Обществознание 11 кл
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_ob_poln.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе:
УМК:Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностные результаты изучения обществознания в старшей школе заключают в себе следующие убеждения и качества:
- воспитать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформировать готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- воспитать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
- ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях .
Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты изучения обществознания учащимся 11 класса включают:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Учащиеся научатся:
- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
- различать формы бизнеса;
- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
- Выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
- Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической системы;
- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Получат возможность научиться:
- изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- применять знания и умения в общении, социальной среде:
применять знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Содержание
Тема 1. Экономическая жизнь общества.
(НРЭО:1.Экономика в Республике Адыгея
2.Хозяйство Республики Адыгея
3.Рынок Республики Адыгея.
4.Фирмы в Республике Адыгея
5.Предприниматели в Республике Адыгея
6.Бизнес в Республике Адыгея
7.Зарплаты в Республике Адыгея
8.Занятость Республики Адыгея.)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Тема 2. Социальная сфера.
(НРЭО:1.Социум в Республике Адыгея
2.Какие нации проживают в Республике Адыгея?
3.Традиции в Республике Адыгея
4.Демография Республики Адыгея
5.Молодежь в Республике Адыгея
6.Политика в Республике Адыгея)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Тема 3. Политическая жизнь общества.
(НРЭО:1.Выборы в Республике Адыгея
2.Гражданское общество Республики Адыгея)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Экономическая жизнь общества | 27 |
2 | Социальная сфера | 16 |
3 | Политическая жизнь общества | 25 |
ИТОГО: | 68 |
3. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока (блока уроков) | Тип урока | СУМ | виды деятельности учащихся | Планируемые результаты: | Кол-во часов | ||||
план | факт | Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||
Тема 1. Экономическая жизнь общества. (27 часов) | |||||||||||
1-2 | Роль экономики в жизни общества. Экономика в Республике Адыгея | Урок новых знаний | Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон | Фронтальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять основные положения. Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений) Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: принимают учебную задачу; проявляют умения ориентироваться в учебнике. | 2 | |||
3 | Входной контроль | Комбинированный | Задания по типу ЕГЭ за курс 10 класса | Индивидуальная работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | Получат возможность научиться определять основные положения. Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений); формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и однокласников) | 1 | |||
4-5 | Экономика: наука и хозяйство. Хозяйство Республики Адыгея | Комбинированный | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | Фронтальная работа | ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных проблем. | Получат возможность научиться определять, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Получат возможность научиться определять, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и | Познавательные: Общеучебные - выявляют особенности и признаки общества как системы; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Логические – дополняют и дополняют и расширяют имеющиеся знания | 2 | |||
6-7 | Экономический рост и развитие | Комбинированный | Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл | Групповая работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять, что такое «порочный круг бедности». Получат возможность научиться, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
| 2 | |||
8-10 | Рыночные отношения в экономике. Рынок Республики Адыгея | Урок новых знаний | Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России | Фронтальная работа | сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Получат возможность научиться определять основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Получат возможность научиться, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. | Познавательные: определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе. | 2 | |||
11-12 | Фирма в экономике Фирмы в Республике Адыгея | Комбинированный | Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями | Фронтальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Получат возможность научиться, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
| Познавательные: общеучебные – выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности. | 2 | |||
13-14 | Правовые основы предпринимательской деятельности Предприниматели в Республике Адыгея | Урок - презентация | Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело | Индивидуальная работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | Получат возможность научиться определять, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Получат возможность научиться, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||||
15-16 | Слагаемые успеха в бизнесе. Бизнес в Республике Адыгея | Комбинированный | Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | Коллективная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме. Получат возможность научиться, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
| 2 | |||
17-18 | Экономика и государство | Урок усвоения новых знаний и умений. | Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Помощь государства рынку. | Фронтальная работа | сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Получат возможность научиться определять, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику. Получат возможность научиться, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 2 | |||
19-20 | Финансы в экономике. Зарплаты в Республике Адыгея | Комбинированный | Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия. | Коллективная работа | ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных проблем | Получат возможность научиться определять, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.
| Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | 2 | |||
21 | Занятость и безработица Занятость Республики Адыгея. | Урок - повторение | Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости | Коллективная работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | Получат возможность научиться определять, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения. Получат возможность научиться, для чего необходим рынок труда. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | 1 | |||
22 | Собственный бизнес: как создать и не потерять | ИНМ | что такое бизнес и его факторы | Индивидуальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного | Получат возможность научиться определять, что такое "бизнес" | Регулятивные: учитывают установленные правила в планирования | 1 | |||
23 | Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | ИНМ | Что такое мошенничество | Индивидуальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного | Получат возможность научиться определять, что такое "мошенничество" | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировани | 1 | |||
24 | Мировая экономика | Урок - повторение | Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. | Индивидуальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять, что такое «международные экономические отношения». Получат возможность научиться, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | ||||
25-26 | Экономическая культура | Урок новых знаний | Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение. Культура производства и потребления. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. | Коллективная работа | сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Получат возможность научиться определять, основы экономической культуры общества. Получат возможность научиться, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. | Познавательные: общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях. | 2 | |||
27 | ПОУ по теме: Экономическая жизнь общества. | Урок – «круглый стол» | Повторение и обобщение. | Групповая работа | ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | Получат возможность научиться определять основные положения раздела. Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | 1 | |||
Тема 2. Социальная сфера. (16 часов) | |||||||||||
28-29 | Социальная структура общества. Социум в Республике Адыгея | Урок самостоятельной работы. | Социальная структура, социальная группа, социальная стратификация, маргиналы, люмпены, социальное неравенство, мобильность, социальный лифт, социальные интересы. | Индивидуальная работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | Получат возможность научиться определять, основные понятия, Получать возможность научиться раскрывать их смысл. Получат возможность научиться характеризовать сущность социальной структуры. | Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о моральных нормах и мировых религиях.
| 2 | |||
3031 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Контрольная работа за I полугодие. | Комбинированный | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. | Фронтальная работа | сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Получат возможность научиться определять, классификацию социальных норм; причины отклоняющегося поведения. Получат возможность научиться, необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования. | Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании, имеющиеся знания и представления о науке и образовании. | 2 | |||
32-33 | Нации и межнациональные отношения. Какие нации проживают в Республике Адыгея? | Урок усвоения новых знаний и умений. | Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. | Фронтальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять, особенности национальных отношений, причины конфликтов и способы их разрешения.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | 2 | |||
34-35 | Семья и быт . Традиции в Республике Адыгея | Комбинированный урок. | Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Семья и брак. | Групповая работа | ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов | Получат возможность научиться определять, основы семейных отношений. Получат возможность научиться характеризовать семью как важнейший социальный институт | Познавательные: общеучебные - умеют структурировать знания; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об искусстве и духовной жизни. | 2 | |||
36-37 | Гендер – социальный пол | Урок - презентация | Понятие «гендер». Гендерные стереотипы. Гендерная роль. Гендерный конфликт. Гендер и социализация. | Фронтальная работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Получат возможность научиться определять, что представляет собой понятие гендер; что такое гендерный стереотип. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач | 2 | |||
38-39 | Молодежь в современном обществе Молодежь в Республике Адыгея | Урок самостоятельной работы. | Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. | Индивидуальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения | Получат возможность научиться определять, роль молодежи в жизни общества. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | ||||
40-41 | Демографическая ситуация в современной России Демография Республики Адыгея | Урок самостоятельной работы. | Демографическая ситуация в современной России. | Коллективная работа | сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок. | Получат возможность научиться определять, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья,Получат возможность научиться объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. формулируют собственное мнение и позицию | 2 | |||
42-43 | ПОУ по теме: Социальная сфера | Урок новых знаний | Задания по типу ЕГЭ. | Фронтальная работа | сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания. | Получат возможность научиться определять основные положения курса. Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Познавательные: общеучебные - ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания | 2 | |||
Тема 3. Политическая жизнь общества. (24 часа) | |||||||||||
44-45 | Политика и власть. Политика в Республике Адыгея | Комбинированный | Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Понятие власти. Государство, его функции. | Фронтальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять, соотношение власти и политики, признаки политических институтов. | Познавательные: общеучебные - умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике. | 2 | |||
46-47 | Политическая система | Урок новых знаний | Политическая система, государство, конституционное право, демократия, представительная демократия, непосредственная демократия, политический режим. | Фронтальная работа | воспитать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов | Получат возможность научиться определять структуру политической системы. Получат возможность научиться характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции. | Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правоотношениях. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. | 2 | |||
48-50 | Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество Республики Адыгея | Комбинированный урок. | Гражданское общество и государство. Парламентская республика. Полупрезидентская республика. Парламентская монархия. ООН. Пакт. Гражданское общество. Местное самоуправление СМИ | Групповая работа | Понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. | Получат возможность научиться определять и характеризовать основные признаки правового государства. Получат возможность научиться международные документы о правах человека. | Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск и выделение информации; логические - строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблема | ||||
51-52 | Демократические выборы. Выборы в Республике Адыгея | Урок усвоения новых знаний. | Демократия, избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная, элита. | Фронтальная работа | сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок. | Получат возможность научиться определять особенности и этапы демократических выборов. Получат возможность научиться решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений.
| Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | 2 | |||
53-54 | Политические партии и партийные системы. | Урок самостоятельной работы. | Политические партии. Демократия, избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная, элита. | Групповая работа | Сформированность гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности. | Получат возможность научиться определять основные понятия темы: Получать возможность научиться решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | 2 | |||
55-56 | Политическая элита и политическое лидерство. | Комбинированный | Политическая элита, политическое лидерство, роль политического лидера, типы лидерства. | Коллективная работа | сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности. | Получат возможность научиться определятьчто представляет собой политическая элита, кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. мнение и позицию. | 2 | |||
57-58 | Политическое сознание. | Комбинированный | Политическое сознание, политическая идеология, обыденное и теоретическое сознание, современные политические идеологии: либеральная,консервативная,социалистическая,социал-демократическая,коммунистическая,идеология фашизма. | Индивидуальная работа | применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока: какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»; чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. жизни | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | 2 | |||
59-60 | Политическое поведение | Комбинированный | Политическое поведение, политический протест, политический терроризм, экстремизм. | Фронтальная работа | сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности. е | Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока: как различаются формы политического поведения, каковы его мотивы. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | 2 | |||
61-62-63 | Политический процесс и культура политического участия. | Комбинированный | Политический процесс: формирование власти и осуществление власти. Политическое участие: политическая элита и рядовые граждане. Политическая культура. | Групповая работа | воспитать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) | Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока: что такое политический процесс; какие типы политических процессов вам известны; каковы структура и стадии политического процесса. В чем суть политического участия? | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме. | 3 | |||
64 | ПОУ по теме: Политическая жизнь общества. | Урок-практикум. | Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Понятие власти. Государство, его функции. | Индивидуальная работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока. Получат возможность научиться характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | 1 | |||
65-66-67 | Взгляд в будущее. | Урок комплексного применения знаний и умений | Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. | Фронтальная работа | ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока. Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. | 3 | |||
68 | Итоговый контроль. | Комбинированный | Повторение и обобщение | Групповая работа | сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. | Получат возможность научиться определять основные положения курса. Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | 1 | |||
68 | ИТОГО 68 Ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...