учебной деятельности. Получат возможность научиться: работать с печатными материалами; задавать вопросы, выдвигать предположения; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выдвигают предположения, устанавливают признаки объектов. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, вопросами слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; соотносят различные точки зрения, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют индивидуальную и групповую работу, оценивают эффективность учебной деятельности, осознают потребность в дополнительном изучении материала в качестве самостоятельной работы | Проявляют заинтересованность кучению; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 5 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Отмечает многообразие государств в мире и возможность их различной классификации: существующие и существовавшие; демократические и тоталитарные; монархические и республиканские. Приводит исторический пример: Объясняет, что в 1936 г. в СССР была принята Конституция, считавшаяся одной из наиболее демократических. Зачитывает отрывки из Конституции 1936 г. При необходимости объясняет обучающимся значение понятия «конституция» Задает вопрос: «знают ли обучающиеся про большой террор 1937-1938 гг.?» При необходимости объясняет значение термина «террор», предоставляет слово желающим высказаться. Предлагает обучающимся объяснить: соответствовала ли политическая жизнь в СССР заявленным в Конституции нормы?. Можно ли такое государство назвать правовым или нельзя? Почему? Формулирует с обучающимися тему и цель урока. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в работе класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, его цели и задачи | Устные вопросы, фиксация детьми темы и цели урока в тетради |
II. Акту-ализация знаний | 3 | Беседа на тему «Какие права есть у людей?» | Учитель перечисляет виды прав человека: личные, имущественные, социально-экономические, политические, духовные. Учитель спрашивает у детей конкретные примеры прав человека, относящиеся к конкретным видам прав. Спрашивает у обучающихся: почему в Конституции РФ законодательно закреплены права? Почему некоторые права людей закреплены международными декларациями? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, ведут записи | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно формулируют суждения о правах человека. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы, конкретизируют их. | Устные ответы, записи в тетрадях |
III. Изучение нового материала | 16 | 1.Фронтальная работа 2. Индивидуальная работа 3. Работа со схемой | 1. Учитель зачитывает под запись статью 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 2. Предлагает обучающимся на основании статьи сформулировать определение понятию «правовое государство». Предлагает желающим дать ответ. При необходимости вводит коррективы. Отслеживает, чтобы в тетрадях детей были сделаны записи. 3. Учитель выдает детям распечатанные схемы с признаками правового государства. Дает время для ознакомления. Предлагает сопоставить пример с конкретным признаком: 1. Федеральное собрание выполняет роль законодательной власти; правительство – роль исполнительной; суды – роль судебной власти 2. Действующая власть имеет оппозицию в стране, но не может ее устранить, поскольку оппозиция не нарушала закон 3. В своих действиях глава государства опирается не на собственные желания и потребности, а на законы страны 4. Любой человек имеет право критиковать действия современных властей, соблюдая при этом действующие законы 5. Произошедшая смена власти в стране не повлекла за собой каких-либо нарушений законов | 1. Выслушивают учителя. Делают записи. 2.Ведут записи, формулируют термин, отвечают устно 3. Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают предположения. 4. Участвуют в групповом обсуждении, отвечают на вопросы друг друга, высказывают мнение. | 1. Фронтальная работа. 2. Индивидуальная работа. 3. Фронтальная работа. | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету. Регулятивные: обнаруживают и формулируют признаки явления; записывают материал в форме терминов и таблиц; корректируют записи. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: делятся имеющимися знаниями; учатся высказывать предположения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; выслушивают друг друга. | 1. записи в тетради. 2. записи и устные ответы. 3. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 10 | Индивидуальная работа | Предлагает обучающимся сформулировать основные признаки правового государства и отметить его особенности. Использует табличную форму: признаки любого государства, признаки правового государства, иное. Предупреждает, что обучающимся следует уточнять значение терминов, которые могут быть им неясны. Обучающиеся записывают признаки в соответствующие столбики. Признаки:
При необходимости объясняет значение терминов | Ведут записи, задают вопросы о незнакомых терминах | Индивидуальная и фронтальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету. Регулятивные: работают в коллективе, выдвигают гипотезы и предположения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний:; учатся предполагать; пополняют объем знаний за счет работы в классе. Коммуникативные: работают индивидуально, задают вопросы, уточняют непонятный материал | Записи в тетради, устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 8 | Обобщение полученных сведений | Проводит беседу по вопросу: почему жители правовых государств чувствуют себя комфортнее, чем жители не правовых государств? что может произойти с государством, если власть нарушает права людей? что могут делать граждане для защиты своих прав? При возможности упоминает термин «гражданское общество» Предлагает обучающимся посмотреть записи и посчитать количество терминов, которые стали для них новыми. | Отвечают на вопросы. Эмоционально реагируют на факты нарушения прав человека. Выражают стремление к защите прав человека и гражданина. Оценивают результативность работы на уроке. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение прав и свобод человека, правового характера государства. Познавательные: пополняют знания о государстве. Регулятивные: оценивают эффективность познавательной деятельности, планируют продолжение познавательной активности. Коммуникативные: делятся знаниями, отвечают на вопросы; высказывают свою позицию и выслушивают одноклассников; строят понятные для партнёров высказывания. | Устные ответы, записи в тетради, самооценка обучающихся |
Домашнее задание | 3 | Подготовка устного рассказа | Конкретизирует домашнее задание. Устный рассказ о правовом государстве по плану: А)что такое правовое государство? Б)каковы его признаки? В)как возникновение правового государство связано с гражданской активностью людей? Упоминает, что обучающимся желательно познакомиться с понятием «правовая культура» и «политическая культура», чтобы использовать их при выполнении домашнего задания. В качестве дополнительного материала предлагает прочитать «Всеобщую декларацию прав человека» 1948 года: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr Дает ссылку на русскоязычный текст Декларации 1948 года на сайте ООН, что дает возможность обучающимся ознакомиться с сайтом ООН | Записывают | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к предметы, выражают готовность продолжить познавательную деятельность. Регулятивные: планируют продолжение познавательной деятельности, ставят ее цели и задачи. | Проверка выполнения домашнего задания на следующем уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : Правовое государство.
Цели:сформировать представление у учащихся о том, что право выше власти и раскрыть что такое правовое государство.Задачи:способствовать развитию представления о правовом государстве и его основных при...
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Правовое государство
Материал урока в 9 классе по данной теме воспринимается учащимися, как правило, сложно. Данная презентация помогает облегчить усвоение темы....
Демократическое правовое государство
Комбинированный урок ( урок обЪяснения нового материала с актуализацией опорных знаний). Сопровождается презентацией с линейной структурой....
Тест " Государство. Правовое государство" 9класс.
Контрольный тест по обществознанию " Государство.Правовое государство.".9класс...
Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»
Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»...
Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1
Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...