Спецкурс по соцоилогии
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 11 А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11классы. /Авторы-составители Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и А.И. Матвеев.- М.: Просвещение, 2011).
Настоящая программа расчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель элективного курса
Оснавная цель данного курса заключается в формировании у учащихся научного представления о социологи как важной научной дисциплины. Ведь именно социология изучает общество в целом - становление личности, формирование социальных групп и общностей, поведение больших масс людей, основные закономерности развития общества, социальные конфликты.
Основными направлениями работы являются :
- усиление личностного подхода с использованием деятельностного подхода в обучении;
- уделение больше внимания процессам целеполагания, рефлексии;
- сочетание аналитическойкой деятельности с синтетической как одного из условий развития интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности;
- формирование базовых знаний по социологии и развитие общенаучных специальных и творческих умений учащихся.
Для достижения целей курса необходимы приемы: работа со схемами и таблицами, построение диаграмм, таблиц, схем, анкет, опросов социологической направленности, взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы. Особое место отводится самостоятельной работе (собственное социологическое исследование).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.);
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработке собственной гражданской позиции; самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей; оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Социологическое знание | 2 ч |
2 | Развитие общества | 3 ч |
3 | Культура | 4 ч |
4 | Социализация | 4 ч |
5 | Социальный контроль | 5 ч |
6 | Социальная структура | 2 ч |
7 | Социальная стратификация | 4 ч |
8 | Неравенство и бедность | 3 ч |
9 | Социальная мобильность | 3 ч |
10 | Человек в социальной группе | 4 ч |
итого | 34 часа |
Содержание программы
Социологическое знание
Предмет социологии. Социальные институты. Социальные группы. Социальный состав общества как совокупность главных групп. Социальная стратификация общества. Социальная структура. Социальный контроль. Методы социологического исследования: анкетирование, интервью, наблюдение, эксперемент.
Развитие общества.
Понятие общества и его признаки. Типология обществ. Дописьменные и письменные общества. Общество и экономические формации. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии развития общества. Общие законы эволюции человеческого общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерного развития. Прогрессивное и регрессивное развитие общества. Формы социального развития: реформы, революции.
Культура
Культура – одно из важнейших понятий в социологии. Материальные и нематериальные элементы культуры. Культурный комплекс. Культурный ареал. Культурное наследие. Культурные универсалии.
Культурные нормы: привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряд, церемония и ритуал, нравы, законы, вкусы, мода и увлечения, система ценностей, верования, знания и мифы.
Три формы культуры: элитарная, народная и массовая культура. Понятие субкультуры и ее виды. Культурное разнообразие.
Культурная динамика. Роль открытий и изобретений.
Социализация
Процесс социализации. Роль языка в процессе социализации. Усвоение социальных ролей и культурных норм. Этапы социализации. Детство, юность, зрелый возраст, старость. Оказание помощи в процессе социализации. Агенты социализации. Виды социализации.
Социальный контроль
Социальный контроль как особый механизм поддержания общественного порядка. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Виды и градация социальных норм. Формы социального контроля. Типы социальных санкций. Общественное мнение как особая форма социального контроля.
Проблемы девиантного поведения.
Социальная структура
Общественное разделение труда. Специализация. Социальные статусы и роли как составляющие социальной структуры. Виды социальных статусов.
Социальная стратификация
Понятие о социальной стратификации. Доход, власть, престиж и образование как слогаемые совокупного социально-экономического статуса. Типология классов общества. Роль среднего класса в современном обществе. Российское общество – уникальный тип смешанной стратификации.
Неравенство и бедность
Неравенство как причина и следствие социальной стратификации. Деньги как универсальный измеритель неравенства. Богатство и бедность. Границы бедности. Нищета как состояние крайней бедности. Субкультура бедности.
Социальная мобильность
Сущность социальной мобильности. Классификация социальной мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Особенности структурной мобильности.
Каналы вертикальной мобильности. Миграция и ее влияние на социальную структуру общества.
Человек в социальной группе
Социальная группа как посредник меду индивидом и обществом. Малая группа и ее признаки. Семья.
Этнос, нация, народность, племя.
Разновидности межнациональных отношений. Этноцентризм. Причины этнических конфликтов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Примечания | |
По плану | фактическая | |||
Тема 1. Социологическое знание (2ч) | ||||
1 | Предмет социологии | |||
2 | Методы социального исследования | |||
Тема 2. Развитие общества (3ч) | ||||
3 | Общество. Признаки общества. | |||
4 | Типология обществ | |||
5 | Эволюция обществ | |||
Тема 3. Культура (4ч) | ||||
6 | Что такое культура. Состав культуры | |||
7 | Культурные нормы | |||
8 | Формы культуры | |||
9 | Распространение и развитие культуры | |||
Тема 4. Социализация (4ч) | ||||
10 | Что такое социализация | |||
11 | Этапы социализации | |||
12 | Агенты и виды социализации | |||
13 | Повторение и обобщение темы «Социализация» | |||
Тема 5. Социальный контроль (5ч) | ||||
14 | Что такое социальный контроль | |||
15 | Социальные нормы | |||
15 | Формы социального контроля | |||
17 | Нежелательные формы общественного поведения | |||
18 | Повторение и обобщение темы «Социальный контроль» | |||
Тема 6. Социальная структура (2ч) | ||||
19 | Общественное разделение труда | |||
20 | Социальный статус (4ч) | |||
Тема 7. Социальная стратификация (4ч) | ||||
21 | Слагаемые стратификации | |||
22 | Классовая система общества | |||
23 | Средний класс | |||
24 | Стратификация российского общества | |||
Тема 8. Неравенство и бедность (3ч) | ||||
25 | Измерение неравенства и бедности | |||
26 | Понятие об уровне жизни. | |||
27 | Субкультура бедности | |||
Тема 9. Социальная мобильность (3ч) | ||||
28 | Классификация мобильности | |||
29 | Групповая, индивидуальная, структурная мобильность | |||
30 | Каналы социальной мобильности. Миграция | |||
Тема 10. Человек в социальной группе (4ч) | ||||
31 | Понятие социальной группы. Семья как малая группа | |||
32 | Этнос: нация, народность, племя | |||
33 | Межнациональные отношения | |||
34 | Итоговое занятие |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя и учащихся.
1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. В.И. Добренькова, М., 2011.
2 Комаров М.С. Введение в социологию. М., 2012
3 Кравченко А.И. Социология М.,2010
4 Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: М., 2011
5 Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов - на – Дону, 2010.
6 Краткий словарь по социологии. М., 2010
7 Основы прикладной социологии. М., 2011
8 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.,2012.
9 Радугин А.А.. Социология. М: Центр, 2013
10 Руденко Р.И. Практикум по социологии. М.,2010
11 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М: Просвещение, 2010
12 Социология /Под ред. Осипова Г.В. М: Просвещение, 2010
13 Социология современности. М.,2010.
14 Спенсер Г. Начала социологии. С-Пб., 2012
15 Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. М., 2011
16 Тощенко Ж.Т. Социология. М, 2011
17 Фролов С.С. Социология. М., 2010
18 Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России. СПб, 2012
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1 http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
2 http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
3 http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
4 http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
5 http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Сценарий занятия по спецкурсу "Литературное Ставрополье"
Использование регионального компонента в преподавании литературы. Знакомство с особенностями творчества ставропольского поэта И.В.Кашпурова....
Спецкурс "Успешен в слове"
Спецкурс разработан для подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ....
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...