Политика, 10 класс, тест
тест по обществознанию (10 класс)

материал к уроку повторения по теме "Политика", 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Политика, тест, 10 класс83.03 КБ

Предварительный просмотр:

Политика. Вариант1

Часть 1

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

 ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

ПРИЗНАКИ

От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов

Пропорциональная

Места в представительном органе распределяются

в соответствии с количеством голосов, поданных

за партийный список

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 избирательная система        избирательный барьер        распределение мандатов

одномандатный избирательный округ        партийный список        тайное голосование

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) авторитаризм  2) федерализм  3) тоталитаризм   4) монархия   5) демократия        6) диктатура

4. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) политическая   2) правоохранительная    3) социальная     4) демократическая        5) этническая        

5. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) разработка Федерального бюджета

Б) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

В) осуществление мер по охране собственности и общественного порядка

Г) утверждение военной доктрины Российской Федерации

Д) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

1) Президент Российской Федерации

2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

3) Правительство Российской Федерации

4) Прокуратура Российской

Федерации

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

6. Парламентская фракция крупнейшей в стране Z политической партии разработала законопроект о поддержке традиционных религиозных конфессий. Какие из перечисленных положений характерны для политической идеологии, которой придерживается данная партия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) стремление к национализации крупной и средней промышленности 2) подчеркивание приоритета семейных ценностей 3) признание исторических заслуг аристократии 4) требование государственного ограничения деятельности монополий 5) борьба за упразднение любых форм и институтов власти 6) допущение реформ при условии учета присущих стране традиций и обычаев

7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 А) Платон в своих трудах «Государство» и «Законы» изложил свои взгляды на устройство государств, политические режимы и формы правления. (Б) Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. (В) Платоном были впервые выделены следующие формы правления: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. (Г) Безусловно, невозможно переоценить его вклад в развитие политической мысли того времени. (Д) Следует отдать должное его стремлению представить в качестве главного приоритета для процветания государства мудрость его правителей.

 Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер   2) характер оценочных суждений   3) характер теоретических утверждений

 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового государства мы не жили бы в условиях ______(А), нужно защищать его принципы.

Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовой областях является проведение различий между государством и________(Б).

Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является____(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают ещё более сложные_____(Г), которые могут разрушить и погубить общество. Либеральное государство принимает решения в соответствии с установленной____(Д)._____(Е) гражданина - признать решения, принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными...»

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

 1) система   2) общество        3) процедура    4) частная собственность        5) плюрализм         6) потребность

7) конфликты        8) свобода        9) обязанность

 Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 9-12

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют своё право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе — ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей — это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, — даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

 9. Используя авторский текст, приведите точку зрения, объясняющую невысокую активность избирателей. Приведите два аргумента объясняющие, почему лучше образованные граждане не используют свое право голосовать так же, как и менее образованные?

10. Приведите аргумент автора, доказывающий, почему невысокая активность избирателей является признаком «политики счастья»? Каково отношение к этой точке зрения автора текста?

11. Приведите авторскую точку зрения на проблему безразличия людей к выборам. В чём автор текста видит главную причину неучастия в них? Используя обществоведческие знания, приведите одну причину спада избирательной активности населения.

12. Выскажите и аргументируйте свою позицию по поводу актуальности проблемы безразличия людей к выборам применительно к поведению российских избирателей? Опираясь на обществоведческие знания, назовите одно последствие пассивности части граждан и предложите один способ повышения активности населения на выборах.

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы.

14. Назовите любые три признака политической партии как общественной организации и конкретизируйте примером каждый из них.

15. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

Политика. Вариант2

Часть 1

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Монархия

Власть одного человека является пожизненной, передаётся по наследству

...

Все высшие органы власти избираются населением

2.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 политические ценности        политические программы        политическая идеология

политическая практика        политические учения        

3.  Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются примерами классификации политических партий по одному основанию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) реформаторские        2) умеренные        3) националистические        4) экстремистские

5) радикальные        6) соглашательские        7) социалистические
4. Выберите верные суждения о чертах, присущих демократическим выборам. И запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Лица, награждённые государственными наградами, при голосовании имеют два голоса. 2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий. 3) Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборные должности. 4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы.

5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования.

5. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) назначение выборов Президента Российской Федерации

Б) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации

В) обнародование федеральных законов

Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти

Д) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти

1) Прокуратура Российской Федерации

2) Совет Федерации Российской Федерации

3) Конституционный суд Российской Федерации

4) Президент Российской Федерации

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

6. В стране Ъ проходят очередные парламентские выборы. Какие признаки позволяют говорить о том, что в стране Ъ мажоритарная избирательная система? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Правом выдвижения кандидатов наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии, религиозное объединение.  2) Для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. 3) Существует общенациональный избирательный округ. 4) Каждый избиратель обладает одним голосом на выборах. 5) Избиратели обладают правом отзыва депутатов парламента.

7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 (А) Программа социального обустройства малых городов — одна из наиболее актуальных социальных программ. (Б) Одним из направлений, содержащихся в этой программе, является создание в малых городах современной инфраструктуры. (В) Другое направление, обозначенное в программе, —  создание производств, которые могли бы обеспечить рабочие места молодым людям. (Г) Последнее становится всё более значимым по мере растущего высвобождения рабочей силы в связи с техническим перевооружением современного хозяйства. (Д) Разработка и реализация целевых социальных программ — функция государства.

 Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер     2) характер оценочных суждений    3) характер теоретических утверждений

 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 ______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалицию победить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не всегда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

 1) избиратель    2) роспуск        3) эффективный   4) выборы        5) суд        6) многопартийный

7) преимущество        8) государство        9) правительство

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 9-12

При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. <...> Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

<...> Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью и намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, <...> живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося < .. > необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимости власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

<...> Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и <...> доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.

9. Назовите теорию происхождения государства, основы которой выражает автор текста. Выпишите из текста фразу автора, аргументирующую Ваш ответ.

10. Приведите авторскую характеристику состояния общества «без общей власти» государства? Используя обществоведческие знания, назовите одно любое негативное последствие безвластия.

11.  Какова, по мнению автора, главная цель государства? С опорой на обществоведческие знания назовите три функции государственной власти, направленные на обеспечение безопасности. Проиллюстрируйте примерами две из функций.

 12.  В каких формах правления, по мнению автора, может существовать единая власть государства (аргументируйте свой ответ с опорой на текст)? О каком источнике государственной власти идёт речь в тексте? С опорой на обществоведческие знания назовите дополнительно ещё один источник государственной власти..

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

14. Назовите любые три внешнеполитические функции современного государства и проиллюстрируйте каждую из них примером.

15. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.

 Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.

Политика. Вариант3

Часть1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

СОДЕРЖАНИЕ

Народовластие

Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ

...

Созданы различные формы национальной государственности народов РФ

 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 гласность        политический плюрализм        парламентаризм демократия        принцип большинства        

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политический институт». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) партии                      2) общественные движения              3) семья

4) гражданское общество        5) избирательная система        6) бизнес

4.  Выберите верные суждения о функциях гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Стимулирование общественно полезной деятельности граждан. 2) Защита границ и обеспечение общественного порядка. 3) Участие в формировании органов демократического правового социального государства. 4) Организация общественного контроля за соблюдением правил добросовестной конкуренции.

5) Разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами.

5. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации

В) выражение согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации

Г) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты

Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума

3) Президент РФ

4) Правительство РФ

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

6. Государство N является парламентской республикой. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в государстве N? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Президент государства определяется процедурой всенародного голосования. 2) Формирует правительство глава фракции, имеющей парламентское большинство. 3) Правительство несёт ответственность перед парламентом. 4) Президент сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров. 5) Президент имеет право роспуска парламента. 6) Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 (А) В преддверии Нового года все ведущие партии страны проводят свои форумы. (Б) Помимо перевыборов лидеров многие партии обновляют свои идеологические установки. (В) Общность идеологической платформы выступает одним из важнейших признаков партии. (Г) Время проведения партийных съездов нельзя признать удачным. (Д) Предновогодние хлопоты, снижение интереса к деятельности партий могут помешать принятию качественных документов.

 Определите, какие положения текста имеют

 1) фактический характер      2) характер оценочных суждений  3) характер теоретических утверждений

 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).

Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

 1) пропорциональная    2) система       3) смешанная     4) процесс            5) кампания             6) право

7) мажоритарная        8) традиции        9) идеология

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 9-12.

 Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции РФ).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ)... Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита... Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

9. Какие виды плюрализма называет автор? Дайте их характеристику?

10. Как автор характеризует «социальное рыночное хозяйство»? Назовите любые две формы собственности, которые признаются в Российской Федерации.

11. Как, по мнению автора, многопартийность связана с политическим поведением масс? Приведите любые два примера этой взаимосвязи.

12. Автор утверждает, что «Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения.

13.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества.

14.  Укажите основную цель деятельности «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте её тремя примерами.

15. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Политика. Вариант4

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 НАЗВАНИЕ

ПРИЗНАКИ

Правящие

Партии, обладающие большинством в представительных органах власти и реализующие свою программу в политических решениях

...

Партии, критикующие политику правительства и предлагающие альтернативные политические решения и реформы

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 выборы депутатов        избирательное право        списки политических партий

тайное голосование        избирательная кампания        

3. Ниже приведён перечень положений. Все они, за исключением двух, характеризуют мажоритарную избирательную систему. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) избирательный порог        2) побеждает кандидат, получивший большинство голосов   3) возможен второй тур голосования для определения победителя ) формируются одномандатные округа        5) свободный мандат        6) возможно самовыдвижение кандидатов.

4.  Выберите верные суждения о политике и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Внешняя политика является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития. 2) Политика в обществе не определяет и не может определять общих коллективных устремлений и целей. 3) Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране. 4) Государство является одним из основных субъектов политики. 5) Политика — это сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти исключительно внутри государства.

5. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения

В) утверждение военной доктрины Российской Федерации

Г) отрешение Президента РФ от должности

Д) обеспечение проведения в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики

1) Совет Федерации

2) Президент РФ

3) Правительство РФ

4) Государственная Дума

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

6. Согласно Конституции страна Z является демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют политический режим страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Основным источником власти в стране Z является народ. 2) В стране Z функционирует однопалатный парламент. 3) Выборность органов государственной власти путём всеобщих равных и прямых выборов.

4) Провозглашена свобода совести. 5) Гражданам страны Z гарантируется бесплатность начального образования. 6) В стране Z действует одноканальная система налогов.

7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 (А) В минувшие выходные в стране состоялись муниципальные выборы. (Б) Они прошли, по данным наблюдателей, в условиях высокой активности избирателей. (В) Полагаем, что подобное явление связано с возрастанием роли и значимости органов местного самоуправления в жизни социума. (Г) Органы местного самоуправления представляют собой систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. (Д) Результаты выборов обсуждаются политологами и блогосферой.

 Определите, какие положения текста носят

 1) фактический характер;    2) характер оценочных суждений;   3) характер теоретических положений.

 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

8.  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 1) «сдержки и противовесы»        2) компетенция   3  ) естественное право 4) разделение властей        

5) импичмент6) судебная власть     7) полномочия8) сбалансированность        9) суспензивное вето

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 9-12.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

9. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

10.  Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

11. Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

12. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

13.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах партий, и одно предложение о функциях политических партий.

14.  Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

15.  В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный  материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте  ведётся работа по отработке сравнительной хар...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....

6 класс. Тест 9. "Отрицательные целые числа", тест 10. "Противоположные числа. Модуль числа".

6 класс. Тест 9. "Отрицательные целые числа", тест 10. "Противоположные числа. Модуль числа". Тематические тесты П.В. Чулкова к учебнику С.М. Никольского...

6 класс. Тест 46. "Координатная ось", тест 47. "Декартова система координат на плоскости".

6 класс. Тест 46. "Координатная ось", тест 47. "Декартова система координат на плоскости". Тематические тесты П.В. Чулкова к учебнику С.М. Никольского...

Тесты для 5-7 классов. Тесты для 8-11 классов

Ответить на вопросы теста, выбрав ответ....