Конспект урока по обществознанию "Правовое государство" 9 класс.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Тема урока « Правовое государство» Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний Образовательные ресурсы : текст конституции РФ, компьютер и мультимедийный проектор, презентация «Правовое государство», учебник Обществознания под редакцией Л. Н. Боголюбова, рабочая тетрадь Обществознание О.А. Котова Т.Е.Лискова План урока 1. Повторение 1.1 Государство и его признаки. 1.2 Теории происхождения государства. 2. Новый материал 2.1 Правовое государство. 2.2 Зарождение и развитие учения о правовом государстве. 2.3 Принципы ( признаки) правового государства. 2.4 Правовое государство в России 2.5 Обобщение. 2.6 Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_gosudarstvo.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Правовое государство»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках,
- продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами,
- вызвать интерес к предмету,
- коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация
Основные понятия: право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная власти, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
Речевая разминка.
II. Повторение изученного ранее.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.
Фронтальный опрос.
- Что означает слово «Политический режим»?
- Каковы основные типы политических режимов?
- Чем характеризуется тоталитарный режим?
- Чем характеризуется демократический режим?
- Чем характеризуется авторитарный режим?
Задание 2. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
Признак | Тип |
| А) демократический Б) тоталитарный В) авторитарный |
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
III. Изучение нового материала
ПЛАН:
- Понятие «правовое государство».
- Развитие учения о правовом государстве.
- Принципы (признаки) правового государства.
- Государственная власть в РФ.
(Запись темы и плана в тетрадь)
1. Понятие «правовое государство»
Беседа по теме «Правовое государство».
- Что такое право?
- Что выше: право или власть? (учащиеся высказывают свое мнение, рассуждают)
Учитель показывает Презентацию «Правовое государство» осуществляет межпредметную связь с историей, формулирует понятие «правовое государство».
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, в котором обеспечены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву.
(Запись определения в тетрадь).
2. Развитие учения о правовом государстве.
Задание 1. Используя текст учебника на стр. 30-32, заполните таблицу «Развитие учения о правовом государстве».
Мыслители | Идеи |
Платон (427—347 гг. до н. э.) | |
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) | |
Цицерон (106—43 гг. до н. э.) | |
Дж. Локк (1632—1704) | |
Ш. Монтескье (1689—1755) | |
И. Кант (1724—1804) |
(Учащиеся извлекают необходимую информацию из текста, для заполнения таблицы. Таблица заполняется совместно с учителем, в ходе просмотра Презентации.)
В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (182S—1904), Б. А. Кистяковского (1868—1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котляревского (1873—1939) и многих других.
3. Принципы (признаки) правового государства
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 32, назовите основные принципы (признаки) правового государства.
Принципы (признаки) правового государства:
- верховенство права (правового закона),
- незыблемость прав и свобод человека,
- разделение властей. (Запись в тетрадь).
Рассказ учителя сопровождается показом Презентации «Правовое государство».
(Запись в тетрадь схемы «Государственная власть»).
Государственная власть | ||
Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
Задание. Определи вид государственной власти
ПРИЗНАКИ:
- Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.
- Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.
- Её еще называют представительной.
Ответ: Законодательная власть
ПРИЗНАКИ:
- Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.
- Действует на основе принятых представительной властью законов.
- Не избирается, а чаще всего назначается.
Ответ: Исполнительная власть
ПРИЗНАКИ:
- Самостоятельная и независимая ветвь власти.
- Защищать право путем осуществления правосудия
Ответ: Судебная власть
Задание «Подумай».
1. В государстве Y народ это источник власти. Законодательная и исполнительная власть находится в руках верховного правителя, суд независим.
Можно ли назвать государство Y правовым? Докажи.
2. Государство Z — республика. Граждане имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед народом. Существует многопартийность.
Можно ли назвать государство Z правовым? Докажи.
4. Государственная власть в РФ.
Задание 4. Прочитайте материал ученика на стр. 33-35 и составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.
Схема «Разделение властей»
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ | ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ | СУДЕБНАЯ |
Парламент: | Правительство РФ | Конституционный суд; Суды общей юрисдикции; Арбитражный суд |
(Запись Схемы в тетрадь).
IV. Закрепление. Обобщение.
Работа со словарём.
Право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.
Фронтальный опрос:
- Что такое «правовое государство»?
- Каковы признаки правового государства?
- В чём сущность разделения властей?
- Чем представлена законодательная власть в России?
- Чем представлена исполнительная власть в России?
- Чем представлена судебная власть в России?
Карточка
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Для правового государства характерно
- 1) наличие единого правителя
- 2) сильный государственный аппарат
- 3) главенство судебной ветви власти
- 4) незыблемость прав и свобод человека
Какая из перечисленных характеристик относится к правовому государству?
- 1) отделение школы от церкви
- 2) отсутствие смертной казни
- 3) разделение властей
- 4) наличие частной собственности
Какой орган осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации?
- 1) Высший Арбитражный Суд РФ
- 2) Правительство РФ
- 3) Счётная Палата РФ
- 4) Государственная Дума РФ
Какой орган осуществляет законодательную власть в Российской Федерации?
- 1) Федеральное Собрание
- 2) Правительство РФ
- 3) Совет Федерации РФ
- 4) Государственная Дума РФ
Какой орган осуществляет судебную власть в Российской Федерации?
- 1) Высший Арбитражный Суд РФ
- 2) Конституционный Суд РФ
- 3) Счётная Палата РФ
- 4) Государственная Дума РФ
5) Суды общей юрисдикции
Задание 2. Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?
А. Принцип разделения властей ослабляет государство и поэтому не закрепляется в Конституции РФ.
Б. Принцип разделения властей закреплён в Конституции РФ.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание.
- Выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...