Участие в Круглом столе в рамках региональной научно-практической конференции " Мой край родной"
классный час по обществознанию

текст выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в Круглом столе в рамках региональной научно-практической конференции «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» учителя истории и обществознания МОУ «Ветютневская СШ» Скачковой Н.В.




  Российское общество на сегодняшний день предъявляет высокие требования к школьному образованию и воспитанию. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет следующие требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.  

Как сказал  А.С.Макаренко  "Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной"

Иными словами, патриотическое воспитание является  одним  из важнейших составляющих воспитательного процесса.

 А перед педагогом, осуществлящим воспитательный процесс стоят следующие  задачи:

-привить у детей и подростков любвь к Родине, её историческому прошлому;

- формировать  у воспитанников представления о России, как о многонациональном  Отечестве, общем доме;

- воспитание юного гражданина здорового нравственно и физически, способного защищать Отечество.

 современная школа призвана воспитывать человека не только интеллектуально, но и духовно развитого, патриота и гражданина своей страны.

Быть патриотом сегодня  значит  сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой хутор и  двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Несомненно, большую роль в этой работе играют уроки истории. Особенно важны темы, раскрывающие величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому - это память. Память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи героические подвиги  являются гордостью нашего Отечества. Чувство любви к Родине – священное чувство, и оно способно творить чудеса. Это показала Великая отечественная война, давшая примеры массового героизма русских людей. Что заставляло солдат бросаться со связкой гранат под танк, или идти на таран, или же закрывать своим горячим сердцем вражеский пулемет? Это был настоящий патриотизм. Свидетельство его – более 11,5 тысяч героев Советского Союза.

    А ведь нет, ни в одном словаре мира нет такого понятия как «подвиг». Он присущ только русским людям. В нашем понимании это слово означает неуклонное движение к намеченной цели во имя её достижения. Подвиг как пример для подражания является мощным стимулом. «Мир подвига неисчерпаем, и всё в нём связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее, кровь, пролитая за победу, и горячая  беспокойная кровь подвига мирных дней»,- заметил писатель А.Борщаговский

На уроках заниматься патриотизмом не позволяет ограничение во времени.  Поэтому выручат внеурочное время. Перед каждым педагогическим коллективом стоит задача использовать любые средства и формы для достижения главной цели. Не исключением является и наш педагогический коллектив  

Важное место в  работе по патриотическому воспитанию занимает   краеведческая  деятельность.  Цель данной работы  приобщение   к культурному наследию страны и «малой» родины, воспитание чувства любви и гордости за Отечество.

 Именно в краеведческой деятельности школьников можно увидеть возможности, которые позволят воспитать патриота и гражданина на конкретных примерах. Нужно научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений – процесс увлекательный не только для педагога, но и для ребят. Он открывает большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий.

Такая работа расширяет кругозор учащихся, знакомит с жизнью страны, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого. Учащиеся получают умения и навык индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

Краеведение в современных условиях является мощным воспитательным фактором, средством воспитания патриотизма. К.Д.Ушинский  считал, что патриотизм является не только задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством:  «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». На краеведении  ребята обучаются способам поиска и сбора информации по различным вопросам истории, учатся пользоваться архивными материалами, анализировать и систематизировать их, оформлять научно-исследовательские работы. Встречи с интересными людьми, экскурсии – все это способствует активизации исследовательской деятельности учащихся.

Наши земляки.  Работы данной тематики посвящены  жизни и деятельности земляков. Одна из последних работ  посвящена легендарному земляку, который прошел долгий путь «От простого ветютневского парня к капитану команды Кремлевской школы верховой езды».  Целью  нашей работы было: доказать, что деятельность моего земляка  Полякова Павла Анатольевича помогает возрождать традиции казаков, знать свои корни, помнить и чтить свою историю, воспитывать молодежь, достойной своих отцов, прадедов, воспитывать лучшие качества человека и гражданина: уважение к старшим, своей семье, понятие чести и достоинства. Ведь вся многолетняя история России связана с боевыми традициями кавалеристов. Во всем мире признавался высокий уровень казачьего конного боевого искусства. Сегодня оно практически не востребовано и через некоторое время будет окончательно утрачено.   К счастью в России пока еще теплятся исторические конные традиции, прежде всего казачье боевое искусство и все, что с ним связано. Сегодня остались единицы тех, кто владеет этим искусством. Утрачивается целый пласт национальной культуры, принесший мировую славу русскому воину, казаку-кавалеристу. В ходе исследования ребятам предстояло:

  • изучить  печатную литературу, архивные документы, материал, имеющийся в музее, который находится на территории хутора и музейной комнаты, которую своими руками создала мама- Полякова Нина Степановна;
  • сопоставить полученные данные с материалом в Интернет – ресурсах;
  •  рассказать о долгом пути моего земляка к восхождению к вершинам своего мастерства;
  • установить, может ли деятельность Кремлевской школы верховой езды  способствовать возрождению традиций казачества, патриотизма. 

В  ходе исследования изучая материал о казачестве ребята пришли к выводу, что казачество особый народ, главным делом которого было военное дело, и вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма, уважения к старшим, почитанию предков. Самым главным была Христианская вера, дававшая силу духа, потому были казаки бесстрашными, не боялись смерти.
 Сейчас казаки – пропагандисты патриотизма и лучших качеств человека и гражданина, то есть всего того, что особенно ценилось нашими предками.    

Таким образом, исследовательскую  деятельность учащихся можно назвать одной из эффективных форм обучения и воспитания. Использование местного краеведческого материала дает ряд преимуществ в исследовательской деятельности. Во-первых, для учащихся это самый доступный источник. Во-вторых, работа с местным материалом позволяет ребенку узнать много интересного о родном крае, городе, селе, людях, живущих или живших здесь, позволяет мотивировать интерес к учебе и совершать собственные открытия. Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как: история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. В ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник богатства и благополучия человека, условие успешного развития и процветания общества. Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная научно-практическая конференция Г. Старый Оскол 01.11.2012

Актуальность темы конференции обусловлена стратегическими изменениями, происходящими в дошкольном, общем и дополнительном образовании в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наш...

Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Моя презентация выступления на конференции.Тема  "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....

VI Региональная научно-практическая конференции "Актуальные проблемы современной физики и математики"

секция "Методика преподавания метематики и физики" выступала с докладом по теме "Дифференциация обучения на уроках физики как личностно-ориентированное  обучение"....

ПОЛОЖЕНИЕ о региональной научно - практической конференции «Мой край родной. Люди, события, факты»

Региональная  научно – практическая конференция  проводится в рамках мероприятий Года науки и технологий и празднования 800- летия Нижнего Новгорода. Цель НПК:Формировать патриотическо...

Участие в работе круглого стола, в рамках комплексных курсов повышения квалификации учителей-логопедов «Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях стандартизации»

Участие в работе круглого стола,в рамках комплексных курсов повышенияквалификации учителей-логопедов «Профессиональная компетентностьучителя-логопеда в условиях стандартизации»...