олимпиадная работа по обществознанию для 10-11 кл. (2021 год)
олимпиадные задания по обществознанию (11 класс)
олимпиадная работа по обществознанию для 10-11 класса, школьный этап Всероссийской олимпиады школьников-2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada2021obshchestvoznanie_10-11kl.doc | 569.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ.
шифр |
Бланк ответов
1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Максимум – 5 б.
2.
1)
2)
3)
Максимум – 3 балла.
3. 3.1. __________________________________________________________________________________
3.2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимум – 6 баллов.
4. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимум – 6 баллов.
5. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимум – 3 балла.
6.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимум – 4 б.
7.
Биологическая сущность | Социальная сущность |
Максимум – 7 б.
8. 8.1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимум за задание – 6 б.
9. 9.1.Обобщающее понятие: ____________________________________________________
Объединяющее понятие (9.3) | Буквенные обозначения изображений (9.2) | |
Группа 1 | ||
Группа 2 | ||
Группа 3 | ||
Группа 4 |
Максимум за задание - 10 баллов.
10. 10.1. – 4 б. 10.2. – 4 б. 10.3. – 2 б.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за работу | |||||||||||
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего баллов |
Максимальный балл | 5 | 3 | 6 | 6 | 3 | 4 | 7 | 6 | 10 | 10 | 60 |
Балл участника |
Члены жюри ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Уважаемый участник!
Перед Вами 10 заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Для их выполнения у Вас есть 90 мин. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в бланк ответов, записи ведите чѐтко и разборчиво. Не забудьте указать свой шифр на бланке ответов!!!
Максимально возможное количество баллов за работу – 60 .
Желаем успеха!
- «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно, напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
- Перемена фамилии одним из супругов влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
- Целью деятельности партий является борьба за завоевание высшей политической власти.
- Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения с 14 лет.
- Если форма правления в государстве определена как республика, то это означает, что источником власти является народ.
- Унитарным называется государство, административные части которого имеют собственную конституцию, а местные органы власти подчиняются центральным.
Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (словосочетание).
- Удовлетворение важнейших общественных потребностей, наличие устойчивых форм совместной деятельности, функционирование на основе формально определенных правил
- Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.
- Форма государственного устройства, форма правления, тип политического режима.
Решите задачу.
В государстве Z глава государства и члены Законодательного Собрания избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 10 территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам.
3.1. Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
3.2. Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
3.3. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названные в условии задачи.
Решите логическую задачу.
На пост президента Умляндии баллотировались три кандидата – Шварцкопф, Вайсман и Грюнбаум. Накануне голосования они сделали следующие прогнозы относительно результатов президентской гонки: Шварцкопф: «Второе место займу я или Грюнбаум». Вайсман: «Шварцкопф займет третье место». Грюнбаум: «Вайсман станет президентом». Как показали результаты выборов, только один из них ошибся, но именно он и стал президентом.
Определите, кто какое место занял. Обоснуйте свой ответ.
Решите правовую задачу.
Органами ЗАГС был зарегистрирован брак между 16-летними Еленой Н. и Григорием П. Через год супруги разошлись, оформив официальный развод. Елена решила продать дом, доставшийся ей по наследству от деда. Нотариус отказался зарегистрировать сделку купли - продажи дома, ссылаясь на то, что Елена не достигла возраста 18 лет и не находится в зарегистрированном браке, а потому она не обладает достаточным объемом дееспособности для совершения такой сделки.
Решите экономическую задачу.
Саша и Олег сложили свои капиталы и купили автомастерскую. Через год вложенный капитал увеличился на 45%. Каким капиталом владеет каждый компаньон, если первоначальный капитал Саши составлял 3600 евро, а у Олега было в 1.2 раза больше денег, чем у Саши?
Распределите следующие термины по двум колонкам таблицы: в первую поместите позиции характеризующие биологическую сущность человека, а во вторую - социальную
1)готовность к труду 2) эмоции 3) умение использовать природные предметы
4) способность к самосохранению 5) членораздельная речь
6) нравственность 7) большой и развитый мозг.
Прочитайте мнение и выполните задания.
Профессор Э.В.Тадевосян в своих работах подчеркивал взаимосвязь между правом и социальным контролем: «Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль»
8.1. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный контроль».
8.2. Используя обществоведческие знания, сформулируйте два суждения о функциях права.
Ниже представлены серии изображений.
Изучите представленные изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.
9.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.
9.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.
9.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.
В | Г |
Д | Е |
Ж | З |
10. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей.
Выберите одно.
«Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
«Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю)
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо)
«Цель наказания — не мщение, а исправление» (А. Н. Радищев)
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
Ваша задача –
10.1. сформулировать проблему, поднимаемую автором,
10.2. сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными,
10.3. выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (политологии, социологии и социальной психологии, философии, экономики, правоведения) Вы будете её рассматривать.
Ответы и критерии оценивания
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ.
1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
нет | да | да | да | нет |
По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум – 5 баллов.
2.
1) социальные институты
2) признаки государства
3) формы государства
По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум – 3 балла.
3.
3.1. форма государственного (территориального) устройства – федерация (федеративное государство); (1б)
3.2. факт: государство Z включает в себя 10 территорий, обладающих некоторой политической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны; (Факт может быть представлен как в виде цитаты текста, так и в свободном пересказе); (1 б.)
3.3. любые два (!) признака, например: (по 2 б. за признак)
– двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации;
– в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
– двухканальная система налогов;
– разграничение предметов ведения федерации и её субъектов.
Признаки могут быть сформулированы иначе.
Максимум – 6 баллов.
4. Вайсман – 1 место, Шварцкопф – 2 место, Грюнбаум – 3 место.
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум – 6 б.
5. Нет. (1 б.)
Вступление в брак до достижения возраста 18 лет является одним из обстоятельств приобретения гражданской дееспособности, которая наступает «автоматически» с момента государственной регистрации брака и сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста. (2 б.)
Максимум – 3 балла.
6. Саша 5220 евро, Олег 6264 евро.
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум – 4 б.
7.
Биологическая сущность | Социальная сущность |
34 | 12567 |
По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение. Максимум – 7 б.
8.
8.1. Социальный контроль — это способы регулирования отношений, которые используются обществом для того, чтобы обеспечивать соблюдение социальных норм.
(В качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6-11 классов из федерального перечня Минпросвещения России) – 2 б. за полный ответ, 1 б. ответ в неполном объёме.
8.2. В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) Благодаря регулятивной функции право обеспечивает деятельность общества, а также права и обязанности участников правоотношений;
2) Статистическая функция права помогает производить учет правонарушений и в дальнейшем разрабатывать стратегии по борьбе с ними;
3) За счет охранительной функции право строго защищаются права граждан, а в случае их нарушения виновное лицо привлекается к ответственности.
По 2 балла за каждое из двух(!) суждений.
Максимум за задание – 6 б.
9.
9.1.Обобщающее понятие: социальные санкции (2 б.)
Объединяющее понятие (9.3) | Буквенные обозначения изображений (9.2) | |
Группа 1 | формальные позитивные | А, Е |
Группа 2 | неформальные негативные | Б, З |
Группа 3 | формальные негативные | В, Ж |
Группа 4 | неформальные позитивные | Г, Д |
По 1 баллу за каждую верно названную группу.
По 1 баллу за каждое полностью (!) верное соотнесение.
Максимум за задание - 10 баллов.
10.
10.1. – 4 б.
10.2. – 4 б.
10.3. – 2 б.
Экономика: «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
Философия: «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю)
Политология: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо)
Правоведение: «Цель наказания — не мщение, а исправление» (А. Н. Радищев)
Социология , социальная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
Максимум за задание – 10 баллов
МАКСИМУМ ЗА РАБОТУ – 60 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные вопросы по обществознанию для 6 класса
В 6 классе проходит первое знакомство с такой школьной дисциплиной, как обществознание. предмет этот крайне востребован и необходим учащимся. Мы наблюдаем уже на протяжении ни одного года, что высокий...
Анализ олимпиадных работ по истории и обществознанию за 2010 – 2011 учебный год
Анализ олимпиадных работ по истории и обществознанию за 2010 – 2011 учебный год...
Приказ "Об условиях работы жюри при проверке олимпиадных работ участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории Октябрьского района в 2021-2022 уч. году
В соответствии с приказом Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района от 11.10. 2021 г. № 728-од....
Работа с текстом при подготовке к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.
Работа с текстом при подготовке к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах....
Административная контрольная работа по обществознанию за I полугодие 2021-2022 учебного года 8 класс
Административная контрольная работа по обществознанию за I полугодие 2021-2022 учебного года 8 класс (в формате ОГЭ)...
Протокол по итогам проверки олимпиадных работ учащихся муниципального этапа ВСОШ по обществознанию
Итоговый протокол проверки олимпиадных работ учащихся муниципального этапа ВСОШ по обществознанию....