Задания на развитие читательской грамотности
методическая разработка по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ЗАДАНИЯ:
- Название задания (образное описание рассматриваемого в задании сюжета)
Спор – элемент социальных взаимоотношений
- Формулировка (сюжет) задачи
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и. самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил: возражать, но не обвинять; не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
(Д.С. Лихачёв)
Задание 1.
Автор считает, что в споре необходимо придерживаться определенных правил, и приводит их примеры. Опираясь на текст, запишите три таких примера.
1-й пример: _________________________________
2-й пример: _________________________________
3-й пример: _________________________________
Задание 2. Какие качества личности по мнению автора можно обнаружить в споре? Выберите 3 верных ответа:
а) интеллигентность,
б) креативность
в) вежливость,
г) агрессивность
д) самоуважение
е) уважение к старшим
Задание 3.
Какие приёмы спора автор считает недозволенными?
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Задание 4. Какие три ключевых этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?
Задание 5. Школьники обсуждали, заслуживает ли уважения человек, уступающий противнику в споре. Некоторые считали, что заслуживает, другие – нет, третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений, на основе текста.
Задание 6.
Выберете верные утверждения о споре, на основе приведенного текста и обществоведческих знаний:
1) Спор всегда несет негативные последствия
2) Если во время спора внимательно слушать собеседника, то это позволит быстрее прийти к компромиссу
3) Главная цель спора – отстоять свою точку зрения, не смотря на последствия
4) Если в споре человек стремиться только к победе, то это пустой спор
Задание 7. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.
Задание 8. Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.
- Критерии оценивания каждого задания.
Задание 1.
Код | Содержание критерия |
2 | В ответе приведены 3 примера:
|
1 | В ответе приведены 1 – 2 доказательства. |
0 | В ответе отсутствуют доказательства; ИЛИ Приведенные доказательства не соответствуют тексту |
Задание 2.
Код | Содержание критерия |
1 | В ответе указаны верные буквы: АВД |
0 | Одна или несколько букв не соответствуют верному ответу |
Задание 3.
Код | Содержание критерия |
1 | В ответе приведены следующие приемы: не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой. |
0 | В ответе отсутствуют примерыа; ИЛИ Приведенные примеры не соответствуют тексту |
Задание 4.
Код | Содержание критерия |
2 | В ответе приведены 3 этапа:
|
1 | В ответе приведены 1 – 2 этапа. |
0 | В ответе отсутствуют этапы спора; ИЛИ Приведенные этапы не соответствуют тексту |
Задание 5.
Код | Содержание критерия |
1 | В ответе указано: заслуживает если вел себя достойно. Не заслуживает, если вел себя недостойно. |
0 | ответ не соответствует тексту |
Задание 6.
Код | Содержание критерия |
1 | В ответе указаны верные цифры: 24 |
0 | Последовательность цифр не соответствуют верному ответу |
Задание 7.
Код | Содержание критерия |
1 | Верный ответ должен содержать следующие элементы: По поведению человека во время спора можно определить характер человека, его манеру общения, как он аргументирует свою точку зрения, умеет ли принять поражение с достоинством. Все эти качества важны для человека. |
0 | В других случаях |
Задание 8.
Код | Содержание критерия |
2 | В ответе приведены 3 примера с объяснениями 1)адвокат. Спор решает судьбу подсудимого.
|
1 | В ответе приведены 1 – 2 примера. ИЛИ В ответе есть 3 примера, но нет объяснения. |
0 | В других случаях |
- Описание заданий:
Задание 1.
Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию
Проверяемое познавательное действие: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: низкий
Задание 2.
Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию
Проверяемое познавательное действие: выбор верных ответов
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: низкий
Задание 3.
Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию
Проверяемое познавательное действие: находить информацию в тексте
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: низкий
Задание 4.
Проверяемая компетентность: интегрировать и интерпретировать информацию
Проверяемое познавательное действие: выявлять последовательность действий на основе текста
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: средний
Задание 5.
Проверяемая компетентность: интегрировать и интерпретировать информацию
Проверяемое познавательное действие: интерпретировать информацию из текста
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: средний
Задание 6.
Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию
Проверяемое познавательное действие: интегрировать и интерпретировать информацию
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: средний
Задание 7.
Проверяемая компетентность: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Проверяемое познавательное действие: правильно формулировать свою мысль на основе текста
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: высокий
Задание 8.
Проверяемая компетентность: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Проверяемое познавательное действие: правильно формулировать свою мысль на основе текста
Контекст: общественный
Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения
Уровень сложности: высокий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах
1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...
Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс...
Сборник заданий по развитию читательской грамотности
для 8-9 классов...
Задания для развития читательской грамотности. 8 класс.
Примеры творческих заданий на основе текста для развития читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и з...
Задания для развития читательской грамотности. 8 класс
Задания для развития читательской грамотности. 8 класс....
Задания на развитие читательской грамотности
Задания на развитие читательской грамотности...
Задания на развитие читательской грамотности
Задания на развитие читательской грамотности для 8 класса содержат два задания на работу со сплошным текстом и одно задание на работу с неспошным тектом....