Россия - федеративное государство
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Россия – федеративное государство.
Цель урока: формирование представлений у учащихся о федеративном устройстве РФ.
Задачи урока:
Предметная: знакомство учащихся с составом субъектов Российской Федерации, принципы федеративного устройства.
Метапредметная: совершенствовать умения учащихся работы с нормативными документами ; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке права.
Личностная – воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: федерация, субъект федерации.
План урока:
- Федерация, её субъекты.
Ход урока:
I Работа по теме урока:
- Федерация, её субъекты.
Учитель: В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.
Запись в тетрадях:
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.
Учитель: Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.
Запись в тетрадях:
Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.
Учитель: Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.
Запись в тетрадях: Правовое положение субъектов Российской Федерации
субъекты | их количество, какие | их статус (положение) | признаки статуса субъекта РФ |
республика | 22 (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан и д.р.) | Государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. |
|
автономная область | 1 (Еврейская) | Государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. |
|
автономный округ | 4 (Ненецкий, Ханты – Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий) | ||
край | 9 (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский) | ||
область | 46 (Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и д.р.) | ||
город федерального значения | 3 (Москва, Санкт – Петербург) | ||
всего: | 851 |
Учитель: Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно – территориальное устройство Российской Федерации.
Запись в тетрадях:
Принципы федерализма в российской Федерации
Наименование принципа | Его основное содержание |
Государственная целостность | Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального (общегосударственного) права |
Равенство и самоопределение народов | Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России |
Единство системы государственной власти | Наличие федеральных (общегосударственных) органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ |
Верховенство федерального права | Федеральные законы и иные нормативные акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ |
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами | Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности |
Равенство субъектов РФ | Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации |
Учитель: Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.
Учитель: Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Запись в тетрадях:
Пути изменения состава Российской Федерации
- Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.
- Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:
- путём объединения двух или более субъектов в один;
- путём разделения одного субъекта с образованием новых;
- путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;
- путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.
Учитель: В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо – Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.
Итог урока:
Вывод: Федеративное государство, или федерация – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.
- Задания на закрепление:
- К субъектам Российской Федерации не относиться
- Нижний Новгород
- Татарстан
- Москва
- Краснодарский край
Ответ: 1.
- Верны ли следующие суждения о соотношении Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ?
А. Законодательство республик в составе РФ обладает верховенством по отношению к Конституции РФ и федеральным законам.
Б. Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством по отношению к законодательствам всех субъектов РФ.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 2.
Домашнее задание:
Выучить определения по данной теме и подготовить доклады:
- Отличительные черты Российского государства
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм
- Социализм и коммунизм
- Фашизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)
Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.» учебника Борисова Н.С. И...
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"
Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....
Россия - многонациональное государство
Цель: Формирование у детей младшего подросткового возраста чувства патриотизма. Задачи:1. Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриоти...
Конструкт урока "Россия - многонациональное государство"
Материал используется на уроке истории в 5 классе (с использование ФГОС)....
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
Презентация к уроку "Россия - федеративное государство"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Россия - федеративное государство" составлена к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова и др....
РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело
Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...