урок Органы государственной власти
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Жданова Галина Михайловна

урок обществознания 9 класс "Органы государственной власти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ograny_gosudarstvennoy_vlasti.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА

Органы государственной власти

Российской Федерации

ТИП УРОКА

Урок открытия нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА

Создать условия для формирования у обучающихся представления  о России как правовом государстве на основе анализа функций и структуры органов власти в Российской Федерации

ЗАДАЧИ УРОКА

Личностная (воспитательные): воспитание и развитие активного участия в  жизни страны; воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны;

Предметные (обучающие): изучение учащимися основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ; закрепление знаний о системе разделения властей и ее роли в государстве на примере органов власти РФ;

Метапредеметные (развивающие): развитие умений учащихся осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей;  объяснять взаимосвязи государства и гражданина; продолжить формирование умения работать в паре.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

В ходе урока обучающиеся получат возможность научиться:

- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

ПРОБЛЕМА

Какой орган власти является самым главным в Российской Федерации

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций)

Формы: фронтальная, групповая

ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ

Работа с источником (Конституция РФ), анализ текста, работа с видеоисточниоком

Основные понятия

Разделение властей,  органы власти, парламент, Федеральное Собрание, Государственная дума, Президент, правительство

СТРУКТУРА УРОКА

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Определение формы работы

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

  1. 1.Работа с презентацией.

Притча Конфуция о правительстве

2.  Определение темы урока

3.  Постановка цели урока.

III. Первичное усвоение новых знаний

  1. Работа со схемой «Государственная власть»
  2. Выяснение важности и необходимости разделения властей.

IV. Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление

  1. Повторение органов власти в РФ
  2. Расположение органов власти по ветвям власти.
  3. Запись схемы в тетрадь

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз)

V. Практическая работа

Самостоятельное выяснение функций органов власти, их состав и полномочия

VI. Закрепление и рефлексия.

  1. 1. Выступления учащихся по каждому органу власти
  2. 2. Выполнение заданий по материалам ГИА

VII. Домашнее задание

Параграф 6 учить,

Ответить на вопрос – почему Президент  не входит в ветку власти с аргументами

Конспект урока

  1. Организационный этап.  Приветствие
  2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Послушайте притчу.

Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?

 —Оружие.
— А если пришлось бы отказаться и от второго?

        —Еда.
— Но без пищи народ бы умер!
— С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт

- О чем притча?

- Как притча связана с темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний 

В современной России существует принцип разделения власти

- Назовите ветви власти

Определи вид государственной власти по признакам.

ПРИЗНАКИ:

  1. Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.
  2. Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.
  3. Её еще называют представительной.

Ответ: Законодательная власть

ПРИЗНАКИ:

  1. Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.
  2. Действует на основе принятых представительной властью законов.
  3. Не избирается, а чаще всего назначается.

Ответ: Исполнительная власть

ПРИЗНАКИ:

  1. Самостоятельная и независимая ветвь власти.
  2. Защищать право путем осуществления правосудия

Ответ: Судебная власть

В современной России существует принцип разделения власти. Каждую ветвь власти представляет определенный орган. Давайте вспомним,  какой орган власти представляет –законодательную власть, исполнительную ,судебную.

IV. Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление 

Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

ПРЕЗИДЕНТ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СУДЕБНАЯ

ОРГАНЫ ВЛАСТИ            

Парламент:
Федеральное
Собрание,
состоит из двух палат:
Совета Федерации
и Государственной Думы

Правительство РФ

Конституционный суд;

Верховный суд

Суды общей юрисдикции;

(Запись Схемы в тетрадь).

V. Практическая работа с источником (работа в группах)

На столах учебники и  Конституция РФ.

1 группа «Президентская власть» -  глава 4 Конституции

2 группа «Законодательная власть» - глава 5 Конституции

3 группа «Исполнительная власть» - глава 6 Конституции

4 группа «Судебная власть» - глава 7 Конституции

Федеральное Собрание
Используя статьи  V главы Конституции РФ.

Задание

Совет Федерации

Государственная дума

Требования к кандидату

Способ формирования, состав        

Правомочия

Способы прекращения деятельности          

Правительство РФ 
Используя статьи  VI главы Конституции РФ .

Задание

Ответ

Способ формирования Правительства, состав    (111,112)

Правомочия Правительства   (114,115)

Правомочия Председателя Правительства, способ формирования (111,113)

Способы прекращения деятельности   (116,117)

Суд РФ 
Используя статьи  VII главы Конституции РФ № 118(3),119,120,121,122,125,128 (1,2)

Задание

Ответ

Требования к судам, способ формирования

Привилегии суда,

Особенности положения органа власти

Правомочия Конституционного суда

Принципы судопроизводства

Президент РФ
Используя статьи  IV главы Конституции РФ.

Задание

Ответ

Требования к кандидату в Президенты   (81)

Способ формирования власти    (81)

Функции Президентской власти   (84,86,89,90)

Правомочия Президента   (87,80,83)

Президент является…

VI. Закрепление и рефлексия.

1. Выступления учащихся по каждому органу власти

2. Выполнение заданий по материалам ГИА

Примерные ответы:

1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

  • Совет Федерации (178 чел)

В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от предст. и исполн. органов власти

  • Государственная Дума   (450 чел.) ГД избирается сроком на 4 года, причём 225 депутатов избирается по мажоритарному принципу, 225 – по пропорциональному.

(гл.5, ст.94-95 Конституции РФ)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД. После 3-хкратного отклонения представленной кандидатуры Президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы. В течение 7 дней Председатель Правительства представляет Президенту на утверждение структуру исполнительной власти и состав Правительства. (гл.6, ст. 110-112 Конст. РФ)

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По представлению Президента и с согласия ГД судей назначает Президент РФ и СФ. Судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора РФ по той же схеме назначает Президент и СФ. (ст.83, п.е, ст.125, п.1 Конст.)

Прямое голосование народа 1 раз в 4 года (референдум), Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее10 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более 2-х сроков подряд. (ст.81,п.1,2,3 Конст. РФ)

ФУНКЦИИ

СФ: утверждение указов Президента об изменении границ, введении военного положения, ЧП, возможном использовании ВС РФ за пределами России, назначение выборов Президента и отрешение его от должности (ст.№ 102) .

ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение, объявление амнистии (ст. №103 Конституции)

Разработка бюджета и его исполнение, единая финансовая политика, ед. политика в области культуры, образования и здравоохранения, социальное обеспечение, экология и наука, управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, законности и правопорядка, борьба с преступностью (ст.№104)

КС: разрешает дела о соответствии законов, др. нормативных актов Конституции РФ;

ВС: высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и др. делам, осуществляет  судебный надзор за их деятельностью (ст.№125-127).

Президент РФ – гарант Конституции РФ, высшая кадровая политика, является Главнокомандующим ВС РФ, возглавляет внешнюю политику страны, возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы в ГД, распускает её, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы.(ст.83-90 )

Выполняем задания в тетради (с экран)

1.  Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Компетенция

А) осуществляет управление федеральной собственностью

Б) решение вопроса о доверии Правительству

В) отрешение Президента от должности

Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Д) утверждение указа Президента о введении военного положения

Е) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения

Ж) роспуск Государственной думы

З) решение вопросов гражданства

Органы власти

  1. Президент РФ
  2. Совет Федерации
  3. Государственная дума
  4. Правительство

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

4

3

2

3

2

4

1

1

2. Отметьте источники российского права:

А) Конституция РФ

Б) Решение сельского схода жителей

В) Закон РФ «Об образовании»

Г) Указ Президента РФ

Д) Международный пакт «О гражданских и политических правах»

Е) Приказ директора школы

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из приведенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Конституция (1) РФ предусматривает разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти (2).  Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.  Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга.  Но благодаря этому достигается высокая эффективность  деятельности (3) каждой из ветвей власти.  Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль (4), в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы (5).  Так практически обеспечивается господство права (6).

Правовое  государство (7) считают наиболее демократически развитым государством – лучшего пока человечество не придумало.

4.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «государственная власть». Составьте два предложения о государственной власти в РФ.

(Например:

  1. Государственная власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
  2. Высшим нормативным актом государственной власти является закон.
  3. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые, обязательны для всех граждан и учреждений.
  5. Существуют правовые нормы, ограничивающие государственную власть.
  6. Местные вопросы жизни людей разрешаются ими самими без участия государственной власти. (ст.3)
  7. Политические партию всегда ставят перед собой задачу завоевать государственную власть.
  8.  Государственная власть является важнейшей составляющей политической власти.
  9.  Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
  10.  Государственная власть имеет отличительные признаки: публичный характер, суверенный характер, ограниченность территорией.
  11.  Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

- Самопроверка. Сколько ошибок? Поставьте себе оценку

Рефлексия.

Как я усвоил материал? Как я работал? Удовлетворен ли своей работой? Как работала группа,? 

VII. Домашнее задание Параграф 6 учить,

Ответить на вопрос: почему Президент  не входит в ветку власти с аргументами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Формы государства и система государственной власти в Р.Ф.

Цель урока: Сформировать представление о формах государства и системе государственной власти в Р.Ф., Помочь учашимся приобрести научные знания о государстве, самостоятельно пополнять их и ориентироват...

Тест. Органы законодательной власти (федеральное собрание)

Тест. Органы законодательной власти (федеральное собрание) 10 класс по программе: Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...

Презентация на тему: Органы государственной власти в РФ

Основным принципом организации органов государственной власти является деление на: законодательные (статья 10 Конституции РФ), исполнительные (статья 10 Конституции РФ), судебные (статья 10 Конституци...

Тест по теме "Конституция РФ. Органы государственной власти".

Тест разработан для проверки знаний по данной теме для учащихся 10-11 классов, изучающих право по учебнику А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной Право 10-11 кл....

Высшие органы государственной власти РФ

Данная работа является  разработкой лабораторной работы по обществознанию (9 класс) по теме " Высшие органы государственной власти РФ". Включает в себя: конспект, презентацию, листы с з...

Технологическая карта по теме "Органы государственной власти XVI – начало XVIII вв."

Урок систематизации и обощения по теме "Органы государственной власти XVI – начало XVIII вв."....

Самостоятельная работа по биологии на тему "Высшие органы государственной власти РФ"

Проверочная работа по теме: «Высшие органы государственной власти РФ» 1. Дать определения терминам.Федеральное собрание — этоПалата — этоДепутат — этоГосударственная...