Конспект урока по обществознанию. Социальная стратификация
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Андреева Евгения Васильевна

Данная тема одна из центральных в изучении общества, она описывает социальное неравенство в обществе, деление на социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Социальная стратификация - то зже самое, что социальное расслоение, т.е. разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных или нищих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  - конспект урока по обществознанию  в 11 классе.

Учебник  под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание» (профильный уровень)

 «Социальная стратификация».

Раздел: Обществознание (социальная сфера)

Тема урока: Социальная стратификация

 Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Формирование УУД

Личностные УУД: учиться адекватно относиться к различным слоям общества

Регулятивные УУД: развивать навыки работы с текстом, научиться свободно выражать свои мысли и аргументировать свои ответы

Познавательные УУД: познакомить учеников с различными типами стратификации и концепцией классов

Коммуникативные УУД: планирование работы в группах, взаимодействие для достижения результата – составление тезисов

Ключевые термины: социальная стратификация, класс, образ жизни.

Ход занятия:

        Учитель: Начнем наш урок с повторения. Давайте вспомним:

1. что такое социальная структура и из каких элементов она состоит.

2.что такое социальный статус, статусный набор,  какие виды статусов бывают.

3.что такое социальная роль, что необходимо для ее правильного исполнения (мы с вами записывали формулу) и какие отличия придумало общество для того, чтобы отличать разные статусы.

        Ученики: Повторяют.

        Учитель: опрос согласно названному плану

        Сегодня мы переходим к новой теме «Социальная стратификация» (запишите в тетрадь). Даная тема одна из центральных в изучении общества, она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества где, он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.

        Социальная стратификация — то же самое, что социальное расслоение, т.е. разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

        Ученики: записывают определение.

        Учитель: Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где оно обозначает

расположение пластов различных пород по вертикали. Наука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю. Крупные общественные страты называют еще классами, где имеются еще более мелкие подразделения — слои. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный, класс — из двух. Самый нижний слой — андеркласс, или социальное дно.

        Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу, как главному критерию стратификации добавляется престиж профессии, объем власти и уровень образования. Давайте запишем 4 слагаемых стратификации.

        Ученики: Записывают.

        Учитель: А сейчас мы  рассмотрим исторические типы стратификации. ( по рядам)

        Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

        Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Предшествующая жизнь человека определяет характер его нового рождения и касту, в которую он при этом попадает – низшую или наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) – и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7 / 10 населения, остается кастовой.

        Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Права и обязанности каждого сословия закреплялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

        Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

        Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Ученики: работают в парах с выданным материалом.

Учитель: Итак, давайте с вами посмотрим, чем отличались данные исторические типы друг от друга.

Ученики: отвечают, сравнивают.

Учитель: последним типом стратификации является классы.

        Л. Уорнер разработал свою концепцию классов. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

        Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

        Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители – профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

        Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира ил и редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

        Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

        Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта – приличествующий образ жизни.

        Верхний-нижний класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты и т.п.), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

        Нижний-нижний класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жилья мест. Они не имеют никакого либо имеют лишь начальное образование, чаше всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели тему «Социальная стратификация», познакомились с различными типами стратификации.

Рефлексия: выполняем задание № 4 на стр. 125.

Верные и неверные утверждения:

- Крупные общественные страты именуют еще классами (Да)

- Основу стратификации современного общества составляют сословия (Нет)

- Членство в сословии определялось наследством (Да)

- Самый нижний слой общества называют андерклассом (Да)

- Сословия пришли на смену классам (Нет)

- Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (Да)

- В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.(Да)

- Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе и ВУЗе. (Да)

- Класс богатых разбивается на верхний и нижние слои (Да)

- Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают (Да)

- Образование измеряется престижем того учебного заведения, которое окончил индивид. (Нет)

- Средний класс состоит из 3 слоев (Да)

- Основу стратификации современного общества составляют нации и народности (Нет)

- Представитель среднего класса учатся лучше и в более престижных вузах; 60% из них имеют за плечами университет или политехнический институт. (Да)

Домашнее задание:пар.1, часть 1.Вопросы  к пар 1-3 стр. 14, в рубрике «Подумайте ,обсудите, сделайте» зад.2-3 по вариантам

Этап урока

действия учителя

деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент (1 мин)

Мотивация (1-2 мин)

Актуализация знаний (3 мин)

Постановка учебной задачи

«Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения)

Первичное закрепление (2-3 мин)

Самостоятельная работа

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(рефлексия)

Итог урока

Дом. задание:

Приветствие

Вопросы для повторения

Попробуйте сформулировать тему урока

Перенос  информации со слайда в тетрадь

дополните…

Итак,

приветствие

Возможные варианты ответов:

Записать тему в тетрадь

Работа с учебником стр.

работа с текстом учебника

работа с текстом учебника стр.

коммуникативные

регулятивные

Познавательные

коммуникативные

познавательные

коммуникативные

познавательные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

познавательные

коммуникативные

познавательные

коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: Социальная стратификация

Подготовка к уроку по теме : Социальная стратификация 11 класспомощь для учителей 11 классов...

Урок по теме "Социальная стратификация"

Урок в технологии РКМЧП с использованием стратегии «эффективная лекция»,приемов "вопросительные и ключевые слова", "вводный вопрос", "резюме"....

конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"

В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации...

Презентация к уроку обществознания Социальная стратификация и мобильность 8 класс

Презентация к уроку обществознания Социальная стратификация и мобильность 8 класс...

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

5.11, 6.11. МЖКХ3. Обществознание. Социальная стратификация.

Задание.1. Дайте определене социальной структуры общества.2. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?3.Составьте таблицу из двух позиций: социальная структура и социальная стратификация.4...

9.11. МЖКХ3. Обществознание. Социальная стратификация.

Задание.1. Охарактеризуйте основания стратификации.2. Какова модель стратификации современного общества?3. Что такое социальное неравенство?...