Задания на развитие читательской грамотности
методическая разработка по обществознанию

Типы заданий: 
- выбор всех правильных ответов; 
- задания на сопоставления; 
- задания с развернутым ответом; 
- задания на исключение неправильных утверждений. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЗАДАНИЯ:

  1. Название задания (образное описание рассматриваемого в задании сюжета)

Спор – элемент социальных взаимоотношений

  1. Формулировка (сюжет) задачи 

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и. самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил: возражать, но не обвинять; не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

(Д.С. Лихачёв)

Задание 1.

Автор считает, что в споре необходимо придерживаться определенных правил, и приводит их примеры. Опираясь на текст, запишите три таких примера.

1-й пример: _________________________________

2-й пример: _________________________________

3-й пример: _________________________________

Задание 2. Какие качества личности по мнению автора можно обнаружить в споре? Выберите 3 верных ответа:

а) интеллигентность,

б) креативность

в) вежливость,

г) агрессивность

д) самоуважение

е) уважение к старшим

Задание 3.

Какие приёмы спора автор считает недозволенными?

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Задание 4. Какие три ключевых этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?

Задание 5. Школьники обсуждали, заслуживает ли уважения человек, уступающий противнику в споре. Некоторые считали, что заслуживает, другие – нет, третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений, на основе текста.

Задание 6.

Выберете верные утверждения о споре, на основе приведенного текста и обществоведческих знаний:

1) Спор всегда несет негативные последствия

2) Если во время спора внимательно слушать собеседника, то это позволит быстрее прийти к компромиссу

3) Главная цель спора – отстоять свою точку зрения, не смотря на последствия

4) Если в споре человек стремиться только к победе, то это пустой спор

Задание 7. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.

Задание 8. Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

  1. Критерии оценивания каждого задания.

Задание 1.

Код

Содержание критерия

2

В ответе приведены 3 примера:

  1. возражать, но не обвинять;
  2. не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.);
  3. не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

1

В ответе приведены 1 – 2 доказательства.

0

В ответе отсутствуют доказательства;

ИЛИ

Приведенные доказательства не соответствуют тексту

Задание 2.

Код

Содержание критерия

1

В ответе указаны верные буквы: АВД

0

Одна или несколько букв не соответствуют верному ответу

Задание 3.

Код

Содержание критерия

1

В ответе приведены следующие приемы: не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

0

В ответе отсутствуют примерыа;

ИЛИ

Приведенные примеры не соответствуют тексту

Задание 4.

Код

Содержание критерия

2

В ответе приведены 3 этапа:

  1. выслушать противника,
  2. задать ему несколько вопросов,
  3. согласится/не согласится с ним.

1

В ответе приведены 1 – 2 этапа.

0

В ответе отсутствуют этапы спора;

ИЛИ

Приведенные этапы не соответствуют тексту

Задание 5.

Код

Содержание критерия

1

В ответе указано: заслуживает если вел себя достойно. Не заслуживает, если вел себя недостойно. 

0

ответ не соответствует тексту

Задание 6.

Код

Содержание критерия

1

В ответе указаны верные цифры: 24

0

Последовательность цифр не соответствуют верному ответу

Задание 7.

Код

Содержание критерия

1

Верный ответ должен содержать следующие элементы: По поведению человека во время спора можно определить характер человека, его манеру общения, как он аргументирует свою точку зрения, умеет ли принять поражение с достоинством. Все эти качества важны для человека.

0

В других случаях

Задание 8.

Код

Содержание критерия

2

В ответе приведены 3 примера с объяснениями 1)адвокат. Спор решает судьбу подсудимого.
2)прокурор.От спора зависит виновность или невиновность
3)политик. На выборах привлекает к себе избирателей, не соглашаясь с оппонентами

 

1

В ответе приведены 1 – 2 примера.

ИЛИ

В ответе есть 3 примера, но нет объяснения.

0

В других случаях

  1. Описание заданий:

Задание 1.

Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию

Проверяемое познавательное действие: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: низкий

Задание 2.

Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию

Проверяемое познавательное действие: выбор верных ответов

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: низкий

Задание 3.

Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию

Проверяемое познавательное действие: находить информацию в тексте  

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: низкий

Задание 4.

Проверяемая компетентность: интегрировать и интерпретировать информацию

Проверяемое познавательное действие: выявлять последовательность действий на основе текста

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: средний

Задание 5.

Проверяемая компетентность: интегрировать и интерпретировать информацию

Проверяемое познавательное действие: интерпретировать информацию из текста

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: средний

Задание 6.

Проверяемая компетентность: находить и извлекать информацию

Проверяемое познавательное действие: интегрировать и интерпретировать информацию

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: средний

Задание 7.

Проверяемая компетентность: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Проверяемое познавательное действие: правильно формулировать свою мысль на основе текста

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: высокий

Задание 8.

Проверяемая компетентность: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Проверяемое познавательное действие: правильно формулировать свою мысль на основе текста

Контекст: общественный

Содержательный элемент: Спор – часть межличностного общения

Уровень сложности: высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...

Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс...

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс.

Примеры творческих заданий на основе текста для развития читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и з...

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс....

Задания на развитие читательской грамотности

Задания на развитие читательской грамотности...

Задания на развитие читательской грамотности

Задания на развитие читательской грамотности  для 8 класса содержат два задания на работу со сплошным текстом и одно задание на работу с неспошным тектом....