Духовный мир человека
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Класс 6 Урок № 10 Дата 20.11.2020
Тема: «Духовный мир человека »
Цель урока: продолжить формирование представлений учащихся о духовном мире, потребностях, как источнике активности человека, развитие познавательных способностей учащихся .
Задача урока: раскрыть сложные вопросы на доступном для шестиклассников уровне.
- Познакомить учащихся с понятием «духовный мир», «мораль», «ценности».
- Воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.
Понятия и термины: потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познание, умозаключение, суждение.
Тип урока: изучение нового материала.
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
3.Вывод.
4.Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материал.
План
1. Человек как духовное существо
2.Духовные ориентиры личности
3.От чего зависит то или иное мировоззрение?
1.Человек как духовное существо
Духовный мир человека– внутренняя духовная жизнь человека, которая включает: мысли и чувства ( знания, вера, стремления).
Духовный мир человека— это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества (знания, вера, чувства, стремления людей).
Духовная жизнь — это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Духовность—духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов.Мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности, способность увидеть и почувствовать всю красоту мира
Бездуховность— это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.
Важнейшие элементы духовности:ценности, мораль, мировоззрение.
2.Духовные ориентиры личности
Являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали.
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них — немецкий мыслитель И. Кант(1724—1804). Он сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты можешь желать».Т.Е., это"поступки каждого должны быть эталоном человеческого поведения.Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния,
Духовный мир личности включает также идеалы и ценности.
Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.
Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для человека.Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп. Например:патриотизм - преданность и любовь к Родине, своему народу.Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.
Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми; в период обучения и воспитания в школе; при восприятии таких памятников мировой культуры. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.
Самовоспитание - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности..
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мировоззрение— это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека:
представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.
мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ –это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
3.От чего зависит то или иное мировоззрение?
Историческая эпоха. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.2.Язык 3.Культура 4.Страна 5. Материальное положение 6. История народа 7.Образование 8.Религия
Классификация типов мировоззрения.
1.Обыденное, житейское - складывается стихийно на основе жизненного опыта.
2. Религиозное- складывается под впечатлением религиозных текстов, проповедей.
3.Научное - опирается на достижение науки и передовой мысли .
Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки.
Виды мировоззрения | Достоинства | Недостатки |
Обыденное мировоззрение | опирается на непосредственный жизненный опыт человека | мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиоз-ного сознания как элемен-та мировой культуры |
Религиозное мировоззрение | тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. | проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. |
Научное мировоззрение | прочная научная обосно-ванность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соц.деятельностью людей | человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места |
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
позволяет людям выбрать лучший путь для их достижения понять, вооружает их методами познания и деятельности.
помогает различать ценности истинные и мнимые.
3.Вывод: Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
4.Домашнее задание : прочитать конспект .Выписать определение :
Духовный мир человека– внутренняя духовная жизнь человека, которая включает: мысли и чувства ( знания, вера, стремления).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество
Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...
Литература и ее роль в духовной жизни человека
Презентация к вводному уроку литературы, 9 класс...
Дополнительная образовательная программа "Духовное здоровье человека"
Программа "Духовное здоровье человека" разработана в 2009 году. Рассчитана на 7 лет реализации. Направленность программы - социально -педагогическая. Главная цель - формирование духовного здоровья мол...
Игра - путешествие по программе "Духовное здоровье человека"
Вводные занятия по дополнительным образовательным программам должны быть особенно интересными, чтобы детям захотелось работать именно по этой программе, именно с этим педагогом. Поэтому я призываю на ...
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Семья - источник духовного развития человека
Статья посвящена проблемам духовного развития ребенка в семье....
Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?
Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека ищущего вопросы о том, для чего он приходит на землю, в чем смысл жизни и как сделать ее интересной и значим...